bannerbanner
Йоль и Таро: история, ритуалы, расклады
Йоль и Таро: история, ритуалы, расклады

Полная версия

Йоль и Таро: история, ритуалы, расклады

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Йоль и Таро: история, ритуалы, расклады


Мелисса Омэнс

© Мелисса Омэнс, 2023


ISBN 978-5-0060-9970-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

От автора

Добрый день, всем. Меня зовут Мелисса Омэнс, и я представляю вашему вниманию свою работу «Йоль: история, ритуалы, работа с Таро», которая является мини-вариантом моих лекций про Йоль из авторского курса «Таро и Колесо Года» (с 2015 г.).

Предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие по одному из восьми праздников Колеса Года – Йолю или Зимнему Солнцестоянию.

Вы узнаете историю праздника, его традиции, обряды и кухню, познакомитесь с вариантами Йоля у других народов.

Сможете попробовать себя в ритуалах Йоля, создать обереги, провести ритуалы и узнаете об его связи с арканами Таро.

В книге вы найдёте соответствия Йоля, рецепты блюд к праздничному столу, а также схемы раскладов на картах Таро и подробное описание ритуалов, которые помогут вам без вреда кому-либо.


ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ, МЫ НАЧИНАЕМ!

И БУДЬТЕ БЛАГОСЛОВЕННЫ!

Колесо года

Понятие «Колеса Года»

Когда мы слышим «Колесо Года», то представляем себе, чаще всего, такие понятия, как «ведьмовство», «колдовство», «викка», «кельты». Они переплелись друг с другом, т.к. все эти понятия крепко связаны с нашей Вселенной, с естественными ритмами природы, со старыми традициями народов Европы, которые ничто не может изменить и изгнать из нашего подсознания, из нашей сущности, потому что они естественны, т.к. все мы живем в этом мире. Колесо Года подобно солнцу, которое катится по небосводу не только каждый день, но и в течение года, задавая определённые ритмы нашей жизни, подобно колесу огненной колесницы. И как у каждого колеса есть спицы, так и в Колесе Года есть свои опорные точки, и их ровно восемь, т.е. два креста по четыре спицы.

В нумерологии и тарологии четвёрка – это устойчивая конструкция, основа, база, а также отдых после движения, роста и, одновременно, продукт этого движения. Две четвёрки или восьмёрка – это не просто продукт, а уже результат и производства, и потребления этого продукта, одна из последних стадий любого процесса. Это оплата или расплата за всё предыдущее, число кармических долгов.

В Колесе Года восемь точек говорят нам о завершённости процесса, кругооборота: посадили, вырастили, собрали, потребили, получили по заслугам и создали условия на будущий виток развития (хорошо работали – сытая зима – выжили и есть то, с чем можно начать новый год; плохо работали – голодная и холодная зима – не все выжили и не с чем начать новый год).

Это число связи физического с духовным, т.е. каждое физическое действие несёт за собой некие изменения на духовном плане, и, наоборот, всякое духовное изменение приводит к определённым физическим изменениям. А так как это колесо, то нет такого чёткого деления, что является более главным. Это как спор о том, что первично – яйцо или курица.

Эти 8 праздников называются Саббаты. Слово «саббат» является предметом многочисленных споров. Одни утверждают, что оно восходит к еврейскому слову shabbathi, которое обозначает планету Сатурн. Другие, что оно берёт начало в ритуалах, посвященных Дионису, участники которых в момент наивысшего транса выкрикивали: «Сабай!» Третьи прослеживают историю этого слова от судебных процессов над ведьмами, происходивших в XVI веке. По данным одного французского ученого, обвиняемая ведьма заявила, что члены ее ковена произносили следующее заклинание: «Наг, har, Hou, Hou, danse ici, dense la, joue ici, joue la. Sabbat, sabbat!»

Итак, в ведьмовстве эти праздники связывают с переходами энергий на новый уровень, энергий духовных и физических (земных). Каждый праздник относится к одной из двух основных групп: либо великий, либо малый саббат.

Малые саббаты обычно отмечают движение Солнца по небесной сфере в течение года. Подобное мы встречаем в астрологии. Каждое из четырёх времен года начинается, когда Солнце входит в один из знаков кардинального креста: Овен, Рак, Весы и Козерог. К этим четырем сезонным праздникам относятся два солнцестояния и два равноденствия. Их даты варьируют год от года, потому что орбита движения Земли вокруг Солнца не является идеальной окружностью, разделенной на 360 градусов.

Зимнее солнцестояние отмечается, когда Солнце входит в знак Козерога. Весеннее равноденствие отмечает вход Солнца в знак Овна. Летнее солнцестояние начинается, когда Солнце входит в знак Рака, а осеннее равноденствие отмечает вход Солнца в знак Весов. Т.е. это праздники, связанные с движением солнца, а значит, более глобального характера и несут в себе, скорее, мужскую энергию.

Большие или Великие саббаты уходят своими корнями в земледельческие традиции человечества. Древние жители Европы отмечали эти праздники в дни, совпадавшие с сельскохозяйственными циклами посадки, роста и сбора урожая. А раз они связаны с землёй, то несут в себе, скорее, женские энергии. По поводу дат этих праздников существуют разные мнения.

Одни отмечают их в фиксированные даты, н-р, 1—2 февраля, 1 мая, 1—2 августа, 31 октября. Другие – в первое полнолуние после определённых событий: первая проталина, первое цветение боярышника, первый срезанный сноп и первый мороз. Это чем-то напоминает нам празднование «православной Масленицы», отсчитываем от Пасхи 48 недель, и начинается Масленичная неделя (6 дней), сама же Пасха рассчитывается по определённой формуле, согласно солнечно-лунному календарю, примерно первое воскресение, идущее за первым полнолунием после весеннего равноденствия (21 марта).

Третий вариант, когда дни Великих Саббатов приходятся на вхождение Солнца в 15 градусов фиксированных знаков (Водолея, Тельца, Льва, Скорпиона), т.е. в, так называемые, точки или врата Аватар. В европейской астрологии эти точки «отмечены» образами четырёх евангелистов: Луки, Марка, Иоанна и Матфея, а также образами четырёх живых существ: быка, льва, орла, ангела. Те, кто знаком с картами Таро, могут видеть их на двух из 22 карт СА Таро: X и XXI.

В годичном солнечном цикле точки аватар приблизительно соответствуют 5—6 мая, 7—8 августа, 7—8 ноября и 3—4 февраля. Именно, в эти моменты энергия реализации, собранная в точках равноденствия (точки аватар Быка и Орла) или солнцестояния (точки аватар Льва и Ангела), высвобождается и даёт свой результат.

Саббаты не существуют сами по себе, это лишь важные точки некое процесса, события. Какого?!

Саббаты – это часть жизни-мифа Богини и Бога. Необходимо понимать аллегории, используемые при этом, ведь божества могут быть одновременно разными существами. Например, Богиня превращается из молодой матери, в беременную женщину, затем в Старуху и снова в молодую мать, проходя стадии не только матери, но и возлюбленной, затем жены и снова матери, но уже нового сына. Что касается жизни-мифа Бога, то он из сына своей матери превращается в её возлюбленного весной, оплодотворяет Богиню летом, умирает глубокой осенью и вновь возрождается во время Юля сыном своей матери, бывшей возлюбленной. Он и Король Теней во время Сауина, и король Падуб во время зимнего солнцестояния, изгоняющий самого себя, когда зимняя тьма уступает место ипостаси бога Солнца – «Свету мира». Это происходит постоянно и одновременно, что даёт ощущение правильности мира и упорядоченности жизненных циклов.

8 Саббатов


Йоль (21—22 декабря). В этот день Богиня рождает Бога, т.е. сюжет, который в христианстве лёг в основу Рождества. Это день возрождения, когда зажигают свечи в честь ухода Короля Падуба, который мчится в своих солнечных санях, и приветствуют сменившего его Короля Дуба, который олицетворяет солнце, вернувшееся во время зимнего солнцестояния. Сани везут 8 оленей, которые, по мнению некоторых исследователей праздников, символизируют 8 саббатов года.

Имболк (1—2 февраля). К этому времени Богиня, оправившись от родов, помолодела, а Бог подрастает. По мнению одних, он превращается в подростка, по мнению других, он похож на ребёнка возраста 6—9 лет. Это тот возраст, когда мальчика отрывали от «мамкиной юбки» и переводили с женской стороны дома на мужскую. Он начинает учиться мужскому ремеслу: пасти, пахать, держать меч и т. п. Это время очищения и посвящения. Это время ухода зимы и приближения весны: первые проталины и первые ягнята.

Остара (21—22 марта). Весеннее равноденствие – это время, когда Бог вырастает в юношу и выходит из дома, домашнего двора в люди, в большой мир. Солнце усиливает свой свет. Богиня и Бог встречают друг друга уже в качестве молодых людей, гуляют по лесам и полям, побуждая всё живое к размножению. Этот день даёт толчок к творчеству и обновлению. В христианстве это трансформировалось в веру в возрождение после смерти – ведь семена, похороненные в землю, возвращаются в мир (озимые).

Белтан или Белтейн (30 апреля-1 мая). Это объединение Бога и Богини; праздник исцеления и плодородия; день, когда отмечаются «зелёные» свадьбы или свадьбы «на 1 год и 1 день» и зачатие «детей деревни». Это первый сексуальный опыт наших героев.

Лита (21—22 июня). День летнего солнцестояния или Середина лета. Это пик плодородия, праздник любви и здоровья, очищения. Это возмужание Бога и Богини – пик их силы и энергии, их объединение уже как зрелых личностей.

Ламас или Лугнасад (1—2 августа). Это праздник хлеба и первого снопа. День трансформации, когда созревшее зерно нужно умилостивить, вернув часть его обратно в землю. Это день Джона ячменное зерно – бога, который женился ранее на беременной Богини и которого необходимо принести в жертву для будущего урожая.

Мабон или Мадрон (22—23 сентября). День осеннего равноденствия, когда Боги готовятся уходить, ибо наступает период старости. В Америке это был День Благодарения, который Линкольн перенёс на ноябрь.

Самайн, Сауин, Самхейн или Хэллуин (31 октября -1 ноября). В этот день Бог умирает, а Богиня предаётся скорби, зная, что он вскоре возродится во время Йоля. Церковь в этот день отмечается день всех святых, а на следующий день – День всех умерших

И снова наступает Йоль – Колесо Года завершает свой круг и начинает его заново.

Давайте же начнём движение по его Пути, пройдя вслед за ним все этапы года, все восемь Саббатов, знакомясь не только с их многочисленными корнями и традициями, но и с обрядами, ритуалами, праздничной кухней, а также проследим связь Саббатов с картами Таро через арканы, расклады и ритуалы с ними.

Йоль: история, кельты


Соответствия Йоля

Дата 21 декабря, Зимнее Солнцестояние

Другие названия Ман Геври (MEAN GEIMHRIDH) (кельтское), Албан артуан (каледонское), Гехул (саксонское название), Хаул (валлийское название), Середина Зимы, Рождество.

Боги и Богини, с которыми ассоциируется праздник:

Один, Луг, Кернуннос, Король Падуб (Остролист) и Король Дуб, новорожденные и солнечные Боги: Фрейр, Аполлон, Ра, Осирис, Гор, Отец-Солнце и Иисус.

Все Богини-Матери и Триединые Богини, Морриган, Бригит, Фригг, Хольда, Перхта, Исида, Деметра, Гея, Пандора, Селена, Юнона, Астарта, Женщина-пряха и Дева Мария. Богиня Дева.

Обычаи: рождественское бревно для очага, поцелуи под омелой, звон колокольчиков, хождение по спирали.

Символы: новогодняя ёлка, еловые ветки, святочное полено, рога оленя, омела, вечнозеленые растения, падуб (остролист), дуб и плющ.

Традиционные ароматы: кедр, гвоздичный перец, ель, розмарин

Священная пища: белое вино, белые пироги, горькие травы, мята, яблоки, каштаны, мясо, свинина, воссзйл (напиток), имбирный чай, яблочный сидр, орехи.

Время начала: рассвет

День зимнего солнцестояния – Йоль

Отмечается в северном полушарии 21—22 декабря. Это самая длинная ночь, после которой дневные часы будут расти также, как будет расти божественное дитя.

Йоль – дни великого пира и праздника, в которые все члены клана собирались вместе, дабы вновь встретить Солнце, восставшее из мрака, и узреть возрожденный мир. Неслучайно элементы Йоля сохранились и в христианском Рождестве, например, вечнозеленое дерево, символизирующее жизнь, которая продолжится и после зимних холодов.

Происхождение слова «Йоль» теряется в глубине веков. Скорее всего, оно восходит к индоевропейскому корню со значением «вращаться», «крутиться», «колесо». Возможно, оно означает «время поворота», «поворот года», «время жертвоприношений» или «тёмное время».

Это окончание того события, что произошло в Самайн, когда Бог умер и открыл дверь между мирами, чтобы уйти в Арианрод, где он пробудет до своего перерождения. Богиня в этот период находится как бы в двух состояниях: молодая, которая или иёт за своим мужем, или уходит в некий сон, и старуха – Мать Зимы, Мать Холодов – воплощение разрушения и смерти.


Рис. 1 и 2 – Бог и Богиня Йоля


Молодая или «живая» часть Богини, по одним поверьям, соединяется со своим мужем Королём Падубом, зачиная будущего бога – Короля Дуба. По другим поверьям, она находится в состоянии сна, готовясь к родам, будучи уже беременной новым Богом, который был зачат в светлую половину года: у одних народов на Белтейн, у други – на Литу или Летнее Солнцестояние.

В любом случае, Богиня вот-вот готова разродиться, что и происходит в ночь на Зимнее Солнцестояние. В древности Йоль начинался за ночь до зимнего солнцестояния. Эта ночь называлась Модранехт -«материнская», ночь Матерей или Мать Всех Ночей и была посвящена ритуалам, связанным с дисами и Фригг.

Дисы (disir) – в германо-скандинавской мифологии женские существа, считавшиеся помощницами при родах и имевшие отношение к культам плодородия. Они появляются то, как духи-хранители, то, как враждебные силы. Праздник в честь дис – дисаблот – отмечался в начале зимы и на весеннее равноденствие.

Фригг, она же Фрия – в германо-скандинавской мифологии жена Одина, родоначальница рода асов, богиня любви, брака, домашнего очага и деторождения. Она провидица, знающая судьбу любого человека. Её символами являются прялка и пояс с ключами. Просьба не путать с Фрейей (Ванадис) – богиней плодородия, урожая, жатвы и любви.


Рис.3 и 4 – Дисы и Фригг

Йольтайд и Ночь Матери

По традиции Йоль длится 12 дней, начиная от самого Йоля, или 13 ночей – от Ночи Матери. Их называли – Йольтайд.

Первый этап Йольтайда – это сама Ночь Матери или Ночь всех Ночей, ибо в это время Богиня становится Матерью, произведя на свет молодого Бога-солнца, который в Йоль начинает борьбу со старым Богом, старым Королём, своим отцом.

Это борьба за право остаться в этом мире живых, благодаря чему день постепенно начинает удлиняться. В течение 12 дней и ночей, символизирующих 12 месяцев года, идёт эта борьба, и когда, наконец, он побеждает, наступает Новый год и начинается его светлая половина.

Обратите внимание, что Зимние Солнцестояние и наступление Нового года – это не совсем одно и тоже. Рождённому в Йоль Солнцу даётся время для того, чтобы утвердиться на своём месте и проявить себя в течение 12 дней (солнечный календарь) и 13 ночей (лунный календарь), объединяя в себе две энергии: солнечную и лунную, мужскую и женскую.

До сих пор в Норвегии женщины обращаются к Фригг с просьбой о благополучной беременности и родах.


Рис.5, 6 и 7- Фрау Холле, Богиня-Мать с младенцем и Перхта


В немецком фольклоре такой женской фигурой была Хольда или фрау Холле, также приносящая благополучие и плодовитость, и, конечно же, Перхта или Берта. Они предстают в образах Девы, Старухи, Пряхи, чем напоминают образ Триединой Богини, а также в виде Матушки Метелицы, а иногда и ведьмы из пряничного домика или Бабы-Яги. По некоторым поверьям они возглавляют Дикую Охоту.

О них подробно рассказывается в теме «Женщины Дикой Охоты» в книге «Самайн и Таро: история, ритуалы, расклады».

На Ночь Матери обычно подготавливают всё к самому празднованию Йоля. Хозяйка наводит порядок в доме, который очищают дымом можжевельника и зажигают свечи. В этот период стараются не выходить из дома с наступлением темноты, так как это время большой активности различных духов.

Следующая ночь – это непосредственно Ночь Йоля. С заходом солнца все миры сходятся в один, существа из других миров ходят по Мидгарду, но даже самый злой дух в эту ночь не принесёт вреда. Всё замирает в ожидании рождения нового года.

В это время проводят большой ритуал с жертвами всему пантеону богов, различным духам, норнам, альвам, цвергам, валькириям и остальным существам. Водят хороводы по ходу солнца вокруг костра или вокруг украшенной ели, поют песни и пируют.

Конечно же, в эту ночь сперва гасят в домах все огни, а затем зажигают ритуальный костёр, огонь которого разносится по всем домам. То же самое происходило в Самайн и вновь произойдёт в следующие праздники Колеса Года, например, Имболк. Также существует традиция запускания горящего колеса с 8 спицами (символ года) с горы, олицетворяя тем самым начало нового года.

С восходом солнца нового дня начинается этап 12 ночей, символизирующих 12 месяцев в году. Вновь наступает некоторое пограничное время, когда старались оставаться дома.

Заканчивался Йоль на «двенадцатую ночь» от Йоля или тринадцатую, если считать с Ночи Матери. Их называют «Ночи духов», так как во время битвы открывалась брешь между двумя годами, сакральный период, в течение которого нет ни привычного времени, ни привычных границ, когда вершится жребий богов и вращается веретено богини Судьбы, Урд. Это был благоприятный период для гаданий на 12 месяцев наступающего года: 12 дней – 12 месяцев.


Рис. 8 и 9 – Встреча Зимнего Солнцестояния в Стоунхендже и Норны


Последняя ночь называлась «Ночь Судьбы»: завершилось формирование нового года, который вступил в полную силу. В эту ночь приносили жертвы норнам, гадали на будущий год, истолковывали сны, которые считались вещими. Всё сказаное и сделаное до захода солнца определяло все события наступившего года. Вероятно, отсюда и появилось высказывание: «как Новый год встретишь, так его и проведешь». Считалось, что в «Двенадцатую ночь» знамения и пророчества будут самые верные, а клятвы и слава – самые сильные.

Богиня в период Йоля

В Зимнее Солнцестояние Богиня предстаёт в образе Матери – это Тёмная Мать, Мать-Ночь, Мать-Зима, по аналогии с Тёмной Луной. Так же как смерть продолжается новым рождением, Богиня-Старуха Сауина становится Матерью, которая даёт рождение Солнцу. Тёмная Мать – та, кто преподносит нам уроки жизни, опыт и свои дары. И делает она это с любовью к своим детям, без ограничений, без требования заслужить их.

В кельтской мифологии Богиня предстаёт старухой Калех, божественной колдуньей, приносящей в мир леденящую смерть, тьму и дикость. Дональд Маккензи в своей книге о шотландском фольклоре писал, что Калех – «универсальная богиня»: она создаёт реки, озёра, горы, управляет ветрами и бурями, покровительствует земледелию и скотоводству.

Скандинавская богиня зимы Скади управляет погодой и объезжает свои владения на лыжах, вызывая пургу. В Древнем Риме это Бона Деа – божество плодородия. Она связана с зимними торжествами, уборкой дома, наведением красоты. В Италии это Бефана – старуха-колдунья, дарящая детям подарки.


Рис. 10 и 11 – Калех и Скади


Рис. 12 и 13 – Бона Деа и Бефана


Другими богинями этого праздника мы уже говорили: это Фригг в образе Хольде (фрау Холле) и Перхта (Берта).

Дары Матери приносит Бог – даритель даров. Он несёт их в мир, чтобы мы могли их использовать и наслаждаться ими. Старый и утомлённый самой длинной ночью, Бог засыпает в объятиях Богини, а затем возрождается на рассвете как Солнце, возрождая внутри нас новые возможности.

Он приносит с собой все наши надежды, желания и мечты, связанные с наступающим годом. Мы учимся у него отдыхать и восстанавливать силы, когда мы устали, и верить в то, что перемены обязательно наступят, как бы сложна не была жизнь, как бы темна и длинна не была ночь.

Битва Древесных Королей

Мы уже знаем. что Йоль проводится во время Зимнего Солнцестояния, в самый короткий день в году, и знаменует собой последующее перерождение Бога Солнца. С этого дня и до Литы – Середины Лета, Летнего Солнцестояния – солнце будет набирать силу.

Кроме почитания Богини в Йоль можно наблюдать и Битву Королей – битва между Королём Падубом, богом убывающего года, и Королем Дубом, богом растущего года.

Ежегодная смена сезонов прекрасно и естественно отражена в битве двух извечных соперников, Древесных Королей. Они представляют собой аспекты Зелёного Человека – лесного божества, живущего в дубах и служившего символом благополучия и возрождения, гармонии и единства с природой. Он, как главный бог-покровитель у друидов, предстаёт в образах Рогатого Бога, Кернунноса, Херне-Охотника, Повелителя животных и Властелина Зимы. Это единая сущность, которая предстаёт перед нами в двух ипостасях: светлой и тёмной.

Светлый близнец – Король Дуб – правит от Зимнего Солнцестояния до Летнего, от Йоля до Литы. Тёмный близнец – Король Падуб или Король Остролист – наоборот, управляет от летнего Солнцестояния до Зимнего.


Рис.14 – Король Дуб и Король Падуб (Остролист)


Дважды в год – во время Йоля и Литы – они сходятся в схватке, чтобы решить, кто из них будет править в следующую половину года. История этих Королей и их битв – это часть Кельтской Традиции.

В период Йоля побеждает Король Дуб, а в период Литы – Король Падуб. Но они не гибнут во время битв, а лишь удаляются на полгода в Каер Арианрод – замок вечно вращающегося Серебряного Колеса или Колеса Звёзд, то есть в царство богини Арианрод («серебряное колесо») – богини астральных небес и перевоплощения. Её замок расположен в созвездии Северной Короны. Здесь поверженный бог должен ждать своего времени и набираться мудрости перед новым рождением.


Рис. 15 – Битва Короля Дуба и Короля Падуба (Остролиста)


По другой версии мифа Короли не меняются местами в течение года, а продолжают жить одновременно. При этом Король Дуб рождается на Йоль, набирая силу от одного праздника Колеса Года до другого (Имболк, Остара, Белтейн), достигает пика в Летнее Солнцестояние (Литу), а затем он слабеет и умирает на Самайн. Король Падуб, наоборот, рождается в Летнее Солнцестояние.

Получается, что они живут одновременно, имея различные уровни влияния в течение года.

В любом случае каждый Король представляет различные идеи: Король Дуб – растущий год, период роста, плодородия, развития, новых проектов и целительства; Король Падуб – убывающий год, период ухода, урожая, отдыха, медитации, обучения, мудрости и чародейства.

Образ Короля Падуба (Остролиста) встречается в современном Санта-Клаусе. Он носит побег падуба на шляпе, красную одежду, его манями управляет восьмёрка оленей (по числу праздников Колеса Года).

Символы Королей

Символом Короля Дуба являются омела, дуб и птица крапивник, а Короля Падуба – падуб остролистный с ягодами и малиновка.


Рис.16 и 17 – Крапивник и малиновка


Падуб ассоциировался с защитой: его сажали вокруг дома живой изгородью от злых духов; из него делали оружие и амулеты; вешали веточку дома для благополучия и защиты семьи. Листья падуба замачивали в родниковой воде на ночь в полнолуние, освящая таким образом воду.

На страницу:
1 из 2