bannerbanner
Русь 7-11 век
Русь 7-11 век

Полная версия

Русь 7-11 век

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Однако о таком переселение больше нигде не говорится, а «Повесть временных лет» наоборот рассказывает о расселении славян с Дуная. Но приход оттуда даже летописных полян сомнителен, не говоря уже о русах-ругах. Хотя бы потому, что в арабских и византийских текстах, эта область Руси именуется Куябой или Куявой, откуда и произошло название Киева, который до этого именовали крепостью Самвита, первого куявского князя переселившегося с Вислы на Днепр.

Появление в поднепровье населения из повисленской Куявии одна из причин различия в обычаях летописных полян с окружавшими их славянами. К тому же с конца девятого века в Куявии уже проживали выходцы из других племен и не только славянских, о чем свидетельствует разнообразие там погребальных памятников.


Восточные ободриты

Носителям фельдбергской археологической культуры было характерно сооружение круглых городищ, наподобие аварских хрингов, в которых могли проживать до тысячи человек. Велеты имели более совершенное оружие, а их керамика изготавливалась на гончарном круге, что свидетельствует об южном происхождении переселенцев.

Приход велетов вынудил часть прожившего там населения суковско-дзедзинской культуры уйти на восток и запад. История ободритов, западных соседей велетов, известна из латинских текстов, так как они продолжительное время были союзниками франков, а вот их восточные соплеменники для нас полная загадка. Хотя «Баварский географ» писал, что восточные ободриты имели более ста городов.

Археологические данные свидетельствуют, что суковско-дзедзинские памятники в восточном Поморье сменяет кендзинская культура 7-го – первой половины 8 века. Причем для второй половины 8 – первой половины 9 века там получает хождение керамика Бардыского и Волинского типа. Что говорит о самостоятельном развитии этого региона.


в. – фельдбергская археологическая культура

г. – кендзинская культура


Судя по всему, к началу девятого века восточные ободриты даже отвоевали земли в низовьях Одра. В «Анналах королевства франков» есть упоминание о гибели короля велетов Люба воевавшего с ними. Это известие подтверждает: что племена велетов и восточных ободритов были соседями и наличие у последних власти способной объединить народ.

Кстати их название имеет явно франкские корни, о чем свидетельствует наименование проживавших на территории Дакии преденецентов тоже ободритами. Данное обстоятельство породило ошибочное отождествление восточных ободритов с преденецентами, которые живя на Дунае, ни как не могли воевать с велетами.

К сожалению, кроме этих сведений мы располагаем только работой жившего в 1611-1686 году И. Ф. Хемница «Родословная герцогов Мекленбургских» написанной им по утраченным средневековым источникам. Там он перечисляет имена князья вендов и ободритов, начиная с седьмого века, от которых вела свой род часть германской знати.

В нашем случае составленная им родословная интересна тем, что у короля ободритов Радегаста правившего до 664 года был сын Радегаст, который княжил на острове Рюген. По-видимому, остров какое-то время оставался ободритским и после вытеснения их на запад велетами, из-за чего между племенами укоренилась длительная вражда.

Так же там упоминается, что другие сыновья Радегаста княжили в Поморье. Но судя по всему, именно переселенцы с острова Рюгена-Ругии объединили восточных ободритов в противостоянии с велетами.



В этом случае можно предположить, что проживавшие в восточном Поморье славяне, называли выходцев с острова – рузами. О переходе звука «г» в «з» зафиксированного в летописях я уже говорил.

Отождествление народа «Рос» с восточными ободритами из списка «Баварского географа» и «Анналов королевства франков» позволяет разрешить практически все загадки нашей древней истории. Правда, после этого придется отказаться от многих заблуждений ставших уже непререкаемой истиной.


Изначальная Русь






О русах и ругах

«Тождество ругов и русов не гипотеза и даже не вывод, – считал историк А. Г. Кузьмин. – Это лежащий на поверхности факт». Однако не он ни кто другой не сделали следующий шаг и не заявили о существование изначальной Руси на южном берегу Балтийского моря. Очень трудно выступить против ставших уже непререкаемой истиной заблуждений.

А ведь для такого предположения имеются все основания, которые подтверждаются:

Письменными источниками о существовании Руси до 862 года, как европейских, так и арабских авторов.

Скандинавскими сагами, рассказывающими о Гардарике, которая по данным археологии не могла находиться тогда на территории привычной для нас Руси.

Руско-хазарской торговлей, начало которой относится к восьмому веку, о чем свидетельствуют находки арабских монет.

И как-то не верится, что освоение столь значительного пути обошлось без участия государства. Ведь для надежного функционирования торгового пути требовалось укрепиться не только на берегах Финского залива, но и реках ведущих к Волге. Где рядом с волоками должны были располагаться поселения и находиться военные дружины для охраны купеческих караванов.

Последнее время появилась версия о «торговой корпорации Русь» так как новые находки арабских дирхем в северо-восточной Европе уже не позволяют утверждать о незначительности руско-хазарской торговли. Однако подобные предложения не учитывают, что все торговые компании, такие как Ост-Индские или наша Российско-Американская опирались на государство.

Однако на сегодня понятие государства не имеет четкого определения, из-за чего королевства велетов и ободритов в славянском Поморье именуются всего лишь союзами племен. Причем последнее время наши историки начинает активно использоваться новый термин – вождество, что вносит еще большую путаницу, так как он не применим для большинства славянских племен.

Почти у всех славянских объединений имелись князья обладавшие аппаратом управления и принуждения в лице дружин. А если к этому добавить собираемые с населения подати, то получается, что у славян очень рано возникают государства, в том числе и на южном побережье Балтийского моря. Примером служит держава Само седьмого века известная нам по хронике Фредегара.

Причем государство ругов или рузов тоже возникло из-за внешней угрозы со стороны велетов, появившихся в седьмом веке на берегу Балтийского моря, и потеснивших там ободритов. Подтверждением чему имеющиеся в Поморье многочисленные поселения и городища, разрушенные еще в древности.

Но, к сожалению, хроники и анналы франков долгое время называли русов восточными оборитами или вендами, и только в конце девятого века после правления Людовика Благочестивого они стали именовать их ругинами, а страну Ругией.

Впервые такое название появляется в «Раффельштеттенском таможенном уставе» 904-906 года. А то, что упомянутая страна находилась на южном берегу Балтики, указывает имеющееся в германских текстах название жителей острова Рюген – ругианами, а Балтийского моря – Rugianorum. Однако в то время никаких ругов на острове уже не было, там жили славяне, которых так же называли ранами, руянами или русцами.


Упоминания о русах до 862 года

На сегодня известны два письменных источника о народе «Рос», это «Бертинские анналы» и гомилии2 константинопольского патриарха Фотия. Так же есть упоминание о русах напавших в 844 году на Андалусию в «Книге стран» арабского географа и историка Аль-Якуби.

В «Бертинских анналах» под 839 годом сообщается:

«…Также пришли послы греков, отправленные от императора Теофила…

Он также послал с ними тех самых, кто себя, то есть свой народ называли Рос, которых их король, прозванием Каган, отправил ранее ради того, чтобы они объявили о дружбе к нему, прося посредством упомянутого письма, поскольку они могли [это] получить благосклонностью императора, возможность вернуться, а также помощь через всю его власть. Он не захотел, чтобы они возвращались теми [путями] и попали бы в сильную опасность, потому что пути, по которым они шли к нему в Константинополь, они проделывали среди варваров очень жестоких и страшных народов.

Очень тщательно исследовав причину их прихода, император узнал, что они из народа свеонов, как считается, скорее разведчики, чем просители дружбы того королевства и нашего, он приказал удерживать их у себя до тех пор, пока смог бы это истинно открыть, а именно, честно они пришли от того или нет, и это он не преминул сообщить Теофилу…»

Что же могло так насторожить Людовика Благочестивого? Ведь появление русов в Константинополе, не вызвало никаких вопросов, император Феофил даже отправил их со своим посольством к франкам. Дело в том, что к тому времени франки уже были знакомы со свеонами и не отождествляли их с русами.

Из «Жития святого Ансгария» Римберта известно о посольстве свеонов к франкам в 828-829 годах:

«…Случилось, что в это время к вышеупомянутому императору Людовику прибыли посланники свеонов. Между другими поручениями, которые входили в их посольство, они также довели до сведения милостивого цезаря, что среди их народаесть много желающих принять христианскую веру, а сердце их короля уже склоняется к тому, чтобы допустить в страну священников Господа…

…Так сия миссия выпала на долю жившего у Харальда 3 раба Божьего Ансгария…»

Причем вернувшись из поездки к свеонам, Ансгарий был назначен в 831 году епископом, а христианская миссия продолжала свою деятельность в Бирке до семидесятых годов девятого века. Поэтому император франков и хотел выяснять, кто на самом ли деле послал свеонов в Византию4. Кстати, выбранный ими путь домой указывает на проживание народа «Рос» и местонахождение их «каганата» где-то рядом с франком.

Следующее свидетельство о раннем появлении русов на исторической арене мы находим в «Книге стран» арабского географа и историка Аль-Якуби, умершего в 897 году и являвшегося современником их нападения на Андалусию в 844 году. И вот что он пишет:

«Западнее города ал-Джазира (находится) город Ишбилийа (он расположен) на большой реке; эта река Куртубы. В этот город в 229 году вторглись ал-маджус, которых называют ар-рус».

И наконец, еще одним подтверждением раннего существование Руси являются гомилии константинопольского патриарха Фотия, написанные им на нападение русов 18 июня 860 года на византийскую столицу. Правда, в самих гомилиях имя народа разорившего окрестности Константинополя Фотий не называет, но из его окружного послания 867 года можно понять, что это были именно русы.

«… Ибо не только этот народ (болгары) переменил прежнее нечестие на веру во Христа, но и даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос – те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу!..»


О Рузии

Опираясь лишь на письменные источники, историческая наука часто грешит косностью. Разумеется, без здорового консерватизма не обойтись, но игнорирование письменных фактов существования Руси до 862 года трудно объяснить простым рутинерством.

Все ссылки на сложность трактовки упоминания русов в латинских и арабских текстах несостоятельны. Есть много археологических и других косвенных данных подтверждающих существование Руси. Не составляет труда определить и местонахождение русского «каганата», только ищут его, почему-то не там, где он находился.

В арабских источниках четко говорится о трех областях, из которых состояло это государство. Причем позднее появление русов в районах будущего Киева и Новгорода указывает, что именно третья область являлась изначальной Русью. Однако признавать зависимое положение первых Рюриковичей и переписывать историю никому не хочется.

Даже не смотря на то, что о дани «варягам» в триста гривен упоминает «Повесть временных лет». На что большинство историков старается не обращать внимания, ведь тогда нужно будет объяснять, кому она выплачивалась. Другие пытаются доказать незначительность суммы, приравнивая гривны Олега к гривнам Ярослава, вес которых был раз в пять меньше.

Неразрешимым вопросом считается и локализация этой третьей области арабских источников – Арсании. Именно её жители осваивали путь в Хазарию, где длина только Волги более трех с половиной тысяч километров. И для решения такой задачи требовались ресурсы: развитое судостроение, товары для обмена на продовольствие, рабов и меха.

Судя по арабским монетам, найденным на берегах Балтийского моря, начало связей с Хазарией относится к началу восьмого века. В северной Европе тогда лишь два народа граничили с империей франков, куда могли продаваться меха и излишки привозимых товаров. Но известная нам история данов исключает их участие в освоении восточного пути.

Так что первопроходцами на нем могли быть только славяне венеты или венды. Что же касается третей области русов, коих латинские авторы вначале именовали восточными ободритами, а позже ругами, то она находилась на южном побережье Балтийского моря. Разумеется, со временем границы Рузии менялись, но именно её скандинавы называли Гардарикой.


Гардарика

Дословный перевод скандинавского названия Руси – богатая гардами, то есть укрепленными усадьбами, но чаще Гардарику истолковывают как страна городов. Однако связать упоминания о ней в сагах, рассказывающих о событиях 8-9 веков со знакомой нам Русью не получается из-за отсутствия в то время городов и даже усадеб на будущих новгородских землях.

И все же упоминания Саксона Грамматика о древней Руси или Гардарике, наводят на мысль о ее существование, по крайней мере, уже к началу восьмого века. Только искать ее нужно не на востоке, а на южном берегу Балтийского моря, где имеется большое количество существовавших в 8-9 веках славянских городищ и поселений.



Археологические памятники в низовьях реки Одер.


Однако для большинства историков славяне и возникновение Руси, особенно в Поморье, вещи не совместимые. Даже, несмотря на то, что как пишет Адам Бременский, в устье Одера находился большой город Юмна, где можно было приобрести товары из самых далеких земель, куда смогли добраться купцы.

Автор размещал его исходя из текста на острове, омываемом сразу тремя рукавами реки Одер. Об острове русов в три дня пути покрытом болотами и лесами сообщает и арабский географ Ибн Доста писавший в тридцатых годах десятого века, но никто не отождествлял его с современными островами Узедом и Волином.

Причем, рядом с Юмной находилась и известная из скандинавских саг крепость Йомсборг, судя по схожему с городом названию. В ней проживали наемники вендских королей, которым после утраты ободритских земель и захвата ляхами части Поморья пришлось нанимать на службу скандинавов. Кстати, в древнерусском языке слово юм-юма означало лодку или судно.

Другой арабский географ Ибн Хаукаль писал о трех областях Руси, самой загадочной из которых является Арсания. Размещали ее тоже где угодно, только не в славянском Поморье, хотя слово «kars» на местных диалектах означало левый, и сохранилось в название поселка Карсибор на протоке Одера Свине, причем рядом с ним находилось когда-то и селение Холм.

А ведь Холмгардом или островным гардом скандинавы называли главный город Гардарики, который сегодня отождествляют с Новгородом5, хотя тот расположен совсем не на острове. Стоит еще напомнить, что именно на южном берегу Балтийского моря позже находилась столица Ганзейского союза долгое время контролировавшего всю торговлю с восточной Европой.


Русы и скандинавы

Разберемся теперь, кто такие русы, опираясь работу Иоганна Хемница «Родословная герцогов Мекленбургских». В ней он приводит имена князей ободритов и вендов, в том числе сообщает, что у короля ободритов Радегаста правившего до 664 года был сын с таким же именем, который княжил на острове Рюген.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Торговый союз, образованный в 1241 году купцами Любека и Гамбурга, который в 15 веке объединял уже около 160 городов.

2

Форма проповеди.

3

Короля данов.

4

Кабинетный термин, придуманный историками. На самом деле ее называли Ромейской империей.

5

В скандинавских сагах и латинских текстах его еще называют Острогардом, то есть восточным гардом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2