Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

Представьте себе жестокого правителя, который находится на месте Бога, и у которого есть пять его созданий, рабов, слуг. И этот тиран сажает одного раба в тюрьму, другого отправляет в прекрасный сад, третьего помещает в роскошный дворец, четвертого отсылает в уборную, а пятому кладет на грудь могучие Гималаи и постоянно удерживает их там. Что бы вы подумали о таком хозяине? Жестокий, несправедливый хозяин! Если Бог отличается от своих созданий и делает один народ очень счастливым, а другой – очень несчастным, одного человека – очень богатым, а другого – очень бедным, какое мнение сложится у вас о нем? Жестокий, жестокий, несправедливый, несправедливый! Это вопрос, на который должны ответить те, кто верят, что Бог отличается от человечества. Веданта не верит, что Бог где-то далеко; нужно только закрыть глаза и увидеть Его внутри.

А теперь представим себе хозяина, который проводит время то в саду, то в особняке, то в мрачной темнице, то в туалетной комнате, сам ходит на кухню и сам несет тяжелое бремя. Что вы скажете о нем? Разве он несправедлив? Нет, нет. Он был бы несправедлив, если бы люди, которых он держал в темнице, в саду, в особняке или в уборной, отличались от него, но если он сам посещает туалетную комнату и в другие места тоже ходит сам, тогда его нельзя считать несправедливым. Вся вина с него снимается.

Веданта говорит, что это очевидное разнообразие и конфликт будут пятном на лице Бога, если Он будет отличаться людей, страдающих, бедствующих или купающихся в роскоши. Это сам Бог, сам Рама, сам Я – тот, кто богат в одном месте и сидит в темнице в другом; тот, кто сам красив и уродлив; тот, кто в саду и в пустынном дворце. Кого вы будете винить? Даже обвинитель – это тоже Я. В связи с этим следует отметить еще кое-что.

Очень трудно проповедовать веданту в стране, где слово «я» используется для обозначения тела или ума. Люди здесь привыкли говорить «у меня есть душа», подразумевая под «я» тело, ум, интеллект, воплощенную душу или перевоплощенное «я». Никогда, никогда человек, познавший веданту, не будет понимать под словом «я» «тело», «ум» или «перевоплощенное тело». Я точно не это. Если я чем-то и являюсь, то только Богом.

Давайте сравним утверждения «Я – король», «Я – хозяин лошади», «Я – Свами», «Я – американец», «Я – индиец» с утверждением «Я – Бог». Заметьте, как они отличаются по своей сути. В случае с «Я – король» слово «король» служит титулом; в предложении «Я – хозяин лошади» слова «хозяин лошади» подобны одежде, которую мы надеваем на себя. Выражение «Я беден» подразумевает, что бедность – это одно, а я, облаченный в эту робу бедности, – нечто иное. Индуисты же говорят: «Я – Бог». Но обратите внимание, слово «Бог» здесь – это не титул, не атрибут, не одежда, которую вы надеваете, сохраняя под ней все то же маленькое ложное эго. Индуист не это имеет в виду, когда говорит: «Я – Бог». Его утверждение звучит так: «Эта змея – веревка». Человек в темноте принял свернутую на земле веревку за змею, испугался и упал. Кто-то приходит и говорит ему: «Брат, брат, твоя змея – это всего лишь веревка». Что это значит? Это означает, что ты принял веревку за змею. Это утверждение совсем другого рода, чем «я – царь». Здесь ни слово «змея», ни слово «веревка» не являются описанием предмета. Если бы вы сказали: «Эта змея черная», то слово «черная» было бы описанием слова «змея». Но когда вы говорите, что змея – это веревка, веревка не является описанием. Обратите на это внимание, пожалуйста. Возможно, это немного сложно для осознания, но однажды поняв это, вы уже не сможете выдвинуть никаких возражений. Итак, «змея черная» – это один вид утверждения, а «змея – это веревка» – совершенно другой.

Аналогично, когда человек говорит: «Я благочестив», «Я – ангел», – это одно утверждение. А вот когда индуист говорит: «Я – Бог», это уже совсем другое. Когда он говорит: «Я – Бог», это означает, что я не тело, за которое вы меня принимаете, я им не являюсь. Вы принимаете меня за плоть и кровь, кости и мышцы, но это не так. Я не кости, не мышцы, не полтора метра роста, не ум, не интеллект. Я – источник; Я – реальная сила, реальная Вещь в себе, реальный Бог, реальная мощь. Только этим Я и являюсь, ничем иным.

Опять же, люди хотят судить Бога и говорить: «Бог сделал это», как если бы Он был обычным человеком, как они, и его можно было вызвать в суд и призвать к ответу, как любого другого.

Причину всех этих сомнений и возражений можно проиллюстрировать одной историей.

Жил в Индии один торговец маслом, у которого был очень красивый попугай. Как-то раз торговец вышел из лавки и пошел куда-то по своим делам. Его слуга тоже отлучился по какому-то поручению. Пока никого не было, в лавку забежала большая кошка. Увидев кошку, попугай испугался. Он захлопал крыльями и от страха начал беспорядочно прыгать по клетке. От его резких движений клетка сорвалась со стены и упала на кувшин с дорогим маслом. Кувшин разбился, и масло разлилось. Через какое-то время вернулся продавец масла. Он не на шутку рассердился, увидев, что его драгоценное масло пролилось. Он обвинил во всем попугая, посчитав, что именно птица виновата в случившемся и причинила убытки в размере около 50 долларов. Продавец был в ярости и, не в силах сдержать свои эмоции, открыл дверцу клетки и вырвал все перья с головы попугая. Попугай стал лысым, и даже намека на хохолок не осталось на его голове. Две недели попугай не разговаривал с хозяином и не развлекал его. Хозяин очень сожалел о своем поступке. А через две недели в лавку продавца масла зашел покупатель, на голове которого не было ни шляпы, ни волос. Попугай от души рассмеялся: он был очень рад увидеть еще одного товарища. Хозяин спросил попугая, что его так развеселило, отчего он так радуется, и тот ответил: «Слава Богу, я не единственный слуга у продавца масла. Этот человек тоже, должно быть, провинился, иначе как бы он мог потерять волосы на голове и стать лысым, если бы не был слугой продавца масла?»

Точно также рассуждают некоторые люди. Они считают, что все их действия, занятия и обязанности имеют под собой какой-то мотив. Люди действуют, исходя из эгоистических желаний и интересов. Они говорят, что Бог создал мир. Должно быть, Он тоже создал его по причине того или иного желания, умысла или мотива. Но это неверное предположение. Это делает Бога ограниченным. Почему, называя Его Бесконечным, вы пытаетесь низвести Его до уровня обычного человеческого существа? Так не пойдет.

Тот же вопрос – «Почему Бог создал эту разницу?» – задал Раме другой человек на другом языке. «Если я есть все, почему я должен страдать?» Рама просто спрашивает вас: «А разве во сне вы не являетесь всем, что вас окружает?» Являетесь. В ваших снах горы, реки, леса и песчаные пустыни – это ваш собственный труд, ваше собственное произведение, ваше собственное творение, и все же в ваших снах появляется лев и набрасывается на вас, появляется змея и кусает вас, и вас это пугает. Не так ли? И все же вы сами и тот лев, и та змея, и тот тигр.

Вы знаете, что Рама учит тому, что вы – Бог. Как-то ему задали вопрос: «Если я Бог, почему я не знаю всего?» У Рамы на это есть свой вопрос: «Брат, если ты не Бог, тогда что ты такое? Просвети нас». Человек ответил: «Я – это тело». «Хорошо, если ты – это тело, если ты просто ложная личность, позволь нам узнать количество волос на твоей голове. Ведь голова твоя?» «Да», – подтвердил человек. «Если голова твоя, пожалуйста, скажи нам, сколько волос у тебя на голове. Скажи нам, сколько у тебя костей. (Этот человек ничего не знал об анатомии.) Сколько мышц? Ты же принимал пищу сегодня утром? Тогда расскажи нам, где находится пища, которую ты съел на завтрак. В кишечнике? В почках, желудке, легких? Где она?» Он ничего не смог ответить. Тогда Рама говорит: «Ты не можешь сказать, сколько волос на твоей голове, и все же волосы твои. Ты не можешь сказать, сколько у тебя костей и мышц, и все же кости и мышцы твои. Ты не можешь сказать, где находится пища, съеденная сегодня утром, но тело твое. Ты взял его, никто другой его не брал. Точно также независимо от того, сможет интеллект определить количество звезд на небе или нет – все звезды твои. Осведомлен ли он о том, что сейчас происходит в Англии или нет – все равно Англия твоя. Знает ли он, как там дела на планете Меркурий или нет, но Меркурий твой. Из того, что вы не можете рассказать об этих вещах, не следует, что они не ваши. Кто уполномочен рассказывать о них? Рассказывать о них – работа того, что ограничено. Вы можете сказать, что это за картина (указывая на картину на стене), потому что вы знаете, что картина находится здесь. Вы не картина. Субъект и объект различны. Вы можете рассказать о картине, потому что она отличается от вас; слово «вы» употребляется в ложном смысле. Но если вы есть это, если вы есть все, если нет ничего другого, кроме вас, если вы Бесконечны, если нет ничего другого, что может ограничить вас, кто будет рассказывать о вас? На этом рассказы и видение заканчиваются. Это невозможно. Никакие слова не могут туда проникнуть.

Еще один мужчина задал такой вопрос: «К какой конфессии вы принадлежите? Вы индуист, брамин?» Рама ответил: «Нет». «Вы христианин, иудаист? Кто вы? К какой конфессии, религии, вере вы принадлежите?» Если вещь кому-то принадлежит, значит, у нее есть владелец. Если неодушевленный предмет или животное принадлежит кому-то, значит, они являются чьей-то собственностью. О, Рама – не неодушевленная вещь, Рама не похож на собственность, чтобы принадлежать чему-то; он не животное. Почему он должен кому-то принадлежать? Весь мир принадлежит ему. Америка принадлежит Раме, Рама – это ваше собственное «Я». Все вы принадлежите Мне, и Индия тоже принадлежит Мне. Христианство, магометанство, иудаизм, индуизм, веданта – все они принадлежат Мне. Маленькие души могут продать свою свободу, но Вы – никогда.

Люди говорят, что они свободны в этой стране – да, возможно, у них есть политическая свобода, но какое религиозное рабство! Какое социальное рабство в Америке! Рама приносит вам независимость, освобождение, свободу мысли, свободу действия. Религию, которую приносит Рама, некоторые люди называют ведантой, но к ней не применимо никакое имя. Истинная веданта не ограничивается только Ведами – она в ваших сердцах, поэтому Рама хочет, чтобы вы знали, что Рама не только индиец, Он также американец; Рама не только индуист, он также христианин. Не воспринимайте Раму как раба того или иного вероисповедания или догмы. Рама – это ваше собственное «Я», сама независимость.

Какой-то мужчина сказал: «Ну, раз ты Бог, раз ты подобен Христу, значит, раз Христос сотворил это чудо, то, пожалуйста, соверши это чудо для нас, тогда мы поверим в тебя». Рама говорит: «Брат, Христос творил чудеса, а в него не верили; его преследовали и распяли на кресте». Могут ли чудеса заставить вас поверить? Никогда.

Опять же, что такое чудотворство? Что это такое? Даже если бы это тело творило все чудеса в мире, это ни на йоту не добавило бы к моей Божественности. Я не это тело, Я – ваша собственная Самость. А что было бы, если бы это тело творило чудеса? Это тело не творит чудеса, но Я также и оно. Если бы это тело творило чудеса, вы бы сделали из него Бога – и это хуже всего, не стоит так делать. Рама хочет, чтобы вы сделали Богом свою собственную Самость. Не делайте Бога из вашего тела. У Рамы нет желания забрать вашу свободу, творя чудеса и навязывая вам эту конкретную личность. Рама не должен порабощать вас и лишать вашей независимости, как это делали предыдущие пророки.

В доме, в котором когда-то в Индии жило это тело, был мальчик-слуга. Он постоянно проводил время с Рамой. Однажды, прогуливаясь по крыше высокого особняка, он начал кричать: «Я – Бог, Я – Бог, Я – Бог!» Люди из соседних домов стали говорить ему: «Что ты такое несешь? Ты утверждаешь, что ты – Бог? Если ты – Бог, спрыгни с крыши, а мы посмотрим, ушибешься ли ты. Если ты не пострадаешь, мы поверим, что ты – Бог, а если пострадаешь, мы тебя убьем; мы с тебя взыщем! Зачем ты так говоришь? Ты не имеешь права так богохульничать!» Мальчик, полный Божественного безумия, воскликнул: «О, моя Сущность, я готов прыгнуть вниз; я готов прыгнуть в любую пропасть, на которую Ты укажешь; я готов прыгнуть в любой океан, который Ты сочтешь нужным, но, пожалуйста, дай мне знать, где то место, где Меня еще нет, потому что для того, чтобы спрыгнуть вниз, должно быть какое-то место, где Меня еще нет. Я – Бог богов. Пожалуйста, укажи мне место, где Меня еще нет, где Я отсутствую, и я прыгну. Как может прыгнуть тот, кто уже пронизывает собой все? Прыгнуть может только тот, кто ограничен, кто присутствует в одном месте и отсутствует в другом».

Тогда господин, который предлагал ему прыгнуть, сказал: «О, ты тот самый Бог? Ты – тело». Мальчик ответил: «Это тело создано вашим воображением, Я никак не могу быть этим телом. Ваши вопросы и возражения не могут иметь ко Мне отношения; они касаются только вашего воображения». Поэтому как может прыгать и делать подобные вещи тот, кто и так пронизывает все? Нет ни одного местечка, где он бы уже не присутствовал. Так и Я. Если бы Я присутствовал только в этом теле, а не во всем, тогда, конечно, я должен был бы творить мирские чудеса с помощью этого тела, чтобы оправдать свои притязания на Божество. Все тела – Мои; они уже созданы Мной, Мне не нужно ничего создавать, Мне просто нужно вступить во владение ими.

Вот еще такой вопрос задал мужчина: «Как вы относитесь к Ведам? Что вы о них думаете?» Рама говорит: «Мы подходим к Ведам так же, как к химии». «Вы верите в Веды?» Рама говорит: «Я знаю Веды. Я рекомендую их вам». «Следует ли нам относиться к Ведам так же, как к Библии?» Рама говорит: «Вы портите Библию. Не надо подходить к Ведам подобным образом; подходите к ним так, как вы подходите к работам по астрономии или химии». Не надо верить всему слепо и безоговорочно, как это делают некоторые индуисты. Беря в руки книгу по химии, не верьте описанным в ней результатам только потому, что они изложены Лавуазье или Либихом; не полагайтесь исключительно на авторитет: вера, основанная на авторитете, – не вера. Проводите эксперименты сами, убеждайтесь в их результатах сами, подходите к ним истинно научным образом, не жертвуя своей независимостью, сохраняя свою свободу. Только такой подход к их изучению позволит вам проникнуть в дух Вед, в противном случае вы всегда будете упускать суть. Учение Вед не боится никакой критики, вопросов или сомнений. Пусть вся ваша западная наука исследует их, пусть ваш западный свет (вы помните, что свет всегда приходит с Востока, но предположим, что это западный свет) явит свои потрясающие лучи и омоет своим потоком волшебное лицо Шрути[2] – он не найдет на нем ни единого темного пятнышка, ни самой малой незаметной родинки. Веды не конфликтуют с наукой; ваши современные открытия и изобретения просто омывают стопы королевы Шрути. Они все больше и больше служат делу веданты.

Все, кто изучал Веды непредвзято, отдавали им должное. Шопенгауэр, философ, совершенно не склонный хвалить какие-либо другие учения, кроме своего собственного, поливавший грязью всех подряд, говорит о Ведах так: «В целом мире нет изучения столь благотворного и столь возвышающего, как изучение Упанишад (Вед). Это было утешением моей жизни; это будет утешением моей смерти».

Макс Мюллер, комментируя высказывание Шопенгауэра, говорит: «Если слова такого независимого философа требуют какого-либо подтверждения, то я готов смиренно поддержать этот опыт Шопенгауэра, учитывая, что я всю жизнь изучал все религии мира и все философские системы Европы».

«Если философии уготовано быть подготовкой к счастливой смерти, то я не знаю лучшей подготовки, чем философия веданты» (т. е. философия Вед).

Один человек поднял очень важную и интересную тему для обсуждения. Он сказал: «Послушайте, ваша веданта ограничена только узкими рамками Индии». Он утверждал, что христианство распространилось по всему миру, в то время как веданта ограничена лишь территорией Индии и является религией исключительно образованных классов, но не масс. Рама говорит, что было бы просто замечательно, если бы христианство действительно преобладало в Европе, если бы оно действительно правило народами. Рама был бы очень рад этому, но в Европе или Америке распространена не христианская вера, а церковность. Это церковность, не христианство.

И опять же, если вы думаете, что настоящее христианство распространено в массах и это большой аргумент в его пользу, то, братья, не заблуждайтесь. Религия сатаны имеет больше приверженцев, чем христианство. Порок, злонамерение, вражда, ненависть, страсть, чувственность – это религия сатаны, и она более распространена, чем христианство.

В здании парламента в Лондоне освистали человека, который был великим оратором. Знаете, что он потом сказал этим людям? Он сказал: «А что, если большинство на вашей стороне?» Затем он обратился к противоположной партии: «Мнения нужно взвешивать, а не считать». Большинство не является доказательством истины.

Когда-то Галилей поддержал учение Коперника, сказав, что вращается не Солнце, а Земля. Он был в абсолютном меньшинстве, фактически он был один. Весь мир был против него, подавляющее большинство было против него. Но что является истиной сейчас? Правда на стороне меньшинства или большинства? Большинство и меньшинство ничего не значат. Было время, когда большинство исповедовало католицизм – пришло время, и большинство оказалось на другой стороне. Когда-то христианство было представлено всего одиннадцатью учениками – наступило время, когда на сторону христианства или церковности встало большинство. Большинство и меньшинство – это ничто. Мы стоим на скале, мы стоим на истине, и истина должна стать известной.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Wood – в переводе с английского «лес»; axe – в переводе с английского «топор». – Прим. перев.

2

Та часть индуистских писаний, которая, как считается, была явлена Богом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3