Полная версия
Инвестор в драных носках. История одной медитации, изменившей жизнь
– Здорово! – протянул руку Андрей, подходя к Костику, стоявшему с Викой возле кафе. – Ну, принимай. Куда её?
– Привет! – Костик пожал Андрею руку и присвистнул под впечатления от увиденного. – Ни фига себе! Это ж реальная…
– Голова, – продолжил Андрей и засмеялся.
Это действительно было голова и не абы кого, а реальная копия той самой статуи с острова Пасхи, только уменьшенная в размерах. Высотой она была чуть более двух метров и в диаметре в максимальном её месте около метра. Весом она была порядка сорока килограмм. Сделана из листов плотного пенопласта, склеенных друг с другом так, что в результате получился единый цельный массив в форме параллелепипеда. Отец Саши был творческой личностью: немного музыкантом, немного художником, немного скульптором, ну, и как полагается был немного неравнодушен к спиртному. Однако, несмотря на это, а может именно благодаря, из-под его рук временами получались довольно оригинальные и впечатляющие экземпляры, такие как эта статуя. Идея создать её появилась у него спонтанно, но он настолько загорелся ею, что не хотел больше ничем заниматься, пока не закончит её. За время работы над ней он практически не пил – не более двухсот грамм и то не каждый день. Он трудился над ней несколько месяцев, словно Микеланджело над своим Давидом, понемногу отсекая всё лишнее. По окончании мастер покрыл её грунтовкой и нанес специальную декоративную шпаклёвочную смесь с мелкой мраморной крошкой, повышая водостойкость, внешнюю прочность артефакта и создавая эффект панциря. Скульптуру несколько раз использовали в театральных постановках. Сейчас же она уже год стояла в гараже, только мешая и не принося никому никакой пользы. Видимо, магия творчества закончилась, и скульптор вновь вернулся к своей алкогольной диете.
– Ну, давай заносить и я погнал, дел по горло. Вечером забегу обязательно, – деловито поторопил Андрей.
Они с Костиком быстро подошли к изваянию головы. Один наклонил её и взялся за нижнюю часть, второй взялся за верхнюю более округлую и неудобную для транспортировки. Вика предварительно открыла обе створки металлопластиковой входной двери кафе и зафиксировала их так, чтобы они не закрывались. Мелкими шажками они поднялись по ступенькам в кафе, занося её вовнутрь и без того не особо крупного помещения. А что делать, не на улице же её оставлять? Незваного гостя определили напротив фронтальной стены возле настенного телевизора, тем самым создав небольшие неудобства для прохода посетителей в туалет.
Надо было думать, как этим шедевром можно было бы более эффективно распорядиться, потому что оставлять его внутри было не очень практичным решением. Да и основной смысл был в том, чтобы этот впечатляющий артефакт сделать визитной карточкой кафе для привлечения посетителей. Для этого его нужно было однозначно выносить наружу и думать, как обеспечить его сохранность.
После отъезда Андрея Костик пообедал и вышел на улицу. Он оценивал, как лучше распорядиться этим чудо-подарком. Ставить его прямо на асфальт с одной или с другой сторон от входа в кафе было недопустимо: нужно было бы каждый вечер вновь заносить голову внутрь, иначе её могли бы просто покалечить, а то и вовсе утянуть. Костик отошел подальше от кафе и стал рассматривать его с расстояния метров двадцати. Отличная идея блеснула у него в голове и он, для того чтобы проверить возможность её реализации, обошёл здание пристройки, в котором находилось кафе, с обратной стороны. Костик хотел залезть на крышу и посмотреть своими глазами, что она из себя представляет. Лестницы не было, но можно было воспользоваться ограждающей конструкцией из металлического прута, которая защищала наружный блок сплит системы и двигателя вытяжки. Аккуратно ступая, держась за прутья и ставя ноги на едва заметные выступы, Костик поднялся на крышу и осмотрелся. Сделана она была из металлического профнастила высокой волны и имела незначительный уклон для обеспечения слива в сторону желоба. Парапет, сваренный из металлокаркаса и обтянутый по периметру листовой жестью, был высотой сантиметров шестьдесят. Угловое место на стыке двух стен кафе идеально подходило под то, чтобы стать новым прибежищем для этой индейской головы. Оставалось продумать технические нюансы крепления статуи к самой крыше с максимальной гарантией безопасности в случае даже ураганного ветра. Костик присел на корточки возле предполагаемого расположения головы и нарисовал в своём воображении конструкцию, которая стала бы основанием для прочной фиксации статуи на крыше. Также он представил, как круто будет выглядеть этот тотем в лучах подсветки прожекторами, которые также можно было закрепить на каркасе парапета, один направленный прямо снизу вверх на него, и двое по бокам.
Довольный таким своим решением Костик слез с крыши и поделился этой мыслью с Викой, которая тем временем помогала выставлять напитки в холодильник. Она не разделяла особенно энтузиазма по поводу нахождения этой головы в кафе, поэтому идея с перемещением её на крышу Вике тоже пришлась по душе.
Посетителей в кафе опять не было и этот факт немало огорчал Костика. Хотя он, конечно, прекрасно понимал, что невозможно вот так по прошествии всего нескольких недель выйти на какие-то значимые обороты и сделать это место максимально привлекательным для гостей. Надо было что-то менять и делать это быстро и решительно. Если конечная задача – максимизация прибыли, а она напрямую зависит от потока посетителей, значит надо этот поток создать. А для этого необходимо по-новому взглянуть на концепцию меню, на подбор оптимальных по соотношению качество-цена продуктов, на качество готовых блюд, на ценообразование, на дополнительные плюшки для посетителей и на отношение сотрудников к ним, на интерьер, а также экстерьер и многое другое.
Костик с первого дня вёл строгую отчетность всех расходов и поступающих средств. Они оформили предпринимательство на Вику, подключили кассу, получили все необходимые разрешения на ведение бизнеса и продажу лёгких алкогольных напитков. Путь был уже пройден немалый, учитывая, что они сталкивались со всем этим впервые. Большинство людей по этой самой причине и не предпринимают никаких шагов в направлении чего-то своего, потому что страх столкнуться с таким объёмом непреодолимых на первый взгляд препятствий, сковывает волю и удерживает от каких-либо действий. Они боятся разочарований и живут по принципу «Чтобы не проиграть, я лучше не буду играть вообще». Костик уже тогда интуитивно старался придерживаться другого подхода на этот счет «Чтобы выиграть, просто необходимо вступить в игру». И речь, конечно, не шла о каком-то виде спорта или азартных играх. Это его кредо позже стало неумолимо распространяться на все сферы его жизни, связанной с каким-либо выбором, с необходимостью пойти во что-то новое, неизвестное, пугающее своей неопределённостью, туда, где было нужно принимать быстрые решения.
Ещё через пару дней всё необходимое для «воздвижения памятника нерукотворного» было готово. Костик собрал основание из деревянного бруса, выставил его по уровню в углу крыши, где предполагалось поставить истукана и купил три уличных водонепроницаемых прожектора, один из которых был цветным, два других светили простым белым светом. Андрей и Саня вызвались до конца участвовать в возвращении этому легендарному памятнику архитектуры второй жизни. Поэтому определились со времени и как-то после обеда, когда разошлись немногочисленные пока посетители, они втроём приступили к операции по поднятию и установке тотема. У кого-то из соседей-предпринимателей попросили лестницу, Андрей притащил откуда-то веревку и общими усилиями втащили голову на крышу. Костик ещё повозился с тем, чтобы закрепить её максимально прочно и тоже спустился, решив заняться установкой прожекторов позже.
Андрей и Саня уже стояли внизу неподалеку от кафе, курили и любовались видом этого монумента. Вика вышла тоже и, улыбаясь, присоединилась к созерцанию индейского божества в столь необычном месте. Он словно гальюнная фигура на носу корабля гордо возвышался над городским океаном прохожих и машин. Довольные своей работой, ребята были приглашены Викой с Костиком покушать «за счёт заведения».
– Представляете, как он шикарно будет выглядеть, когда я подключу подсветку? – в предвкушении улыбался Костик.
Ему откликалась концепция выделяться на фоне других мрачных и неприметных заведений, и вот первые шаги в этом направлении были сделаны. К тому же в его сознании давно крутились образы, способные придать этому месту куда большую привлекательность и аутентичность. Об этом они рассуждали уже с Викой, лёжа вечером в постели, остывая и наслаждаясь мороженым.
– Голова – это всё, конечно, хорошо и прикольно, но у меня есть ещё идейка. Можно совместить её и разноцветную стену, прикупить ещё всякого разного индейского колорита и на основе этого даже рассматривать обновление меню, которое соответствовало бы кухне индейцев. Такого точно еще здесь ни у кого нет, я так думаю. Что они там ели?
– Маисовые лепёшки, – полушутя-полусерьёзно отозвалась Вика, ещё не полностью отошедшая от ощущений бурного блаженства, подаренного ей Костиком.
– И всё? – слегка скривился Костик. – Этого маловато, студенты одними лепёшками точно сыты не будут. Ладно, с утра будем думать. Спокойной ночи, милая. Люблю тебя.
Он приподнялся на локте и поцеловал Вику.
– И я тебя, любимый, – ответила она, подставляя в ответ свои губы.
Эра WIGWAM
Идеи, в которых вы твёрдо убеждены, станут вашей реальностью, потому что это закон
Костику снился сон. Испанские конкистадоры на парусных кораблях причаливают к берегам голубой лагуны с теплым золотистым песком и зеленой пальмовой рощей, прямо как на картинках в турагентстве. Они высаживаются на берег и вооруженные мушкетами и саблями отправляются в глубь пальмовых зарослей. Там они встречаются с туземцами-индейцами с луками и стрелами, раскраской на лице и перьями в волосах. Многочисленное племя настроено не воинственно, но осторожно. Вождь выходит и в основном жестами даёт понять, что они готовы принять непрошенных гостей. Испанцам тоже совсем не хочется вступать в открытое противостояние с превышающим по численности племенем воинственных аборигенов. Их проводят в деревню, где угощают различными местными яствами. Вечером испанцев приглашают на ежедневную вечернюю молитву к местному жрецу. Увидев его шикарный вигвам огромных размеров со множеством изделий, сделанных из золота и украшенных драгоценными камнями, алчность испанцев берёт верх. И после ужина, когда настала ночь, они решают перерезать мирно спящих индейцев. Но индейцы не дают себя так просто победить, начинается резня и перестрелка, которая заканчивается в пользу местных жителей. Несколько выживших испанцев, связанными, ждут своей участи, а рядом тем временем разжигают невероятной величины огонь. Над огнём сооружают некую конструкцию, на которую устанавливают гигантских размеров сковородку. К ней подставляют лестницу и выливают уже заранее приготовленное тесто из кукурузной муки. А далее начинается самое невероятное: на огромную готовую маисовую лепёшку укладывают различные продукты и… связанного, верещащего от ужаса испанца, и заворачивают всё это дело как шаурму. Тут появляется огромный великан-индеец, для которого эта лепёшка оказывается размером с ладонь. Он берёт это приготовленное для него блюдо и с жадностью подносит к своей пасти, делает укус и… Костик просыпается.
Днём он стал изучать вопрос индейской кухни и понял, что её как таковой и не было – индейцы были не особо привередливы и разборчивы в еде и жили за счет охоты и рыболовства. Зато вот у испанцев и мексиканцев, имеющих по мнению Костика много общего с индейской культурой, была куда более «развитая линейка фаст-фуда». Здесь были и всеми любимые и известные буррито, а кроме этого, тако, кесадилья, энчилада и ещё с десяток различных соусов. В общем, в отличие от кухни индейцев здесь было, где разгуляться кулинарной фантазии.
Слово «вигвам» после приснившегося сна прочно засело у Костика в голове. Он увидел в этом какой-то знак и стал рассматривать его в качестве названия кафе, которое уже было решено трансформировать под индейскую тематику. И основным мотивом для этого послужили стена, расписанная в цветах индейской культуры и, конечно же, та самая голова, венчающая нынче крышу кафе, своим беспристрастным взором наблюдающая за всем происходящим вокруг. А поскольку индейских блюд как таковых и не было, решили за основу взять мексиканскую кухню. Но вот просто «вигвам» было очень скучным названием и совсем не звучало. Он стал прикручивать к нему различные слова и остановился на рычащем «буррито». И всё равно чего-то не хватало. Он играл словами, переставляя их так и эдак два дня, пока, наконец, его не озарило – «WIGWAM TERRA BURRITO». Ему самому очень нравилось название, Вике тоже, и ничьё мнение их больше уже не интересовало.
Костик сам создал идею логотипа, лишь обратившись за её реализацией к специалисту в этой области, которого ему посоветовала одна бывшая коллега. Он, кстати, в будущем ещё не раз прибегал к его профессиональной весьма качественной дизайнерской помощи, работая над очередными своими проектами. Буквы в слове «WIGWAM» по задумке Костика были вырисованы в форме зеленого бамбука, изгибающегося определённым образом. Силуэт лица индейца, выбранный Костиком в интернете, был также оцифрован и вставлен в логотип между «WIG» и «WAM». Слова «TERRA BURRITO» располагались по кругу сверху и снизу силуэта лица индейца. Костик заказал большую вывеску на вход в кафе, визитки, ручки с логотипом и флаеры для раздачи. Через сайт, специализирующийся на индейской сувенирке, были куплены различные артефакты: луки, стрелы, ловцы снов, «шум дождя», рогатки. Распечатали в типографии несколько очень броских картин на индейскую тематику. Противоположную стену Вика предложила сделать кардинально отличающейся от индейской разноцветной, яркой и пестрой стены. Для этого были заказаны почти черно-белые фотообои с изображением леса в предрассветной дымке. Этот контраст должен был оживить помещение и позволить посетителям по-новому взглянуть на это заведение не только, как на место «где поесть», но и где приятно находиться.
Приближался Новый год, и именно эти праздники было решено максимально использовать для полноценного преображения кафе под новую концепцию. Костик попросил своего брата поучаствовать в ремонте, поскольку сделать за пару недель предстояло очень много. Нужно было выложить плиткой ступеньки на входной лестнице, установить радиаторы сетевого отопления, которых ранее просто не было, удалить часть стены, а в другом месте новую стенку-перегородку наоборот возвести, покрасить часть потолков, а на часть нанести аэрографические рисунки приглашенным художником, постелить ковровое покрытие «под траву» в небольшом уголочке, где Костик решил сделать кальянную, предварительно провести там вытяжку, установить видеонаблюдение, провести музыку, сделать ограждение из натурального бамбука для небольшой ВИП-зоны с индивидуальным креслом и столиком, пошить на стулья оригинальные чехлы, придающие обстановке атмосферу уюта и комфорта с некой претензией на ресторанную роскошь… В общем, дел у Костика с Викой было невпроворот.
А Вика тем временем занималась изучением меню, ведь ей предстояло теперь полноценно углубляться в процесс и становиться настоящим поваром, а не только управляющей. Дело в том, что работница Маша была вынуждена вернуться жить к себе в город. Договорились, что она передаст все рецепты Вике, чтобы та на начальных этапах до появления нового повара могла заниматься приготовлением блюд. Менять – так менять всё по полной, в том числе и меню. Хорошенько совместно проштудировав спрос посетителей, были выбраны самые востребованные: гирос, скепасти, сувлаки и два вида шаурмы. Из вновь введенных блюд мексиканской кухни остановились на буррито причём с пятью разными начинками и кесадилье. Также было решено сохранить куриные крылышки и столь любимые студентами наггетсы и картофель фри.
Ремонт, как это зачастую бывает, затянулся, и вместо планируемых двух недель занял три. Об этом дополнительно сообщили в соцсетях, которые на тот момент вёл Костик сам, позже они наняли для этого специалиста. Обосновал Костик задержку тем, что к ним приходил Дух Великого Индейского Вождя племени Тумба-Юмба и сказал, что та дата, которую они изначально определили для нового открытия – неудачная, а вот через три дня луна будет в такой фазе, что бизнесу сулит успех и процветание.
И вот этот день настал. Костик заказал «бегущую строку» над входом в кафе, информирующую об открытии, купил и повесил шарики, внутри по окнам развесили гирлянды. Кафе «WIGWAM TERRA BURRITO» под девизом, придуманным Костиком и прописанном даже на их визитках «От Востока до Запада, от Греции до Мексики» было готово к встрече со своими посетителями. Не произошло ничего из ряда вон выходящего: паломничества с выносом дверей не наблюдалось, но и пустым заведение не оставалось. Обстановка, конечно, всех очень удивила и порадовала. Новые блюда и улучшенные Викой старые тоже стали пользоваться куда большим спросом, чем раньше.
Вообще то, что произошло с Викой с момента принятия кафе в её нежные женские ручки, ничем как кроме чудом назвать и нельзя. Она всегда хорошо готовила, но здесь абсолютно все положительные отзывы безапелляционно говорили о том, что она превзошла сама себя. Её дар общения с людьми всегда был основной сильной чертой её характера. А то, как полюбили Вику студенты и все остальные посетители в кафе, очень помогало ей, несмотря на жуткую непрекращающуюся усталость и боли в ногах каждое утро без выходных в течение многих месяцев вновь идти осуществлять свою миссию – кормить людей и делать их немножечко счастливее.
Расширяться в рамках имеющегося пространства уже было некуда, поэтому кроме одной сотрудницы, выполняющей скорее роль помощника, нежели повара, никого брать не стали. Вика с трепетом, любовью и большой ответственностью относилась ко всему, за что бралась, и поэтому не могла доверить и полностью передать полномочия кому-то другому. В выходные, когда работницы не было, им помогала их восемнадцатилетняя дочь Алиса. Со временем она научилась полноценно подменять маму. Даже когда родители на неделю улетели в Дубай, и стоял выбор между закрыться на это время или продолжать работу, Алиса уверила их, что она уже всё знает и умеет и всё будет хорошо. Она достойно справилась с этим испытанием, не позволив кафе простаивать и заработав себе тем временем.
По окончании каждого месяца Костик проводил подсчет доходов и расходов, анализируя состояние дел и прогнозируя возможный срок выхода в безубыток и последующий плюс. К сожалению, чистая прибыль оставляла желать лучшего, она была в пять-шесть раз меньше, чем он зарабатывал на своей постоянной работе. И дело было абсолютно не в отсутствии опыта или профессионализма у них, а в объективном несоответствии желаемых результатов и реальных. Летние месяцы и новогодние праздники, когда студенты разъезжались по домам, работа велась вообще в убыток. Костик с Викой перепробовали различные стратегии, для привлечения трафика посетителей и повышения среднего чека и, как следствие, прибыли в целом. У них был период, когда после восемнадцати часов были скидки от 15%, но Вика посчитала, что это слишком не рациональная мера и её решили убрать. Так называемая «волшебная визитка» давала возможность при пятом посещении получить пятидесятипроцентную скидку. Шариковая ручка с их логотипом, которую можно было получить после написания отзыва, использовалась гостями при предъявлении самой ручки на кассе для получения десятипроцентной скидки. Экспериментировали также и с меню, вводя для теста те или иные блюда: удон, супы, бургеры из булочек различных цветов, коктейли, чебуреки и многое другое. Проводили в кафе дни рождения и даже поминки по предзаказу. Самым роскошным и незабываемым стало празднование Хэллоуина, когда были приглашены несколько музыкальных групп и исполнителей, а все посетители и даже сами Костик с Викой были в соответствующем торжеству макияже.
Студенты искренне полюбили это место, некоторые называли его третьим домом, считая университет и общагу вторым, а Вику – второй мамой, прямо как в названии сериала. В основном это и держало её и заставляло каждое утро вставать и возвращаться вновь к этой суете, когда не то, что поесть времени не оставалось, а даже в туалет сбегать. Когда у неё спрашивали, почему ты работаешь сама, а не нанимаешь кого-то ещё, она отвечала, что имелся уже неоднократный такой печальный опыт, после которого появлялись негативные отзывы на различных интернет-ресурсах. А это было для Вики самым неприемлемым. По этой же причине она отказалась от всех сервисов доставки, которые со своей стороны очень настойчиво напрашивались на сотрудничество: нерасторопные доставщики могли слишком долго нести или везти заказ, и он доставлялся уже холодным или могли вообще перепутать и поменять один на другой. Она вкладывала всю себя, всё своё тело, душу и сердце в своё детище и не хотела позволять, чтобы про неё, её блюда или кафе в целом кто-либо сказал что-то плохое.
«I» – значит «Инвестор»
Костик совмещал свою основную работу по найму со своим маленьким семейным бизнесом, порою не появляясь в офисе работодателя по нескольку дней. Хотя он мог практически всё необходимое делать дистанционно, естественно, это не могло не сказаться на его зарплате. Его желание в принципе работать там уменьшалось день ото дня, месяц от месяца… Однажды его коллега произнёс такую фразу, от которой у Костика просто похолодело всё внутри и заставило ещё серьёзней задуматься об уходе. Они оба зарабатывали весьма неплохие, а, по меркам менеджера по продажам, очень даже хорошие деньги, но коллега зарабатывал на тот момент даже больше. И вот однажды он сказал следующее:
– Я готов работать здесь до пенсии.
У Костика просто сразу что-то взорвалось внутри. «Как?! – внутренне возмущался он. – Как такое может быть, что человек готов работать до пенсии на «чужого дядю», да ещё и на одном и том же месте?»
Это просто не укладывалось у него в голове. Этот случай заставил его ещё серьёзней призадуматься о том, что бы он по-настоящему хотел иметь и делать, если бы не было необходимости пять дней в неделю ходить на работу по найму.
Ему всегда виделось, что где-то там в параллельной вселенной или в недалёком будущем они с семьёй живут исключительно на пассивный доход, который приносит ему его активы и различные инвестиционные инструменты. Пару лет назад они с Викой вместе проходили обучение у брокера по основам фондового рынка и биржевой торговли. Он всегда чувствовал тягу и предрасположенность к чему-то… такому. Он частенько вспоминал свои первые впечатления о бирже и непонимание происходящих там процессов, которое он получил от просмотра фильма «Поменяться местами» с Эдди Мерфи и Дэном Эйкройдом в главных ролях. История, показанная в фильме, очень комичная и в то же время весьма поучительная. Ещё в школе Костик не раз смотрел его, пытаясь проанализировать, что же там такое происходит, что люди не ходят на завод или в шахты, а просто орут какие-то слова и цифры в огромных залах и зарабатывают «бешеные деньги». Он сам не знал почему, но его здорово завораживала вся эта магическая неразбериха и, конечно же, в первую очередь восторг и первые проблески осознания того, что уже не ты работаешь на деньги, а деньги работают на тебя.
Пройдя обучения основам трейдинга, Вика и Костик попробовали торговать на бирже самостоятельно. Но их небольшие депозиты довольно быстро таяли, и они приняли решение зафиксировать убытки и вывести остатки денежных средств. Но этот опыт прочно засел в памяти Костика. Он точно не собирался работать до пенсии, и уж тем более на кого-то. По этой самой причине он и решился на открытие своего дела, чтобы испытать себя в качестве предпринимателя – бизнесмена из сектора «В» «Квадранта денежного потока» Роберта Кийосаки. Идея пройти через все сектора и выйти на столь манящий и вожделенный сектор «I» – Инвестор, сладко манила Костика. Он представлял себе, что там всего-то и нужно, что вложиться во что-то, чтобы это что-то приносило тебе дивиденды и генерировало бы стабильный денежный поток. Особенно подкупала простота, с которой всё это было преподнесено в настольной игре Роберта Кийосаки «Денежный поток». Костик с Викой сходили как-то поиграть в неё на платной основе, после чего купили себе эту игру, заказав её по интернету, и уже играли с друзьями и родственниками дома.
«Наемным работником из сектора «Е» (employee – наёмный сотрудник) я уже был, –думал он, – и на себя, было дело, тоже работал, значит в секторе «S» (self-employed – самозанятый) тоже побывал. Вот сейчас наберусь опыта в секторе «В» (business – бизнес) и можно будет перемещаться в сектор «I» (Investor – инвестор), в котором-то и делать ничего не надо: лежи себе на пляже, попивая коктейли, а денежки сами будут тебе в кошелек сыпаться. Вот оно – истинное счастье».
Так рассуждал Костик, но даже первый опыт активного инвестирования, когда он медленно, но уверенно сливал свой депозит на биржевом счету, пытаясь торговать на спотовом рынке отечественными акциями, показал, что всё не так-то и просто, иначе уже все давно бы стали миллионерами. И по статистике трейдинг даже соотношению Парето не подчиняется, поскольку на бирже зарабатывают от «хоть что-то» до «неприлично много» максимум 5% трейдеров, остальные 95%. соответственно, оставляют там свои денежки.