Теория Дарвина (Исторический детектив)
Теория Дарвина (Исторический детектив)

Полная версия

Теория Дарвина (Исторический детектив)

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Лестрейд продиктовал номер телефона министра Ритчи.

Треск, шипение и послышался знакомый голос с характерной хрипотцой.

– Чарльз Ритчи у аппарата.

– Здесь Джордж Лестрейд, сэр. Из Австрии прибыл некто Карл фон Гольц. Заходил в архив перед смертью профессора.

В трубке послышалось сдержанное покашливание.

– Если бумаги Вэнбрука всплывут в Вене или, не дай бог, в Берлине… Найдите их, Джордж, и побыстрее.

– Мне может потребоваться доступ к закрытым каталогам и, сэр, на всякий случай, младшему библиотекарю Пенроузу право на копирование.

В трубке повисла напряжённая тишина. Лестрейду показалось, что он слышит натужный ход маятника напольных часов в кабинете министра.

– Директору библиотеки я позвоню немедленно. И да поможет вам Бог, Джордж.

В трубке раздались частые гудки отбоя. Лестрейд медленно повесил трубку на рычаг.

Вторник, 26 февраля. 14:41. Кембридж. Гостиница «The University Arms Hotel», Реджент-стрит

Комнату заливал мягкий послеполуденный свет. Плотные бархатные шторы были раздвинуты, и в длинных косых солнечных лучах, проникающих сквозь идеально вымытые стёкла, беззаботно плясали золотистые пылинки. Лестрейд стоял у окна, заложив руки за спину, и смотрел на неспешную Реджент-стрит.

На полированной поверхности стола перед ним лежали: листок с текстом за подписью «Charles Darwin» и медицинское заключение жизнерадостного доктора Харрингтона.

В дверь деликатно постучали. Лестрейд не спеша обернулся. Отельный посыльный проскользнул в комнату, положил на стол небольшой конверт и так же тихо удалился.

Конверт из плотной, дорогой бумаги светло-жёлтого, почти кремового цвета. Без марки, обратного адреса, без каких-либо знаков и отметок. В правом нижнем углу готическими буквами было выведено: «Мистеру Джорджу Лестрейду. Лично в руки».

Инспектор взял нож для бумаг и аккуратно вскрыл письмо. Внутри оказался лист с машинописным текстом и напечатанная в типографии открытка. Инспектор начал с текста:

«Скелет, найденный у подножия Кембрийского плато, нарушает все известные представления о филогенезе. Возраст – докембрийский. Череп – монолитная структура, без швов. Грудная клетка – четырёхлопастная. Позвоночник не сегментирован, представляет собой единую кость».

На карточке-открытке было отпечатано чёрно-белое изображение странного костяка. Прямостоящий, с почти округлой грудной клеткой, и рёбрами, сходящимися на спине в подобие панциря. Надпись, сделанная внизу курсивом, гласила: «Hastings. The Cambrian Skeleton – print from private plate. Courtesy of Royal Society of Antiquaries, 1888». (Гастингс. Кембрийский скелет – отпечаток с частной пластины. Предоставлено Королевским обществом антикваров, 1888).

Лестрейд перевернул карточку. На обратной стороне виднелся чернильный оттиск: «Королевское общество антикваров. Лондон, 1888. Тираж 99 экз.». Инспектор снова взглянул на странную картинку, хмыкнул, пожал плечами и, вложив отпечатанный текст и карточку обратно в конверт, положил рядом с медицинским заключением. Почерк на конверте не совпал с почерком Харрингтона. Но это ничего не значило.

Лестрейд прошёл к мраморному умывальнику, открыл массивный латунный кран и, подставив сомкнутые ладони под струю холодной воды, окатил лицо. Поднял голову и посмотрел в большое овальное зеркало, в тяжёлой раме. Оттуда на него смотрел тип с покрасневшими глазами, которому Лестрейд не доверил бы розыск даже украденной шляпы.

– Нужно взять себя в руки, Джордж, – громко он сказал своему отражению.


Историческое отступление: «Скелет из Гастингса» (1887)

Эта совершенно невозможная история началась весьма прозаично. В 1887 году рабочие, добывавшие мел в карьере, наткнулись на аномалию: вмурованный в древнюю породу, частично разрушенный, но безошибочно узнаваемый скелет. Находка была передана местному палеонтологу-любителю, и через несколько месяцев на очередном заседании Королевского общества антикваров в Лондоне его доклад произвел эффект разорвавшегося шрапнельного снаряда.

В душном и пыльном лекционном зале, где обсуждались чернолаковая греческая керамика и кельтские монеты, демонстрация рисунков «гастингского скелета» сперва вызвала недоверчивый гул, а затем настоящий фурор.

Скелет, очевидно, принадлежал прямоходящему существу, но был настолько чужеродным и не похожим на человеческий, что спешно созванная анатомическая комиссия после нескольких дней яростных споров отказалась включать его в реестр находок. Вердикт был уклончив и продиктован консервативной осторожностью, нежели стремлением к истине: «Патологическое отклонение, не представляющее интереса».

Неожиданно вектор поисков британских археологов резко изменился.

В жаркой Хаваре щедро профинансированный сэр Флиндерс Питри, с энтузиазмом занялся раскопками захоронений египетских фараонов; на Крите начала работу экспедиция сэра Артура Эванса, подарившая миру позабытую минойскую цивилизацию; в самой Англии, в Бокерли-Дайке, осталась скромная группа генерала Августуса Питт-Риверса, проводившая исследование скучных, но безопасных римско-британских древностей.

Британская пресса дружно переключилась на воспевание научных достижений Империи через призму крито-египетских триумфов: передовицы The Times и The Illustrated London News заполнили очерки о саркофагах и мумиях, о масках и золоте фараонов, о мистическом критском лабиринте, окончательно похоронив под валом археологических достижений изрядно подзабытую пугающую новость о скелете из Гастингса.

Истину, способную разрушить устоявшиеся представления о мире, скрыли за бесценными находками из гробниц Древнего Египта и уникальными фресками дворца, где когда-то жил Минотавр

Вторник, 26 февраля 1901 года. 18:44. Кембридж. Гостиница «The University Arms Hotel», Реджент-стрит

В дверь осторожно постучали. На пороге стоял Артур Пенроуз. На нём было лёгкое не по сезону пальто, а к груди прижат большой конверт из плотной бумаги с клапаном, стянутым резинкой.

– Я принёс, сэр, опись документов Вэнбрука – сказал он так тихо, будто боялся потревожить тишину гостиничного коридора.

– Отлично, Артур. Входите.

Пенроуз медленно прикрыл за собой дверь и замер: – Сэр… даже не знаю, радоваться мне или печалиться. Сегодня после полудня меня вызвали к директору университетской библиотеки. До этого я разговаривал с ним всего лишь один раз. Десять лет назад, когда меня принимали на работу.

– И что же вам сказал директор? – спросил Лестрейд, забирая папку из рук Пенроуза.

– Что отныне я могу являться на службу не к восьми утра, как обычно, а когда возникнет необходимость. И эта необходимость будет определяться вами, мистер Лестрейд. При этом он смотрел на меня как на человека, которому на смертном одре сообщают о свалившемся на него наследстве.

Лестрейд усмехнулся. – Успокойтесь, Артур. Я не серый волк, а вы не поросёнок. Я вас не съем. Просто вы оказались единственным человеком в Кембридже, кому я могу доверится. Завтра сделайте для меня доброе дело… даже два. Попробуйте выяснить, где находятся ключи от дверей библиотеки, у Вэнбрука их не нашли. И, второе: Где остановился ваш австрийский гость, доктор фон Гольц. Встречаемся здесь, у меня, завтра после восьми вечера.

Библиотекарь кивнул и вышел, пятясь, словно из королевских покоев.

Закрыв за клерком дверь, Лестрейд вернулся к столу и прикрыл папкой Пенроуза письмо с автографом Дарвина и конверт с невозможным скелетом.

Инспектор закурил трубку, сел за стол и, подтянув папку, вынул отпечатанные на машинке листы. И, чем дальше он читал, тем на всё более мелкие части, разваливался окружавший его мир. В его руках был не просто список, а каталог ереси, перечень доказательств, что вся предыдущая человеческая история – ложь.

Реестр материалов, изъятых из хранилища «16-B». Фонд проф. Э. Вэнбрука. Инвентарная опись № 89/01-

bis

Следы и отпечатки

Отпечаток детской ноги на следе динозавра. Вырезка из газеты.


Место находки: Глен-Роуз, Техас, США.

Дата находки: 1888 год.

Геологический слой: Меловой (около 100 млн лет).

Источник: Архив газеты The Dallas Morning News, 01 апреля 1888 года.


След мокасина с отпечатавшимся швом. Уведомление Американского геологического общества.


Место находки: Невада, США.

Дата находки: 1900 год.

Геологический слой: Триасовый (около 200 млн лет).

Источник: Записи Американского геологического общества, 1900 год.


Гигантские человеческие следы. Вырезка из журнала.


Место находки: Африка, Северная Америка.

Дата находки: Ноябрь 1889 года.

Геологический слой: Разные периоды.

Источник: Статья в Scientific American, 1889 год.

Металлические артефакты в древних породах

Молоток из Лондона. Персональное уведомление.


Место находки: Лондон, Техас, США.

Дата находки: 1834 год.

Геологический слой: Каменноугольный (около 300 млн лет).

Источник: Архив Smithsonian Institution, 1834 год.


Железная ваза из угольного пласта. Экземпляр газеты Boston Transcript от 05 мая 1852 года.


Место находки: Массачусетс, США.

Дата находки: 1852 год.

Геологический слой: Каменноугольный (около 300 млн лет).

Источник: Газета Boston Transcript, 1852 год.


Кирка в известняке. Письмо от Австралийской геологической службы.


Место находки: Австралия.

Дата находки: 1878 год.

Геологический слой: Юрский (около 150 млн лет).

Источник: Архив Australian Geological Survey, 1878 год.


Золотая цепочка в угле. Экземпляр газеты The Morrisonville Times, сентябрь 1881 года.


Место находки: Иллинойс, США.

Дата находки: 1881 год.

Геологический слой: Каменноугольный (около 300 млн лет).

Источник: Газета The Morrisonville Times, 1881 год.

Необычные артефакты

Каменные сферы Коста-Рики. Письмо из Национального музея Коста-Рики за подписью директора Франсиско Хименеса Кальдерона.


Место находки: Коста-Рика.

Дата находки: 30-е годы XIX века.

Возраст: Неоген (около 10 млн лет).

Источник: Архив Национального музея Коста-Рики.


Антикитерский механизм. Персональное уведомление за подписью эфора (директора) Афинского археологического общества Панайотиса Каввадиаса.


Место находки: затонувший корабль, остров Антикитера, Греция.

Дата находки: 1901 год.

Датировка: около 100–150 гг. до н. э.

Источник: Архив Афинского археологического общества.


Каменные диски Байгу. Официальная депеша от советника по культуре при Посольстве Её Величества Королевы Виктории в Пекине мистера Генри Стэнхоуп Беркли.


Место находки: Китай.

Дата находки: Вторая половина XIX века.

Возраст: неолит (около 5000–3000 гг. до н. э.).

Источник: Свитки императорской канцелярии (Пекин).

Артефакты, связанные с древними технологиями

Гальванический элемент из Селевкии. Циркуляр отдела древностей Британского музея.


Место находки: Ирак.

Дата находки: 1879 год.

Геологический слой: Парфянский период (около 2000 лет).

Источник: Архив Британского музея.


Стеклянные сферы из древних раскопок. Письмо от генерального инспектора египетского музея древностей Говарда Картера.


Место находки: Египет.

Даты находок: 1880–1890 гг.

Геологический слой: Древний Египет (около 3000 лет).

Источник: Записи Египетского музея в Каире.


Необычные металлические шестерни в угле. Вырезка из газеты Санкт-Петербургские ведомости, январь 1876 года.


Место находки: Россия.

Дата находки: XIX век.

Геологический слой: Каменноугольный период (около 300 млн лет).

Источник: Вырезка из газеты Санкт-Петербургские ведомости, 1876 год.

Лестрейд дочитал список до конца. Голова шла кругом. Профессор Вэнбрук был не просто учёным. Он был собирателем свидетельств, противоречащих общепринятой парадигме.

Чтобы окончательно прийти в себя, Лестрейд решил заняться медицинским актом Харрингтона.

Акт медицинского освидетельствования

Дата составления: 25 февраля 1901 года. Составитель: Морис Харрингтон, младший профессор анатомии, Кембриджский университет.

Заключение: Я, нижеподписавшийся… удостоверяю факт естественной кончины…

Обстоятельства смерти: Труп профессора Вэнбрука был обнаружен… в воскресенье 24 февраля 1901 года. Следов насильственной смерти не обнаружено.

Причина смерти: …внезапная остановка сердца: кардиальная дисфункция на фоне нервного перенапряжения…

Дополнительные сведения: …Смерть наступила вероятно между 23:00 субботы и 00:00 воскресенья».

Лестрейд положил акт на стол и положил сверху конверт с открыткой. На сегодня было более чем достаточно. Инспектор потушил свет и лёг в постель. Сон долго не шёл.

А когда пришёл, Лестрейду приснилась пустыня. Безвременье – не утро и не ночь. Серое, безразличное небо без солнца висело над бесконечными барханами песка такого же уныло-пепельного цвета. Поодаль виднелась пирамида, выложенная из гладкого и абсолютно чёрного, отражавшего свет камня. Она выглядела геометрически совершенной. Её линии были идеально выверены, но блестящая поверхность не отражала, а словно впитывала сочившийся с неба тусклый свет.

Метрах в пяти от Лестрейда сидел скелет. Именно сидел, скрестив берцовые кости, в позе созерцания. Это не было погребение, открывшееся постороннему взгляду случайно – под воздействием времени и ветра. Невесть что сидело и поджидало именно его. Оно повернуло к Лестрейду монолитный череп, и инспектор услышал слова:

– Они были до нас и останутся после.

– Кто был? Археологи? – переспросил Лестрейд. И тут же понял, что сказал глупость. От того и проснулся. Пробуждение было внезапным и резким, будто его с силой вытолкнули из чужого сна.

Среда, 27 февраля 1901 года. 08:07. Кембридж. Гостиница «The University

Arms Hotel», Реджент-стрит

До утра Лестрейд не заснул. Он сидел в кресле у камина, курил и бездумно глядел, как обугленные поленья постепенно превращаются в серый пепел.

В дверь постучали – уверенно, без тени колебаний. Не дожидаясь приглашения, в номер вошёл высокий мужчина в шляпе и длинном пальто, военная выправка сквозила в каждом его движении. Он прошёл к столу, положил на столешницу кейс и, открыв дисковый кодовый замок, откинул вверх обтянутую кожей жёсткую крышку.

Лестрейд приблизился и увидел внутри конверт с надписью Confidential. Также молча он достал из внутреннего кармана служебное удостоверение и раскрыл его так, чтобы курьер мог прочесть.

Прочитав, мужчина кивнул и выложил его на стол вместе с квитанцией. Инспектор размашисто расписался. Мужчина положил ведомость обратно, опустил крышку и закрыл замок. Развернулся и вышел, аккуратно прикрыв за собой дверь. Вся процедура приёма-передачи почты заняла не более тридцати секунд.

Лестрейд сломал большую сургучную печать с гербом и надписью: «War Office. Directorate of Military Intelligence». Внутри лежал один лист машинописного текста, с грифом: «Only for eyes cleared by Command Section. Level 3 – Academic Liaison» («Только для лиц, имеющих допуск Командного отдела. Уровень 3 – Академическое взаимодействие»).

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2