
Полная версия
Ощущения как непреодолимая граница между живым и неодушевленным

Юрий Низовцев
Ощущения как непреодолимая граница между живым и неодушевленным
Ощущения как непреодолимая граница между живым и неодушевленным
Главенствующее положение ощущений для всего живого определяется тем, что без них всё тут же омертвляется.
Кроме того, ощущения есть единственное основание для человеческого ума, на что в свое время первым обратил внимание Гоббс: «… нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично, в органах ощущения. Всё остальное есть производное от него» [1, с. 50-83].
Практическое подтверждение первостепенности не разума, а ощущений для всего живого предоставил искусственный интеллект, который, вроде бы, мыслит, но не чувствует, и поэтому, несмотря на полное сходство с человеком по методике получения, обработки, хранения и передачи информации с извлечением соответствующих выводов из этого процесса, то есть по разумности, оказывается всего лишь эффективным предметом для его использования, тем более что все действия искусственного интеллекта инициируются программами, заложенными в него человеком.
Таким образом, отсутствие ощущений, то есть способности чувствовать приятное или отвратительное в запахе, вкусе, прикосновениях, звуках, изображениях, есть главный и явный признак безжизненности даже того, что способно имитировать жизнь так удивительно похоже, как это делает искусственный интеллект.
Однако мнение о том, что ощущения непосредственно воздействуют на мышление и, стало быть, принятие кардинальных решений, столь же ошибочно, как и соображение о первостепенном значении разума для развития живого. У каждого из этих атрибутов живого имеется свой место: ощущения есть основа и первостепенный признак всего живого, а мышление представляет собой более или менее эффективные способы удержания живого в окружающей среде, но только для того, чтобы испытывать ощущения в окружающей среде.
Всё остальное есть не более чем следствие этих процессов.
Тем не менее, довольно неожиданно среди бесчисленных адаптивных созданий появился человек, который оказался способным испытывать удовольствие не только от вкусной еды, власти над ближними или процесса размножения, но и от подчинения себе среды, которая его окружает, разгадывая ее тайны, усовершенствуя орудия труда и создавая шедевры зодчества.
Именно с появлением подобного креативного существа, начиная с Декарта, провозгласившего ««Мыслю, следовательно, существую» [2], и до нынешнего времени, ощущения считаются несравненно менее важным для человека по сравнению с разумом, который, как полагают многие ученые, может развиваться в человеке бесконечно, забывая о конечности всех предметов и явлений известного нам бытия.
Таким образом, понятно, что ощущения дают пищу и удовлетворение от жизни, разум контролирует жизнеустремления. Но что же побуждает прежде всего живые существа к действию, которое безотчетно приводит их в итоге к развитию?
Надо полагать, что этим основополагающим стимулом к совершенствованию в итоге не может не быть неудовлетворенность тем, что есть в надежде на то, что можно отыскать лучшее – более безопасное, сытное, теплое, ласковое, то есть более приемлемое или приятное по собственным ощущениям.
К тому же, чтобы удержаться в информационном потоке, создающем для живого существа ощущение присутствия через его органы чувств в текущей реальности, которая непрерывно меняется, каждому живому существу приходится бороться с аналогичными существами за место и пищу.
Любая остановка или промедление в этой борьбе за жизнь (ощущения) в меняющемся окружении означает смерть, что означает исчезновение ощущений, чего ни одно существо лишаться не желает.
Поэтому каждое живое существо вынуждено во избежание застоя, а значит, гибели, пополнять собственную базу данных новой информацией, не удовлетворяясь той, которую имеет.
Отсюда понятно, что базовое свойство активности любого живого существа состоит в неудовлетворенности его сознания и собой, и окружением, трансформирующееся в стремление к лучшей позиции или хотя бы к удержанию имеющегося.
Иначе говоря, без неудовлетворенности невозможно не только развитие и потребление тем самым более приятных и более разнообразных ощущений, но и обычное выживание.
***
Сознание в каждом живом существе реализует себя через органы чувств и центры обработки сведений (интеллект), поставляемых имеющимися органами чувств, а также оно реализует себя посредством программы на белковом носителе в каждой клетке организма (геном), отчасти проявляющей формообразующие способности существа на основе органов чувств и имеющегося интеллекта.
Таким образом, потребление информационных потоков ограничено прежде всего имеющимися органами чувств и их возможностями.
Однако стремление к изменению собственного положения к лучшему, то есть, помимо просто выживания, – к более приятным ощущениям, в частности, и через размножение, а не только благодаря увеличению комфорта и улучшения питания, безгранично, и проявляется всегда, а естественной помехой этому стремлению является конкуренция прочих организмов с аналогичными стремлениями.
В результате, образуется достаточно устойчивая среда живых существ с разнообразными нишами, составляющими определенную иерархию, которая, правда, непрерывно обновляется, но структурно сохраняется.
Тем самым, неизбывное стремление каждого существа в своей активности к лучшему положению в собственной конкурентной нише существования можно определить термином «неудовлетворенность», внешнее выражение которой довольно многогранно, поскольку активность живого существа не может удовлетвориться только выживанием и размножением – оно всегда стремится к большей сытости и разнообразию питания, более приятным внешним условиям (теплее, безопаснее, организованнее).
Улучшить условия своего существования живое существо может и поиском перспективы для более выгодного, а значит, приятного существования в более или менее отдаленном будущем.
Поэтому неудовлетворенность может попытаться реализовать себя через центр обработки информации (мозг у млекопитающих), который у достаточно развитых животных способен к формированию виртуальных образов определенных объектов, их перебору и извлечению на основе уже прошедших и отложившихся в памяти событий, благодаря чему эти животные, например, оказываются способными предвидеть опасность и могут уклониться от нее.
В частности, дикий скот собирается в стадо, сводя угрозу нападения хищников к минимуму, самки птиц в определенное время начинают строить гнезда, люди готовятся к наступлению холодов, прикидывая собственные возможности для сохранения тепла в жилищах и т. п.
В этом представлении более или менее отдаленного будущего неудовлетворенность каждого достаточно развитого существа уже способна посредством интеллекта собственного носителя материализовывать информацию ментально-образно для воображаемого выхода из настоящего в будущее, используя для этого резервы собственной памяти, вследствие чего его шансы избежать застоя или гибели значительно повышаются.
Таким образом, основную роль в информационном контуре представления будущего у достаточно развитых существ может играть воображение, которое проявляется не как «плотная» реальность (бытие), а как «тонкая» материя – виртуальная реальность – в ряде образов, которые основаны на знании протекших событиях прошлого.
Правда, создание образов будущего у животных настроено в соответствии с программой собственного генома только на адаптивность в отношении окружающей среды.
Однако, данные, поступающие через органы чувств, превращающиеся после их обработки в соответствующих центрах организма в информацию (понятные сведения), могут быть недостаточными или неточными для понимания ситуации, либо живое существо оценивает их превратно, тем более что каждое живое существо, исключая человека, может использовать только свой генетический и личный опыт, собственную память и оно не способно более-менее точно прогнозировать и корректировать свои действия, поскольку не ставит себе целей развития и усовершенствования, а довольствуется только приспособлением к среде.
Поэтому все эти существа вынуждены действовать по методу проб и ошибок, где основную роль играет случайность. Именно этим вызвано столь медленное эволюционное развитие живых существ по сравнению с ускоренным движением человеческой популяции в сторону технического и культурного прогресса.
То есть неудовлетворенность существ мира природы всегда наталкивается на в своем стремлении к более приятному на ошибки, но преодолевает их в поколениях не только за счет стремления к наиболее комфортному устроению в своей нише обитания, не только за счет накопления генетического и личного опыта, но и благодаря проявления своей способности всё время обращаться к новому в форме любопытства, поддерживая это стремление своей настойчивостью в соответствии с сопротивлением окружающей среды.
Само выживание всякого организма зависит от качества получаемой информации в меняющемся окружении.
Поэтому удовлетворение нынешним, приводящее практически к нежеланию искать и потреблять новую информацию, ведет в итоге к вытеснению этого организма из занятой им ниши, деградации, и в итоге – к гибели.
Но каждый организм хочет выжить, раз уж он появился и стал получать ощущения, а не пустоту ничтожества. Значит, он не должен удовлетворяться тем, что есть, а стремиться к чему-то иному, что может способствовать не только удержанию его в существовании, но и сможет способствовать улучшению его существования, сделав жизнь более сытной, комфортной и безопасной, что ассоциируется с приятным.
Таким образом, каждый организм должен быть неизбежно активным в отношении получения дополнительной и, желательно, новой информации о происходящих изменениях, если он стремится к выживанию, а любая активность характерна неудовлетворенностью потому, что постоянная удовлетворенность лишает существо самостоятельного стремления к изменению как своей позиции, так и к собственному изменению, то есть существо превращается в пассивное, равнодушное, что равноценно смерти, поскольку в сообществе живых существ потеря стремления к изменению в соответствии с меняющейся средой, то есть утрата своевременного приспособления к среде, означает неминуемую гибель.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.











