Полная версия
Квадратный мир. Записки ученого, попавшего в Майнкрафт
Когда я закончил вырубать свой дом, осталось только дождаться наступления темноты и посмотреть, как все пройдет. Я все еще не знал, как создать кровать, но тогда решил, что это и к лучшему – ведь нужно быть бдительным всю ночь.
Как только стемнело, я сразу увидел пауков, копошащихся у подножия плато прямо под моим жилищем. Сначала только двое, но со временем становилось все больше и больше. Откуда они только брались… Через несколько минут их была уже дюжина, а может, и больше. Жуткие создания с красными глазами и размером с крупного ротвейлера. Но кроме них были и другие страшные монстры – например, зеленые взрывающиеся версии зомби. Некоторые подбирались все ближе и ближе к основанию плато, но, к счастью, ни один из них так и не попытался забраться наверх. Пока что…
Итак, первая ночь в новом доме прошла спокойно. Хотя все монстры, пристававшие ко мне прошлыми ночами, были очень близко к моему убежищу, но никто из них не попытался проникнуть внутрь. И я решил, что теперь могу потратить немного времени на создание предметов и исследование всего, что смогу найти в этом новом мире.
* * *В следующих главах я подробно расписываю основные этапы моего исследования. И хотя я мог бы написать бесчисленное множество книг, в которых описывал бы удивительные вещи и явления на планете Minecraft, я постарался придерживаться поставленной задачи и рассматривать только то, что отличается от привычных аналогов на Земле. Я также уделил внимание тем вещам, которые не мог объяснить, однако постарался придумать правдоподобные теории их возникновения. Конечно, я не уверен в том, сможет ли кто-нибудь когда-нибудь прочесть эту книгу на Земле, но это уже другой вопрос.
Глава 2
Геология Minecraft
Без капли сомнения скажу вам, что было крайне интересно изучать геологию этого мира. Очевидно, что тот, кто создал верстак, мыслил точно так же, поскольку на верстаке можно определять названия местных пород и минералов. Поэтому я смог с легкостью сравнивать камни и минералы мира Minecraft с земными аналогами. Дальше вы прочитаете результаты моих экспедиций в самые разные уголки этого мира. Сколько часов я провел, копаясь в земле, взбираясь высоко в горы и оказываясь на волоске от смерти сотней разных способов. Обратите внимание, что я намеренно не описываю все горные породы, минералы и геологические образования мира Minecraft, так как, честно говоря, у меня нет ни времени, ни желания заниматься этим. Да и многие из них просто не представляют для нас никакой ценности.
Лава, магма и вулканы
При изучении планеты Minecraft первым делом я заметил высокую вулканическую активность. Серьезно, куда ни глянь – везде из-под земли вытекает лава. Вы натыкаетесь на вулканы у входа в пещеры, у утесов и гор… да что там! Выберите любое место на этой планете – и я гарантирую, что вы найдете там лаву. Меня, как ученого, данный факт очень заинтересовал, так как вулканическая активность на Земле означает, что мы можем увидеть интересные геологические процессы своими глазами. Однако на планете Minecraft это так не работает. Лава здесь… какая-то странная. Честно говоря, даже не знаю, с чего начать. В каком-то смысла лава этого мира похожа на лаву на Земле, однако в то же время она очень и очень сильно отличается.
Прежде чем я начну подробно рассказывать вам о вулканах в мире Minecraft, давайте поговорим о том, как действуют вулканы на Земле.
Если гигантским ножом разрезать Землю пополам, то вы увидите, что у поверхности находится несколько относительно тонких слоев коры, а все остальное предстает в виде раскаленного шара магмы. В основном магма – это горная порода (обычно базальт), которая под воздействием высокой температуры расплавилась и постоянно находится в жидком или полужидком состоянии под поверхностью нашей планеты.
Важное уточнение перед тем, как я продолжу: если мы говорим о Земле, то термины «магма» и «лава» имеют специфическое отличие друг от друга; при этом к миру Minecraft данное различие не относится – если верить информации, которую я получил на верстаке. На Земле различие простое: горячая, жидкая порода в глубинных зонах называется магмой; когда данная порода вытекает на поверхность Земли, то это лава (разумеется, до тех пор, пока она не остынет и не затвердеет; тогда мы будем называть ее камнем). На планете Minecraft различие между терминами тоже очень простое, но оно немного другое. Здесь вся расплавленная раскаленная порода называется лавой – вне зависимости от того, где она находится: под землей или на поверхности. Магма – это твердая и менее горячая версия лавы; ее название также не зависит от того, где именно она находится.
В любом случае давайте снова вернемся к разговору о Земле. Ее поверхность держится на тектонических плитах, которые плавают по подземному морю раскаленной магмы. Эти плиты находятся в постоянном движении, которое настолько медленное, что мы его обычно не чувствуем. Иногда мы можем ощутить это движение во время землетрясения, когда две плиты сталкиваются или трутся друг о друга, передавая вибрации к поверхности планеты. Важно также помнить, что тектонические плиты прилегают друг к другу неплотно; между ними есть промежутки, а в центре очень больших плит даже могут возникать трещины. Так как магма находится под огромным давлением, она постоянно пытается «вырваться» наружу через промежуток или трещину. Очень часто эти щели и трещины не достигают поверхности, поэтому магма просто заполняет пустые места, образуя магматические очаги. Почему магма в виде лавы изливается на поверхность земли? Это происходит из-за того, что горячая магма создает настолько большое давление в магматическом очаге, что прорывает земную поверхность; этот процесс может происходить очень быстро – в виде мощного извержения или медленно – в виде эффузивного извержения. В любом случае извержение будет происходить до тех пор, пока давление в очаге не снизится до такой степени, что раскаленная магма перестанет изливаться на поверхность.
Хорошо, мы разобрались с тем, как работают вулканы на Земле. А что насчет мира Minecraft?
Для начала давайте поговорим о схожих моментах. Во-первых, земная лава очень вязкая и течет медленнее, чем менее вязкие жидкости, например вода. На планете Minecraft похожая ситуация, но мне пришлось провести эксперимент, чтобы убедиться в этом. Для этого я отправился в ущелье недалеко от моего дома, где из скалы вытекали и лава, и вода. Решив начать с воды, я построил сток (напоминающий лестницу), который простирался на 10 метров вниз и вбок от того места, где вода струилась из скалы. Затем заблокировал источник твердым блоком и дождался, пока вся вытекшая из скалы вода перестанет течь. После этого я убрал блок и замерил время, за которое вода достигла основания стока.
Результат: 5,88 секунды.
Я повторил точно такой же эксперимент с лавой и получил результат в 35,2 секунды – огромная разница. Лава течет намного медленнее воды.
Итак, одно сходство есть: на обеих планетах лава густая и течет очень медленно. А есть ли еще сходства? Ну, факт остается фактом, что лава на планете Minecraft очень горячая, как и лава на Земле. Насколько она сильно горячая? К сожалению, на верстаке нельзя создать термометр, так что у меня нет возможности определить точную температуру; однако лава достаточно горячая, чтобы сжечь все, что я туда бросаю – даже изумруд, который я выменял у крестьянина (кстати говоря, обошедшийся мне очень недешево!). Тем не менее, чтобы у этого исследования была хоть какая-то научная база, я решил проверить, сможет ли лава в этом мире расплавить железо и кварц. Знаете, на Земле температура лавы варьируется от 700 до 1250 градусов Цельсия. Температура плавления кварца составляет 600 градусов Цельсия, а железа – 1538 градусов. Чтобы определить температуру лавы или хотя бы сравнить ее с температурой лавы на Земле, мне необходимо найти бассейн лавы, а затем бросить туда немного кварца и железа. И понаблюдать, что произойдет. Если лава не расплавит ни железо, ни кварц, то она холоднее лавы на Земле; если она сможет расплавить оба предмета, то горячее. Если лава сможет расплавить только кварц, то значит, что ее температура примерно равна температуре лавы на Земле.
У меня получился вот такой результат: когда я бросил в лаву железо и кварц, они практически моментально испарились. По правде говоря, я ожидал, что кварц расплавится сразу же, но не думал, что железо расплавится тоже (ну или не так быстро). Из этого я сделал вывод, что температура лавы в этом мире не менее 1538 градусов Цельсия.
И вот с этого момента поведение лавы становится немного… странным. Во-первых, она здесь очень избирательна в том, что и когда расплавлять. Например, если кинуть в лаву блок кварца, то он сразу плавится, испаряется или что-то вроде этого (я не смог найти остатки). Однако когда я построил емкость из кварца на пути потока лавы, то лава наполнила емкость, но не расплавила ее. Емкость даже не обуглилась. Возникает справедливый вопрос: как тот же самый материал, который моментально плавится в бассейне лавы, может удерживать ее? Я не знаю. И даже не буду строить теории по этому поводу… По крайней мере пока что.
Еще одним загадочным моментом является плотность лавы. На Земле лава очень плотная (в конце концов, она буквально состоит из породы), а это означает, что все, что вы бросаете в нее, должно не тонуть, а плавать на поверхности. По крайней мере до тех пор, пока предмет не расплавится. Но в этом мире наоборот. Все, что я бросал в лаву, мгновенно шло ко дну. И это очень странно, учитывая, как медленно лава текла в моем предыдущем эксперименте.
Светокамень
Несомненно, одним из самых интересных минералов в мире Minecraft является светокамень, который, как оказалось, естественным образом встречается в темном «измерении» – Незере. Этот светящийся минерал встречается в виде больших скоплений на потолках пещер Незера. При ударе киркой светокамень сразу рассыпается в светокаменную пыль, из которой можно снова создать светокамень. Чтобы получить блок (кубометр) светокамня, вам потребуется четыре кучки светокаменной пыли. По внешнему виду светокамень ничем не отличается от магмы; камень светится темно-желтым цветом, а по всей его поверхности разбросаны светящиеся оранжевые пятна.
Но что делает светокамень особенно интересным, так это то, что он дает очень много света. Примерно так же, как и мой самый яркий и мощный фонарь! При этом камень практически не нагревается. Пользу светокамня трудно переоценить. Это не только бесконечный источник света (что, стоит признать, не кажется странным в этом чудном мире), но и материал, сохраняющий свою структуру при строительстве других предметов. Если вы достаточно смелы и отважны для добычи светокамня в Незере, то сможете с легкостью построить дом или даже замок из этого удивительного минерала (хотя, признаться честно, я бы не советовал использовать светокамень в качестве внешней стены, так как он легко разрушается от любого удара).
На Земле не существует похожего материала. По внешнему виду самое близкое, что я смог вспомнить, был палласит – очень редкий метеорит с вкраплениями золотых и зеленых кристаллов в железно-никелевой основе. Если поставить блок палласита объемом в кубический метр на солнце, то он действительно будет похож на светокамень, однако не будет излучать свечение. Из светящихся минералов на Земле есть фосфор, который слабо светится при контакте с кислородом – этот процесс называется хемилюминесценцией. Конечно же, излучаемый фосфором свет не настолько яркий, как от светокамня.
Обсидиан
В этом мире обсидиан очень интересен. Большинство камней и минералов здесь называются так же, как их аналоги на Земле (по крайней мере, если опираться на рецепты в верстаке), у них похожие внешние характеристики, способы применения и другие качества. Но вот обсидиан в Minecraft сильно отличается от аналога на Земле. В целом они весьма похожи: черный цвет, прекрасно отражают свет. Однако при ближайшем рассмотрении обсидиан в мире Minecraft имеет фиолетовый оттенок, в то время как земной вариант – зеленоватый. Обсидиан в обоих мирах формируется в ходе аналогичных геологических процессов, однако на этом сходство заканчивается.
По сути, земной обсидиан – это не камень или минерал, а разновидность вулканического стекла, образующегося в ходе быстрого остывания лавы. Лава остывает настолько быстро, что кристаллы не образуются. Без кристаллов образование считается стеклом, а не минералом. Так как обсидиан по факту стекло, то он довольно хрупок и легко разбивается. Это самое большое отличие земного обсидиана от аналога в мире Minecraft. На планете Minecraft обсидиан – один из самых твердых материалов, которые я когда-либо встречал. Придется приложить немало усилий, чтобы добыть данную породу, при этом вам нужно использовать прочную кирку. К тому же обсидиан обладает высокой взрывоустойчивостью, поэтому его не может повредить ни взрывающийся крипер, ни динамит, с помощью которого я проводил эксперименты.
Как упоминалось выше, обсидиан в этом мире, возможно, формируется примерно так же, как и на Земле – из-за практически мгновенного охлаждения лавы водой. На Земле такая реакция приводит к тому, что не происходит обычная кристаллизация сплава (и это объясняет хрупкость обсидиана). Интересно, что, несмотря на схожий способ образования в обоих мирах, полученные породы обладают ровно противоположным набором характеристик (кроме внешнего вида).
Стоит также отметить, что в мире Minecraft обсидиан обладает рядом свойств, которые я не понимаю. Например, является основным элементом для строительства портала в Незер (подробнее об этом я расскажу в следующей главе).
Незерит
Пожалуй, одним из редчайших материалов на планете Minecraft является незерит. Как можно понять из названия, незерит добывают только в Незере (но даже там его очень трудно найти). Во-первых, он не образуется блоком в один квадратный метр, как практически все остальные предметы в этом мире. Его нужно как бы выплавлять из «окаменелого» вещества, называемого древними обломками. Это чрезвычайно твердый блок, который очень похож на окаменелую древесину на Земле.
По правде говоря, нужно очень потрудиться, чтобы найти достаточное количество древних обломков для переплавки в незерит. Даже когда я долгие дни блуждал в Незере, брал с собой различные кирки для добычи горных пород, взрывал и дробил эти породы, то смог найти лишь крохотные залежи древних обломков, которые потом приходилось добывать с помощью алмазной кирки и прикладывать к этому максимум усилий (как я выяснил, с помощью динамита добыть обломки нельзя).
Создав немного незерита, я узнал, что из него можно сделать оружие, доспехи и инструменты, по прочности с которыми ничто не может сравниться ни в этом мире, ни на Земле. Незерит намного прочнее алмазов, и единственным похожим материалом на Земле будет лонсдейлит (встречающийся в нашем мире так же редко, как незерит здесь). Лонсдейлит – это алмазоподобный кристалл, образующийся на Земле в местах падения метеоритов, богатых графитом. Огромная температура и давление при падении метеорита преобразуют графит в минерал, подобный алмазу, однако решетка этого образования является гексагональной, а не кубической. Чисто теоретически, если найти достаточное количество лонсдейлита в чистой форме, то он был бы на 60 процентов тверже алмаза; однако никто на Земле еще не находил (и не синтезировал) чистый лонсдейлит, чтобы проверить его характеристики.
Еще один интересный факт: незерит – это основной «ингредиент» магнетита, магнитного блока, на который можно настроить компас; в таком случае компас всегда будет указывать на магнетит, даже если отойти далеко от него. И хотя я не смог обнаружить какие-либо магнитные свойства у самого незерита, по какой-то непонятной мне причине в сочетании с обычным камнем незерит приобретает сильные магнитные свойства.
Алмазы
Если я когда-нибудь смогу выбраться из этого мира и вернуться на Землю, то у меня есть список вещей, которые хочется взять с собой: незерит, редстоун, лодку, которая уменьшается до размера ноутбука… А все оставшееся в карманах место я забью алмазами. Как и на Земле, алмазы здесь встречаются нечасто. Нужно приложить много усилий, чтобы найти их. Тем не менее добывать алмазы легко – я целыми днями неторопливо копал глубокие шахты и возвращался домой со множеством прекрасных камней.
Как и на Земле, на планете Minecraft алмазы имеют большую эстетическую и практическую ценность. Сверкающие драгоценные камни обладают большой прочностью и предназначены для создания различных предметов. Однако на этом все сходство между алмазами двух миров заканчивается.
Для начала давайте поговорим о цвете. Все алмазы в мире Minecraft одинакового светлого синевато-зеленого цвета. Конечно, на Земле эти драгоценные камни могут быть как синего, так и зеленого цвета, однако я никогда не видел таких алмазов. Возможно, это связано с тем, что на Земле цвет алмаза зависит от ряда различных факторов при его образовании. Синие камни появляются в том случае, когда во время кристаллизации алмаза в него попадают атомы бора, а зеленый цвет алмаз приобретает в результате радиоактивного излучения, особенно если образуется недалеко от урановой руды. Вполне вероятно, что синие алмазы будут иметь слегка зеленоватый оттенок, а зеленые алмазы, подвергшиеся радиации, – синеватый, однако я никогда не встречал в природе эти драгоценные камни аквамаринового цвета (хотя алмазы, синтезированные в лабораториях, могут иметь примерно такой цвет).
Зеленые алмазы известны своей прочностью, поэтому широко используются в промышленности: например, для изготовления механизмов добычи горных пород и хирургических инструментов. Алмазы в мире Minecraft ничем не отличаются – из них получаются отличные инструменты, но в этом мире они намного тверже земных.
Я поясню. Понимаете, как и все кристаллы, причиной прочности алмазов является симметричное расположение его атомов. Атомы углерода тесно связаны между собой, благодаря чему их связь становится практически неразрушимой, но только с одной стороны. Все кристаллы обладают спайностью – способностью раскалываться, если ударить по ним под определенным углом. Например, вы можете нанести перпендикулярный удар по месту, где располагается наибольшее количество атомов, из-за чего кристалл расколется. Именно поэтому вы имеете возможность сделать очень прочное алмазное сверло, которое никогда не сломается, но алмазное окно разобьется так же легко, как обычное стеклянное.
Алмазы на планете Minecraft очень прочные со всех сторон, и вы можете извлечь из этого огромную пользу. Самое полезное, что я сделал, – это доспехи, которые помогают защититься от опасных существ данного мира. Алмазная кираса из земных алмазов была бы крайне непрочной, потому что один из множества вражеских ударов точно пришелся бы под неправильным углом и расколол бы мой доспех. Однако в мире Minecraft такого случиться не может. Здесь алмаз прочен как в виде топора, так и в виде кирасы. Можно даже сделать алмазный меч, который нецелесообразно создавать из земных алмазов.
Ох, и еще. За день вы сможете добыть около дюжины алмазов, но следует отметить, что с научной точки зрения эти камни просто огромные. Обнаружив блок алмазной руды, вы можете получить из него один алмаз. Если вы поместите в верстак девять таких алмазов, то получите алмазный блок размером в один кубический метр, который весит примерно 3514 килограммов (при условии, что плотность алмазов Minecraft равно плотности алмазов с Земли). Это означает, что каждый отдельный алмаз весит примерно 390,4 килограмма. На Земле алмазы практически всегда маленькие, поэтому измеряются в каратах, а не в килограммах. Один карат равен 0,2 грамма. Понимаете, к чему я веду?..
Если в одном килограмме пять тысяч карат, а каждый алмаз в Minecraft весит 390,4 килограмма, то это равно 1 950 000 каратам.
Для сравнения: самый крупный необработанный алмаз на Земле весил чуть больше 3000 карат и стоил примерно 400 миллионов долларов.
Расположение руд
Последняя тема, о которой я хотел бы поговорить с вами в этой главе, связана с расположением руд и минералов на планете Minecraft. Без сомнения, это одна из самых странных загадок, с которой я здесь столкнулся. И хотя у меня есть жажда поделиться с вами своими открытиями, но вынужден сказать, что даже не смог составить теорию, как все это можно объяснить.
Для начала давайте поговорим об андезите и угле. Как вы знаете, и андезит, и уголь довольно-таки распространены на Земле. Их много и в этом мире. К тому же андезит и уголь в мире Minecraft обладают похожими свойствами – как земные аналоги. На обеих планетах андезит представляет собой горную породу с порфировой структурой и с вкраплениями бледно-желтых кристаллов, а уголь имеет темно-серый цвет. Андезит в этом мире прочный, твердый и долговечный, совсем как андезит на Земле; при этом уголь мягкий и легковоспламеняющийся, как и уголь на Земле. На самом деле эти два вещества практически ничем не отличаются от земных аналогов, кроме их расположения. Вот это и привело меня в замешательство.
Поясняю. На Земле андезит известен как экструзивная порода, то есть он образуется, когда магма выходит на поверхность и остывает (или когда она находится близко к поверхности). При этом уголь является осадочной породой, то есть он образуется там, где скапливается большое количество мертвых растений и возникает болото, которое затем прессуется в течение миллионов лет. Среда и факторы образования этих двух пород прямо противоположны – между ними такая же разница, как между кипящей магмой и холодным болотом. Если об этих породах можно сказать что-то с полной уверенностью, так это то, что их месторождения никогда не находятся рядом друг с другом. Среды, необходимые для образования угля и андезита, совершенно разные; к тому же если магма приблизится к углю, то от него ничего не останется! Учтите, что уголь очень легко воспламеняется! Серьезно, искать на Земле рядышком и уголь, и андезит подобно поиску мороженого в печи.
Тем не менее здесь, в мире Minecraft, я очень часто встречаю уголь. В первый раз наткнувшись на андезит, я искал уголь; он оказался практически окружен андезитом. И вот это великая геологическая тайна планеты Minecraft.
И знаете, это касается не только угля и андезита. Как я понял, здесь нет практически никакой логики в расположении большинства горных пород или минералов данной планеты. То есть, конечно, есть некоторые минералы, которые образуются тем или иным способом (например, обсидиан, образующийся рядом с лавой), однако чаще кажется, что большинство пород просто случайно оказывается в том или ином месте. Но это не совсем так – на самом деле расположение руд зависит от высоты их нахождения над уровнем бедрока. Например, изумруды приходится искать в горах, а алмазы – в шахтах.
Глава 3
Биомы Minecraft
Здесь, на планете Minecraft, существуют десятки уникальных экосистем, или биомов, однако в данной главе я расскажу вам о самых теплых и холодных биомах этого мира. Именно в данных экосистемах вы проникнетесь уникальной природой этой странной планеты. Так как свое путешествие здесь я начал в пустошах, то и главу начну с рассказа о них.
Пустоши и пустыни
Как и на Земле, для сухих биомов типично маленькое количество осадков, скудная растительность и крайне высокая температура воздуха. Как вы знаете, на Земле даже в самых засушливых уголках планеты иногда идет дождь, однако на планете Minecraft я ни разу не наблюдал дождя в жарких биомах. Думаю, что растения и животные получают воду из подземных источников. Когда в подземных источниках действительно появляется вода, то в ручьях или небольших прудах возникают пузыри, а вокруг источника воды происходит бурный рост растительности – вот так и образуется оазис.
Пустоши
Свой рассказ я начну с пустошей, так как решил построить свой дом именно в этом биоме. На первый взгляд пустоши мира Minecraft очень похожи на земные, например на западе США. Как и на Земле, в пустошах этого мира почва состоит в основном из глины, а ландшафт по большей части представлен отвесными скалами и плато (также известными как мессы или столовые горы), которые долгое время были подвержены ветру, дождю и воде. Скалы и ущелья могут быть разных цветов, но обычно оттенок варьируется от желтого к красному, из-за чего эти места кажутся очень красивыми.
Хорошо, теперь давайте обратимся к науке. На Земле пустоши создаются с помощью двух относительно простых геологических процессов: эрозии и аккумуляции. Аккумуляция – это процесс накопления осадочных пород, образующих толщи в течение многих миллионов лет. Чаще всего при движении потока воды ил, песок и многое другое перемещается на большие расстояния и равномерным слоем распределяется по дну водоема; также данный процесс может происходить с помощью ветров, движения ледников и так далее. По сути, аккумуляцию можно сравнить с арт-проектами, когда в прозрачную стеклянную емкость слоями насыпается песок разных цветов и создается эффект радуги. Каждый раз, когда меняются особенности поверхности, например с большого озера на ледник, разные виды пород попадают в эту область и образуют еще один слой накоплений. Создается так называемый эффект слоеного торта, который мы можем наблюдать в пустошах как на Земле, так и в мире Minecraft. Образовавшиеся наслоения подвергаются эрозии.