bannerbanner
Памятка воину-христианину
Памятка воину-христианину

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Иеромонах Прокопий (Пащенко)

Памятка воину-христианину

Страх

Страх нормален для человека. Те, у кого был отключен страх [медитации, наркотики, боевая «химия»], погибали первыми. Но страх не должен обладать воином, а воин должен возвыситься над страхом. Если человек боится греха, разлучающего с Богом, он ничего другого не боится.

Поддержка товарища

Святитель Николай Сербский рассказывал, как над одним боязливым солдатом смеялись. Один из товарищей хотел ободрить солдата и сказал ему: «Не бойся, брат: Господь еще ближе». И это так укрепило раньше робкого солдата, что он вернулся с войны награжденный орденами за храбрость. Так преобразило его благое слово.

Страх смерти

Страх смерти воин-христианин побеждает не презрением к смерти и жизни, как это происходит у самураев. Воин-христианин побеждает страх смерти через понимание, что, положив душу за друзей своих, он исполняет заповедь Христову. А потому он имеет надежду, что мертвые воскреснут, и Христос примет его в Свое Царство.

Вера воина

Адмирал Федор Ушаков, причисленный к лику святых, говорил, что победа – от Бога. Он не проиграл ни одного сражения, не потерял ни одного корабля, ни один из его матросов не сдался в плен.

Генералиссимус Суворов не начинал боя, пока не закончится богослужение. Молись по силам и ты – перед боем и после. Во время боя – короткой Иисусовой молитвой или «Господи, помилуй». Помни, что Господь рядом. Память Божия заменяет молитву, ее можно иметь во время любого труда. Господь Иисус Христос – не выдумка философов, Он реален, и ты это сам поймешь, если будешь в тяжелые минуты призывать Его, Его Пречистую Матерь, святых.

Один полковник рассказывал, что вновь прибывшие контрактники, ни разу не бывашие под артогнем, впали в ступор во время обстрела. Из этого состояния не вывести, даже если человека бить, он все равно будет лежать столбиком. Единственное, что помогает, – это, как мама, погладить его по щеке и сказать ласково: «Ну, что ты! Вставай». Но на этот раз времени не было, минометы вот-вот окончательно нащупают подразделение и накроют огнем. Тогда полковник встал в рост под обстрелом и, подняв руки вверх, стал молиться, чтобы Господь помог ему поднять парней. И они стали подниматься.

Выучи на память 90-й псалом «Живый в помощи» и читай его про себя (например, трижды в день). Долгое время царь Давид скрывался в горах от искавших его убийц. Находясь на грани между жизнью и смертью, он искал помощи от Бога. И Бог помогал ему не впасть в отчаяние, давал мир его душе. Впоследствии, возглавив свой народ, царь Давид во время освободительной войны использовал богатейший опыт, накопленный во время скитаний[1].

Царь Давид в псалмах под видом описания борьбы с врагами видимыми, дает описание борьбы с врагами невидимыми (врагами спасения, падшими духами). Если человек вступает с ними в соглашение и нарушает духовные законы, то его гибель – вопрос времени. «Война не терпит бесчестия – человека безнравственного быстро находит пуля», – говорил преподобный Паисий Святогорец, сам прошедший Вторую мировую войну. Можешь посмотреть другие его наставления о войне в серии книг «Слова преподобного Паисия Святогорца», в томе 2-ом «Духовное пробуждение», в разделе «О духовной отваге». Один командир говорил, что в своем подразделении учит бойцов правилам духовной безопасности, соблюдение которых помогает выжить: матом не ругаться, в карты не играть и пр. Он считает, что командир должен собой являть пример, поддерживать дисциплину, способствовать тому, чтобы крепла основа, собирающая воинов в братство.

Духовная опора

Ветеран Афганистана и офицер спецназа Виктор Николаев писал: «Когда мы вспоминаем о нашем Боге, возвращаемся к заветам предков, к традиционным нормам морали и нравственности, отходит от сердца злоба и ненависть, сребролюбие и трусость, и в нем водворяется непобедимый покой воина».

Равновесие

Монахиня Адриана (Малышева), прошедшая Великую Отечественную войну в военной разведке, имела опыт многократного перехода линии фронта (монахиней стала уже в преклонные годы). Она говорила: «К равновесию приходят через сдержанность и спокойствие. Спокойствие может быть проявлено при самом страшном напряжении. Спокойно сердце, чувства, мысли, спокойны тело и все его движения… Антиподом спокойствия являются суетливость и нервные движения. Поддаваясь эмоциям, человек становится рабом крайностей. Все смеются, смеется и он, все плачут, плачет и он, все бегут в страхе, мчится и он, все злобствуют, злится и он. Заражаясь эмоцией, человек теряет самоконтроль. Равновесие – это отказ быть в крайностях. Равновесие не означает равнодушие. Равнодушие – это безразличие. Равновесие же – это спокойное, бесстрастное отношение ко всему, касающемуся малого, личного «я». Равновесие духа – одно из самых труднодостижимых качеств. Его может утвердить лишь тот, кому ничего ни от кого не нужно, кто способен давать, ничего не требуя взамен». Пройдя пятилетнюю войну, монахиня Адриана не стала больным человеком, а после войны вернулась к созидательной деятельности. Воин сражается не для того чтобы умереть, а для того, чтобы жить. Достоинство человеческой личности он может сохранить, если будет следовать заповедям Творца. Важно не только победить на войне, но и после войны – победить войну в себе.

Путь зверя

Став на войне зверем, трудно вернуться к человеческому облику. Войти в состояние зверя помогают падшие духи. Это не выдумка, у многих народов мира существуют обряды соединения с ними с помощью трансовых техник и психоактивных веществ. Тем, кто с ними соединился, падшие духи на время дают звериную ярость и силу, но затем сводят с ума, толкают к самоубийству, к разрушению тела и психики. Если ты попал на эту дорожку – есть покаяние.

Поиск крови

Тот, кто избивает другого с неистовством и убивает со сладострастием, повреждает себя. Те, кто жаждет крови и начинает убивать ради куража, – погибают. Да, тяжело не заразиться ненавистью, провожая в последний путь товарища, но ненависть разрушает. Злоба – ослепляет, ожесточение не дает чутко чувствовать ситуацию. Учись быть свободным от злобы и ненависти, и, если Господь благословит, Его сила будет с тобой. «Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить… будете прогонять врагов ваших, и падут они пред вами от меча; пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму [десять тысяч], и падут враги ваши перед вами от меча» (Лев., гл. 26). Те, кто хранил себя от мата и блуда, оставались живы. «Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3, 14).

Помни

Когда человек нажимает на спусковой крючок, ему нужно объяснить себе, что произошло. Он может пойти тремя путями. Во-первых, он может очерстветь и стать циничным. Вроде бы, он не страдает, но, зачерствев на войне, человеку будет трудно вжиться в гражданскую жизнь по возвращении к ней. Во-вторых, он может погрузиться в придуманную картину мира, в которой противник – нелюдь, а ты имеешь право на все. Но с такой картиной мира боец если и выживет на фронте, то лишится адекватного взгляда на мир. Какими глазами он будет смотреть на своих детей? Есть третий путь: покаяние и молитва за человека, жизнь которого была оборвана твоей рукой. Не сочиняя того, чего нет, не уходя в иллюзии и не черствея, ты признаешь реальность происшедшего, но с Богом преодолеваешь все последствия.

Убийство

Защищая свою землю, воин имеет право взять оружие. Но убийство все равно накладывает на него печать. Убивать – неестественно для человеческой природы, психика начинает разрушаться. Но при этом человек может либо идти наверх, либо идти вниз. Идти наверх – значит преодолевать напряжение в покаянии и молитве. Идти вниз – ожесточаться и перестать осознавать происходящее.

Ненависть

Важно точно знать, почему ты произвел выстрел. Если ты понимал обоснованность своего поступка, у тебя есть возможность сохранить свою психику в цельности. Воин должен помнить, что ненависть делает больным. Ненависть лишает равновесия и самообладания – а это то, что желательно для врага. Тот, кто начинает убивать из-за ненависти, если и вернется домой, вернется больным. Если ты отказываешься от ненависти, это не означает, что ты соглашается с противником. Это означает, что ты не обязан разрушать себя только потому, что противник выбрал путь зверя.

А как же быть, если говорят, что гнев дает силы? По учению духовных авторов, сила гнева дана человеку как сила напряжения, стремления к цели. Эта сила должна помогать человеку бороться со страстями, сопротивляться действию падших духов, преодолевать препятствия. Когда ум затемнен страстями, то эта сила, словно охранная собака, которая впала в бешенство, кидается на всех и на все. Да, человек в этом случае ощущает прилив сил, но это – черный прилив, который в итоге разрушит человека, сделает его больным. В идеале, через следование евангельским принципам, сила гнева исцеляется. Пробивная сила, способность стремиться к цели – все это остается, а ненависть к людям уходит. То есть начальник, если должен сделать выговор подчиненным, делает выговор, но не трясется от гнева. Если он не победит гнев, то, сделав выговор и запустив «черный прилив», он потом «своего пса» кинет и на своих детей. Один боец, с детства изучавший смешанные бои, говорил, что эмоции очень мешают во время боя. Пример на все времена – св. князь Александр Невский – непревзойденный боец и воевода во время войны. Во время мира – мудрый правитель, любимый народом и способный принимать адекватные решения. Другой тип воина – берсерки, впадавшие в ярость. Такой человек после войны может стать отщепенцем, так как неадекватно может реагировать на обычные ситуации (пойдет все громить, схватится, например, за нож и сядет в тюрьму).

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

См. главу «Иерусалим – столица царства Давида» из книги митрополита Вениамина (Пушкаря) «Священная Библейская история. Часть I. Ветхий Завет. Часть II. Новый Завет».

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу