bannerbanner
Бери и помни
Бери и помни

Полная версия

Бери и помни

Язык: Русский
Год издания: 2025
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Олег Механик

Бери и помни

Кто придумал эту игру? Как она появилась? От большого ли ума, или напротив от его недостатка? Может быть от нечего делать?

Скорее всего, это произошло случайно, и автор этой шутливой затеи, крутя в руке, интересной формы куриную косточку, даже не подозревал, что явится родоначальником этого незамысловатого, на первый взгляд, состязания.

Интересно, что было в голове у этого человека, когда он обсасывал косточку; кто ещё принимал участие в трапезе? Что был там ещё кто-то, это несомненно, в противном случае, игра бы не смогла быть придуманной.

Интересно, какого вида курицу они ели, был это цыплёнок табака, или запечённая в духовке, источающая ароматы чеснока и пряностей, курочка, от одного представления которой, рот автора наполняется слюной?

Всех этих деталей, а так же времени и места, этого первого состязания нам не суждено узнать. Эта игра не такая знаменитая, как нарды, шахматы, или карты, о создании которых более-менее известно, хотя бы из легенд. Возможно даже вы, тот, кто читает эти строки, удивлённо вскинете брови. «Как называется? «Бери и помни»? Хм-м…впервые слышу». – возможно скажет иной читатель. А уж если он не слышал, и ему начать объяснять суть, тут он и вовсе придёт в смятение. «Что вы говорите? Куринная косточка…именно та, которая похожа на вилку…и что? Сломать и потом сказать эти слова…И что дальше?»

В том то и дело, что если рассказывать на словах выходит полный абсурд. Смысл понимает только тот, кто уже играл, да и то не все. Те, кто был в игре меньше двух часов, не выносил её за пределы кухни, гостиной, столовой, того помещения, где она началась, вряд ли смогли проникнуться её смыслом. Да да…и в этой нелепице может быть смысл, как в прочем и в любой другой мелочи…в любой, если придать ей должный вес.

Герои, о которых я поведаю в этой истории, явились настоящими гроссмейстерами, ассами этой игры, хоть и играли в неё в первый и, (как оказалось), в последний раз. Они вынесли её за рамки не только временные, но и вообще за рамки здравого смысла. Возможно, благодаря им, вы и сами захотите тряхнуть стариной, или молодостью, (ну или чем-то ещё, чем вы можете тряхнуть), и попробовать сыграть. Главное будьте осторожны, как и в случае с любой азартной игрой, которая проглатывает игрока, подобно воронке.

1

Это были лучшие друзья, каких обычно называют «не разлей вода», или «закодычные», иногда «заклятые». Хотя…последнее определение подходит больше. Это такая дружба, где друзья постоянно соревнуются, постоянно сравнивают себя друг с другом. Такая дружба, где друг живёт в постоянной оглядке на другого друга. У него «четвёрка», значит у меня будет «пятёрка»; у него «Найк» – у меня будет «Адидас», у него велик – я упрошу родителей, чтобы купили мопед, ну и так далее. Как вы поняли, речь идёт о нежном возрасте, дальше больше. «Митсубиси» будет обгонять «БМВ», трёхкомнатную квартиру, обставит загородный дом, симпатичную брюнетку, заткнёт за пояс сексапильная блондинка.

«Что это за дружба такая?! – спросите вы. – Да разве ж можно назвать такое дружбой?!». Видите ли, так уж мы привыкли думать, что если двое идут по жизни почти неразлучно – это и есть идеал настоящей дружбы, ну или брака. Но, если честно, автору чаще встречался именно такой сорт дружбы. Если вы об этом впервые слышите – вы счастливый человек. Тем интереснее для вас будет эта история.

Одного звали Артур, другого Стас. Они родились почти в один день, жили в одном доме, ходили в один детский сад, потом в одну школу, где учились в одном классе. Отцы их работали на одном заводе, матери трудились на одной фабрике. В общем всё в их жизни совпадало, как у братьев. Были они словно связаны толстым канатом, который мы и привыкли называть «дружбой».

Особенность вышеупомянутой дружбы в постоянном соревновании между друзьями. Начинается всё с сравнений «кто лучше», «у кого выше», «у кого больше», и заканчивается прямым противостоянием в виде единоборств. Мои герои перепробовали все виды игр, начиная с подкидного дурака и нард, заканчивая шахматами, и ни в одной из них никто не мог быть фаворитом. Если сегодня выиграл один, завтра выиграет второй. Чаще же всего такие игры заканчивались ничьей, а ещё чаще дракой. Да… наши друзья бесконечно между собой дрались, бесконечно склочничали и ссорились. Они были словно магниты с разными полюсами. Один являлся постоянным раздражителем другого и это то, что раздражало и являлось одновременно притягивающей силой. Может быть сейчас, кто-то из читателей увидел в этом свои отношения с другом, или с супругом? Если нет, значит эти строки читают счастливые люди.

***

Всё изменилось и пошло по-другому в тот дождливый день. Из-за дождя друзьям пришлось прервать единоборство в шахматах, которое обычно происходило на лавочке возле дома и переместиться в квартиру к Артуру. Там они продолжали, скрипеть зубами, краснеть, чесать головы в надежде сорвать атаку противника, или поймать его на «зевке», в то самое время, когда из кухни доносился пьянящий аромат готовящейся в духовке курицы. Мать Артура, прервав партию на самом интересном месте, там, где уже должна была произойти драка между гроссмейстерами, позвала друзей к столу.

В самом конце трапезы, когда в тарелках уже не оставалось ничего, кроме обглоданных косточек, Артур задумчиво, ковыряясь в тарелке, выудил одну.

– Мам, смотри, какая кость интересная.

На уровне глаз, он держал кость, чем-то напоминающую беззубую вилку.

– Бери и помни! – радостно воскликнула мать, вызвав недоумение сидящих за столом ребят. – Игра есть такая. Игроки берут косточку, каждый за свой край и ломают её со словами «Бери и помни». С этого момента, если один игрок даёт что-нибудь другому, хоть что…тот должен ответить «Беру и помню!».

– Хм…дурацкая игра, – поморщился Артур. – Бессмысленная.

– Вовсе не бессмысленная, а очень даже интересная. Развивает внимание и память. Тот, кто не скажет: «Беру и помню», (а это может произойти даже не сегодня), проиграет. Игра может длиться даже не один день.

– А на что нужно играть? – лицо заинтересовавшегося Артура вытянулось, в глазах Стаса сверкнули азартные огоньки.

– Да на что угодно, – махнула рукой мать – это и не важно. Интересна сама игра, вы это поймёте, если попробуете.

Ну конечно они попробуют, чего тут не попробовать. Друзья схватились за косточку и, сломав её, весело прокричали «Бери и помни!».

Они не запомнят того, на что играли, но что они будут помнить долго и отчётливо, это звонкий щелчок, с которым сломалась косточка. Ещё они будут помнить произнесённое заклинание.

Умилённо наблюдающая за детишками мать Артура, не могла и представить, какую вереницу событий только что запустила; что этой игрой, которой она обучила ребят, меняет не только вектор их отношений, но даже их жизнь. Но этого ей никогда не суждено узнать, так же, как, впрочем, и многим из нас, походя произносящим какие-то ключевые фразы, или чему-то наставляющим людей. Мы же и представить не можем, что брошенные слова, могут засесть в чужой душе, как попавшая в тело дробь.

***

С момента заветного хруста куриной косточки, всё, что касается отношений между друзьями, перевернулось с ног на голову, а может наоборот.

Забегая вперёд, скажу, что начатая на кухне игра продлилась не один день и даже не один год. Именно эта игра затмила, подмяла под себя все другие игры друзей. Теперь они боялись проиграть только в эту игру, отдавая ей в угоду ѝгры, которые стали не столь важными. Главное условие новой игры было принимать, что тебе дают, не забывая произносить ключевую фразу. Каждый из друзей ни на минуту не забывал об этой главной игре, но чтобы иметь хоть какой-то шанс выиграть, нужно постоянно что-то давать сопернику. Чем больше ты даёшь, тем больше его шанс ошибиться.

Когда Стас, как бы случайно подставлял своего ферзя Артуру, тот срубив его, говорил с ухмылкой «Беру и помню».

Когда Артур, ловко поддевая мыском ноги мяч, переправлял его с бровки поля к летящему на ворота противника Стасу, тот, перед тем, как ударить по воротам орал срывающимся голосом «Беру и помню».

Когда, играя в покер, Стас, имеющий на руках сильную масть, говорил «я пасс» и уныло сбрасывал карты в колоду, Артур тихо произносил «Беру и помню», чем вызывал озабоченные взгляды других игроков.

Всё поменялось в отношениях между «заклятыми друзьями», да настолько, что стало резать глаз окружающим. Доселе ни в чём друг другу не уступающие, Артур и Стас стали друг для друга самой любезностью. Один всегда норовил что-то подать, одолжить другому – тот другой с благодарностью принимал эти одолжения. Стоило одному из них уронить ручку, позабыть дома конспект, или, запутавшись в брусьях, повалиться на маты, на помощь непременно приходил второй. Никто из окружающих и не ведал, что делается это всё не бескорыстно, что подающий упавшую ручку, или помогающий подняться с матов друг, ожидает немедленно услышать одну фразу. Эта фраза и была в их отношениях главной валютой.

«Беру и помню!».

***

Проходили годы, менялось окружение, менялись учителя и одноклассники менялись увлечения друзей, которые из мальчиков превратились в зрелых юношей, не поменялась только игра и её правила. Никому из друзей не пришло в голову, предложить другому остановиться и прекратить игру, которая, надо сказать, затянулась.

В последний выпускной год школы, случилось то, что сильно усложнило игру. Друзья влюбились. Как вы, наверное, догадались в одну девушку. А по-другому и быть не могло. Появившаяся в классе новенькая – большеглазая блондинка, вскружила друзьям головы. Вот тут, казалось бы, и должна была произойти развязка, которая положит конец этой игре, а соответственно и рассказу. Но, как ни странно, Игра оказалась сильней.

«Что? – Скажете вы – Игра оказалась сильнее любви? Да грош цена тогда этой выдуманной истории». Но погодите бросать чтение. Термин «влюбились» означает влюблённость, а влюблённость не есть любовь. Разумеется, в молодости мы принимаем каждое увлечение настолько остро, что нам кажется, вот она единственная и последняя. Но проходит время и появляется вторая, а за ней третья. И хоть ты снова втрескался в эту третью, на задворках ума всё равно брезжит мысль, что она не последняя.

Так же и с нашими героями. Сначала всё было серьёзно. Оба пытались проводить поднести, помочь, но так, как делали это одновременно, постоянно сталкивались лбами. Тогда друзья попытались договориться разбить ухаживания на смены, сегодня, мол ты, а завтра я. Они надеялись, что блондинка очень скоро сделает свой выбор, и конфликт уладится сам собой. Но она не торопилась. Видимо ей льстило, что за ней ухлёстывают сразу двое. Нравился ли ей кто-нибудь из них? По скромному мнению автора, нравились оба, пока сталкивались лбами и конкурировали. По отдельности же, ей не нужен был ни один из них. И такое бывает в любовной геометрии, когда участников романа устраивает только такая фигура, как треугольник. Разумеется, блондинка щедро раздавала авансы в виде поцелуев и обещаний, каждому, кто выходил на смену.

Первым о том, что их просто используют, догадался Стас. Его разочарование было недолгим, благо особей прекрасного пола вокруг было немало, да и он был не дурён собой. Стас решил уступить пассию другу, но делал он это, опять же, не безвозмездно. Он ни на секунду не забывал об Игре, и шанс триумфа явно замаячил впереди. Во время очередной любовной вахты, когда на смену должен был выйти Стас, он позвонил другу.

– Артур, сходи с Верой в кино вместо меня…– обречённо выдохнул он в трубку.

– А что случилось? – спросил друг.

– Надоело это всё…не получается. Она только о тебе говорит, да и вообще…Забирай и будь счастлив…

В трубке повисло долгое молчание, нарушаемое глубоким дыханием, по-видимому, растерявшегося оппонента. Стас насторожился. Хитрая улыбка расползалась по его лицу.

– Беру и помню! – громко и отчётливо раздалось из трубки.

Игра продолжалась.

***

Весёлая школьная пора подходила к концу. Экзамены были успешно сданы. Друзья выбрали ВУЗ, разумеется, один на двоих. У них даже в мыслях не было, что возможно пришла пора разъединиться и каждому пойти своим путём. Они были как сиамские близнецы, сросшиеся одной частью тела и вынужденные сосуществовать друг с другом. Так бы и шли они бок о бок, постоянно конкурируя, тихо завидуя, и в тайне ненавидя друг друга. Закончили бы машиностроительный вуз, поступили инженерами на один завод. Вместе бы продвигались по карьерной лестнице. Один, возможно, стал бы главным инженером, другой, возможно, главным конструктором. Со временем оба стали бы заместителями директора. Один был бы правой его рукой, другой – левой, ну, или наоборот. А когда директор, ушёл бы на пенсию, один бы занял его место, ну или другой. И вот тогда бы, тот которому не досталось директорское кресло, рвал бы на себе волосы и в пьяном угаре кричал на кухне своей жене «почему он, а не я». Но на людях они по- прежнему оставались бы лучшими друзьями. Они бы вместе отмечали дни рождения, произносили трёхчасовые тосты, поздравляя дорогого друга с юбилеем, и все окружающие, складывая ладошки на груди, только умилялись бы такой вечной дружбе. Всё было бы так, если бы не случай, произошедший на выпускном вечере.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу