bannerbanner
Чужая земля
Чужая земля

Полная версия

Чужая земля

Язык: Русский
Год издания: 2025
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Валентина Духанина

Чужая земля

– Доченька, – уговаривала Зинаиду мать, – не выходи ты за Ивана замуж. Уж больно не нравится он мне. Да и семью их все село презирает. Ты еще маленькой была, когда отца его – бандита с петли сняли. На кривой осине повесился. Испугался суда людского, когда разоблачили в предательстве Родины.

– Зачем ты вспоминаешь это, мама? – прервала ее Наталья. – Сын за отца не в ответе.

– Но яблоко от яблони недалеко падает.

Наталья настаивала на своем:

– Все-таки Иван хороший. Прости меня, но я буду его женой. Он меня любит. Подарки дорогие дарит. Обещал свадебный наряд купить. Он за меня – в огонь и в воду. Таких парней, как Иван, по селу не найдется. Добрый он.

– Какой уж добрый, если щенят топил в реке на глазах у ребяти¬шек. Такой же, как отец. Тот тоже безжалостно расправлялся с животными. Потом, во времена репрессий – с людьми.

…Венчались молодые в церкви. Жених и невеста держали в руках свечи, слушая напутствия священника. Мать кончиком платка украдкой смахивала набегавшие слезинки, стараясь смотреть на красиво убранные иконы. Искоса она заметила, как у Ивана погасла свеча, ему зажгли и подали другую.

… Первым умрет, подумала суеверная женщина и перекрестилась.

Когда церемония закончилась, Зинаида подошла к матери, поцеловала и, показав указательный палец, тихо произнесла:

– Смотри, мама, какой красивый перстень подарил мне Иван.

Мать узнала это украшение. Вспомнила, как соседка, мать теперешнего зятя, говорила: «Твой-то тебе ничего не прислал с фронта, хоть и дети с голоду пухнут, а мой – заботливый: и продукты шлет, и с другом перстень передал».

Ульяна Митрофановна промолчала, отвела взгляд от руки дочери и, отвернувшись, поторопилась выйти из храма. Дома ее ждал уже несколько лет прикованный к постели муж. Подойдя к нему, она обняла его голову и разрыдалась.

– Да полно тебе, – уговаривал жену Дмитрий Иванович. – Ты же не пророк в конце – то концов. Может, Иван будет хорошим мужем. Прошу тебя: не обижай больше Зинаиду, Прими к сердцу ее половину.

– Нет, никогда! Их породу все село ненавидит и я – тоже. Ну, а молчать буду, – согласилась она.

Зинаида с Иваном жили в подслеповатом, крытом соломой домике, хозяйкой которого была свекровь. Александра Федоровна люби¬ла молодую сноху и не только потому, что она была тихой и спокойной, но и потому, что в руках у нее все кипело. Когда вязала пуховый платок, казалось, что все делают механические руки. А пряла пряжу тоньше и ровнее всех на селе.

Наблюдая за молодоженами, Ульяна Ивановна замечала, что зять очень скоро охладел к ее дочери, нередко покрикивал, поругивал за нерасторопность с кормлением ребенка. А, увидев однажды, как его мать с подойником сидит под коровой, и вовсе вскипел: «Ты чего же это спишь, а матушка коров доит? Не думал, что моя жена будет прятаться за старухиной спиной. Коль так, лучше б в девках сидела».

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу