bannerbanner
Женщины – серийные убийцы: как и почему они становятся монстрами
Женщины – серийные убийцы: как и почему они становятся монстрами

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 5

Исходя из этого, серийных убийц можно разделить на четыре основные группы с тремя подгруппами:

тиран

визионер

миссионер

гедонист

одержимый похотью

ценитель комфорта

любитель острых ощущений

Только для одной группы основным мотивом убийства становится секс – для убийцы-тирана, испытывающего сексуальное удовлетворение от чувства власти и контроля, который он получает над жертвой, и совершающего убийства сугубо на сексуальной почве.

Для одного из трех видов убийц-гедонистов, одержимого похотью, секс, хоть и играет меньшую роль, но все же остается важным мотивом. Такие убийцы испытывают сексуальное удовлетворение от того, что уродуют трупы или занимаются с ними сексом, пьют их кровь или прибегают к каннибализму. Само по себе убийство не приносит им удовлетворения, оно лишь средство для достижения цели. Они не стремятся во что бы то ни стало убить жертву – им просто нужно ее тело или какая-то его часть. Эдмунд Кемпер, который убивал, увечил и занимался сексом с частями тел восьми жертв женского пола, включая мать, был типичным убийцей, одержимым похотью. Объяснял он свои действия так: «Возможно, это прозвучит бессердечно, но все, что мне нужно было, это особый контакт с человеком, обладание им так, как мне хотелось. И приходилось выселять людей из их человеческих тел». Эти убийства Кемпер описывал как «изготовление кукол» из людей [45].

Среди женщин-серийниц одержимые похотью практически не встречаются. Известно лишь два исключения. Первое – это графиня Елизавета Батори (1560–1615), жившая в Трансильвании в эпоху Возрождения и, по слухам, купавшаяся в крови женщин. Второе исключение, вероятно, имело место в Техасе в середине 1980-х. Серийный убийца Рики Грин, отнявший жизни у двух женщин и двух мужчин, утверждал, что его жена Шэрон, дочь проповедника, участвовала в изнасиловании двух жертв женского пола, наносила им резаные раны и удары молотком. А после убийства супруги умащивали друг друга теплой кровью жертв и занимались сексом. Шэрон Грин признала себя виновной в убийстве, но заявила, что, будучи «избиваемой женой», участвовала в убийствах и изнасилованиях под принуждением. Рики приговорили к смертной казни, Шэрон вынесли условный приговор – десять лет испытательного срока. 12 ноября 1991 года в эфир вышло шоу Опры Уинфри с участием Шэрон Грин в качестве гостя [46].

Если вернуться к венгерской графине Елизавете Батори, то и мотив купания в крови не выглядит таким уж однозначным, как я покажу ниже. Судя по всему, она верила, что это помогает сохранить молодость кожи, но не получала от этого никакого сексуального удовольствия.

Таким образом, когда теоретики феминизма настаивали, что женщин – серийных убийц не существует, на самом деле они подразумевали, что не существует женщин-серийниц типа «тиран» или «одержимый похотью». Однако, как мы еще убедимся, многое изменилось с 1980-х и 1990-х, когда звучали эти утверждения.

Помимо тирана и одержимого похотью, остальные группы и подгруппы серийных убийц не подчиняются сексуальным импульсам, у них другая мотивация. (Хотя это не означает, что они никогда не совершают половых актов с жертвами.)

Убийцу-визионера подталкивают к преступлению видения или голоса. В большинстве случаев это клинические больные, неподсудные по причине невменяемости, которые страдают органическими заболеваниями головного мозга и галлюцинациями. Как правило, это преступники крайне дезорганизованного типа, встречаются они нечасто, и обнаруживают их довольно быстро.

Убийцы-миссионеры руководствуются политическими, нравственными, этическими или любыми другими воображаемыми мотивами, которые и побуждают их к убийству. Их интересует конкретный тип жертвы, которую, убеждены они, следует уничтожить, устранить из общества или наказать. Это могут быть бездомные, врачи, делавшие аборты, старики, гомосексуалы или представители определенной расы.

Убийцы-гедонисты, любители острых ощущений, наслаждаются тем, что переходят грань допустимого, прибегая к похищениям, пыткам и убийствам. Такие убийства часто сопряжены с изнасилованием – как выплеском агрессии, а не сексуального влечения.

Гедонисты-ценители комфорта убивают просто ради материальной выгоды, которую приносит им смерть жертвы. Именно ценитель комфорта – тот тип, который раньше чаще всего ассоциировался с женщинами – серийными убийцами. Существует стереотип, что женщина-серийница – это черная вдова, которая втирается в доверие к жертве-мужчине, пользуясь своим женским обаянием, получает контроль над его имуществом, убивает его, а потом ищет новую жертву.

Последнюю на сегодняшний день систему классификации предложили Ричард Уолтер, судебный психолог тюремной системы штата Мичиган, и доктор Роберт Кеппел, ветеран криминалистики, расследовавший пятьдесят серийных убийств, в том числе дело Теда Банди, убийство детей в Атланте и дело убийцы с Грин-ривер. Уолтер и Кеппел сосредоточились прежде всего на убийствах на сексуальной почве, как одиночных, так и серийных, и отталкивались от классификации насильников, которую в 1980-е разрабатывали для ФБР Рой Хейзелвуд и доктор Энн Берджесс [47]. С учетом особенностей следствия, Кеппел и Уолтер предлагают делить серийных убийц на четыре типа.

Демонстрация власти: мотив – утверждение мужской власти над жертвой-женщиной или мужчиной.

Самоутверждение: мотив – получение от жертвы подтверждения, что он доставляет ей «удовольствие» или что он «лучше», чем другие любовники.

Карательный гнев: мотив – месть, сведение счетов, отплата женщине (или тому, кто ее замещает), которая, как ему кажется, нанесла ему оскорбление.

Возбуждение от гнева: основной мотив – получение сексуального удовлетворения через причинение боли и внушение ужаса жертве, независимо от пола.

Однако приведенные выше профили при всем их разнообразии сфокусированы на психопатологии мужчин и описывают конкретно ее. Со временем возникали новые категории, нацеленные на типологию именно женщин – серийных убийц.

Черные вдовы, издавна известные тем, что убивают мужей, любовников или других родственников ради материальной выгоды или по другим мотивам.

Ангелы смерти, убивающие пациентов, за которыми они ухаживают, или детей, которых нянчат, в силу разной мотивации – иногда из корыстных побуждений, но чаще всего по необъяснимым причинам.

Последовательницы секты, которых подталкивает к убийству харизматичный лидер. Самый громкий пример – женщины из «Семьи» Мэнсона.

Подчиняющиеся партнерши, которые смирились с участием в убийствах, совершаемых их мужьями или любовниками.

Развратные партнерши-садистки, которые с радостью участвуют в изнасилованиях и убийствах, совершаемых их партнерами.

Импульсивные мстительницы, которые убивают определенный тип людей, напоминающих им об обидчиках из прошлого. В эту категорию прекрасно вписывается Эйлин Уорнос.

Хищницы, преследующие выгоду, которые убивают незнакомых людей ради материального интереса. Эйлин Уорнос можно отнести и к ним.

Миссионерки с политическими или социальными идеями, которые они пытаются реализовать, или найти для себя успокоение, целенаправленно преследуя определенный тип людей, например, нацистских медсестер, которые участвовали в убийствах инвалидов (детей и взрослых) в медицинских целях.

Жаждущие власти – преступницы, стремящиеся получить некую форму контроля или власти в политике или в личной жизни.

Убийцы с делегированным синдромом Мюнхгаузена – расплывчатая категория, в которую попадают матери и опекунши, убивающие по несколько своих детей, или медсестры, обрекающие на смерть пациентов, стремясь вызвать сочувствие или привлечь к себе внимание [48].

Еще один метод классификации женщин-серийных убийц основан на типе личности. Среди женщин, осужденных в Калифорнии за убийство (единичное или серийное), исследователи выявили шесть поведенческих моделей.

Мазохистки – женщины с хорошей репутацией, внешне эмоционально стабильные, часто очень религиозные, но склонные строить близкие отношения с жестокими партнерами, которых они, не вытерпев унижений, в конце концов убивают.

Активно-агрессивные, жестокие женщины, эмоционально нестабильные, импульсивные и склонные к насилию. Они охотно применяют силу, поэтому, даже не планируя убивать, в приступе агрессии могут совершить непреднамеренное убийство.

Пассивно-агрессивные женщины-убийцы, которые подавляют гнев, выплескивая его косвенным образом – на собственных детей или других беззащитных жертв из своего окружения.

Неадекватные женщины-убийцы, которых отличает неумение справляться с трудностями, ограниченный интеллект и низкая самооценка. Их главная забота – угодить партнеру, что и заставляет их участвовать в убийстве или сексуальном насилии, осуществляемом партнером.

Душевнобольные преступницы – женщины с клиническими диагнозами. Как и визионеров, к убийству их подталкивают голоса или галлюцинации.

Аморальные преступницы планируют и совершают убийства без малейших сожалений, ради личной корысти или материальной выгоды. Их можно причислить к психопатам или социопатам – это скорее расстройство личности, нежели психическое заболевание. Они осознают свои действия, но им все равно. Большинству серийных убийц обоих полов можно диагностировать социопатию, или антисоциальное расстройство личности (АРЛ) [49].

Другое исследование, в котором рассматриваются отношения жертвы и преступника, дает такую классификацию женщин-убийц:

Альфа-женщины, прибегающие к насилию, чтобы защитить себя или других от причиняемого им вреда. Это случаи самообороны, в которых обидчик становится жертвой.

Бета-женщины, которых на убийство толкают эмоции, например, ревность или ненависть, либо они тем или иным образом провоцируют агрессию по отношению к себе, что и приводит к непреднамеренному убийству.

Омега-женщины, которые, используя сексуальность, обманывают своих жертв, сохраняя с ними эмоциональную дистанцию; убивают хладнокровно и часто ради материальной выгоды [50].

Все перечисленные классификации могут не иметь ничего общего между собой или пересекаться по каким-то параметрам. Единого определения серийного убийцы не существует, как нет и единой универсальной системы классификации серийных убийц, будь то мужчины или женщины. Совершенно очевидно одно: такой широкий спектр определений и типологий говорит о том, что феномен женщин-серийниц – явление гораздо более всеобъемлющее и многообразное, чем принято думать.

Общая характеристика женщин – серийных убийц

Несколько замечаний об общем количестве женщин – серийных убийц. По статистике, у женщин-убийц дела идут лучше, чем у их коллег мужского пола. Если мужчина-серийник до момента ареста в среднем убивает на протяжении четырех лет, то женщина-серийница, прежде чем ее остановят, действует обычно в два раза дольше, чуть больше восьми лет [51]. Известны случаи, когда женщины убивали по тридцать и более лет.

Причина этого кроется отчасти в банальном нежелании признавать, что женщины способны на длительные проявления насилия. Учтем и тот факт, что они часто убивают у себя дома или в больницах, где смерть выглядит естественно, а их присутствие на месте преступления объясняется их профессиональными обязанностями. Женщины – серийные убийцы редко оставляют на обочинах трупы молодых женщин или подростков, вызывая такой тревожный резонанс. Так называемые «тихие убийцы», они могут годами совершать преступления, о которых никто не догадывается.

Еще одна причина многолетней активности женщин-серийниц может быть напрямую связана с полом. Убийцы-мужчины, особенно ищущие сексуального удовлетворения, после сорока устают и сбавляют темп.

Тогда как среди серийных убийц женского пола нередки случаи, когда после пятидесяти, а то и после шестидесяти они вполне активны и даже не достигли пика своей преступной карьеры. Доротее Пуэнте исполнилось шестьдесят, когда в 1988 году ее обвинили в убийстве девяти мужчин и женщин. Она была полна сил и желания убивать. В тюрьме Пуэнте и сейчас чувствует себя отлично: не так давно она выпустила сборник своих кулинарных рецептов.

Нэнси «Нэнни» Досс было пятьдесят, когда в 1954 году ее арестовали за отравление мужа. В ходе расследования полиция раскрыла целую серию преступлений, совершенных тогда уже бабушкой за последние двадцать восемь лет: по всей видимости, она отправила на тот свет в разное время четырех своих мужей, мать, двух из четырех дочерей, свекровь и других родственников, отравив всех их черносливом, пропитанным мышьяком.

Когда я пишу эти строки, семидесятитрехлетней Ольге Руттершмидт и ее семидесятипятилетней подруге Хелен Голей предъявлены обвинения в двух убийствах и двух сговорах с целью совершения убийства ради финансовой выгоды. Их жертвами стали Пол Вадос семидесяти трех лет, убитый в ноябре 1999 года, и Кеннет Макдэвид, которому на момент смерти в июне 2005-го был пятьдесят один год. Ольга и Хелен, которые познакомились в спортивно-оздоровительном клубе десятки лет назад, обвиняются в том, что провернули мошенническую схему со страховками, получив выплаты в размере 2,3 миллиона долларов. Для этого они разыграли несколько убийств бездомных якобы в результате наезда машины, водитель которой скрылся с места преступления [52]. «Мышьяк и старые кружева»[8] – не такая уж избитая банальность, как мы думаем.

Около 68 процентов женщин – серийных убийц действуют в одиночку, а остальные 32 процента совершают убийства чаще всего с доминирующим партнером-мужчиной. Хотя случается, что и женщины доминируют над партнерами-мужчинами или целой бандой убийц, состоящей из одних женщин. Именно в совместных убийствах с партнером-мужчиной женщины чаще всего оказываются соучастницами изнасилований и убийств на сексуальной почве, которые традиционно ассоциируются только с мужчинами-серийниками.

Партнерши серийных убийц – еще одна уникальная категория. Этому непростому феномену посвящена отдельная глава данной книги.

Что касается выбора жертв, то принято считать, что женщины-серийницы убивают в основном родственников и знакомых. До недавнего времени так оно и было, однако сегодня незнакомые люди все чаще оказываются жертвами женщин-убийц, превалируя даже над членами их семей и близкими знакомыми [53]. Проблема четкого понимания, кто чаще становится жертвой, состоит в том, что, как и их коллеги-мужчины, многие женщины-убийцы сегодня лишают жизни и тех и других – как незнакомцев, так и родственников и близких знакомых.

* * *

В этой книге представлены не похожие одна на другую истории женщин-убийц, относящихся к самым разным типам. Каждая из них убила не менее двух человек, в разное время и по разным причинам. Все они, без всяких оговорок, серийные убийцы, потому что, убив однажды, снова пошли на преднамеренное убийство.

У этих убийц разные мотивы и разная психология, но есть у них и нечто общее, то, что их объединяет. Мы рассмотрим психические отклонения, которые отмечаются у преступниц, по мере возможности покопаемся в их детстве. Как и мужчины, женщины-серийницы – продукт в равной мере наследственности и воспитания, хотя вероятные генетические и физиологические признаки женщин-преступниц изучены гораздо хуже, чем характерные черты мужчин-серийников.

Культ женственности и женская культура занимают центральное место в нашем анализе, тогда как к мужчинам-серийникам аналогичный подход неприменим. Женщины, совершающие серийные убийства, бросают вызов не только привычным понятиям добра и зла, но и нашему базовому пониманию гендерной роли и идентичности, а в конечном итоге и общепринятому пониманию человеческой природы. На представление о серийных убийцах мужского пола никак не влияет политическая повестка дня, чего не скажешь о женщинах-убийцах. В мужчинах-серийниках, по всей видимости, проявляется худшее, что есть в мужском начале, а вот с женщинами не все так ясно. Бросают ли женщины-серийницы вызов самой женственности или только дают выход худшему, что в ней есть? Присуща ли женскому началу агрессия, и в какой форме? Проблему женщин – серийных убийц следует рассматривать не только в политическом или гендерном контексте, но и в общечеловеческом масштабе.

Часть I

Психопатология и краткий обзор феномена женщин – серийных убийц

Агриппина Младшая

Валерия Мессалина


Елизавета Батори

Тофания Ди Адамо

Мария Де Бренвилье


Джейн Скотт

Элизабет Экклс

Сара Дейзли


Элиза Джойс

Сара Фриман

Мэри Энн Милнер


Сара Чешем

Мэри Мэй

Мэри Эмили Кейдж


Кэтрин Уилсон

Мэри Энн

Коттон Кэтрин Фланнэген


Маргарет Хиггинс

Кейт Бендер

Патти Кэннон


Лидия Шерман

Сара Джейн

Робинсон Джейн Топпан

Глава 1

Сущность звериного начала в женщине

Психопатология женщины-монстра

Как и почему? Как женщины становятся серийными убийцами и почему они убивают? Почему, сказать проще. Причины могут быть те же, что и у убийц-мужчин: жажда власти или контроля, сексуальное влечение, материальная выгода, поиск острых ощущений, самоутверждение, месть и психические расстройства.

Но есть и серьезные отличия. Мужчины-серийные убийцы часто похищают жертв, насильственно удерживают, наносят увечья и насилуют, давая выход агрессии и потребности в контроле. Женщины-серийные убийцы обычно идут напролом, не отвлекаясь на нанесение ран или увечий. Ни полароидных фотографий, ни мастурбации на месте преступления, ни половых актов с трупом.[9] Женщина ставит перед собой конкретную задачу – убить. В этом смысле она представляет несравнимо большую опасность, чем мужчины-хищники, движимые своими фантазиями.

Почему женщины – серийные убийцы намного опаснее мужчин

Мужчины-серийники могут и не добивать жертву, в их фантазиях убийство не обязательно занимает центральное место. Они могут фантазировать о том, как доминируют над жертвой, совершая физическое и сексуальное насилие, и в этом сценарии не всегда есть место убийству. Но едва только агрессивный запал исчерпывается, жертва их больше не интересует – ни живая, ни мертвая. Если жертва подвергалась физическому насилию, преступник может оборвать ее жизнь, чтобы избавиться от свидетеля нападения или изнасилования. А может убить и из чувства стыда. Или не убивать вовсе. Некоторые могут даже проявить милосердие, отказавшись от своих планов.

К примеру, Ричард Коттингем в конце 1970-х оставлял в номерах гостиниц и мотелей жутко изувеченные расчлененные трупы уличных проституток. Накачав наркотиками, он часами издевался над ними, некоторым жертвам отрубал руки и обезглавливал [54]. Можно ли выжить, побывав в руках у такого маньяка? Но выжившие были – они приходили в себя на обочине дороги или на полу в номере отеля, избитые и израненные, но живые. Почему? Он не убивал их просто потому, что они выжили после всех издевательств. Только и всего. Он вообще не собирался их убивать – лишь унижать и мучить. Но как только он совершал то, что хотел, ему становилось все равно, живы они или нет, для него они были просто мусором. И он бросал их – кого мертвым, а кого живым. Многие погибали в процессе издевательств. Слабые физически, они не выдерживали пыток – тощие уличные девчонки, перебивающиеся чипсами и кока-колой. Увечил он их не ради удовольствия, а чтобы уничтожить их как личность, отрубал головы и руки не для сувениров, а чтобы помешать расследованию. Если он и решал кого-то убить, то только для хладнокровного устранения свидетеля. Это была необходимость, а не удовольствие.

Случается, что некоторым жертвам удается выжить, вызвав в посткатартическом сознании серийного убийцы некоторый интерес или внезапное смутное раскаяние. Иногда жертва говорит или делает что-то такое, что заставляет злоумышленника передумать и не убивать ее. Книгу о мужчинах – серийных убийцах я заканчивал главой о том, что можно сделать, чтобы сохранить себе жизнь, оказавшись в роли жертвы. Основывался я на рассказах выживших и на объяснениях самих убийц, почему они иногда оставляли кого-то в живых. В книге о женщинах – серийных убийцах такой заключительной главы не будет.

Кроме жертв, выживших чудом, благодаря не иначе как ангелу-хранителю, информации о тех, кого женщины-серийницы оставляли в живых, практически нет. Приняв решение убить, женщины его уже не меняют, и на пути к цели крайне редко уступают своим фантазиям и прибегают к ритуальным пыткам. Они сразу берутся за дело. (Хотя серийные отравительницы, как известно, могут продлевать мучения своих жертв, манипулируя дозами яда, но почему они это делают, установить до сих пор не удалось.)

Женщины-серийницы редко похищают и насилуют жертв, разве что за компанию с партнером-мужчиной. Они редко (а правильнее сказать – никогда) убивают, чтобы забрать себе труп или какую-то часть тела жертвы для гедонистического удовлетворения похоти. Не в их правилах хватать, связывать, держать взаперти и пытать жертв, а только потом убивать. Смерть жертвы приносит женщине-серийнице настоящее удовлетворение, и она живет с этим ощущением еще несколько дней, недель или даже месяцев. Если для мужчины убить – значит воплотить свою фантазию или освободиться от нее, то женщина убивает, просто чтобы убить. Это ее способ выражения.

Объясняя, почему они оставили кого-то в живых, мужчины – серийные убийцы часто называют одну и ту же причину: они что-то узнали о нем как о человеке. В восприятии преступника жертва обрела индивидуальность, и решимость убить пошатнулась. Этот феномен напрямую связан со склонностью мужчин-серийников выбирать незнакомых людей, которых можно объективировать, приписывая им собственные смертельно опасные фантазии. Но если вдруг они по какой-то причине увидят жертву такой, какая она есть на самом деле, это может нарушить ход их фантазий.

По мнению отдела бихевиоризма ФБР, чтобы остаться в живых при нападении серийного убийцы, лучше всего попытаться поговорить с ним, чтобы он узнал вас как личность. Это разрушит выдуманную им картинку, в которой вам отведена роль жертвы.

Все это едва ли поможет в случае с типичной женщиной-серийницей. Во-первых, вероятнее всего, она близко знакома с жертвой, с которой работает, живет или делит постель. Она и так прекрасно знает, кто это. Фантазиям тут места нет.

Во-вторых, жертвы вряд ли осознают, что им угрожает опасность, потому что женщина, как правило, совершает убийство под прикрытием тех отношений, которые сложились у нее с жертвой: медсестры убивают пациентов, матери убивают своих детей, жены – мужей, а домовладелицы – жильцов. То есть жертву она выбирает в рамках обычных социальных и профессиональных отношений, но действует исподтишка, отдавая предпочтение яду, передозировке наркотиков или внезапному удушью. Свидетелей не будет, а тело обнаружат там, где ему и положено быть, а не на обочине дороги или слегка прикопанным в земле.

И, наконец, ввиду того, что женщины не заморачиваются с пытками или ритуалами, а сразу приступают к делу, у ничего не подозревающей жертвы редко бывает время что-то предпринять, даже если она подозревает, что находится в опасности.

Разве кто-то ждет, что жена, любовница, мать или дочь попытается их убить? Вот почему Эйлин Уорнос так разительно отличалась от всех: ее целью были только незнакомые мужчины, которых она убивала почти сразу же, как только встречала.

В случае с женщинами-серийницами вы можете умереть, так и не узнав, что вас убивают. Просто какое-то недомогание, слабость не по возрасту, а на следующий вечер у вас вдруг отнимается речь, вы не можете пошевелиться и с наступлением ночи умираете в кромешной тьме, давясь соплями, за закрытыми дверями. И ваши частые всхлипы – единственные звуки, которыми придется утешиться. Для посторонних это смерть по естественным причинам, и никто даже не заподозрит, что вас убили. Пара телефонных звонков, и спустя три часа вечерняя смена, констатировав смерть, вынесет и увезет ваше тело, а к утру его уже подготовят к бальзамированию. Более одинокую смерть трудно даже представить.

Почерк женщины-серийницы: ключевой элемент – убийство

Не следует путать почерк убийцы с методом, или modus operandi, который он использует. Профилировщики[10], изучая место преступления, проводят четкую грань между почерком и методом.

Метод – это то, что должен сделать серийный убийца, чтобы совершить преступление: выдать себя за ремонтника, вскрыть окно, предложить автостопщику подбросить его, подчинить, угрожая оружием, носить маску, смыть следы преступления, возможно, расчленить труп, чтобы проще было от него избавиться, устроить поджог, уничтожая улики. Метод, как правило, меняется – со временем он становится только лучше, ведь, совершая убийство за убийством, преступник постоянно учится. Серийному убийце приходится все время оттачивать тактику: с каждым следующим убийством растет риск, что его задержат. Не будем забывать, что движет им страстное желание сократить разрыв между вымыслом и реальностью – между острым наслаждением своими фантазиями и неудовлетворенностью тем, что он испытывает на самом деле. Он никогда не будет доволен тем, как реализуются его желания. Он вынужден пробовать снова и снова, улучшая методы. Так что можно сказать, что серийные убийцы – это машины для убийства, движимые игрой воображения и подпитываемые как потребностью, так и желанием – как прагматизмом, так и психическим расстройством.

На страницу:
3 из 5