bannerbanner
Психология обиды и вины. Вина как допуск к человечности Том 2 Миронова М.Р. Шишалова К.А.
Психология обиды и вины. Вина как допуск к человечности Том 2 Миронова М.Р. Шишалова К.А.

Полная версия

Психология обиды и вины. Вина как допуск к человечности Том 2 Миронова М.Р. Шишалова К.А.

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
9 из 9

Диалог «Купание черного телефона». Часть 2

Психолог: Что-то мне это напоминает…

Клиентка (недовольно): Что напоминает?

Психолог: Помнишь, ты мне недавно рассказывала, как сын в ярости рисунок порвал, который тебе подарил на день рождения?

Клиентка: Это-то тут при чем?

Психолог: А помнишь, как тебе плохо было, обидно, как ты возмущалась, что он твой подарок испортил? Как говорила, что он себя в руках должен держать, потому что уже большой?

Клиентка: Ну помню (задумывается).

Психолог: Помнишь, как требовала, чтобы он извинился? Чтобы новый нарисовал?

Клиентка (расстроенно): Все, хватит, вспомнила. (Молчит.)

Пауза.

Клиентка (неохотно): Ладно, поняла, извинюсь за телефон. Но муж все равно тоже виноват.

В данном случае клиентка смогла взять на себя ответственность за свои действия, только разглядев себя в зеркале похожего поступка сына, который ее очень возмутил и обидел. Процесс существенно облегчил тот факт, что клиентка и ее сын безусловно друг другу свои и готовы признавать свое родство. Своим мы сочувствуем гораздо легче, чем чужим.

ВВЧ: Случалось ли вам осознавать себя виноватым, глядя на вину другого человека? Что это были за ситуации?

3. Отрицание вины как явления

Рассмотрим несколько разновидностей отрицания вины.

• Отрицание вины как явления в «теологическом» и социальном смысле (я лишь инструмент в руках высших сил, лишь исполнитель приказов).

• Отрицание вины с точки зрения определенного взгляда на природу человека – как изначально плохого чувства, которое делает человека уязвимым для манипуляции.

• Отрицание вины как явления с точки зрения собственной я-концепции (я изначально хороший и имею право делать все, что хочу).

• Отрицание вины в виде самооправдания и обвинения других.

Отрицание вины как явления в «теологическом» и социальном смысле

Бессовестные люди были всегда. Иначе бы слова такого не было. Всегда были люди, считающие, что «если нельзя, но очень хочется, то можно». И такие люди почти всегда находили себе оправдание в том, что они лишь служили инструментом, проводником воли высших сил – богов, судьбы, случайности. Кто во что верит, тот тем и оправдывается. А еще больше всегда было людей, которые на все обвинения отвечали: «я – лишь исполнитель», – и не чувствовали вины. Не будем обращаться к чудовищным примерам из истории[19], возьмем случай из нашей теперешней жизни.

Диалог «Хороший работник»

Дознаватель: Сколько звонков вы делали в день?

Подозреваемая: Сколько хотела, столько и делала, у меня день ненормированный. Ну… Может, 50, может, больше, может, меньше.

Дознаватель: Кому вы звонили в основном?

Подозреваемая: А по базе, подряд.

Дознаватель: Сколько людей примерно поддавались на обман и соглашались переводить деньги?

Подозреваемая: Процентов пять, то есть 5–6 человек из 100. Представляете, сколько приходилось работать? И в основном ведь по мелочи – по 500, по 1000 с человека. Ну конечно, если кто-то квартиру продавал, то там, конечно, больше. Представляете, как обидно было, когда мужик уже собрался деньги от продажи квартиры в банкомат класть и тут только заметил, что реквизиты отличаются!

Дознаватель: Не перевел?

Подозреваемая: Не перевел, гад, представляете, как обидно!

Дознаватель: Вам?!

Подозреваемая: Конечно, мне! Я ведь уже всю сумму распланировала.

Дознаватель: А вам не стыдно? Вы же людей обманывали, там же в основном старики.

Подозреваемая: Чего это? Раз есть лохи, значит, им на роду написано быть обманутыми. Не я, так другой обманет. Вон у нас целый колл-центр сидел, не я – так соседка моя заработает. Так уж лучше я! И вообще, не я эту схему придумала, я только малый процент получала. Вот кто придумал, тот пусть и виноватится. А я просто хорошо работу умею делать. И вообще – если старики, то пусть их дети за ними смотрят, а то придумали, я виновата – вот еще!

ВВЧ: Как вам кажется, что способствует попаданию в позицию «хорошего работника»?

Данный персонаж – вовсе не выдумка, это примерное воспроизведение реального разговора из одной телевизионной программы (июнь, 2021 г.). Таких людей мы встречаем довольно часто. Они считают, что не могут быть виноваты, если выполняли чью-то волю, приказ, распоряжение. Когда и если их ловят и наказывают, они очень возмущаются, потому что вполне искренне считают себя невиновными и невинными. Такие люди вполне серьезно лишают себя субъектности, передавая ее начальнику вместе с ответственностью. Деяния таких людей не всегда подвергаются уголовному наказанию, но почти всегда они осуждаются обществом, близкими и дальними людьми. Исследованию мотивации этих людей, их влиянию на других посвящено множество прекрасных произведений искусства, а также научные исследования («Тюремный эксперимент» Ф. Зимбардо). Наше дело – только описать феномен, он встречается очень часто. Более всего у подростков, но нередко и у взрослых людей. Конечно, такие люди в основном разговаривают с дознавателями и следователями, а не с психологами, но случаются они и в практике психологического консультирования. Чаще всего – в семейной работе. Один из распространенных некриминальных примеров такого поведения – это поведение старшего сиблинга по отношению к младшему. Сюда же относится самого разного рода дедовщина. Вернуть такого человека к осознанию и принятию собственной вины чаще всего можно, используя уже упомянутые и описанные смену позиции и механизм резонанса. В момент, когда это происходит, такой человек переживает поистине сильные чувства. Ему бывает очень больно.

Отрицание вины с точки зрения определенного взгляда на природу человека

В наше время поголовной грамотности и интернета «популярная психология» наряду с «популярной медициной и психогигиеной» превратилась в реальную движущую силу общественного мнения. В могучий поток простых советов и рекомендаций, который сметает на своем пути любые данные исследований и робкие голоса здравого смысла. Наука и здравый смысл, к сожалению, почти всегда проигрывают битву с «общепринятым мнением», которое, как правило, представляет собой коктейль из наиболее впечатляющих и простых идей популярной науки. Сложная, неоднозначная идея чаще всего проигрывает простой, понятной, ясной и однозначной. В науке, а тем более в такой неопределенной и одновременно такой нужной людям, как психология, простых идей очень немного. Как известно, свято место пусто не бывает, и дефицит знаний в важной области восполняется догадками и выводами из господствующей идеологии. На сегодняшний день (по крайней мере, в интернете) господствует идеология индивидуализма и ценности личной свободы. Как и любая идеология, оно порождают взгляды на поведение и природу человека – что может быть для нас важнее? Не последнее место в этих взглядах занимает отношение к человеческим чувствам, в частности, к вине и обиде. Про неоднозначное отношение к обиде мы уже писали в первой части, про вину можно сказать то же самое: с одной стороны, вина поддерживается социумом, как переживание, способствующее соблюдению правил членами сообщества, с другой стороны – вина осуждается, как инструмент манипуляции свободным индивидом со стороны общества. Интернетные гуру твердят: надо избавиться от вины, и вы не будете уязвимы, никто не сможет манипулировать вами через вину, вы сможете сами решать, что вам делать. Совет простой, и многие верят.

Диалог «Свободный художник»

Олег: Але, Вань, ну ты где? До начала осталось 40 минут, уже половина гостей собралась, выступающим надо репетировать, аппаратура нужна, а тебя нет.

Иван: Да еду я, скоро буду. Не нервничай.

Олег: Мы ж договаривались за полтора часа до начала встретиться! Это все собрать надо, подключить, проверить.

Иван: Хорош меня грузить! Приеду – сделаю. Ну задержим чутка, никто не помрет.

Олег: Ну конечно! Перед гостями не ты будешь извиняться. Выступающих – не ты уже 40 минут успокаиваешь. У меня и свои обязанности есть.

Иван: Ну что ты нудишь! Это же не работа, я ничем никому не обязан. Корпоратив – дело добровольное.

Олег: Ты же обещал!

Иван: Я своему слову хозяин, хотел дал – хотел взял. Не надо на меня всех собак вешать, нашли, понимаешь ли, виноватого.

Олег: Так а кто виноват-то? Остальные вовремя пришли и сделали, что обещали. Только ты – свободный художник, елки зеленые!

Иван: Конечно, свободный, это вас всех припахали к бесплатному труду. Вы ж, если пообещаете, то будете делать, а то от вины будете мучиться, от стыда. А я никому собой манипулировать не позволю!

ВВЧ: Как вам кажется, есть ли аргументы против такой позиции? И если да, то какие?

Отрицание вины как явления с точки зрения собственной я-концепции

В наше удивительное время огромное количество людей всерьез и постоянно занято поисками себя. Раз есть спрос – найдется и предложение. Поэтому несть числа учителям, тренерам, коучам, просветленным и просветляющим на просторах интернета. Большая их часть занята просто зарабатыванием денег, поэтому продает то, что продается лучше всего – надежду, что можно делать все что хочешь и тебе за это ничего не будет. Зачем учиться, преодолевать себя, бороться с трудностями, трудиться, если можно просто объявить себя венцом творения – безгрешным, невинным, идеальным от рождения. Авторы книги не в курсе, так ли это, зато мы отлично знаем, что происходит с людьми, которые руководствуются данными верованиями в своей жизни.

Диалог «Наследница»

Психолог: Что-то ты в растрепанных чувствах?

Клиентка: Будешь тут растрепанная. С сестрой ругаюсь уже неделю, каждый день по часу на телефоне вишу, а потом еще трубку пару раз бросаю.

Психолог: В чем дело-то?

Клиентка: Да пустяки, наследство не поделили. Нам тетка отдала всякие вещи, которые от бабушки остались: скатерти льняные, посуда старинная, серебряные приборы, подсвечники, швейная машинка Зингер, книги. И сказала, чтоб мы сами делили. Вот зараза же!

Психолог: Поделить не смогли?

Клиентка: А что там делить? Там и так все ясно. У меня квартира со столовой, стол большой, сервант красивый. Мне есть куда посуду поставить и на что скатерть постелить, и народ ко мне ходит серьезный, оценить могут. А сестрица в своей живопырке едва-едва со своими-то расходится, куда ей это все. Зато она шьет, вот пусть машинку с книгами забирает, у нее дочка читать любит. А моему – все бы только на мопеде гонять. Ты представляешь, он опять…

Психолог: Погоди про сына, давай с сестрой и ссорой вашей разберемся.

Клиентка: Что тут разбираться?! По-моему, все справедливо. Не понимаю, что ей не нравится.

Психолог: А что она говорит?

Клиентка: Говорит, что я себе лучшую часть заграбастала. Вот ведь зараза! А куда она это все денет? И зачем мне эта машинка и книги? У нас все с телефона читают. И вообще, от книг только пыль. Я считаю, что я все хорошо решила и справедливо. А если не нравится – то сама дура.

Психолог: Ну не обязательно же дура, если у нее другое мнение, все же наследство, у нее прав не меньше.

Клиентка: Она, хоть и старшая, а все равно дура. Она всем этим распорядиться не сможет. Только и знает, сидит себе строчит, идеи у нее, видишь ли, коллекцию создает. А самим даже кота не завести, ему спать негде будет. Она говорит, что свою часть продать хочет и коллекцию на конкурс сделать. Продаст она! Она непрактичная, ее каждый может обмануть, а у меня все сохранится.

Психолог: Ты могла бы ее часть выкупить, раз тебе так вещи нравятся…

Клиентка: Вот еще!

Психолог: Но ей же, наверное, обидно?

Клиентка: Пообижается и перестанет! Обижаться – дело пустое. Я все равно все уже решила. Так будет для всех лучше. Она потом поймет, что мне это нужнее, и успокоится.

ВВЧ: Как вам кажется, есть ли у психолога шанс вернуть клиентке ответственность за ее решение? Как вам кажется, к каким последствиям может привести ее поведение?

Отрицание вины в виде самооправдания и обвинения других

Описанные выше типы отрицания реальности в общем не предполагают, что вина осознается. Практически все механизмы психологической защиты и собственные усилия героев диалогов направлены на недопущение осознания вины. Это встречается довольно часто, но все же реже, чем самооправдание.

Мы хотели бы сразу обозначить свою позицию по части самооправдания. Самооправдание – это автоматический процесс, противоположный автоматическому переживанию вины при обвинении человека со стороны «своих». Все слышали поговорку «я не я, и лошадь не моя». Она вполне отражает суть этого процесса. Безусловно, самооправдание – это полезный и нужный процесс. Фактически он обеспечивает встроенное критическое отношение к обвинениям. Не будь этого автоматического процесса, мы были бы беспомощной и беззащитной игрушкой в руках любого, кто посчитает, что мы нарушили правила. Интересно, что самооправдание возникает очень рано, фактически сразу за тем, как ребенок начинает говорить про себя «я». Хотя авторам случалось наблюдать самооправдание и у детей, которые все еще говорили про себя в третьем лице, мы все же считаем, что осознание себя субъектом, вина и самооправдание появляются одновременно. Просто этот процесс не всегда идет поступательно, шаг за шагом. Чаще – с возвратами и петляниями, когда переплетаются и путаются несколько потоков и направлений развития.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Например, в интернете нам встретилось предложение тренинга «Окончательное исцеление от вины и стыда». Шло со скидкой – два дня по цене одного.

2

Аппарат искусственной вентиляции легких.

3

Комментарии авторов к этим и некоторым другим диалогам можно найти в приложении на сайте.

4

Время написания этих слов – конец 2020 г.

5

Написано во время пандемии коронавируса 2020 года, когда многие уже носили маску в транспорте и других общественных местах, хотя законодательное требование на ношение маски было введено чуть позже.

6

Исключение составляет «социальная дистанция в 1.5 метра» в период карантина в 2020 году.

7

Ученые считают, что в цивилизации майя прогноз на ближайший год жизни сообщества делали на основании результатов командной игры, чем-то похожей на наш футбол (тлачтли). От ее исхода зависело планирование жизни сообщества, а игроков приносили в жертву божествам.

8

Мы имеем в виду наблюдение мучений не в кино, не в интернете, а в реальности.

9

Матерные ругательства автоматически погружают нас в сексуальный контекст, хотя и выраженный в словах старого языка. Желающие могут попробовать вспомнить несексуальное матерное ругательство.

10

Р.Мэй описывал невинность как отказ от собственной силы.

11

Мы считаем, что человеческие эмоции и переживания можно условно разделить на субъектные и объектные, при этом условно субъектные переживания связаны с активными действиями по изменению собственной жизни (например, вина, стыд, некоторые виды гнева и радость). А условно объектные – горе, страх, обида – с переживанием воздействия на себя со стороны других людей и мира).

12

Никто его не видел, но оно точно есть у каждого.

13

Устоявшееся выражение, англ. – по доверенности.

14

Часто лишь ревность указывает на существование любви (см. Лопе Де Вега «Собака на сене»).

15

Именно об этом писал Высоцкий: «Парус! Порвали парус. Каюсь! Каюсь! Каюсь!»

16

Орфанными называются редкие заболевания, не более 10 человек на 100000 населения. Соответственно, специалистов по орфанным заболеваниям очень мало и знаний про них тоже недостаточно: фактически каждого такого больного лечат по индивидуальной схеме.

17

«Герой семьи» – устойчивый термин, которым в психологии принято обозначать тип личности, сформированный в условиях, когда ребенок вынужден брать на себя не свойственные возрасту функции в семье. Характеризуется повышенной ответственностью, терпимостью, и выносливостью.

18

Текст написан в 2021 году, во время эпидемии ковида, когда общество раскололось в отношении к вакцинации на ярых противников и таких же категоричных сторонников; безучастных не было.

19

Желающие могут ознакомиться с материалами Нюрнбергского процесса.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
9 из 9