Полная версия
Философия исцеления при экзистенциальном кризисе
Ирина Камалиева
Философия исцеления при экзистенциальном кризисе
Введение
В современной обыденной жизни нам часто приходится слышать от окружающих и иногда самим употреблять уже ставшее привычным для многих из нас выражение: «у меня экзистенциальный кризис». Всего лишь полвека назад оно использовалось, в основном, только профессиональными психологами и философами, которые признают понятие «экзистенциальный» как «относящийся к существованию» [27]. То есть, по сути, мы имеем дело с кризисом существования, который стал настолько привычным состоянием для ныне живущего человека, что упоминание о данном процессе перекочевало в повседневную лексику. Давайте попробуем разобраться вместе, что же это за переживание такое и чем оно опасно для индивида. Ну и, конечно же, постараемся найти путь избавления от этой современной напасти.
Человек так устроен, что ему всегда чего-то не хватает для полного счастья. С одной стороны – это хорошо, поскольку осознание собственной недостаточности при конструктивной личностной установке становится отправной точкой для очередного этапа самосовершенствования человека. Но нередко внутренняя пустота и страдание от нехватки «непонятно чего» способствуют потере жизненного смысла и развитию депрессии разной степени тяжести. И последствия данного процесса могут быть самыми серьезными. К тому же, жизнь современного индивида фрагментирована множеством исполняемых им социальных ролей и собственным критическим мышлением, формирующим сомнение и недоверие к иррациональным, то есть не познаваемым рассудком, явлениям окружающего мира. Сегодня считается нормой отсутствие веры в бога, в чудеса. Высокий уровень образованности всегда заставляет нашего современника искать логическое или научное подтверждение происходящего вокруг него и с ним самим. В результате нарушается целостность видения индивидом своего места в раздробленном до предела мире. Человек начинает осознавать, что он становится всего лишь используемой всеми, кроме него самого, социальной функцией – родителем, менеджером и т.д.
И у более-менее зрелой личности возникает закономерный вопрос к себе – а в чем смысл именно моей жизни, в чем конкретно мое предназначение? И как раз данный вопрос указывает на то, что человек начинает понимать, возможно, пока и на подсознательном уровне, необходимость в исцелении собственного существа, сущности и существования. Но, в то же время, этот же вопрос способствует и зарождению того самого пресловутого экзистенциального кризиса. Представленная вниманию читателя книга, по замыслу автора, должна помочь человеку разобраться в себе и предотвратить развитие опасного для здоровья его личности состояния, связанного с потерей смысла жизни. Иными словами, по возможности сориентировать его в обретении целостного существования в нашем огромном, зачастую непонятном и порой опасном мире.
Глава 1. Что такое сущность человека?
1.1. В чем разница между человеком и животным?
Начнем с самое простого – определим, чем мы отличаемся от других живых существ, населяющих нашу, без преувеличения, прекрасную и разнообразную планету. Конечно же, пытаясь прояснить разницу между человеком и животным, мы сразу отмечаем такие наши видимые биологические отличия от других представителей млекопитающих, как прямохождение, отсутствие шерсти на большей части кожных покровов и осмысленную речь. Однако знание данных фактов из курса школьной биологии никоим образом не придает нам уверенности в себе как в самодостаточной личности. И здесь уже на помощь желающему разобраться в себе приходит психология. Причем сегодня она настолько тесно вплелась в нашу жизнь, что мы часто иронизируем над собственными «оговорками по Фрейду» или над расхожей фразой «главное, быть самими самими». Множество людей знает о иерархии человеческих потребностей, базовые из которых удовлетворены в большинстве социально ориентированных стран. В них полноценный член общества практически не испытывает неразрешимых проблем с питанием, жильем и материальной стабильностью.
А дальше перед каждой, поставившей себе задачу развиваться, личностью возникают только присущие человеку проблемы, связанные с одновременным желанием принадлежать к определенной социальной общности (семье, коллективу единомышленников и т.д.) и стремлением к собственной свободной реализации. И данная дилемма между необходимостью соответствовать ожиданиям окружающих и непреодолимой тягой к удовлетворению индивидуальных духовных запросов сопровождает современного человека всю его жизнь, заставляя в тех или иных значимых ситуациях делать выбор в пользу себя или других. Таким образом, формируются поведенческие стереотипы личности – возникает опыт компромиссов, навык «сглаживания острых углов» в отношениях с окружающими людьми. Человек, обладающий эмпатией, то есть способный сопереживать, сочувствовать, сострадать, часто принимает решения в пользу других, тем самым ограничивая себя в чем-то. Но, в то же время он получает удовлетворение от того, что помог нуждающемуся. А кто-то ведет себя исключительно эгоистично. А кому-то удается соблюсти необходимый баланс между личными потребностями и запросами социального окружения.
Однако современное общество устроено таким образом, что все его сферы институализированы и, в связи с этим, наши внутриличностные конфликты связаны не только с противоречиями, связанными с выбором в пользу своих или чужих интересов. Мы не можем относиться с сочувствием к принципам деятельности, скажем, института образования, здравоохранения или права. Это не живые люди, а системные образования. Их функция заключается в том, чтобы люди соблюдали социальные нормы, которые сформированы этими социальными институтами на сегодняшний день. И в данном случае разговор уже идет не о компромиссных межиндивидуальных отношениях, а о жертвовании своего времени, интересов и т.д. во имя соблюдения безличных и бездушных правил общественных систем. Хорошо, когда они бюрократизированы минимально или эффективно. Но часто мы сталкиваемся лишь с ростом формальных требований к нашей деятельности. То есть нашего современника, в какой бы точке мира он ни жил, неизбежно преследует внутренний конфликт между его индивидуальностью и неизбежностью жизни по общепринятым законам «системы». В результате, где-то в глубине души человека начинают мучить смутные сомнения, а свою ли жизнь он проживает. Он периодически возвращается мыслями в моменты совершения им выбора и думает, а как бы сложилась его судьба сейчас, если бы он тогда принял другое решение. Стал бы индивидуальным предпринимателем, например. И с каждым годом таких воспоминаний, наполненных сожалением, у человека становится все больше и больше. А там и вполне логично подкрадывается, например, кризис среднего возраста. Личность производит своеобразную «инвентаризацию» нажитых ошибок и положительного опыта, и эта переоценка себя является достаточно болезненной. Кто-то может возразить, что есть те, кто вполне доволен своей жизнью, и никакие кризисы их не коснулись. Так вот, возражу вам в ответ – таких людей не существует! В любом случае, накопленный жизненный опыт требует переосмысления. В результате человек меняет приоритеты, жизненную траекторию, свое поведение сообразно новому возрасту и статусу.
В этом и заключается основное отличие человека от других живых существ, населяющих Землю – всегда наступает момент, когда его не удовлетворяет то, как он живет. Именно этот промежуток времени свидетельствует о тот, что личность преодолела и «закрыла» очередной уровень своих потребностей, и у нее образовался экзистенциальный (жизненно-смысловой) вакуум некоего «переходного» этапа – то, что раньше представляло собой значимую цель, перестало ею быть. Фраза «увидеть Париж и умереть» как раз об этом. Она не означает наступление смерти буквально, а указывает на необходимость начинать человеку искать новые смыслы, цели и задачи после завершения очередного периода жизни. Ведь конец одного экзистенциального этапа – это в то же время и начало нового, поскольку находящийся в ситуации кризиса переосмысления человек стоит «в просвете бытия», как считал известный немецкий мыслитель Мартин Хайдеггер [39]. Для него в этот момент приоткрываются ранее недоступные истины и пределы. Допустим, построил человек дом, родил сына, посадил дерево согласно заветам предков, которые данную истину о полноценной жизни познали на собственном опыте. Рядом любящая семья, и карьера вполне себе удалась. Казалось бы, живи и наслаждайся жизнью, но все равно нашему современнику «чего-то не хватает». И как раз это пока еще неведомое, но не дающее жить спокойно жить «чего-то», сподвигает человека навстречу новым мыслям, решениям и судьбоносным поступкам. Конечно, некоторые не справляются с необходимостью перемен и личностного роста, и начинают заглушать любой «зов бытия» различного рода зависимостями.
Возможно, кому-то покажется, что я описываю проблемы возрастных людей. Вовсе нет. Разве подросткам и юношам живется легче? Без наличия особого жизненного опыта они вынуждены находиться в условиях постоянного поиска собственного призвания, то есть в ситуации перманентного выбора. А в это время окружающее их общество из всех утюгов транслирует им о необходимости «стать лучшей версией себя», «реализовать весь свой личностный потенциал» и т.д., и т.п. А каким образом молодой человек должен понять, что его выбор – это лично его осознанный выбор, а не желание быть успешным как все? Думается, именно из-за отсутствия однозначного ответа, сегодня мы имеем целые поколения неприкаянных экономистов и юристов, которые впоследствии, уже в зрелом возрасте, получают второе, третье, пятое образование, соответствующее их призванию и потребностям. И складывается впечатление, что на подходе поколение столь же многочисленных генетиков и айтишников, выбор профиля образования которых – результат модных тенденций и желание быть востребованным на рынке труда. И, думаю, необходимо помнить, что именно подростки и юноши, сталкивающиеся с неопределенностью жизненных перспектив, более всех рискуют оказаться в маргинальной среде.
Одним словом, человек уникален тем, что в отличие от других живых созданий, он на протяжении всей своей жизни обречен искать ответ на вопрос о смысле собственного бытия.
1.2. Рассудок и разум
Процесс самореализации, самоактуализации личности происходит под влиянием рациональных и иррациональных качеств человека. Каждый из нас осуществляет более или менее важный жизненный выбор с опорой на собственные чувства или рассудок. Кому-то важен эмоциональный покой – «быть в ладу со своей совестью», а для кого-то имеет решающее значение логическое понимание собственных поступков. Но в любом случае, человек, в отличие от других существ, имеет возможность существовать не инстинктивно, а переживать высшие эмоции и мыслить структурированно.
Наверное, каждый взрослый знает, что маленькие дети начинают познавать мир, пробуя все на вкус. Таким же образом эволюционировало и сознание человека в процессе развития земной цивилизации. Сначала наши древние предки путем непосредственных проб и ошибок поняли, что в окружающем их мире смертельно опасно, а что, наоборот, спасет от голодной смерти и болезней. Затем, по прошествии тысячелетий, человеческое сознание обрело способность к формированию более сложных причинно-следственных связей. Люди начали понимать, что все происходит не просто так, а имеет какое-то первоначало. Так возникла мифология. Но личность человека как таковая еще не сформировалась, поскольку он не мог отделить себя от природы и взглянуть на окружающий мир со стороны. Поэтому все явления, по мнению древних людей, происходили под влиянием сверхъестественных сил – многочисленных добрых или злых божеств.
Шло время, человек интеллектуально «рос» по причине того, что труд становился легче из-за изобретенных орудий труда. И у более обеспеченных граждан появилось свободное от снабжения себя пищей и кровом время. Они посвящали его размышлениям об окружающем мире. Так появились первые философы, и, по совместительству, ученые, которые смогли отстраниться от природы и начать её анализировать. Таким образом у человека сформировалось абстрактное мышление, которым не обладают животные. Этот период развития человечества можно считать его детством, временем, когда ребенок начинает понимать, что «я» – это он сам.
Далее наступила юность цивилизации – многочисленные войны и междоусобицы привели к раздумьям о душе. Зачем, думал человек, имея еду и кров, я все равно хочу большего и причиняю страдания другим? Средневековье (II-XIV века) стало временем формирования христианства. То, что было непонятно людям с точки зрения только развивающейся на тот момент науки, они относили к божественному чуду. Возникшее у человека (в связи с желанием понять собственную душу) стремление к единению с богом свидетельствовало об эволюции его сознания до возможности разумного мышления. Оно, в отличие от обыденного рассудочного мышления, предполагает выход индивида за собственные духовные и интеллектуальные пределы и о понимании собственной незначительности по сравнению с безграничным миром, сотворенным богом. Хотя в эту историческую эпоху под влиянием религии и была временно подавлена воля человека к познанию окружающего мира, тем не менее, именно тогда сформировался фундамент современных нравственно-этических норм. Такие заповеди как «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй» и т.д. легли в основу индивидуальных принципов поведения и последующих социально-правовых норм.
Последовавшее дальше Новое время (XV-XVI века) связано с научными открытиями, повлекшими изменение картины мира с геоцентрической на гелиоцентрическую. То есть в центре человеческого мироздания находится уже на сотворенная богом Земля. Ученые последовательно, на протяжении нескольких веков доказывают, что наша планета – всего лишь одно из миллиардов небесных тел, которые вращаются вокруг своей звезды. Столь фундаментальное потрясение мировоззрения людей, проживавших на территории современной Европы, и постепенно лишившихся веры в христианского бога, привело к формированию агрессивных, завоевательных тенденций к познанию окружающего мира. Научные методы изучения природы также лишились гуманности и нравственности, и стали безотносительными по отношению к человеку. Показательно, что, например, в XX веке во многом благодаря лауреатам Нобелевской премии человечество получило самые опасные виды современного оружия массового поражения.
За последние несколько столетий человечество значительно расширило свои знания в области астрономии и естественных наук. Наш современник уже не сомневается в том, что Вселенная безгранична, а «совершенству нет предела», в том числе и человеческому. Однако это не прибавляет нам уверенности в собственных жизненных смыслах, поскольку мы лишены опоры в форме каких-либо прочных бытийных оснований. Согласитесь, есть большая разница между стремлением к единению с богом, что было естественно для средневекового человека, и пути навстречу к безграничной неизвестности и вселенскому хаосу. Сегодня вместо имевшей место быть культуры веры мы оказались внутри процесса культивирования сомнения и недоверия ко всему, что нас окружает. И невозможно кого-то заставить поверить в те высшие силы, которые были значимы для наших предков, еще не обладавших столь обширными знаниями об окружающем мире, какие есть у нас.
Не спешите расстраиваться. Не все так безнадежно. Выход есть, и мы до него дойдем. Ну а результатом эволюции человеческого сознания является то, что на сегодняшний день каждый из нас думает рассудочно и разумно, умеет абстрагироваться, имеет логических ход мыслей и может в процессе размышлений выходить за собственные пределы – философствовать о том, что непознаваемо его органами чувств. Например, о бесконечности. Однако, надо сказать, что даже самый гениальный человек несовершенен и недостаточен в своих мыслительных способностях, потому в рамках современного мировоззрения не способен до конца познать окружающий мир и самого себя. Возможно, когда-нибудь мы преодолеем нашу ограниченность.
Наличие же у нас рассудка и абстрактного мышления можно объяснить на очень простом примере. Если голодно животное, оно при виде пищи сразу, под влиянием инстинкта выживания, начинает ее есть. А голодный человек, увидев еду, на какое-то время может отвлечься от нее и подумать над тем, каким образом ее приготовить или даже эстетично подать. Это касается способов удовлетворения человеком практически всех его физиологических потребностей – социализированная личность способна подходить к ним осмысленно. Поэтому насилие в животном инстинктивном мире является нормой, а в обществе современных цивилизованных людей – одним из тех преступлений, за которые предусмотрена изоляция от социума.
1.3. Почему все люди разные
Казалось бы, в целом нам с вами уже понятно, как устроен человек. Но возникает закономерный вопрос – почему все люди разные? Причем иногда настолько, что между ними очень часто возникают конфликты самого различного масштаба. Дело в том, что мы – не биороботы и не носители искусственного интеллекта. Возьмем самый простой пример: какими бы культурными нормами не регулировалась наша жизнь, все люди воспринимают их по-разному. Один просто следует общепринятым канонам, не напрягаясь и не тратя энергию на раздумья о них; второй выполняет все внешние требования, тихо протестуя внутри себя; третий в знак протеста выходит на площадь.
Это очевидный факт, что все люди отличаются друг от друга, и не только внешностью и умением в разной степени применять свой рассудок и разум. Я признаю эту «разность» людей, хотя и отношусь к исследователям, придерживающимся мнения об изначальной равности всех представителей вида человек разумный в своих интеллектуальных возможностях. Просто, на мой взгляд, не все ставят себе целью развивать их до возможного предела. Как уже было вскользь отмечено в предыдущем параграфе книги, люди имеют эмоции. И вот эти эмоции, точнее их уникальное в каждом человеке сочетание, в том числе и по отношению к собственным навыкам и стремлениям, и определяет особенность каждого человеческого существа. К тому же, человеку свойственно, в отличие от животных, следующих природным инстинктами, иметь противоречия между своими чувствами и рассудком.
Эмоции индивида тоже эволюционировали в процессе развития человечества. И если в самом древнем человеке они предопределялись такими инстинктами как страх или удовольствие, то сегодня эмоции – это выражение экзистенции (существа) личности, которая предшествует эмоции. Экзистенция имеет свойство трансцендировать – то есть «выталкивать» человека на выход за собственные пределы. Для кого-то – это стремление к богу, для кого-то – к неизвестности и риску, а кто-то самотрансцендирует по отношению к себе в стремлении к духовному совершенству.
Сущность современного человека определена множеством фундаментальных экзистенциалов, такими как страх, боль, страдание, свобода воли, любовь и т.д. В отличие от примитивных эмоций древнего человека, экзистенциалы осмысливаются современной личностью. Глубокие и длительные экзистенциальные переживания, неразрывно связываются с разумом, имеющимся в структуре сознания индивида, что предполагает выход за пределы обыденных рассуждений и размышления человека о своих проблемах на высокодуховном уровне.
Давайте попытаемся подробнее разобраться в наших экзистенциалах и эмоциях.
1.4. Боль, страдание и сострадание
Самым древним и ранним способом «знакомства» человека с самим собой является боль. Несмотря на то, что ее испытывают все живые существа, человек переживает боль немного иначе, чем животные. У неразумных существ после пережитой боли развивается условный рефлекс – зверь будет избегать ситуации, в которой он испытал телесную боль. А у человека формируется память о проживании чувства страдания от перенесенной боли. Кроме того, люди испытывают не только осознанное физическое страдание, но также душевные страдания от понимания ограниченности своих возможностей в реализации желаемого и экзистенциальные страдания от осознания конечности собственного существования.
Принято считать, что боль и страдания – это негативные переживания. Однако, не все так однозначно. Трактовки страдания формировались в истории философии, прежде всего, в зависимости от парадигмы, определяющей место человека в мироздании и модели его взаимоотношений с окружающим миром. В рамках общеизвестных мировоззренческих систем существуют следующие интерпретации страдания: в буддийской оно является следствием осознания человеком своего природного несовершенства, препятствующего выходу из-под власти кармы и духовному слиянию с мирозданием; в античной – человек, мысля себя синкретичным, то есть единым с природой, признавал страдание следствием конфликта в нем самом противоречивых стихийных сил, порожденных Космосом, а мифические древнегреческие боги, олицетворяющие и природные стихии, своими неблаговидными поступками в отношении друг друга оправдывали нравственные слабости человека; в иудео-христианской парадигме человек, являющийся «рабом божьим» рассматривает страдание как наказание и испытание за моральные проступки, в том числе и за попытку нарушить признанное божественным таинство устройства мира (общеизвестно, что ученых подвергали инквизиции); в современной экзистенциально-гуманистической парадигме причиной страдания признается тотальное несоответствие мира ожиданиям заброшенного в него человека, которое диктует необходимость постоянного покорения, приведения мира в соответствие с этими ожиданиями [30].
Если в античной философии страдание наделяется Аристотелем статусом философской категории, характеризующей пассивное, претерпевающее свойство материи [29], то современные трактовки феномена, имеющие преимущественно экзистенциально-антропологическое толкование, позволяют заключить, что оно неразрывно связано с болью. Ученые признают боль «ключевым, универсальным признаком существования человека» [2, с. 25]. С точки зрения биологии страдание стало возможным в процессе эволюционно обусловленного «развития корковых и подкорковых структур, на базе которых появилась психическая возможность трансформации боли в страдание как ее осознанное душевное переживание» [5]. В «Новой философской энциклопедии» Института философии Российской академии наук также приводится определение страдания как «состояния боли, болезни, горя, печали, страха, тоски и тревоги» [23], что подтверждает происхождение обозначенного экзистенциала от боли.
В свою очередь, известный немецкий философ Мартин Хайдеггер трактует боль как «αλεγω – бесконечное экстатическое усилие» [40, с. 91]. То есть, являясь фундаментальными экзистенциалами, боль и страдание, по мнению философа, играют важную роль «при конструировании каждым человеком образа внешнего мира и собственной личности» [там же, с. 31], и не всегда могут осмысливаться только как «претерпевание, противоположность деятельности», а, скорее всего, могут быть определены как до-полагание необходимой для устранения страдания деятельности.
Российский исследователь Юрий Грицков, интерпретируя страдание как внутриличностный конфликт человека и признавая его «неустранимым свойством человеческого бытия, обусловленным столкновениями между врождёнными бессознательно-иррациональными и генерируемыми культурой понятийно-рациональными программами поведения», приходит к выводу, что «культурное своеобразие любой социальной общности, её жизнеспособность и исторические перспективы неразрывно связаны с функционирующими в ней практиками преодоления страдания» [6, с. 49].
Многие современные мыслители едины во мнении, что «хотя страдание само по себе не может рассматриваться как позитивная ценность, но, тем не менее, страдающий человек вызывает у своего ближнего сочувствие, сострадание, тем самым инициируя проявление высочайшей нравственной ценности – милосердия» [38, с. 27]. Ценность страдания сегодня также признается буддизмом, проповедующим, что страдающий от осознания своего несовершенства человек, в стремлении к совершенствованию себя расширяет границы собственного видения мира, со-страдая с ним, принимая «позицию всеобщей ответственности» [32, с. 23] за все, что его окружает.
Фридрих Ницше считал страдание признаком величия души [22], Виктор Франкл признавал его непременным спутником стремления к недостижимому идеалу и поиска смысла жизни [36], Николай Бердяев толковал как трансцендирование, путь к духовной свободе через приобщение к «мировому страданию, страданию всего живущего» [4, с. 87-108]. Бытует мнение, что «если личное страдание выступает неотъемлемой частью и выражением незавершенности человеческого проекта, то переживание и осмысление всеобщего, мирового страдания – удел лишь некоторой части человечества, тонко чувствующих и глубоко мыслящих его представителей» [17, 21].
Таким образом, страдание является одним из родовых признаков человека, то есть оно присуще абсолютно каждому представителю нашего рода. Страдание и боль играют полезную и даже необходимую, защитную, роль в жизни человека. Физическое страдание дает сигнал об угрозе телесной целостности человека, душевное – сигнализирует об угрозе целостности личности, а экзистенциальное страдание побуждает человека трансцендировать, стремиться выйти за пределы наличного бытия, в том числе и обретать способность со-страдать окружающему миру. То есть страдание определяет как опасные пределы существования, так и указывает на пути их безопасного преодоления. В условиях институализации, технологизации всех сторон жизни, страдание и боль обеспечивают живое, субъективное переживание человеком его отношений со всеми элементами мира.