Полная версия
Миссия городского университета в развитии города
Роман Максишко
Миссия городского университета в развитии города
К заделу НИР по теме
«Концепция городского университета»
Современный город являет собой сложный агрегат, пронизанный искусственными процессами, культивирующими индивидуализацию человека. По сути дела, город – это такая антропогенная и антропотехническая машина, созданная специально для производства личностей, развития индивидуального Я-сознания вплоть до эгоизма и эгоцентризма в его самых радикальных проявлениях. Нормальная «работа» города дает именно такие результаты вместе с побочными эффектами в виде пороков, страстей, одержимостей, животных потребностей, похоти, искушений и прочих ядов урбанизации. Технически город выглядит как пространство, в котором, будто в колбе гомункула, варятся и преображаются люди, и одновременно его можно рассматривать как инструмент для сотворения и порождения деятельностей. С библейских времен человек искусственно создавал города, которые со временем настолько переполнялись грехом, что вынуждены были часто подвергаться «божественным» карам, уничтожениям и потопам, чтобы на расчищенном пространстве можно было продолжать творчески экспериментировать в стремлении людей к индивидуализации и свободе.
В городах человек постоянно конструирует сложные жизнедеятельностные и мыследеятельностные системы, с известным упорством пытаясь их оживить. Именно поэтому город также можно воспринимать как некий вид живого организма, который, однако, живет не по законам природы, а по законам предписанным ему его создателем – человеком. И поскольку человек как творец своих действительностей несовершенен, то несовершенны и города, сотворенные им.
И тем не менее, как и всякий живой или хотя бы оживленный организм, город в течение своей жизни переживает все фазы становления от младенчества и детства (когда в нем рулят духовные процессы, еще не обремененные грехом, ибо индивидуально-человеческое там еще не понимается как необходимость [1]) до зрелости, старения и – в конце концов – умирания, а возможно и реинкарнации.
Город нынешней стадии развития человечества – это средоточие практической жизни, основанной на методе проб и ошибок – квинтэссенция материализма. Современный горожанин, таким образом, является основателем материализма в практической жизни. Это нашло свое отражение в средневековом мифе о Лоэнгрине, сыне Парсифаля. Лоэнгрин, будучи посланцем братства Грааля и мудрым водителем человечества в эпоху сумерек богов, подготавливал духовные основания города. Эльза Брабантская же напротив представляла собой сознание материалистически чувствующего города [2]. Имея духовные основы, город может жить и развиваться только в практике. Если же духовность, которую в числе прочих может обеспечить университет, уходит из искусственной составляющей, город обречен стать машиной, которая со временем заржавеет и остановится, или начнет пожирать сама себя и всех своих создателей.
Опираясь на искусственную составляющую, можно смело сказать, что город – это нечто неестественное на теле земли, даже противоестественное по отношению к самой природе, ее ритмам и ходу развития. Таковы объективные основания урбанистики.
Извечное противостояние города и деревни служит хорошей иллюстрацией этому тезису. В сельской пасторали все яснее и проще, но скучнее. В среде пейзан царят право кулака и природная дикость. Человек, ищущий большего никогда не удовольствуется примитивными правилами существования на лоне, если он пытается найти корень не в себе, но во внешнем мире. Покидая деревни и основывая города, он жаждет новизны и открытий. Живой субстанцией города является свобода. И если естественность требует полного подчинения законам природы и некоему предопределенному божественному устройству мироздания, то искусственная составляющая города является выражением потребности индивидуального Я в его стремлении к полной и безграничной свободе. То, что в средневековье называлось «свободным городом», было внешним выражением вдыхания человечеством его Я-сознающей души [3]. Ибо свобода и индивидуальность Я-сознания – это две стороны одной медали.
Взять хотя бы ночную жизнь, основанную на человеческих вожделениях и страстях. Если в современном городе нет ночной жизни, то это и не город вовсе, хотя подобный жизненный ритм и противоречит человеческому естеству. Городской воздух полон ядовитых веществ из-за аморальности людей [4], поскольку люди в своем творчестве уходят очень далеко, не ведая при этом, что творят. И тем не менее, они не прекращают своей деятельности, ибо без этого не вырастить индивидуальность: не согрешишь – не покаешься. Ведь только блудный сын в своем личном раскаянии может полноценно вернуться к Отцу, так как исходит в этом акте из своего собственного выстраданного разумения.
Таким образом, в городе всегда можно выделить две важнейшие формообразующие действующие силы: искусственную и естественную. Искусственная опирается на создателей систем, инженеров жизни, которые требуют постоянного развития. – Это свободные и свободолюбивые индивидуальности и творцы. Естественная же составляющая зиждется на спинах консерваторов, вечно стремящиеся к порядку, законности, неизменности и стагнации. – Это ретрограды-обыватели, чиновники и «праведники». В борьбе и единстве взаимного сосуществования этих противоположностей заключена сама жизнь города.
Какое место в этой диспозиции занимает городской университет (Рис. 1)? Почему мы вообще говорим о городском университете? (Формальное административное подчинение городским властям как основателям и учредителям данного образовательного заведения мы в данном рассмотрении отметаем). Нам необходимо приблизиться к пониманию специфической городской миссии университета.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.