Полная версия
Фюрер. Путь Гитлера к власти
Розенберг твердо убежден, что еврейские финансисты во Франции – союзники большевиков, Гитлер быстро усваивает эти истины. В том же номере «Фелькишер беобахтер» он высказывает убеждение, что евреи замышляют только революцию и нарушение чистоты чужих рас и что «каждый еврей – какие дьяволы! – в своей сфере действует прежде всего для этой последней великой цели, действует именно политически».
«Проснись, Франция!»Внешняя политика национал-социалистов была в то время антисемитской и вместе с тем антибританской – во всяком случае, в гораздо большей мере, чем антифранцузской. Утверждение, что французское правительство состоит из «приказчиков англосаксонской мировой фирмы», звучит скорее состраданием к французам, чем ненавистью к ним. «Фелькишер беобахтер» возвещает весну народов в Европе, «…когда французский народ, в котором мы без зависти признаем и ценим его благородное ядро, поймет. что. уже теперь можно заметить ростки, из которых во Франции, как и в других странах, вырастет национальный социализм будущего. Франция должна снова запереть в гетто евреев. Грядет национал-социалистическая мировая революция, ее лозунг: “Антисемиты всех стран, соединяйтесь!”
Тогда же – это было в феврале 1921 г. на первом грандиозном митинге Гитлера в цирке Кроне – Гитлер мечет громы и молнии против «этой Англии, которая с дьявольским умыслом травит до смерти ирландский народ, доводя его до вечных революций против Англии, которая жульническим способом захватила старое культурное государство – Индию. Кто поверит теперь, что Англия когда-либо добивалась свободы малых наций, если она лишила последних следов свободы один из величайших культурных народов мира, Германию?»
В то время материальные блага нации еще были для Гитлера важнее, чем честь ее оружия. Он согласен на полное разоружение Германии, если будут аннулированы репарации.
«Покончите, – обращается он 15 февраля 1921 г. в “Фелькишер беобахтер” к министру иностранных дел Симонсу, – с вопросом о репарациях (тогда это еще не называлось “данью” для Франции), уничтожьте двенадцатипроцентный сбор с нашего экспорта, прекратите всякую дальнейшую возможность этой унижающей нас опеки разбойничьего союза (Антанты), создайте для нас таким образом возможность существования и освободите нас от вечной угрозы гражданской войны в Германии. Тогда мы готовы будем освободить остальной мир от нависшей угрозы со стороны наших баварских дружин обороны страны. Тогда мы разоружимся». Такого рода внешнюю политику тот же Гитлер в позднейшие годы назвал бы политикой филистеров; ведь за аннулирование репараций она готова продать право на вооружение и самооборону.
Это были дни лондонского ультиматума, установившего сумму репарационных платежей Германии в 132 млрд. Гитлер и Розенберг проповедуют и тогда сопротивление. Но делают это неспроста… нет, у этих реальных политиков уже есть «могучий» союзник на востоке. «Только не подписывайте капитуляции, как в 1919 г., на пять минут раньше времени. Вся Россия как раз восстает против еврейского террора» (Розенберг).
Эта внешняя политика 1921 г., инспирируемая Людендорфом, генералом Гофманом[34] и Рехбергом, переписанная начисто Розенбергом и по частям излагаемая Гитлером народу, направлена на создание антисемитской, антибольшевистской и антибританской континентальной Европы. Хребтом ее должен быть союз между пробудившейся Германией и проснувшейся Францией.
Первый массовый митингБыла ли эта внешняя политика опасна или, наоборот, не имела никакого значения, она, во всяком случае, расширила круг деятельности Гитлера. Он познакомился с Людендорфом. Их объединял также один из вопросов внутренней политики – борьба против баварского федерализма. Впоследствии пути их на долгое время расходятся; они снова сблизились лишь летом 1923 г.
Влияние Гитлера растет. Правда, он еще не владеет массами. Незадолго перед лондонским ультиматумом конкуренты из «патриотической» партии устроили грандиозный митинг на площади Одеон, на котором присутствовало более 20 тыс. человек. Гитлер тоже хотел выступить там с речью, но, когда он пытался сделать это, оркестр заиграл туш и самый пламенный оратор Мюнхена так и не был услышан. Так или иначе, он убедился, какие массы народа можно поднять на ноги с помощью лондонского ультиматума. На 132 млрд может сыграть всякий, кто сумеет инсценировать манифестацию протеста. 3 февраля 1921 г. Гитлер впервые отважился выступить в самом большом зале Мюнхена – в цирке Кроне. Этот зал вмещает больше 8 тыс. человек; пришли 4 тыс. Благодаря умелой «расстановке» зал с грехом пополам наполнен. Но хотя этот митинг был наполовину провалом, Гитлер показал другим пример того, как надо вести борьбу. Его соперники, гордые своим успехом, своими 20 тыс. слушателей, почили на лаврах. Гитлер же на следующей неделе снова бьет в набат, снова созывает свою публику в цирке Кроне; он неутомим, потому что знает, что в это горячее время масса тоже неутомима. Таким образом он постепенно добился цифры в 8 тыс.; со временем число его слушателей превысит 20 тыс., цифра, на которой успокоились его соперники.
Диапазон растет. Прежний небольшой кружок серых ремесленников постепенно сошел на нет. Гитлера окружают теперь новые люди различного социального положения; среди них мало мелких мещан. Это – буйные, авантюристские, – есть и темные, – но, во всяком случае, интересные натуры, как и сам Гитлер. Большинство из них более самоуверенны, чем он, но ни один из них не достигает в решительный момент его нервного неистовства. К Дитриху Эккарту, единственному «кавалеру» в старом кружке, присоединяются теперь Розенберг и молодой студент, заграничный немец Рудольф Гесс[35], лучший друг Гитлера, ставший впоследствии его личным секретарем и неизменным спутником. Таковы люди, которые бескорыстно или с расчетом верят в него.
«Вождь»Снова подтвердилось старое положение, что если три человека с твердой решимостью стремятся к одному и тому же, они достигнут цели, хотя бы они поставили себе задачей завоевать весь мир. Герман Эссер первый приветствует Гитлера как «вождя» после сомнительного успеха в цирке Кроне. Возникает некий круг руководителей национал-социализма; его несокрушимой догмой является неограниченная власть Гитлера над рядовыми членами партии как над толпой профанов.
Со стороны в партию приходят уже «важные господа» и обладатели громких имен. В партию вступил капитан-лейтенант Гельмут фон Мюкке[36], командир «Айши» и национальный герой; что еще важнее, он добывает для партии финансовые средства. Однако в то же время начинаются также раздоры между вождями. Эссера обуяла бешеная ненависть к Розенбергу. Забываясь, он иногда переносит эту ненависть даже на Гитлера. В эти моменты он пытается натравить «идиота» Дрекслера против более сильного «товарища». Гитлер начинает верить в самого себя. Ему еще долго придется играть скромную роль «барабанщика» перед другими лицами, превосходящими его своими влиянием, образованием, остроумием. Когда он находится наедине с Людендорфом или Пенером, он в эти моменты, пожалуй, и сам верит в свою скромную роль. Но потом, оставшись без такого визави, когда он сидит один за столом и речь снова льется потоком из-под его пера, – ибо писания его – та же речь, – он уже мечтает о том, как «в один прекрасный день явится железный человек, быть может, в грязных сапогах, но зато с чистой совестью, положит конец разглагольствованиям этих вылощенных джентльменов и преподнесет нации действия».
Железный человек! Можно побиться об заклад, что это не кто иной, как богом одаренный человек, выступивший перед четырьмя тысячами и в своем волнении, вероятно, принявший их за восемь тысяч. На нем как раз «грязные сапоги»… некогда он прогулял свой экзамен и теперь хвастает перед своими товарищами, капитанами и лейтенантами, что он был только «простым» ефрейтором. Несмотря на грязные сапоги, он превосходит всех других своим подвижным умом, способностью быстро схватывать новые ситуации. Он не только понял сущность фашизма, появляющегося теперь на сцене в Италии, но схватил также стиль коллеги – Муссолини, тоже пришедшего из окопов в грязных сапогах. Гитлер решил «преподнести нации действие».
Впоследствии один итальянский фашист назвал этого подражателя римского стиля «Юлием Цезарем в тирольской шляпе». Однако в Гитлере не раз еще скажется стиль бывшего венского строительного рабочего. Издеваясь над орлом в новом имперском гербе, он пишет в «Фелькишер беобахтер»: «Народную массу гораздо больше интересуют жареные курочки и уточки; наш народ с его здоровым инстинктом смеется над этой безобразной скотиной». Затем трещотку сменяют фанфары: «В этом новом имперском гербе преобладающее большинство народа видит не эмблему честных и свободных мужей, а каинову печать самой низкой измены». В этой мозаике стилей народный тон еще безыскусствен, цезаризм же вымучен. Но Гитлер ставит себе целью стать Цезарем пропаганды, человеком, у которого в крови нечто императорское, человеком, который лишь снисходит к фамильярному тону разговора с толпой. Несколько лет спустя он без запинки и не краснея перещеголял Куртс-Мелер (Куртс-Мелер – оперная певица, выступающая в вагнеровских ролях. – Прим. перев):
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
«Эрнст Рем»(1887–1934) – профессионал-военный. В 1918 г. в чине капитана служил при генеральном штабе. Типичный ландскнехт. Один из тех германских офицеров, которые после мировой войны предлагали свои услуги всевозможным экзотическим правительствам в качестве военных инструкторов и в первую очередь для использования современной военной техники в борьбе с «врагом внутренним». В октябре 1932 г. «Мюнхенер пост» и другие газеты опубликовали письма Рема к молодым людям, из которых видно, что Рем – педераст. «Коричневая книга» приводит документы, изобличающие Рема в том, что он был знаком с обвиненным в поджоге Рейхстага ван дер Люббе. Посредником между ними был убитый впоследствии фашистами д-р Белл, который «был не только советником Рема по вопросам внешней политики, но и обделывал его амурные дела» («Коричневая книга», стр. 48). Вплоть до 30 июня 1934 г. – начальник штаба штурмовых (СА) и охранных (СС) отрядов, а также унифицированного «Стального шлема». Рем (как и Розенберг) входил в имперский кабинет министров.
Во время событий 30 июня – 2 июля Рем был захвачен в Мюнхене и казнен; по официальной версии, Рем организовал заговор против Гитлера и должен был возглавить «вторую революцию» штурмовиков, направленную к свержению теперешнего руководства.
2
«Коричневый дом» – помещение, в котором находились партийные организации национал-социалистов.
3
«Раабе» – депутат рейхстага, член германской народной партии.
4
Вальтер Ратенау (1867–1922) – крупный промышленник, председатель правления германской АЭГ (Всеобщей компании электричества); демократ. Министр восстановления в 1921 г., а затем в 1922 г. министр иностранных дел в кабинете Вирта. Сторонник сближения с с.-д., а в отношении Франции и союзников сторонник так называемой политики выполнения. Участник Генуэзской конференции и один из инициаторов заключения Раппальского договора с СССР. Автор книг, в которых проводил идеи о «конструктивном» построении государства. 24 июня 1922 г. убит террористами из правого лагеря.
5
«Дизраэли» – лорд Биконсфильд (1804–1881) – английский политический деятель, министр финансов и премьер кабинетов тори.
6
В немецком языке для слова «народный» имеется общепринятое выражение «националь» – национальный. Слово «фелькиш» – германизированное «национальный». Оно введено в обиход в 1900х годах со времени возникновения расистского и антисемитского Всегерманского союза. «Фелькиш» употребляется для характеристики крайне правых взглядов с антисемитским налетом. После революции 1918–1919 гг. этим термином пользуется германский фашизм (в том числе и национал-социалисты), особенно северогерманский, выпячивающий на первый план не «социальную», а «национальную» демагогию. Движение «фелькише» выступает часто рядом с национал-социализмом в качестве его конкурента и соперника. В конце 1922 г. из консервативной партии выделилась группа Вулле, Генинга и Грефе, образовавшая немецкую народную партию свободы (дейчфелькише фрейгайрте-партай). В 1924 г., когда Гитлер сидел в Ландсбергской крепости, было образовано против его воли «фелькише арбейтсгемейншафт». В выборах 1928 г. «Фелькишер кампфблок» выступает конкурентом национал-социалистов и терпит поражение. После 1928 г. Гитлер занял монопольное положение в фашистском лагере, заставив вожаков отдельных групп «фелькише» отказаться от претензий на самостоятельную руководящую роль и раствориться в национал-социалистской партии.
7
Франц Ксавер Риттер фон Эпп (1868–1946) – профессионал-военный. Дослужился за время Первой мировой войны только до поста полкового командира и лишь в результате участия в гражданской войне в Германии был возведен в чин генерал-лейтенанта и получил командование седьмым баварским военным округом. Как повествует официальная фашистская история (цитируем по «Жизнеописанию наших вождей» из Национал-социалистского справочника), Эпп в 1919 г. был вожаком «добровольческого отряда Эпп» и «являлся освободителем Мюнхена от еврейско-коммунистической советской власти». О его роли в руководстве национал-социалистов довольно подробно рассказывает Гейден. В 1928 г. в его ведении находились военные дела национал-социалистов. В Третьем рейхе являлся наместником Баварии.
8
Федер Готфрид (1883–1941) – партийный теоретик, признанный учитель Гитлера, автор национал-социалистской программы и министр финансов в «правительстве» Гитлера во время путча 1924 г. В Третьем рейхе одно время был товарищем министра народного хозяйства при Шмитте, а затем остался совершенно не у дел. Это объясняется не столько его прежними связями с братьями Штрассерами, сколько огромной дистанцией между «уничтожением процентного рабства», провозглашенного в свое время Федером, и политикой Гитлера и его хозяйственного диктатора Шахта.
9
Пер Гюнт – герой одноименной пьесы Генриха Ибсена.
10
Фелькишер беобахтер (народный наблюдатель) – центральный орган национал-социалистской партии.
11
Граф Бадени – в 1895–1897 гг. австрийский министр-президент и министр внутренних дел. При нем были проведены избирательная реформа и закон о равноправии немецкого и чешского языков в Богемии и Моравии.
12
Шенерер и Вольф – руководители немецкой национальной партии в Австрии (немецкое национальное движение). Партия эта имела резко выраженный антисемитский характер и вела борьбу за присоединение Австрии к Германии, против Габсбургов и политического влияния римской церкви. В 1900-х годах Шенерер основал движение «Прочь от Рима».
13
Карл Люэгер – подвизался в Вене, как и Шенерер, начиная с 80-х годов прошлого века. С 1897 по 1910 г. – бургомистр Вены. Ему и его партии – христианско-социальной – удалось развернуть в Вене массовое движение мелкой буржуазии под лозунгом антисемитизма, окрашенного в якобы антикапиталистические тона. У христианско-социальной партии, как и у партии германского центра, имелись свои «христианские» профсоюзы и своя аудитория, главным образом ремесленных рабочих. Гитлер в своей книге «Моя борьба» упрекает Шенерера в том, что, стоя на правильной позиции в национальном вопросе, он не сумел привлечь к себе масс умелой демагогией на манер христианско-социальной партии. Наоборот, Люэгера он упрекает в том, что последний не был последовательным антисемитом и не стал в этом вопросе на «расовую» точку зрения. Так или иначе, Гитлер весьма многое заимствовал из тактического и идейного арсенала австрийских христиан-социалов.
Наследником немецко-национального движения в Австрии явилась так называемая великогерманская партия, почти целиком утратившая влияние, которое перешло к национал-социалистам. Христианско-социальная партия стала правящей.
14
Константин Хирль (1875–1955) – в Первую мировую войну работал в генеральном штабе, а под конец – в штабе баварского резервного армейского корпуса. В период с 1921 по 1924 г. служил в военном министерстве. Автор военных программ национал-социалистов, докладчик на их съездах по военным вопросам. В 1929 г. – руководитель отдела трудовой повинности в партии национал-социалистов. Член рейхстага.
15
Партикуляризм в противовес централизму означает стремление сохранить местные или областные особенности и автономные права. В данном случае речь идет о баварском партикуляризме, представленном по преимуществу династией Вительсбахов и клерикально-буржуазными элементами.
16
Эссер Герман (1900–1981) – в Третьем рейхе променял перо журналиста на более «солидную» деятельность. Своими скандальными историями сумел заслужить громкую известность даже среди фашистов. О его хозяйственных способностях Гейден упоминает в связи с историей, обошедшей в свое время всю германскую печать. Речь идет о весьма оригинальном способе, при помощи которого он добывал средства для вождя. По собственным утверждениям, Эссер поддерживал связь с одной из мюнхенских дам лишь для того, чтобы иметь возможность выуживать деньги у ее мужа. За прошлые заслуги был назначен министром народного хозяйства в Баварии. Позднее за новые «художества» снят с поста и впал в немилость.
17
Юлиус Штрейхер (1885–1946) – по профессии учитель, офицер в Первую мировую войну. Один из самых ярых хулиганствующих антисемитов даже среди вождей национал-социалистов. После захвата власти фашистами – организатор еврейского бойкота. Состоял руководителем франконской окружной организации национал-социалистов.
18
Путч Каппа (в 1920 г.) был попыткой реакционных элементов, в первую очередь оставшегося не у дел монархического офицерства, сбросить правительство социал-демократа Эберта и установить диктатуру. В тесной связи с путчистами находился Людендорф. В марте отряды капитана ВМФ Эрхардта и генерала Лютвица заняли без боя Берлин. Эберт со своим правительством бежал в Штутгарт. Главой нового «правительства» был объявлен Капп, продержавшийся в Берлине 4 дня. Всеобщая стачка смела это правительство. Капп вынужден был бежать. Значительная часть германской буржуазии держала в это время курс на стабилизацию послевоенной Германии с помощью Эберта и его политических друзей и не поддержала Каппа. Путч Каппа послужил для Эберта лишь поводом для подавления с помощью военной силы революционного рабочего движения, которое особенно широко развернулось в Руре.
19
Иоганн Гофман – член баварской с.-д. большинства; был министром культов в кабинете Курта Эйснера. После убийства Эйснера в марте образовал коалиционное правительство вместе с баварским крестьянским союзом и независимцами. При образовании советской власти в Мюнхене бежал со своим правительством в Бамберг. Вернулся в Мюнхен, после того как контрреволюционные «добровольческие» отряды свергли советскую власть. Образовал после этого правительство на «более широкой основе» с привлечением демократов и баварской народной партии (баварский центр).
20
Фон Кар Густав (1862–1934) – бывший министр-президент Баварии и ее генеральный государственный комиссар (1923 г.). Участник пивного путча 1923 г. Как картинно описывает Гейден в своей книге, «Гитлер под угрозой револьвера заставил Кара войти в свое правительство». «Изменивший» Кар 30 июня 1933 г. пал жертвой мести национал-социалистов.
21
Пенер – впоследствии министр-президент Баварии в «правительстве» Гитлера во время пивного путча. Через некоторое время после выхода из Ландсбергской крепости погиб при автомобильной катастрофе.
22
Вильгельм Фрик (1877–1946) – полицейский чиновник в Пармазенсе с 1907 по 1917 г., а затем в Мюнхене – с 1917 по 1930 г. Покровитель Гитлера в период организации национал-социалистской партии и активный участник мюнхенского путча. Привлеченный к суду вместе с Гитлером, был осужден, но затем в административном порядке был освобожден от наказания. В январе 1930 г. в первой коалиции национал-социалистов с правобуржуазными партиями Фрик вошел в качестве министра внутренних дел в тюрингенский кабинет. Он отличился на своем посту приказами по части введения новых школьных молитв, сочиненных фашистами, и другими «культурными» мероприятиями. В бытность министром Тюрингии Фрик назначил Гитлера правительственным советником в одном из тюрингенских городов, чтобы таким образом предоставить ему германское гражданство (Гитлер до последнего времени был австрийским гражданином). 30 января с образованием кабинета Гитлера-Гугенберга Фрик был назначен германским министром внутренних дел. Председатель фракции фашистов в рейхстаге.
23
Гейдельбергская программа – была принята на съезде с.-д. в 1925 г. Гейден нисколько не преувеличивает, утверждая, что тезисы фашистов могли свободно войти в гейдельбергскую программу с.-д. Правые вместе с независимцами во вновь принятой программе выбросили содержавшуюся в Эрфуртской программе фразу о том, что «преобразование общества может быть делом только рабочего класса». Буржуазная республика была провозглашена самым ценным достоянием германского рабочего класса. Устами Гильфердинга – докладчика по вопросу о программе – германская с.-д. заявляла, что путь к социализму лежит лишь через хозяйственную демократию.
24
Пауль Антон Лагард (1827–1891) – немецкий ориенталист и философ. По политическим взглядам – консерватор и сторонник «Великой Германии». Лагард выступал в своих книгах, особенно после Франко-прусской войны, в эпоху грюндерства, против «духа либерализма и материализма», за создание немецкой «национальной религии» и против «влияния евреев» на хозяйственную жизнь.
Из последователей француза Гобино, автора теорий об арийском человечестве, наибольшую известность снискал Г.Ст. Чемберлен (немец с англизированной фамилией), которого Розенберг в своих писаниях признает идеологом немецких фашистов по части расовых «теорий». На склоне лет этот «теоретик» и «философ», начавший подвизаться еще в 80-х годах прошлого века, вошел в национал-социалистскую партию.
«Освальд Шпенглер» – немецкий философ, автор нашумевшей книги «Закат Европы», вышедшей вскоре после окончания Первой мировой войны и отразившей глубочайший идеологический кризис, переживаемый послевоенным капитализмом и особенно капитализмом германским. «Философия» истории Шпенглера сводится к тому, что никакой общечеловеческой истории и культуры нет. Существует только культура отдельных народов, определяемая географической средой, расой и «судьбой». Культура каждого народа развивается, циклически проходя через одни и те же стадии развития. Нынешний этап развития народов Западной Европы – стадия «техники» – знаменует собой упадок, закат ее культуры. По Шпенглеру, история не есть царство причинности, а царство «судьбы», притом не «судьбы» народов, а их правящей верхушки или даже отдельных героев. В другой книге, вышедшей в 1920 г. и озаглавленной «Пруссачество и социализм», Шпенглер противопоставляет марксизму «германский социализм». Нетрудно отыскать в этих построениях ряд положений, которые вошли в железный фонд «идеологии» германского фашизма и нашли отражение в таких трудах, как «Моя борьба» Гитлера или «Миф XX века» Розенберга. Будучи одним из духовных отцов германского фашизма, Шпенглер занял критическую позицию в отношении национал-социалистов. Его книга «Решающие годы», вышедшая уже при правительстве Гитлера, вызвала ряд полемических выпадов со стороны фашистских «публицистов». В своей книге Шпенглер, свысока и не стесняясь в выражениях, упрекает фашистов в том, что и они не свободны от «азиатского коллективизма» и придерживаются «культа масс».
25
Альфред Розенберг (1893–1946) – белоэмигрант, прибалтийский немец. В Третьем рейхе занимает одновременно пост руководителя внешней политики национал-социалистов и ее легальной и полулегальной национал-социалистской агентуры за границей и партийного «идеолога». Основным трудом Розенберга является его книга «Миф XX века», где изложены его политическое и философское кредо.