bannerbanner
Этюды о древности
Этюды о древности

Полная версия

Этюды о древности

Язык: Русский
Год издания: 2025
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Олег Ильин

Этюды о древности

Вечный скиталец


Он, не жалея ног, идёт, бежит…

Скитается и странствует по Свету

С сумой на посохе, Агасфер Вечный Жид,

Кому я посвящаю повесть эту.

Когда Сын Божий нёс свой тяжкий крест

Последними шагами на Голгофу,

Затмила разум иудея честь,

Что сотворила в жизни катастрофу!

Христос, уставший, на исходе сил,

Остановился у его порога,

На что Он позволения спросил,

А тот в ответ: «Иди своей дорогой!»

И с той поры Агасфер много лет,

За тяжкий грех надеясь на прощенье,

С одной мечтой покинуть этот Свет,

Всё ждёт с мольбой Христово возвращенье!

«Вечный жид»


24 марта 33 года нашей эры. Иерусалим. В этот скорбный для всех христиан день закончилась земная жизнь нашего Мессии – Иисуса Христа. Под бранные возгласы толпы, идущей за Ним, Он нёс Свой крест на Голгофу, где был распят во имя любви к ближним Своим. С этого момента начинается наш рассказ, главный герой которого – ремесленник Агасфер, высокий, худощавый и чрезмерно сутулый иудей. Его длинные, чёрные, как смоль, растрёпанные волосы напоминали орлиное гнездо. А тонкая шея, смуглое вытянутое лицо вкупе с острым крючковатым носом и крупными, широко расставленными глазами делали Агасфера похожим на хищную птицу. Из-за такой своеобразной внешности трудно на первый взгляд определить его возраст: он либо еще молод, но преждевременно состарился, либо, несмотря на зрелость, хорошо сохранился. Почившие родители, знатные фарисеи, уходя в мир иной, оставили ему в наследство уютный дом с большим садом. Будучи искусным ювелиром, днём Агасфер трудился в своей мастерской, а по вечерам, сидя на крыльце, читал Священное Писание. Как и все фарисеи, он верил (а может, только делал вид, что верил) в бессмертие души и воскресение тела.

Когда процессия приближалась к его дому, крест, непосильную ношу, под которой Иисус, обессиленный, трижды падал, передали Симону Киринеянину. Тем временем Агасфер, охваченный любопытством, сидел в саду под смоковницей, ожидая этой судьбоносной встречи. Его снедало жгучее желание увидеть Царя Иудейского.

Встретившись взглядом с ремесленником, Иисус, тяжело дыша, обратился к нему:

– Позволь Мне, добрый человек, прислониться к твоему дому, дух перевести.

Боясь, как бы его не закидали камнями, Агасфер надменно ответил:

– Иди, куда идёшь! На обратном пути отдохнёшь.

– Ну что ж, – сказал Иисус Христос, когда сотник Лонгин подтолкнул Его копьём в спину, – Я пойду. Но и тебе придётся ходить до Моего возвращения.

– Иди, чего стоишь? – закричал на Него разозлённый иудей.

Ничего не ответив, Иисус пошёл навстречу Своей участи. На этой невесёлой ноте закончился их короткий разговор.

Ночью Агасфер погрузился в глубокий сон, в котором Некто, ему знакомый, говорил:

– Не останется здесь камня на камне; всё превратится в прах!

– И ты это увидишь! – продолжал уже незнакомый ему голос.

– Придут такие трудные времена, каких ещё не было с момента Сотворения. Будут разные беды: голод, мор, землетрясения, войны… Умножатся беззакония, у людей исчезнет любовь друг к другу…

– И всё это будет пройдено за твою долгую жизнь!

– Истинно говорю: настанет время, когда все, находящиеся в гробах, услышат голос Сына Божиего и выйдут из могил.

– И только тогда ты получишь прощение! – закончил диалог незнакомый голос.

Проснувшись, Агасфер почувствовал холодный пот. Его трясло, как в лихорадке. Внезапно перед ним возник образ дородного человека с магическим жезлом в правой руке, что заставило испуганного иудея быстро вскочить с кровати и надеть на себя множество защитных амулетов.

– Они тебе не помогут! – с долей сарказма произнёс незнакомец, – ибо я, добрый гений Иосиф, посланный свыше, хочу сообщить, что за вчерашний проступок ты будешь обречён на вечные поиски Того, Кто скоро станет восседать на Небесном троне! На твоих глазах произойдёт падение Иерусалима, его многократные завоевания, отстоящие друг от друга на века, даже тысячелетия… Ты станешь очевидцем всех земных катастроф, порождаемых человеческими пороками!

– Послушай… – что-то хотел спросить у него Агасфер, но было уже поздно, ибо незнакомец исчез так же внезапно, как и появился.

На следующий день перед глазами Агасфера снова появился Иосиф, уже в более ярких красках, чем прежде, что позволило разглядеть в нём невысокого человека средних лет, одетого в чёрный с золотыми пуговицами кафтан. Его круглое лицо с маленькими чёрными глазками обрамлял пушистый каштановый парик. На каждом пальце незнакомца сверкали двадцатикаратовые бриллиантовые перстни, а широкую грудь украшал огромный медальон, стоящий, по мнению золотых дел мастера Агасфера, целое состояние.

– Тот, перед кем ты виноват, воскрес, – лаконично произнёс Иосиф, – найди Его и покайся! У тебя есть ровно сорок дней. Если за это время ты не получишь прощения, то твоя жизнь превратится в вечные скитания, на которые ты себя обрёк, совершив тяжкий грех против Бога!

Сказав это, незнакомец, как и в прошлый раз, словно по мановению волшебной палочки, исчез в небытие.

Но тщетными оказались бы усилия Агасфера обрести прощение, ибо воскресший Иисус являлся только Своим ученикам, наставляя их на верный путь и укрепляя в них веру.

После вознесения Его в Царствие Божие на землю Израилеву обрушилась многовековая череда кровавых драм, повлёкших за собой массовые уничтожения еврейского народа.

В 70 году сбылось Христово пророчество. В ходе Первой Иудейской войны римляне, под началом будущего императора Тита, захватили Иерусалим, контролируемый иудейскими повстанцами. После длительной осады город был полностью разрушен. Большая часть населения погибла, остальных продали в рабство. Казалось, само Провидение своей всемогущей дланью карает иудеев за муки, причинённые Иисусу Христу!

– А ведь Он верно говорил! – стоя на коленях перед руинами Второго храма, трубным голосом прокричал Агасфер, – не осталось здесь камня на камне!

Иерусалим пал, а вместе с ним и родительский дом, и мастерская, и сад… Всё, что было нажито, обернулось прахом!

Пытаясь себя утешить, иудей вспомнил слова Сенеки, римского мыслителя, чьи убеждения были основаны на фатализме: «Переноси достойно то, что изменить не можешь!»

Знаменитый философ-стоик и государственный деятель по приказу императора Нерона, своего воспитанника, покончил жизнь самоубийством.

– Великий гений с достоинством встретил смерть, считая неизбежное благом! – самому себе сказал ремесленник. – Поплыву и я по течению судьбы! Ибо желающего она ведёт, нежелающего – тащит.

Так, из века в век, в ожидании Судного дня странствует Агасфер по земле. А за ним, как когда-то за Моисеем, тянется вереница гонимого, но Богом избранного народа. После заката Римской империи Иерусалим неоднократно переходил из рук в руки. Им владели византийцы, арабы, крестоносцы, мамлюки, османы – и это не последние завоевания Священного города!

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу