
Полная версия
По следам Уробороса
Изменения
Хочу привести впечатления Марии о том, как меняется ее жизнь по мере тренировки навыка осознанности, то есть по мере того, как она начинает все более четко осознавать свои иллюзии.
Таиланд
«Я поняла алгоритм: надо оценивать ситуацию критически, а не иллюзорно. Например, Таиланд. Я видела только красивую картинку: дети купаются в море, солнце, вкусная еда, игры, зоопарки, развлечения, впечатления. И я абсолютно закрывала глаза на то, что "роза и красивая, и кривая одновременно". То есть на то, то сначала надо ехать на поезде в Москву, потом с вокзала выбираться с чемоданами, потом искать такси и два часа ехать до аэропорта, там стоять в очереди на регистрацию в теплой одежде с психами и нытьем, потом кантоваться бесконечно, потому что разница между прибытием поезда и самолетом 5 часов и больше. Дальше опять очередь и час в самолете сидеть, затем долго лететь, подгузники Арине менять… Ту еду, которую дают в самолете, они у меня не едят, а питаются орешками и чипсами. Мучение еще уснуть им: скрюченные дети лежат на этих креслах. Затем жара и автобус, трясешься снова 2 часа до отеля. А потом акклиматизация, опять жара, ожоги, вирус, понос, лихорадка. И обратно все то же самое.
Это реально круто все осознавать – плюсы, и минусы, и на основании этого осознания принимать решение, а не слепо идти за красивой иллюзией. Мне самой не верится, но это работает. Я стала очень смелая! А ведь это изменения не только во мне, но и во всей моей семье, в моих близких. И дети становятся спокойнее с такой смелой мамой, которая не ноет, не психует, не на подступающих слезах! Которая все уладит, а еще развлечет, насмешит и все будет кайф. Это воодушевляет!
Знаешь, как мы провели прошлый раз в поликлинике? Мы спокойно все прошли, еще и по магазинам проехались, и я была в полном порядке, а не разбита как корыто.
Вот в чем еще дело: принять ответственность на себя – это значит принять и хорошее, и плохое, и приятности, и неприятности. Знать, что может быть все что угодно и нужно справиться с этим. А не плакать от того, что где-то не получается или ребенок ревет».
Когда человек живет в иллюзии, слепо идет к достижению деталей своего недостижимого на самом деле Эталонного образа, он закрывает глаза на те проблемы, которые встречаются на его пути. Например, красивая картинка отдыха в экзотической стране, если на нее посмотреть не как на пост в социальной сети, а с позиций реальности, может оказаться не такой уж и привлекательной. И так во всем: в семейной жизни, в карьере. Поэтому только реалистичный взгляд на себя и окружающую действительность может помочь избежать принятия неправильных решений и в целом подарить устойчивый душевный комфорт.
Дом-мечта
«Я сейчас думала об Уеборосах. Например я: хотела большой дом с садом и хозяйством. Но при этом я не анализировала свою жизнь, уже имела больного ребенка и не ходила на работу. Муж один работает, всех содержит, а каково ему платить по 7–10 тысяч за коммуналку в этих наших хоромах? При этом я не только не хожу на работу, но я и не могу выйти в любое время во двор чтобы ухаживать за нашим садом и огородом, потому что не могу оставить ребенка одного дома, а взять ее с собой тоже плохая история. Огромный дом нуждается в ремонте: куда проще купить рулон обоев на 40 квадратов, чем на 240, а один линолеум стоил 300 тысяч! И сад, и огород – все нуждается в деньгах: у меня 50 плодовых деревьев, их надо обрезать и обрабатывать, но, во-первых, это деньги, а во-вторых, это время моего мужа, который и так пашет по 12 часов. В дополнение к большому дому у нас баня, коровник, сараи, а еще нужны всякие беседки и мангалы. И это малая доля проблем моей инфантильной мечты о большом доме, которая осуществилась. А ведь дочку надо возить к репетиторам и логопедам, у сына тоже всякие кружки, еще на море хочется съездить. Насколько было бы у нас больше денег и возможностей, купи мы дом поменьше! Но нет, мы мечтаем без оглядки на всю эту «материальную ерунду», мы же все такие одухотворенные, все такие воздушные, а деньги это «тлен»… Дураки! Есть такая пословица про зайку и лужайку, мол дал Бог ребенка, даст и на ребенка, ну ты знаешь. Видимо инфанты и живут такими установками.
Я к тому, что и ты, и я – мы мечтаем, а можем ли мы себе позволить эти мечты? Не будут ли они, осуществившись, источником еще больших проблем?»
Общение
«Представляешь, я стала меньше говорить и дергаться по всякому пустяку там, где не надо. Оказывается, не обязательно подрываться, на все отвечать и нервно реагировать. Можно промолчать. Сделать спокойно. Мне это так странно и непривычно – ты знаешь, уеборосы излишне суетливы…
С мужем по-другому теперь веду себя. Например, если прошу что-то сделать, а он начинает спорить просто потому, что я его приучила вечно спорить (он мне слово, я ему два), то теперь я просто замолкаю. И через какое-то время он приходит и говорит: «Ну что там надо, пошли делать!» А раньше мы могли спорить, поругаться даже и потом он бы сделал то, что требуется все равно, но это было бы с нервотрепкой. Теперь я даю ему время все обдумать. Он же у меня абсолютно спокойный и немногословный. Я осознала, что это я была корнем проблем, ведь именно я научила его разговаривать эмоционально, на нервах, к тому же я стала замечать, что и сын начинает так общаться. Поэтому сейчас я пересмотрела в первую очередь свое поведение и это уже работает!
Да, я привыкла жить так, я переняла этот нервный тип общения от мамы. Но раз я взрослая, я ведь могу измениться, не обязательно переносить все это через поколения».
Уважение
«Мы копим всякий надуманный уроборический негатив, не уважаем на основании этого другого человека, затем, даже узнав о том, что сами были не правы, или если этот человек уже реабилитировался, мы все равно не делаем переоценку и не начинаем его уважать. И то же неуважение получаем от других людей в нашу сторону. Я пытаюсь понять объем… Это какой-то гигантский Уроборос, в котором плывут люди: они плачут, машут руками и плывут, плывут… Страшное зрелище!
Знаешь, в аквапарках есть такая круговая речка с течением. Из нее трудно выбраться: несмотря на то, что течение очень небольшое, его достаточно, чтобы нельзя было ни повернуть назад, ни остановиться. И вот плывешь, пока не будет место, где есть тросы, за которые можно ухватиться. Но если пропустил, то снова круг. Еще интересно, что эта речка порой проходит через все аттракционы, огибает все зоны. Ты плывешь и видишь гигантские горки, красивые замки, но все это мимо. Но я люблю ее, делать ничего не надо, просто тянет течением и все. Так и мы как будто проносимся по жизни, смотрим на все, но нигде не участвуем, а просто плывем по течению и не выбраться из него».
Какая точная метафора! Мы все плывем в каком-то полусне по этой «ленивой речке», по замкнутому порочному кругу взаимного презрения, потому что сами себя не уважаем, а еще потому, что ведем себя в лучших традициях инфантилизма: нас обижают, мы обижаем в ответ, впадаем в аффект, обесцениваем, грезим о счастье. А вокруг кипит жизнь, чья-то жизнь, но мы только проплываем мимо, едва успевая заметить ее контуры. И непонятно как из этого выбираться. Единственный «трос», за который можно зацепиться – это осознанность, ее и надо наращивать и укреплять.
Иллюзии vs реальность
Вот что Мария написала о своей былой иллюзорности:
«Ох уж эти иллюзии, как я их ненавижу! Стыдно признаться, но моя иллюзорность напрямую влияла и на жизнь моего ребенка. Я как дура сидела и мечтала о том, что у меня прекрасная жизнь, дочка здорова: вот я веду ее в садик, сама бегу на работу, на выходные мы ездим на природу или в город в кафе, развлекаемся. Сидела, мечтала, улыбалась, в то время как мой ребенок был один, брошенный, отверженный, не такой, как я бы хотела…
Я, конечно, в какой-то степени занималась ею, многому научила, но все было для меня не то. Я все время хмурилась, смотря на "не такого" ребенка, и она это чувствовала, все более отдаляясь. А потом в мою жизнь вошла ты, и сказала просто: «Пока ты сидишь в иллюзиях, в твоей жизни ничего не происходит, ты не делаешь ничего. А еще ты обесцениваешь достижения своего ребенка, потому что она проигрывает нормальному ребенку, но ведь это так важно и ценно!»
Эти иллюзии просто пыль, они никогда не осуществятся. Не надо мечтать о том, чего не случится никогда! Надо принять реальность и начать прямо отсюда решать задачу с реальными условиями, а не с мифическими. И я очнулась. Мне стало намного легче, я приняла ситуацию как есть. Я стала подмечать все, что происходит, все маленькие драгоценные подвижки, все успехи, я стала смотреть на ребенка по-другому, не оценивая ее, не сравнивая с иллюзией, и она стала открываться, стала позволять мне намного больше, чем было раньше. Прогресс налицо. К черту иллюзии, все это дрянь!»
Этот комментарий ярко демонстрирует пагубность пребывания в иллюзиях и обесценивания реальности, а также отражает эффективность самоанализа, доступного каждому из нас.
Глава 4. Мысли
– Человек принимает решения не исходя из реальности, а исходя из своего представления о реальности. Чем более иллюзорно это представление, чем более оно оторвано от действительности, тем плачевнее последствия принятых решений.
– Все иллюзорны, но некоторые иллюзорнее. Убедить человека в том, что его представление о реальности иллюзорно – практически невозможно.
– Если проанализировать свои мысли, то выяснится, что тревожность находится целиком в будущем, все обиды – в прошлом, а настоящее полностью обесценено.
Обесценивание
Обесценивание, на мой взгляд, самый страшный компонент во всей уроборической структуре. Ему я посвятила целую главу своей первой книги, в которой подробно рассмотрела эту пагубу и как с ней бороться. Казалось, и добавить нечего. Но я увидела еще один инструмент по преодолению обесценивания в процессе общения в одном философском чате. Его владелец указал на память о своей смертности, как на один из критериев реалистичного взгляда на жизнь. С этим сложно спорить, однако «Memento mori» мне видится, главным образом, как противоядие от обесценивания. Ведь мы как: теоретически понимаем, что смертны, но это когда-то потом и вообще не точно и поэтому не можем ценить каждое проживаемое мгновение. Так, если бы мы пили вино и видели, что бокал пустеет, а наполнить его повторно не получится, мы могли бы лучше ощутить вкус этого вина – вкус нашей жизни. Если мы сумеем осознать, что в нашем распоряжении есть только ограниченное, а не бесконечное количество весен, я полагаю, это сделает каждую новую весну острее проживаемой.
В книге «Уроборос или мир наизнанку», рассуждая про обесценивание, я анализировала сон, который еще недавно мне снился с удручающей периодичностью. В том сне я внезапно из лета попадала в позднюю осень или зиму и просыпалась со щемящим чувством потери. И вот на днях мне приснился сон, с как будто противоположным сюжетом: я прогуливалась по берегу озера, разглядывая деревья, они были сплошь покрыты яркой зеленью, видимо, майской. И во сне я сокрушалась о том, что так быстро наступил май и спрашивала у невидимого спутника, где же в Москве тот период ранней весны, когда только сходит снег и воздух наполняется ароматом влажной земли и древесных соков, который я так любила в юности, живя в Минске. Если предыдущий сюжет был про внезапно потерянное лето, то этот – про незаметно промелькнувшую весну, он о стремительно летящем времени и это – новая грань все того же обесценивания. Ведь мы часто буквально «убиваем» время, часами просматривая новостные ленты, соцсети и сериалы. Обратите внимание на экранное время своих смартфонов! Так обесценивается не только то, что нам не нравится в нашей жизни, но и само ее время, а ведь это наш самый главный и очень даже конечный ресурс. А потом жалуемся на то, что дни становятся короче, мы ничего не успеваем и не замечаем, как пролетают недели и месяцы – недавно был понедельник и вот уже пятница, недавно был Новый год и вот уже снова лето.
Проснувшись, я решила максимально сократить бессмысленный скроллинг, решила не унывать по пустякам, не обесценивать скучные зимние дни в ожидании весны, и вообще не жаловаться на жизнь, ведь она хороша и так быстротечна. Давайте ценить мгновение!
Как замедлить время?
Если мысли улетают в отрыв от того, что мы переживаем в данный момент, то этот момент утрачивается. Чтобы это понять – надо отстраненно понаблюдать. Мне это особенно хорошо заметно, если я сижу в концертном зале и слушаю, например, органное произведение Баха. Вот мое внимание сосредоточено, звуки проникают в сознание, и вдруг появляется мысль: «А что я буду есть на ужин? Холодильник пуст, значит, на обратном пути надо зайти в магазин, но что купить? Наверное, хорошо бы что-то полегче и так 2 кг лишних уже… подруга кофе для похудения пьет, может и мне надо? Интересно, где она его покупала? А может это химозина… нет, лучше я пропущу ужин». И в это самое время никакой музыки в сознании нет! Там дорога домой, магазин, подруга и лишние килограммы. Понимаете? Тот момент, в котором мы живем, упущен из-за мыслей о предстоящем ужине. И так почти все время. Поэтому и складывается ощущение упущенной жизни. Если мы будем внимательны к своим мыслям, мы осознаем, что большую часть времени пребываем где угодно, но не в текущем моменте.
«А как же планы, как же анализ ситуации?» И это хороший вопрос. Действительно, мы должны планировать будущее и должны обдумывать прошлое. Но это занимает несопоставимо малое время относительно того, что мы безостановочно прокручиваем в своих мыслях. Надо думать обо всех этих вещах, о бытовых и философских, но в свое время: например, по дороге домой обдумать, что съесть на ужин, а в консерватории слушать музыку. Но получается иначе: я сейчас, сидя на концерте, думаю об ужине и о других неактуальных вещах, а пойду домой – буду вспоминать музыку. Но ее уже нет – момент упущен безвозвратно.
Чтобы наглядно продемонстрировать, как это работает, предлагаю провести эксперимент: пока звучит музыка, постарайтесь уловить тот момент, когда вы перестанете ее слышать, погрозившись в свои мысли. Заметьте, как быстро это произойдет. Обратите внимание на то, о чем эти мысли. Постарайтесь вернуть фокус внимания на музыку, и потом опять поймите, что оно ускользает. Так вы научитесь понимать, как мысленный поток уничтожает состояние «здесь и сейчас».
Необходимо убрать из мыслей эти бессмысленные потоки и учиться концентрироваться на проживаемом моменте. И мы убедимся в том, что время (штука весьма относительная) ощутимо замедлит свой ход. Дни станут такими же длинными как в детстве. И настоящее не будет так стремительно превращаться в прошлое. Получится ли у каждого из вас, я не знаю, но попытаться точно стоит. Хотя бы попытаться это осознать.
Тревожность
Человечество тысячелетия живет в постоянном предчувствии беды. Ощущение легкости и спонтанного счастья характерно преимущественно для ранней молодости, а потом начинается: сложные взаимоотношения в семье, дети с их проблемами, старение с болезнями и потерей близких. И это еще, если нет войны или стихийных бедствий. Поэтому я думаю, что базовая настройка психики любого человека – тревожность. Особенно это характерно для инфантильной личности, которая не имеет внутренней опоры, а внешняя опора всегда ускользает.
Если бы разверзлась небеса, указующий перст уперся мне в макушку, и голос с небес сказал: «Анна, успокойся, с этого момента в твоей жизни точно не случится никаких потрясений и потерь, живи хоть до ста лет – все будет хорошо!», я бы мгновенно ощутила всю радость бытия. И жизнь моя стала бы прекрасна. Все дело в гарантиях. Но, конечно, никто никаких гарантий не дает и это отравляет жизнь тревожным людям. Значит: есть гарантии – нет тревожности, нет гарантий – есть тревожность.
Итак, жизнь тревожного человека отравлена не реальным несчастьем, а отсутствием гарантий того, что несчастье не случится. По сути, отравлена иллюзией. И занимается тревожный человек тем, что ищет повод вообразить ужасное будущее и от этого воображаемого пострадать в настоящем, пытаясь придумать пути выхода из несуществующей проблемы.
Если я оглянусь на свою реальную уже прожитую жизнь, то выяснится, что в ней все было очень даже хорошо, практически – как в фантазийном божественном обещании. С чего я взяла, что в будущем на меня обрушатся катастрофы? А все просто: Уроборос, он голоден, ему пора завтракать (мной с помощью аутоагрессии).
Обида
Мы, инфантильные люди, склонны часто обижаться. Иногда такая реакция становится привычной и возникает практически всегда, когда что-то идет не так, как нам бы хотелось. Это обида на близких, коллег, случайных прохожих, погоду, стул, о который мы споткнулись или на судьбу. Попробуйте почувствовать разницу между претензией и обидой. Претензия – это проявление пассивной агрессии. А обида? Давайте заглянем в глубину этого чувства и постараемся понять, что оно представляет собой на самом деле.
В тот момент, когда возникает обида, происходит сравнение, но не с кем-то другим, как в случае с завистью, а сравнение с собственной фантазией на тему того, как должно быть в данной ситуации и как есть на самом деле. Фактически, возникает сравнение иллюзии с реальностью. И конечно реальность отличается, а величина этого отличия будет ощущаться, как обида. Мы знаем, что там, где есть сравнение – весьма вероятен аффект, который закончится порцией аутоагрессии: Уроборос получит свою пищу и увеличится в размере, заняв большее пространство в нашей психике.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.



