bannerbanner
Витебская речная милиция. Первые шаги
Витебская речная милиция. Первые шаги

Полная версия

Витебская речная милиция. Первые шаги

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Геннадий Синицкий

Витебская речная милиция. Первые шаги


Во второй половине XIX века в Российской Империи постепенно создавалась структура речной полиции, как особого подразделения призванного осуществлять надзор за порядком и охраной на водных пространствах российских регионов, в губернских городах и уездах, на территории которых протекали судоходные реки. Проект создания отдельного ведомства был утвержден ещё летом 1867 года императором Александром II Романовым.

После октябрьских событий 1917 года речная полиция, как и все правоохранительные органы царской России была упразднена. Однако, в скором времени молодую республику Советов захлестнула свирепая волна преступности, в том числе и на водных артериях РСФСР, которая не оставляла иного выбора большевикам, как возродить прежнюю структуру правоохранительных органов, с поправкой на новый политический строй.

25 июля 1918 года Советом Народных Комиссаров РСФСР был издан Декрет "Об учреждении речной милиции". С этого момента все обязательства по содержанию охраны из распоряжения Главного Управления Водного Транспорта (Главвода) перешли в распоряжение Народного Комиссариата по Внутренним Делам (НКВД). Осенью 1919 года при Главном Управлении Советской Рабоче-Крестьянской милиции (ГУМ) НКВД создаётся Отдел речной и морской милиции, который возглавил Борис Григорьевич Молдавский.

На каждой отдельной речной системе или водном бассейне учреждалось Управление речной милиции. Названным управлениям присваивалось название "областных". Милиция каждого бассейна делилась на районы и участки. Районы речной милиции, кроме подчинения областным Управлениям подчинялись Отделам Управления всех Уездных исполкомов, в пределах которых они находились.

Состав и количество участковых управлений каждого района определялся районным Управлением совместно с Губернским Отделом Управления и соответствующим Управлением водного транспорта и утверждался областным Управлением речной милиции.

Для усиления охраны отдельных пунктов, сопровождения продовольственных и пассажирских судов, обслуживания временных постов и совершения обходов дозором или разъездом, вырабатывались штаты особых, вспомогательных резервов, находящихся при районных Управлениях.


Часть I

Днепро-Двинская область водной милиции 1-й Гомельский район


25 декабря 1919 года в милицейский подотдел Витебского губернского управления по делам народной рабоче – крестьянской красной охраны поступил Приказ ГУМ НКВД от 17 декабря 1919 г. за № 8825, суть которого сводилась к организации Витебского участка речной милиции, определенной наркоматом внутренних дел РСФСР к территории 1-го Гомельского района Днепро-Двинской области, цитирую п.5:

"В тех губерниях, где до настоящего времени никакой организации речной милиции не существовало, но имеются судоходные реки и морские берега, Губмилиции немедленно войти в сношение с Губисполкомом и Компартией РКП наметив для работы в организуемых отделах, из среды более опытных работников (желательно знакомых с судоходным и военным делом) милиции 10 человек. Сообщить их имена и фамилии, прежнюю деятельность, партийность и т.д. в Главное управление путём командирования представителя, которому будут выданы все инструкции по организации Отдела".

Начальником участка, согласно телеграммы заместителя заведующего ГУМ НКВД РСФСР Молдавского Б.Г., назначался Берзин Вилли Кришевич, 1890 г.р.

Перед вновь организуемой структурой ставились следующие задачи:

1. Поддержание порядка и охраны безопасности граждан на водных путях сообщения;

2. Охрана водных путей и сооружений (пристаней, набережных, бечевников и т.д.), а также судов, складов, бунтов, ссыпок, элеваторов;

3. Содействие службам судоходного и технического надзора;

4. Охрана продовольственных грузов Народного Комиссариата продовольствия;

5. Борьба со спекуляцией и преступлениями уголовного характера;

6. Сопровождение продовольственных и пассажирских судов во время их следования, с целью охраны грузов и наблюдения за общественным порядком. Защиты от случаев нападения и оказании помощи при пожарах;

7. Оповещение населения прибрежных поселков, при разливах рек, в целях предупреждения несчастных случаев при наводнениях;

8. Вызов войск в случаях предусмотренных особыми инструкциями;

9. Препровождение арестованных по месту назначения.

Границы Витебского участка речной милиции простирались от верховьев Западной Двины до г. Дисны. Протяженность главных и второстепенных водных путей составляла 2986 верст. Только на Западной Двине имелось порядка трех десятков пристаней, а именно:

1. Кресты

2. Боровые

3. Селезни

4. Конциборье

5. Велиж

6. Миловиды

7. Верховье

8. Сураж

9. Островских

10. Курино

11. Веревино

12. Витебск

13. Шуты

14. Старое Село

15. Будыловичи

16. Бешенковичи

17. Улла

18. Лепель

19. Рогановичи

20. Поулье

21. Бочейково

22. Иванск

23. Шарыпино

24. Усвица

25. Горяны

26. Полоцк

27. Дрисса

28. Дисна


В навигацию 1920 года по Западной Двине ходили следующие суда:

1. «Герой» – грузоподъемность 1200 пудов, пассажирский;

2. «Ленин» – груз/под. 960 пудов, пассажирский;

3. «Друя» – груз/под. 1730 пуд., пассажирский;

4. «Волкота» – груз/под. 1000 пуд., товаро-пассажирский;

5. «Двина» – груз/под. 1800 пуд., пассажирский;

6. «Витусь» – груз/под. 900 пуд., пассажирский;

7. «Силач» – груз/под. 2000 пуд., товаро-пассажирский;

8. «Работник» – груз/под. 500 пуд., буксирный;

9. «Орел» – груз/под. 300 пуд., беспалубный;

10. «Лебедь» – груз/под. 226 пуд., беспалубный;

11. «Добрый» – груз/под. 400 пудов, буксирный теплоход;

12. «Санитар 2-й» – груз/под. 484 пуда, баркас приписанный к санитарной службе.

(Прим.: вскоре некоторые из этих судов были переименованы и воды Западной Двины стали бороздить: "Карл Маркс", "1 мая", "Прогресс", "Шестой" и т.д.)

Из непаровых судов, на всем участке плавания, имелось около 30 однотипных деревянных судов – т.н. «лайбы», грузоподъемность которых варьировалась от двух до трех тысяч пудов.

По данным управления водного транспорта за 1919 год, на Витебском участке движения судов, число перевезённых пассажиров составило – 115 406 человек, а грузооборота – 166 386 пудов. Причём, кроме указанного по ведомости количества проданных билетов, в том же году, на том же участке было перевезено 504 почтовых и 23 898 военных чинов, 7412 пудов почтовой и 70122 пуда воинской клади.

Согласно схемы дислокации постов, составленной Берзиным, для выполнения поставленных задач, необходимо было привлечь на службу два полноценных взвода милиционеров. В фондах ЦГА СПб сохранился текст объявления направляемый в редакцию стенной газеты «РОСТА», о приеме в ряды Витебского участка речной милиции, цитирую:

К вниманию КРАСНОАРМЕЙЦЕВ

Согласно постановления Совета Рабоче-Крестьянской Обороны от 13-го февраля 1920 года, товарищи красноармейцы рожденные в 1891 году и старше, пробывшие не менее шести месяцев на фронте и вследствие ранений или болезни эвакуированные из действующих армий в тыл: в лечебные заведения, кадры выздоравливающих, тыловые части, а также находящихся в отпусках для поправления здоровья, имеют право поступить на службу в Советскую Рабоче-Крестьянскую Милицию, каковые красноармейцы, после окончания срока отпусков, зачисляются на службу в милицию.

Имеются вакантные должности на милиционеров в вновь организуемой Речной Милиции. Желающие поступить на службу в Речную Милицию красноармейцы, могут обращаться непосредственно лично в Губернское Управление Советской Милиции ежедневно от 10 до 2-х часов дня. /Советской Дом/.

Начальник Витебского Участка

Речной Милиции /БЕРЗИН/

Согласно Положения о речной и морской рабоче-крестьянской милиции, на службу принимались лица достигшие 21 года, грамотные и пользующиеся активным избирательным правом (§18). При поступлению на службу каждый гражданин давал подписку в том, что он обязуется прослужить не менее одного года, знаком с Положением о службе и будет руководствоваться им при исполнении служебных обязанностей равно беспрекословно подчиняться всем приказам и распоряжениям начальника речной милиции и центральной рабоче-крестьянской власти. За дачу ложных показаний в данной расписке и нарушения своего обязательства члены милиции подлежали ответственности вплоть до высшей меры наказания по существующим узаконениям (§20).

Дисциплинарные взыскания сотрудники отбывали в «Арестном доме» при Витуездгормилиции и на гарнизонной гауптвахте. Примечательно то, что в некоторых случаях отбывание наказания не освобождало работников от исполнения должностных обязанностей.

Самым распространённым правонарушением в период становления речной милиции был невыход на работу, то есть прогул без уважительных причин – явление приравниваемое тогда к дезертирству или как в те времена использовали термины "трудо-дезертирство", "дезертир труда". Намеренное уклонение от выполнения служебных обязанностей равно отказ от их исполнения – считалось саботажем, что влекло за собой непродолжительное расследование, с последующим увольнением и преданием суду Революционного трибунала. Более тяжкие преступления, сопряженные с хищением, грабежом или убийством также имели место, но были единичны и карались крайне сурово.

Принятые в ряды речной милиции обеспечивались денежным и пайковым довольствием, форменной одеждой, знаками отличия и оружием. Расходы по содержанию милиции оплачивались из средств ассигнуемых государственным казначейством, по смете НКВД.

На вооружении сотрудников Витебского участка, согласно ведомости от 9 февраля 1921 года, имелись:

1. Винтовки английского образца – 40 шт.

2. Винтовки русского образца – 21 шт.

3. Винтовки системы «Бердана» – 20 шт.

4. Винтовка немецкого образца – 1 шт.

5. Револьверы системы «Наган» – 4 шт. (из них 2 шт. в О.Р.Т.Ч.К.)

6. Револьвер системы «Парабеллум» – 1 шт.

С момента организации службы речной милиции здание Витебского участка располагалось по ул. Нижне-Петровская, д. 30, тел. № 7-84. Однако, уже в феврале 1920 года Вилли Берзин обращается к председателю Витебского квартирного отдела с заявлением о предоставлении Речной Советской рабоче-крестьянской милиции помещения с канцелярской мебелью, которое, согласно примечания к §5 Положения о морской и речной милиции должно располагаться на пристани. Не берусь судить за точность исполнения означенного примечания, но в скором времени служба речной милиции переехала на ул. Верхне-Петровская, д. 39, где и находилась к моменту переподчинения.

В финале первой части очерка привожу некоторые материалы из докладов Вилли Берзина, в адрес вышестоящего руководства, которые в достаточной мере описывают процесс становления Водмилиции на Витебском участке в первый год своего существования:

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу