
Полная версия
Путь к себе

Айрат Хайруллин
Путь к себе
Все началось с того, что Тимур Рамилевич Садыков – кандидат психологических наук, автор семнадцати статей в ВАКовских журналах и одной монографии тиражом триста экземпляров – прислал в наш университетский чат ссылку на очередной психологический тест. «Семь признаков зрелости», – написал он. – «Проверьте себя». И добавил смайлик с подмигивающим глазом, что в его исполнении выглядело особенно иронично – как всегда бывает с людьми, которые профессионально занимаются чужими душами, а свою толком разгадать не могут.
Было это в марте 2025-го, когда весь мир еще привыкал к тому, что искусственный интеллект научился не только писать стихи в стиле Пастернака (кстати, неплохо получалось), но и диагностировать психические расстройства точнее половины специалистов с красными дипломами. Уфа в тот день была особенно серой – не по-весеннему серой, а по-уральски обреченной: небо висело низко, как потолок в хрущевке, воздух пах чем-то промежуточным между надеждой и разочарованием. Тот самый уфимский запах марта, когда зима еще не решила уйти, а весна не решилась прийти.
Я листал этот список в маршрутке по дороге на работу, зажатый между студенткой с розовыми волосами, смотревшей TikTok без наушников, и пенсионером, изучавшим с мистическим упорством приложение «Госуслуги». «Ты начинаешь получать удовольствие от тишины», – читал я. «Ты перестаешь доказывать свою правоту». «Твои реакции становятся более спокойными». И так далее – семь пунктов, семь ступеней к какой-то особенной, выстраданной мудрости. Семь кругов ада наоборот.
Странное дело: чем дальше читал, тем отчетливее понимал, что узнаю в этом списке не себя, а свою тещу.
Метаморфоза Валентины Петровны
Валентина Петровна – в девичестве Валия Бахтияровна Тухватуллина, по первому мужу Зарипова, по-нынешнему, третьему браку Коровкина – всю жизнь была человеком крайне беспокойным. Из тех, кто может час рассказывать о том, как неправильно соседка развешивает белье, а потом еще полчаса объяснять, почему именно эта неправильность символизирует общее падение нравов в постсоветском пространстве.
Она работала бухгалтером в «Башкирэнерго», разводилась дважды, воспитала троих детей (одна из них – моя жена Гульнара), пережила четыре реструктуризации на работе, два инфаркта и одну химиотерапию. Биография как сводка потерь – но она выстояла. И вот где-то после семидесяти с ней произошла метаморфоза, которую в семье поначалу восприняли с тревогой.
Она перестала ругаться с соседями. Перестала читать лекции о том, как надо жить. Научилась говорить «нет» – коротко, без объяснений, но и без агрессии. Когда младшая дочь попросила в очередной раз денег на «очень важный проект», Валентина Петровна просто сказала: «У меня нет». И не стала объяснять, что деньги есть, но тратить их на сомнительные авантюры дочери не намерена.
«Она стала какая-то странная, – жаловалась мне Гульнара. – Как будто равнодушная ко всему».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.