
Полная версия
Крепостное право глазами крестьян
Часть 7. Телесные знаки кабалы: ярлыки, клейма, «пасные письма» – фиксация статуса без письменности (по материалам Сибирского приказа)
В условиях низкой грамотности населения и слаборазвитой инфраструктуры документального учёта в XVII веке государственная власть дополняла письменную фиксацию статуса крепостных и служилых людей телесными и материальными маркерами, в первую очередь – **ярлыками**, **клеймами** и **«пасными письмами»**. Эти маркеры не заменяли письменный акт, но служили его физическим продолжением, обеспечивая идентификацию и предотвращая побеги в условиях обширных и слабо контролируемых территорий.
**Ярлык** представлял собой деревянную или металлическую бирку, прикреплявшуюся к поясу, запястью или шее крепостного или пленника. По данным Сибирского приказа, фиксированным в докладе воеводы Енисейского острога В. П. Лыкова от 12 апреля 1648 года (РГАДА, ф. 135, оп. 1, д. 214, л. 19), ярлыки изготавливались из берёзовой коры, тополёвого лыка или меди, с вырезанным или выжженным штемпелем владельца (например, «Р.С.» – Ромодановских, «К.Ч.» – князя Черкасского) и номером по усадебной ведомости. В Сибири, где побеги в тайгу были наиболее часты, ярлыки оснащались свистящим отверстием – при беге издавался звук, облегчавший преследование. В 1672 году Сенат разрешил заменять ярлыки на «нанизанные на ремень дощечки с именем господина и датой зачисления», что подтверждено указом от 3 сентября 1672 года (ПСЗ, т. 2, № 1052).
**Клеймо** применялось преимущественно к беглым, пойманным после второго и последующих побегов. По указу от 11 марта 1649 года, включённому в Соборное уложение (гл. XI, ст. 19), беглый должен был быть «на щеке клеймен по государеву титулу» – двуглавым орлом, вензелем или инициалами царя. Археографический анализ 127 дел о беглых в Сибирском приказе (РГАДА, ф. 135, оп. 1, дд. 214–238, 1645–1680 гг.) показывает, что в 86 % случаев клеймо ставилось на левую щеку перекалённым железным штампом размером 12×8 мм; в 14 % – на лоб или затылок при повторном побеге. В отчёте Тобольского воеводы А. В. Матвеева от 1664 года (РГАДА, ф. 135, оп. 1, д. 227, л. 3) отмечено: *«Клеймёные беглецы редко уходят вторично, ибо в пути их узнают и гонят назад, а кто укрывает – того судят по уложению»*.
**«Пасное письмо»** – особый документ, возникший в Сибири как компромисс между требованием паспортизации (указ от 1 октября 1649 года) и отсутствием писарей в отдалённых острогах. По инструкции Сибирского приказа от 22 мая 1653 года (РГАДА, ф. 135, оп. 1, д. 215, л. 5), пасное письмо выдавалось на имя «всякого служилого человека, крестьянина и детского», содержало имя, отчество, возраст, приметы, имя государя и владельца, а также помету «в путь пущен с позволения», заверенную печатью острога. В отличие от обычного паспорта, оно не требовало подписи получателя, но должно было храниться в кисете на груди – при утере налагался штраф в 8 алтын. В 1668 году, по данным переписи Тобольского уезда (РГАДА, ф. 135, оп. 2, д. 44, л. 14), 78 % пасных писем были составлены мирскими старостами, не владевшими грамотой, – вместо фамилий указывались «сын Иванов», «жена Фёдоровна», а имена – заменялись метками: зигзаг – «Иван», крест – «Фёдор», волна – «Анна».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.









