Полная версия
Врачевание щепетильности
Dominic Schram
Врачевание щепетильности
Об авторе
Dominic Schram, иногда пишется как Schramm(24.10.1722 – 21.09.1797) – немецкий теолог и канонист, монах Ордена св. Бенедикта.
Родился в Бамберге (Германия). В 1743 году принял постриг в Банце (монастырь Верхней Франконии) близ Бамберга, рукоположен в священники 18.08.1748 г. Преподавал в монастыре: с 1757 года математику, с 1760 года каноническое право, с 1762 года – философию, а вскоре и богословие. В 1782 году принял должность настоятеля монастыря Михельсберг в Бамберге, откуда в 1787 году вернулся в Банц, где и умер.
Перевод на русский с английского по изданию 1876 года (Лондон) в редакции Rev. H. Collins.
Перевод: Один Человек.
Что такое щепетильность(1)
«Щепетильность» по определению святого Антония(2) это внутренний испуг, слабый и неопределенный. Если человек, наступающий на крест, случайно образованный из двух соломинок лежащих на земле, должен, с одной стороны, испугаться за согрешение, но с другой стороны, ему кажется, что в этом нет никакого греха, то это тревожное волнение является щепетильностью. Но глубоко заблуждаются те, кто называют таких людей слишком щепетильными: тех, кто старается из-за сыновней любви к Богу тщательно исследовать все свои дела, дабы случайно не оскорбить Его, и заботится о своем спасении. Совесть этого человека можно назвать не щепетильной, а чуткой. Угрызения совести от скрупулезного рассмотрения своих действий иногда происходят из-за событий прошлого: например, хорошо ли он исповедовался, было ли достаточным его предыдущее исследование – не упустил ли он чего-либо, было ли достаточным его раскаяние и назначенное исправление во время исповеди и т.д., и т.д. А порой угрызения совести относятся и к настоящему. Они главным образом заключаются во внутреннем убеждении, которое есть у щепетильных людей, что они находятся в состоянии смертного греха, или в том, что когда они совершают проступки, воображают, что эти прегрешения являются смертными грехами. Если какое-нибудь беззаконие, свершилось на их глазах, тогда у них закрадывается сомнение, дали ли они на то свое согласие. Они боятся, что попали под влияние дурной мысли: дать повод причинить какой-либо ущерб, душевный или мирской, своему ближнему. Они сомневаются, не являются ли их обыденные действия грехами; были ли они правильно крещены, отпали ли от церкви, лишены ли благодати; соблюдают ли они предписания церкви в посте, слушании мессы, чтении службы и т.д., и т.д.
Многие несчастья и беспокойства проистекают из-за щепетильности:
1. Они разрушают внутренний мир и безмятежность.
2. Они часто парализуют выполнение христианского благочестия.
3. Они порождают ошибочные мысли о Божьем милосердии.
4. Они доводят до телесных заболеваний, а иногда приводят к отчаянию и безумию.
Причины возникновения угрызений совести от щепетильности можно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние это:
1. Неведение различия между искушением и согласием(3).
2. Потаенная гордость и уверенность в собственной правоте.
3. Излишние опасения в божественной справедливости и слишком малое упование на Божье человеколюбие.
4. Чрезмерное опасение избегать всего, что хоть как-то напоминает грех, или иметь полную убежденность в том, что то или иное не является грехом.
5. Слишком большая строгость и мрачная неприязнь в общении с людьми.
Внешние причины таковы:
1. Попущение Божье: чтобы добрые люди могли очиститься душевными страданиями и могли идти дальше по спасения; чтобы равнодушные могли стать более ревностными в исполнении обязанностей христианского благочестия и следовать заветам Божьим; чтобы кающиеся могли искупить свои прошлые грехи.
2. Щепетильность может быть возбуждена дьяволом, чтобы вызвать вялость и отчаяние.
3. Разговор со скрупулезными людьми по поводу их щепетильности.
4. Чтение «строгих»(4) книг.
5. Сюда же можно добавить: а) телесные недуги – простуда, уныние или скверный характер. б) Недостаточное трезвомыслие.
Из всего вышеизложенного можно выявить признаки действительно щепетильного человека. К ним относятся:
1. Настойчивость в своем наказании.
2. Частая и заведомо обоснованная смена суждения, а также непостоянство и суета в действиях.
3. Размышления о бесчисленных обстоятельствах, которые не имеют отношения к настоящему моменту.
4. Боязнь совершить грех в добрых поступках.
5. Нелепое поведение в большинстве случаев.
6. Постоянный страх перед исповедью(5).
Способы врачевания щепетильности
Пренебрежение. Евреи, скрупулезно соблюдая закон, предпочли быть убитыми, чем воевать в день субботний. Но, по совету первосвященника, приняли решение сражаться и пренебречь угрызением совести, что привело к лучшему. Верующих, которые чувствовали себя грешниками, что ели мясо, принесенное в жертву идолам, святой Павел убеждал пренебрегать угрызениями совести и равнодушно есть всякое мясо, если это не повлечет за собой соблазна(6).
Молитва. Молитва щепетильного человека в искушении должна быть исходящей из самых недр души и восходящей к Богу, или призывающая Пресвятую Деву и Святых к помощи.
Воздержание (умерщвление плоти). Щепетильный человек должен проявлять достаточное внимание умерщвлению плоти, чтобы угрызения совести не усиливались из-за недостатка трезвомыслия. Ибо изнеженная жизнь часто окропляется Богом угрызениями совести, чтобы тот, кто пренебрегает подвигом воздержания, мог вынести и эти искушения.
Чистота совести. Тот, кто сознательно неверен Богу – неугоден Ему пороками, простительно греховными, и равнодушием(7), постоянно стоит на грани смертного греха, – тот не находит покоя ни в Боге, ни в других обстоятельствах, и не будучи великодушным к Богу, он впадает в страхи о тяжком грехе там, где не должно быть никаких страхов.
Подчинение духовному отцу. Святой Антонин сказал: «Те, кто отказываются доверять советам наставников и благоразумных людей, пренебрегая угрызениям совести и действуя вопреки им, во многом заблуждаются»(8).
Умозаключительная щепетильность
То, о чем говорилось выше, относится к иррациональной щепетильности. Но также не следует пренебрегать и умозаключительной (рациональной) щепетильностью, ибо святой Павел говорит: «Воздерживайтесь от всякого проявления зла»(9). Климент V, разрешая некоторые сомнения в «Правиле младших братьев»(10), говорит «Часто там, где нет вины, чуткая совесть боится ее, ибо на пути Божьем, они боятся всего сомнительного; учитывая, что в том, что касается спасения души, чтобы избежать мучительных угрызений совести следует держаться более безопасной стороны». Умозаключительной щепетильностью не следует пренебрегать. Она отговаривает от греха через веру, с помощью заповедей Божьих или божественного озарения. Можно встретить людей, у которых совесть одновременно щепетильна и небрежна. И если щепетильностью с легкостью пренебрегать, то можно дойти до пренебрежения к мучительным грехам, ибо такие люди будут подобны книжникам и фарисеям, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие(11)
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.