bannerbanner
Преодоление зависимого поведения: зависимым и их близким (родственникам, педагогам)
Преодоление зависимого поведения: зависимым и их близким (родственникам, педагогам)

Полная версия

Преодоление зависимого поведения: зависимым и их близким (родственникам, педагогам)

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
14 из 18

К данной группе статей и лекций примыкает также лекция и одноименная статья, включившая некоторые мысли из лекции, – «Компьютерные игры и дети, дети и родители» (URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1853/).

Принципы работы центра святителя Василия Великого в связи с задачами воспитания и реабилитации рассматриваются также в статье «Подсадить нельзя вылечить? Часть 1. О метадоне, заместительной опиоидной терапии (ЗОТ) и другом взгляде на проблему наркопотребления и противодействия ему»[102].

А также – в цикле «Преодоление игрового механизма» (под игровым механизмом в данном случае подразумевает склонность к подчиненности неуправляемым состояниям), в пунктах 6b, 7a. В данных пунктах рассматривалось, в частности, антисоциальное расстройство личности, характеризующееся «заточенностью» человека на свою программу действий при полном пренебрежении желаниями и мнениями других людей. То есть человек навязчиво следует собственной модели, игнорируя других людей, действительность и мысли о последствиях своих поступков (нечто, напоминающее характеристики антисоциального расстройства (если смотреть на него не в его крайних проявлениях) имеет место быть и в жизни многих вполне с виду «благополучных» детей, подростков, взрослых).

При «заточенности» человека на определенную модель вряд ли получится перечеркнуть весь его жизненный опыт одной удачно подобранной фразой и обличением типа: «Мол, ты такой-сякой, во всем неправ, а мы в твои годы себя так не вели». При сохранении контакта с человеком, можно потихоньку начать показывать ему альтернативные пути достижения актуальных для него целей. Видя перед собой иные пути достижения актуальных целей, человек потихоньку приходит к мысли, что ему нужно налаживать и поддерживать контакт с другими людьми, набираться опыта, совершенствоваться в плане образования и профессиональных навыков. Постепенно могут возникнуть предпосылки и условия, на основании которых прежняя «узкая» модель уходит из жизни человека естественно и без нажима. Картина мира расширяется, человек начинает видеть новые возможности, новые пути, появляется какая-то вариативность – возможность смотреть на ситуации с разных углов (а не только с точки зрения, например, идеологии криминальной субкультурной группы).

Вопрос о контакте с детьми сквозь призму проблемы противостояния сползанию в отклоняющееся поведение разбирается также:

В цикле лекций «Познать свое призвание и следовать ему», в пунктах 15а-17а (раздел «Наркотики и семья»). А также – в цикле «"И истина свободит вы (Ин 8. 32)": когда жизнь становится игрой, а игра – жизнью», в пунктах 2, 5 (перечень лекций и статей о вовлеченности в игру и охваченности неуправляемыми состояниями приводятся в небольшой по объему статье «ИГРЫ грани ранят, грея как бы: некоторые мысли из лекций иеромонаха Прокопия (Пащенко) об ИГРЕ» (URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2010/)). Вопрос об общении с детьми рассматривался во время проведения лекций «Преодоление «игрового механизма» (механизма игровой зависимости)» (см. ответ на вопрос слушательницы в пункте 1a). Также – во время проведения лекций «Радикализация молодежи: компьютерные игры, экстремизм, неоязычество, неофашизм» (см. ответ на вопрос слушателя в пунктах 110e, 110f).

Ответы – «Воспитание. Дети и родители (что читать детям, протест детей и отход от веры)»; «Воспитание. Родителям о вчувствовании в ситуацию, развитии и некоторых акцентах в связи с общением с детьми» (URL: http://castbox.fm/ch/2202992).

Главы «Родственникам и близким зависимых», «Материалы родственникам и близким зависимых» из статьи «Преодоление зависимого поведения (зависимым и их близким): лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)» (URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1729/).

В лекциях об отклоняющемся поведении упоминаются также следующие материалы иеромонаха Прокопия:

Ответ – «Состоятельному мужчине, угнетенному общением с братом-наркоманом» (http://solovki-monastyr.ru/abba-page/voprosy-k-pastyryu-3/88/)

Два ответа о неуправляемых состояниях – «Ревность. Что делать, если ревность начала давать о себе знать», «Любовная зависимость, зависимые отношения (также – о зависимом отношении в целом)» (URL: http://castbox.fm/ch/2202992).

Статья «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического бума и распада общества», в которой показана связь между разрушением того, что мы можем назвать «культурным человеком» и наркотизацией. Крушение мировоззрения делает сознание человека в плохом смысле этого слова открытым и беззащитным против сползания с состояние охваченности неуправляемыми состояниями, то есть – внушаемым (часть 1 – http://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/939/; часть 2 – http://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/1190/; часть 3 – http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1401/; часть 4 – http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1416/; часть 5 – http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2021/).

В части второй и отчасти в первой приводятся мысли о вечной жизни как продолжении настоящей. То есть человек уходит в вечную жизнь с тем духовным багажом, который наработал в жизни настоящей. Понимание этого факта приводит к пониманию последствий зависимого поведения. Если зависимому человеку еще в рамках земной жизни становится тошно от самого себя, то, если он не изменится, – каковы его перспективы в вечности, войдя в которую он будет развиваться в избранном им направлении?

Также упоминаются материалы иных авторов:

Федор Бородин, прот. «Как вырастить счастливого ребенка». URL: http://www.pravoslavie.ru/110991.html.

Статья о центре святителя Василия Великого – «Макс, который все решил сам» (https://telegra.ph/Maks-kotoryj-vse-reshil-sam-03-24).

Цикл лекций «Ведут ли ЛСД (прочие ПАВ) и психотехники к познанию Истины?»

Речь будет идти в том числе о психоделии – направлении, включающем в себя психопрактики (восточный мистицизм, медитации), употребление психоактивных веществ (ЛСД и пр.), деятельность с целью достижения как можно большего времени нахождения в состоянии измененного сознания. Что стоит за такого рода практиками и феноменом измененного сознания в смысле последствий для жизни человека? И если последствия ассоциируются с регрессией и крахом человеческой жизни, если человек изначально входит в такого рода деятельность с целью уйти от дискомфортных переживаний, какие можно предложить ему пути? И на каких вообще путях познается Истина?

Данный цикл лекций встроен в общее поле с циклами других лекций: «Восточный цикл», «Зазеркалье», «Преодолеть отчуждение. Ч. 1» (20а–20б, 39–42) и пр.

Цикл лекций «Обращение к полноте»

Приобщение к цельному мировоззрению, достигаемое, по большей части, благодаря устремлению к духовной жизни, расширяет горизонт мышления человека. Со временем многие привычные повседневные занятия, на которые человек начинает смотреть с позиции евангельских заповедей, наполняются новым смыслом, обретают внутреннюю глубину.

Следствием обращения человека к полноте является освобождение его от разного рода аддикций (приверженности страстям), в том числе наркотической, алкогольной, игровой. В той плоскости, до которой человеку предстоит дойти, ощущения аддиктивного характера, ранее составлявшие смысл всей его жизни, забываются. Человек выходит на некий новый уровень, где аддикция становится ему неинтересна, теряет власть над человеком и становится словно небывшей.

Можно поставить знак приблизительного равенства между понятиями «вхождение в полноту христианской жизни» и «реабилитация». Соотнося частные аспекты своей жизни с открывающейся полнотой, человек начинает различать истинные ценности и приоритеты, учится жить, выстраивать отношения с близкими.

«Каков истинный, неискаженный смысл слов "жить полной жизнью"? Что необходимо знать, на что следует обратить внимание и с чего начать человеку, который задумался об изменении своей жизни?». Поиску ответов на эти вопросы посвящен цикл бесед «Обращение к полноте».

Блок 1. ОБРАЩЕНИЕ К ПОЛНОТЕ: взгляд на человека вообще и на его реабилитацию в частности

1.1. ПОЛНОТА И АСПЕКТ (срез, трактовка, усечение).

• Аддикция (страсть) – усечение полноты человека, сведение человека до уровня примитивной конструкции. За обращением к полноте следует освобождение от аддикции.

• От человека «отщипывают» кусочки и эти усечения выдают за человека. Логическая ошибка: выдают часть за целое; сводят человека к определенной трактовке (например, многие проблемы сводятся к концепции «детской травмы»).

• Уязвимость подходов З. Фрейда и А. Адлера при сопоставлении со святоотеческой концепцией о восьми греховных помыслах.

• Угасание способности к творчеству. Выход: свежий взгляд; вовлеченность глубины духа в жизненный процесс.

• Взгляд В. Франкла. Аналогия с цилиндром.

• Уязвимость католической концепции догмата об искуплении.

• О подлинных плодах реабилитации (социализация). Без преодоления аддикта внутри себя борьба с аддикцией малоперспективна.

1.2. ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС: православный взгляд на концепцию «здесь и сейчас»

• О памяти смертной и об ощущении значимости текущего мгновения в житии свт. Луки (Войно-Ясенецкого).

• О текущем мгновении и его проекции на прошлое и будущее в Евангелии.

• Утрата полноты и попытка вернуть ее искусственным путем.

• «Здесь и сейчас» в единоборствах. Опыт прошлого и предощущение будущего.

• «Прошлого – нет»? Незавершенные гештальты. Нераскаянное прошлое – бомба замедленного действия, источник радиации.

• Основание и причина рождения ощущения значимости текущего мгновения. Радость, счастье. Основание: неразрывная связь прошлого, настоящего и будущего; жизнь в поле значимых ориентиров; ведение полноценной духовной жизни. Когда нет основания – ищут причину (алкоголь и проч.).

• Критика современных концепций, создающих иллюзию пребывания в состоянии значимости текущего мгновения (искусственно сконструированную иллюзию и называют «здесь и сейчас»?); Ошибка принять GTD за смысл жизни; листки гнева; медитации; Ницше.

• За шагом, совершаемым по страсти, следует депрессия.

• Конкретный пример погруженности в состояние «здесь и сейчас» – игровой психоз (см. раздел 1.3).

1.3. ИГРОВОЙ ПСИХОЗ и доминанта по Ухтомскому. Иллюзия насыщенной жизни.

• При отсутствии полноценной жизни пытаются попасть в «здесь и сейчас» искусственно (психотехники).

• Преодоление игровой доминанты. Необходимо искать не таблетку, а менять доминанту в целом («рефлексы у уже захваченного человека, это уже частности»).

• Игра дает ложное ощущение состояния актуальности. Роман Дж. Оруэлла «1984».

• Подчинение проявлениям аддикции влечет сужение сознания; при стрессовой ситуации человек ошибочно предполагает, что выход – в потакании аддикции.

• Подлинный выход – обращение к Истине. Истина узнается по плодам.

• Словесная сила души позволяет сдерживать силу вожделевательную. О компульсивности. Сила сопротивляться страсти.

1.4. ГНЕВ. ОСУЖДНИЕ. ОБИДА

Гнев:

• Механика страсти на примере страсти гнева. Доминанта гнева.

• Психоанализ Фрейда легализовал дьявола: лукавые помыслы трактуются не как демоническое внушение, а как часть личности человека.

• Сила гнева в святоотеческом учении. О добродетели мужества. Из жития старца Иосифа Исихаста.

• Сила любви и краткая молитва схиигумена Саввы от неприязни – исцеление от гнева, осуждения, обиды и других страстей.

• Приобщение к благодати – залог победы над страстью.

• Адам и Ева. Аспект физиологичности гнева.

• Опасность попыток «воспитать» в себе зверя.

• Следствие гневливости – ощущение несправедливости и бессмысленности жизни (Евагрий Понтийский).

• Избегать спешки. «Мера нашей скорости – благоговение» (свт. Феофан Затворник). Гневливость как следствие торопливости.

Осуждение:

• Интегральный образ человека.

• Разница между улыбчивыми буддистами, протестантами и православными.

• Опасность осуждения: «вешая» на человека клише, лишаемся возможности увидеть в нем нечто большее.

• Порицание и осуждение (по прп. авве Дорофею).

• Притча прп. Паисия Афонского о пчеле и мухе.

• Выход – перевоспитание внутренних сил.

Обида:

• Когда принимается помысел ненависти к одному человеку, искажаются отношения со всем миром.

• При действии страсти гордости искажается восприятие действительности.

1.5. АДДИКТИВНЫЙ КОНТИНУУМ

• Различные аддиктивные расстройства имеют общий аддиктивный механизм. Борьба с определенным проявлением аддикции не факт, что преодолевает аддиктивный механизм (человек остается аддиктом, только – без реализации). Выход – избавиться от внутреннего аддикта.

• «Без восстановления связи с религиозным чувством коррекция аддикции оказывается нерезультативной» (проф. Короленко и акад. Дмитриева).

• Что делать игроку? Необходимо искать не таблетку, а менять доминанту в целом, изменить мировоззрение («рефлексы у уже захваченного человека, это уже частности»).

• Доминанта на лицо другого. См. вставку: «О любви».

• Доминанта Православия. Обращение человека к Православию. Срывы после обращения.

• Синдром альтернирующей личности. Проявление в сознании демонических внушений.

1.6. ОБРАЩЕНИЕ К ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

• Ключевые мысли предыдущих циклов бесед.

• О монашестве.

• О хаотичности в современном мире.

• Обращение к духовной жизни: что может препятствовать.

• Православная аскетика и медитативные практики. Гармония и полнота.

• Чтобы оставаться на пути Божием, необходимо усилие.

• История одного монаха.

• Духовная брань или мир?

• О четырех основаниях жизни христианина. О «незримой келье» христианина. Спасение в миру.

• Православное и протестантское толкование 118-го Псалма.

• Идея поста.

1.7. ЕЩЕ ОБ ОБРАЩЕНИИ К ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

• О хранении душевного сокрушения. Легкомыслие. Опыт потери благодати. Путь – смирение. «Хуже всех»?

• О подходах к сдерживанию гнева.

• Желание все разложить «по полочкам» или упростить Истину?

• Церковь – стихия для человеческого духа. Больная клетка исцеляется, приобщаясь к здоровому организму. История о жуке.

• О приходской жизни.

• О исповеди.

1.8. О ДУХОВНОМ РУКОВОДСТВЕ

• Послушание духовному отцу. Своеволие.

• Выстраивание общения с духовником.

• Воля Божия открыта в Священном Писании и творениях святых отцов. Учиться вслушиваться в волю Божию.

• Когда духовника не станет. Принятие решений.

• Тому, кто считает, что сейчас нет духовников.

• Совет с единомысленными братьями.

• О том, как важно все открывать духовному отцу.

1.9. ЗАЦИКЛЕННОСТЬ НА ЗАВИСИМОСТИ И НА СЕБЕ

• Зацикленность на зависимости. Ошибочность подхода, при котором акцент делается на борьбу с определенным проявлением зависимости. Преодоление аддикта внутри и зацикленности на себе.

• Об опасности эпизодического употребления алкоголя («чтобы успокоиться», «для пищеварения» и т. д.);

• О деперсонализации (нарушение восприятия себя) и дереализации (нарушение восприятия окружающего мира).

• Обогащение личности в результате расширения горизонтов; общение в контексте реабилитации.

• О борьбе с греховными искушениями. О плодах достойного Причащения.

• О выходе из зависимости.

• Что делать, если человек не слышит?

• Чувство бессмысленности существования и нежелание жить.

1.10. ОБЩЕНИЕ С БЛИЗКИМИ

• Образ мамы – выше, чем грязь мира. Не разорвать отношения. Потерпеть, пока не придет осознание.

• Жить внимательнее.

• Извлекать опыт из ситуаций.

• Почему мы ссоримся?

• О лингвистическом повороте.

• Критика теории созависимости.

• Об опасности схематичности в отношениях, техника разделения зон в отношениях

• Проблемы в общении с зависимыми людьми. Манипуляции на чувстве вины. Провокации в общении. Как реагировать?

• О выборе понятий при общении. Использование бессодержательных терминов создает возможность для манипуляции.

• Общение с «трудными» подростками.

• Поверить в человека

• Включиться в процесс познания. Евангельские заповеди как основа для построения картины мира.

• Что и когда говорить?

• Чувствовать ближнего.

• Человеку, близкие которого отпали от Православия (кришнаизм, эзотерика, сектантство).

• Молиться за ребенка.

• Когда близкие люди в разлуке.

• Работать над собой.

• Слово, сказанное с любовью, прорастет.

• Не сядут ли на шею, если поступать с любовью?

1.11. О ДЕМОНИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЯХ

• История одной девушки. Открытость человека для демонического воздействия. Демонические внушения.

• Брань против духовного отца.

• Несколько слов о шизофрении.

• Неочевидные последствия обращения к оккультизму.

• Обращение к добру.

• Опасность психотерапевтических техник: концентрация на больном помысле. В демонических мыслях нет логики. Предпринимая попытки разобраться, можно в них утонуть.

• В чем стоит разбираться: вследствие чего была утрачена благодать?

• См. вставку: «Трансгендер»

Блок 2. РЕАБИЛИТАЦИЯ – ВХОЖДЕНИЕ В ПОЛНОТУ

2.1. Опыт преодоления зависимости

2.2. О значимости смыслообразующих ориентиров

• О подходах современной медицины, о «реабилитационных» центрах.

• Чтобы стать наркозависимым, достаточно одного раза.

• Почему тяжело бросить? – не знают, как жить без употребления (боязнь одиночества, «серости»).

• Неверные подходы при попытках найти истинный смысл.

• Цельность мировоззрения.

• О пользе вопроса «Что дальше?».

• Современные методики, выдаваемые за «реабилитацию» (трудовые лагеря, насилие, мотивационные дома).

• Могут ли помочь радикальные меры в борьбе с зависимостью?

• Лукавая цифра.

• О ценностной дезориентации.

2.3. Наполнить жизнь истинным смыслом

• Уныние как следствие потакания страстям.

• В борьбе с аддикцией не может быть компромиссов, необходимо менять жизнь коренным образом.

• О сродстве пороков и добродетелей.

• Внутренний раскол.

• Искать выход в осмысленности жизни.

• Мир вокруг становится виртуальным.

• О памяти смертной.

• «Закон одного года».

• О пользе труда. Трудиться на совесть.

• История московского офисного служащего (о монастырской жизни, о послушании). Плоды послушания в монастыре.

• О добром навыке.

2.4. О безмолвии

• О необходимости удаления от суеты.

• Вырваться из суеты, чтобы прийти в себя.

• Послушание и совет с духовником как необходимое условие для безмолвия.

• О телевидении, об опасности постоянного пребывания в непрерывном потоке образов.

• Через контакт с внешним образом приводится в движение доминанта (состояние нервной системы).

2.5. Духовные аспекты реабилитации

• О распознании состоявшегося удаления от страсти.

• О пользе долговременно приобретаемого доброго навыка.

• Об отсечении причин, ведущих к появлению новых помыслов.

• Моноидея «я ничего не успеваю», или ургентная аддикция.

• О ночной молитве.

• Информационный пост.

• Физическое удаление от общества – ещене безмолвие.

• Об опасности использования техники холотропного дыхания.

• Критика тренингов личностного роста.

• О церковном послушании; Общее дело, включенность в жизнь общества. Работать, «как перед очами Божиими»; Учение о Церкви как Теле Христовом; Об идее церковного служения; «Земная служба как образ служения Царю Небесному».

• Об эгоизме.

• Отпадение от Церкви лишает человека благодатной помощи, силы любить и силы на пересозидание себя.

• О точке опоры, о Промысле Божием.

2.6. Кратко. Суть предложенного взгляда на реабилитацию

• Работа по изменению (пересозиданию) себя: с чего начать? (Остановиться, чтобы прийти в себя; предельное насыщение жизни на основе непротиворечивого мировоззрения; приобретение и тренировка навыков отсечения страстей и взращивания добродетелей).

• Почему Православие? (Свойство непротиворечивой полноты. Опыт и знания по пересозиданию человека. Даются силы на пересозидание себя).

• Оценка современных концепций, претендующих на универсальность.

• Жить по совести. Работа как возможность для духовного делания. Работа как послушание.

• Хранить совесть в каждом деле. «Подсказки» по жизни, как поступать. Воля Божия открыта в Священном Писании.

• Включенность в жизнь Церкви.

• Когда человек ощущает в своей жизни Промысел Божий о себе.

• О мужестве в своем призвании.

2.7. Беседа с воспитанниками центра святителя Василия Великого

Блок 3. ИЩЕМ ВЫХОД. КУДА ИДТИ И ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ?

• О путях русского богословия. Отрыв от преемственности.

• Духовный и молитвенный возврат к святоотеческих корням.

• Живое вхождение в разум Истины.

• Чтобы познать Истину, нужно жить по Истине. Вопрос Пилата.

• Как познать Истину?:

1. Встреча с Богом

Актуальность каждого мгновения. Исполнение заповедей Божиих. Когда происходит встреча с Богом, в Боге человек познает и мир. Психологичность учения святых отцов. Вырваться из самозамкнутости. Открытость собеседнику и «найти себя как лицо» (акад. А. А. Ухтомский). Без встречи с Богом не встретиться с собой.

2. Мир души

Увидеть Логосы мира. Возмущение ума страстью лишает возможности созерцать Логосы (жизнь видится бессмысленной, состояние неопределенности). Когда мысли только о работе (ургентная зависимость). Ослабление способности к творческой реализации. Опасность погружения в суету. Внутреннее смирение открывает дверь в стене. Как выйти из круга помыслов? Чистота ума. О постижении Логосов мира и несколько слов о младо-старчестве. Поворот помысла с молитвой может «переломить» ситуацию. Помысел гордыни прерывает молитву.

3. Увидеть цельную картину

Смотреть на ситуацию комплексно. Включиться в поток Промысла Божия. Каждое действие значимо. Способность видеть и понимать свою жизнь. О стойкости в противостоянии духовной брани. За победой над помыслом следует очищение. Разорвать оковы самозамкнутости. Шаг к Богу. Плоды победы над унынием. О монашестве. Об отчаянии (при смятении от помыслов, не поддаваться). Когда кажется, что выхода нет. Несколько слов человеку, который находится в отчаянии. О набивках в рукопашном бое (кулак ставится способным разбить твердый предмет). Аскеза возможна для каждого. О восприятии мира гордым человеком. Идеализация как орган познания.

Блок 4. В СИСТЕМЕ («волшебная лампа Аладдина»): в системе ложных помыслов и понятий

Из письма: «У меня такое ощущение, что держу себя в какой-то плоскости, из которой не могу вырваться, а мир объемен и не могу найти точку отрыва, что ли… не знаю как назвать…»

Как вырваться из круга ложных идей? Отчаяние. Кажется, что мир рассыпается, что все бессмысленно. Человек оказывается в кольце из ложных помыслов, он не может адекватно воспринимать окружающий мир и то, что ему говорят другие. Другие хотят помочь, а человек их действия воспринимает шиворот-навыворот (думает: «давят на мою свободу», «вмешиваются в мои дела»).

Состояние моноидеи («я не успеваю»; «почему меня никто не любит?!»).

• Учиться не сочетаться с помыслами.

• Образ душевного мира – аналогия с вагонеткой.

• Найти несколько минут, чтобы не потерять себя.

• О хранении душевного мира (режим; разбирать ситуацию, в которой был потерян мир; начинать день с молитвы).

• Забота о ближнем как возможность выхода из состояния монологичности.

• Причины духовной брани против духовного отца.

• Духовная расслабленность (оставление правила, пустые разговоры) приближает к апатии.

• Разумная привычка к смирению, навык послушания.

• Ставить свои мысли под сомнение – «не будь вельми прав».

• Верный ответ может прийти только в состоянии душевного мира.

• Тревожность – симптом ложного состояния.

• О суицидальных мыслях.

• Мысли по поводу развода.

• Демонические искушения.

• Выйти из системы поможет молитва, хотя помысел и противостоит молитве.

• Иисусова молитва.

• Когда кажется, что все бросили.

• Когда человек оказывается «в системе», мелочи могут представляться в сознании в преувеличенном виде.

• Не спешить с принятием значимых решений.

• Уныние вызывает потемнение души.

• Ничего не объяснить.

• Об опасности хранить в доме или при себе любую шаманскую атрибутику (маски, куклы, прочие предметы ритуального характера).

На страницу:
14 из 18