Полная версия
Ниведана
Когда осознаешь подлинную природу клеш.
114. Как только клеша будет разоблачена, она станет беспомощной,
Как враг, попавший в твою власть.
Тогда ты сможешь забрать у нее силу
И использовать ее для создания бодхичитты.
115. Чтобы победить клешу,
Нужно отсечь ее от мнимой причины,
Увидеть пустотность и свет,
А все остальное как вихри обмана.
116. Дым не меняет чистоту воздуха,
Частички дыма существуют отдельно от него,
Если ты увидишь это, ты сможешь дышать чистым воздухом там,
Где другие люди дышат дымом.
117. Увидеть пустоту и свет как реальность –
Значит, уничтожить все обманчивое,
Это значит уничтожить мнимую причину твоего гнева,
Алчности, похоти, гордыни, зависти и ревности.
118. Когда ты научишься отсекать клеши от их мнимых причин,
Ты будешь использовать их силу.
Чем больше будет твое умение отсекать,
Тем больше будет твое умение использовать.
119. Отсечение клеш от их мнимых причин
Само по себе создает бодхичитту.
Если этого не происходит, тебе нужно практиковаться
В умении видеть пустоту и свет.
120. Загрязнения пребывают в непрестанном движении,
Они соединяются и разъединяются все время,
Эта игра привлекает внимание твоего ума,
И он воспринимает ее как единственную реальность.
121. Когда ты смотришь на близкие предметы, ты плохо видишь дальние.
Когда ты смотришь на дальние предметы, ты плохо видишь близкие.
То, что ты видишь, зависит от того, на что ты смотришь.
Если ты смотришь только на вихри загрязнений, ты будешь видеть их как единственную реальность.
122. Но соединения и разъединения загрязнений сиюминутны,
Они непрочны даже тогда, когда кажутся прочными.
Они нереальны даже тогда, когда кажутся реальными,
Они ненадежны даже тогда, когда кажутся надежными.
123. Соединения и разъединения – лишь события,
Причина твоих клеш – не они,
Их причина – карма, созданная тобой в прежних жизнях,
Их источник – ты сам.
124. Создавая энергию клеши, ты остаешься ее владельцем,
Осознав это, ты предъявляешь на нее свои права,
Она сдается тебе и признает твое право,
После этого ты используешь ее силу.
125. Отсекать клеши от их мнимых причин,
Захватывать их, овладевать их силой,
Направлять ее для создания бодхичитты –
Это и есть создание стремления к чистой земле.
126. Это стремление сделает твое рождение в чистой земле неизбежным.
Ты всегда рождаешься там, куда ты стремишься.
И ты родился в этом мире только потому что стремился сюда,
Но создав стремление к чистой земле, ты родишься в ней.
127. Может быть так, что видение пустоты и света появится не сразу.
Не бойся, возможность родиться в чистой земле или в высшем мире
Есть у каждого.
У тебя достаточно сил, чтобы победить карму.
128. Стремясь к победе над клешами,
Ты увидишь подлинную реальность – свет и пустоту,
Которые сокрыты от тебя вихрями загрязнений
В то время как яды отравляют твое сознание.
129. Начинай это делать сейчас, и у тебя будет достаточно времени.
В помощь себе привлеки силу учителей.
Они есть всегда, даже если ты их не знаешь.
Их много.
130. Одни учителя находятся в высших мирах,
Другие живут в мире людей, и ты можешь знать их или не знать,
Но ты всегда можешь привлечь их силу
Себе в помощь.
131. Их слова и их действия, повторяемые тобой –
Это способ привлечь их силу.
Если ты получишь посвящение,
Это поможет тебе побеждать клеши.
132. Клеши бывают очень сильны, и это хорошо.
Чем сильнее клеша, тем больше силы ты можешь забрать.
Те клеши, которые ты ощущаешь наиболее сильно –
Твое главное богатство, твое достояние.
133. Энергия этих клеш подобна золоту и серебру, драгоценным камням и жемчугу,
Она делает тебя богаче, чем все цари этого мира,
Потому что она означает возможность родиться в высших мирах,
А они цари только в этом мире.
134. Когда возникает твоя самая сильная клеша –
Гнев, зависть, вожделение или гордыня,
Ты радуешься как человек, который нашел самородок бирюзы или золото,
Хватаешь ее, отсекая от мнимой причины, и используешь ее.
135. Если ты отсек клешу,
Но не знаешь, что с ней делать,
Это значит, что ты не отсек ее полностью.
Посмотри еще раз на человека, который стал ее мнимой причиной.
136. Этот человек – такая же жертва кармы, как и ты,
Он так же страдает от страхов и обид,
Лишений и ложных надежд,
Его сознание отравляют яды.
137. Клеши, созданные его кармой,
Сковывают его ум невежеством,
Порабощают гневом, злобой, гордыней, алчностью, похотью, завистью, ревностью,
Не дают ему родиться в лучшем мире.
138. Направив своей гнев на клеши, которые порабощают умы людей,
Ты создаешь бодхичитту –
Сочувствие ко всем разумным существам
И желание помочь им.
139. Не они, а ты владелец своего гнева,
Ты можешь использовать его силу.
Твой гнев – твое богатство,
Которое делает твою жизнь и твою смерть драгоценной.
140. Если ты используешь клеши как путь,
Овладеешь их силой,
Твоя смерть будет драгоценностью, исполняющей желания,
И ты родишься в чистой земле.
141. Видение пустоты и света, умение отсекать клеши,
Использовать их для создания бодхичитты –
Все это произойдет в свой срок.
Это произойдет быстрее, если ты используешь помощь учителей.
142. Но это может произойти и позже.
Знай, что это не главное.
Нет смысла торопить зиму или весну, лето или осень,
Ты не ускоришь и не отсрочишь их наступление.
143. Но ты можешь согреться у огня зимой,
Охладиться в тени летом.
Ты можешь получить помощь учителей,
Или иную поддержку.
144. Когда ты увидишь пустоту и свет как реальность,
Движение обстоятельств как загрязнения,
Когда ты увидишь свои клеши как яды, происходящие из тебя самого,
И научишься использовать их силу, ты начнешь накапливать бодхичитту.
145. Бодхичитта – это стремление к чистой земле, которое сделает твое лучшее рождение простым и естественным,
Она останется с тобой в смерти, когда исчезнут знания, духовные и телесные силы,
Но пока этого не произошло, ты будешь нуждаться в поддержке.
Знай, что твои клеши будут становиться хитрее по мере того, как будет расти твое умение отсекать их и использовать их.
146. Тебе лучше быть бдительным
И не пренебрегать поддержкой, опорой и силой других людей.
Это могут быть учителя, которых ты знаешь или не знаешь,
Это могут быть близкие тебе люди,
147. Это может быть обучение,
Когда каждая следующая ступень служит новой опорой.
Ты можешь использовать все возможности этого мира,
Так же как ты используешь клеши.
148. Ты можешь использовать свою жизнь как опору.
Изменив свое видение, ты превращаешь стены в открытые двери,
Это называется открытием дверей.
Видением пустоты и света как истинной реальности ты затачиваешь своей меч.
149. Этим острым мечом ты отсекаешь клеши – гнев, зависть, алчность, похоть, ревность, гордыню,
Всякий раз, когда они возникают,
Ты отсекаешь их от мнимых причин, осознаешь себя их источником,
И используешь их силу.
150. Если же видение пустоты и света сделает твое зрение настолько ясным, что ты перестанешь видеть клеши,
Ты не сможешь использовать их силу для создания бодхичитты –
Стремления к чистой земле,
И ты снова родишься в мире людей.
151. Клеши – зло, когда ты не умеешь подчинять их,
Использовать их силу,
Но они же – благо и драгоценность,
Если ты умеешь подчинять их.
152. Если ты будешь уклоняться от клеш,
Ты снова родишься в мире людей.
Если ты примешь бой и победишь,
Ты родишься в чистой земле.
153. Когда ты увидишь пустоту и свет как реальность,
Ты будешь встречать клеши с радостью,
Как воин, уверенный в своих силах, встречает достойного врага,
Чтобы отсечь клеши от мнимой причины и завладеть их силой.
154. То, что делает твое сознание слабым, на самом деле необходимо,
Потому что клеши не могут возникнуть из причин сами собой.
Как болезни не могут произойти сами собой из причин, если не будет условий,
Так и клеши могут проявиться только тогда, когда для этого есть условия.
155. Эти условия – твои надежды, страхи, обиды,
Твои желания контролировать все и обладать всем.
Это твои чувства, которые делают тебя слабым и несчастным,
Но они же – твои помощники.
156. Причина клеш – твоя карма, созданная предыдущими жизнями.
Она проявляется как гнев, ревность, зависть, алчность, похоть, гордыня –
Ядами ума.
Условия, которые ее проявляют – надежды, страхи, обиды.
157. Когда ты желаешь все контролировать, это порождает гнев,
Когда ты желаешь всем обладать, это порождает алчность и похоть,
Твой страх лишений порождает зависть и ревность,
Страх осуждений рождает гордыню.
158. Но это лишь кажущиеся причины,
На самом деле это условия, при которых проявляются клеши,
Подлинная причина которых – карма,
Которую ты создал в прежних жизнях.
159. Чувства, которые делают тебя слабым и несчастным,
На самом деле твои помощники,
Потому что они проявляют карму,
Чтобы ты мог использовать ее силу.
160. Только так ты сможешь создать стремление и родиться в чистой земле.
Без них карма не могла бы проявиться.
Ты не увидел бы клеши и не отсек их,
Не мог бы использовать их силу.
161. То, что делает тебя несчастным,
Дает тебе возможность обрести счастье,
Родиться в мире наслаждений.
Это причина, по которой быстрый путь лучше медленного.
162. Подавляя причины твоих страданий – надежды, страхи, обиды, желания,
Ты уклонишься от клеш, созданных кармой.
Но если ты встретишь их как воин, победишь и владеешь их силой,
Ты родишься в чистой земле.
163. Знай, что созревание кармы создает условия, в которых она может раскрыться.
Когда придет время проявиться гневу,
Для этого будет создано условие.
Когда придет время проявиться алчности, похоти, ревности, гордыни, зависти, для этого будут созданы условия.
164. Когда стручок созревает, его оболочка трескается и раскрывается,
Все происходит в свои сроки.
Невежество мешает тебе увидеть, что источники твоего страдания –
Надежды, страхи, обиды – это условия проявления клеш.
165. Невежество мешает тебе увидеть, что клеши порождаются не условиями –
Надеждами, страхами, обидами, желанием контроля и обладания,
А твоей кармой, которую ты создал в прежних рождениях.
Их источник – ты сам.
166. Понимание этого возникнет из видения пустоты и света,
Когда ты перенесешь свое сознание
От вихрей загрязнений,
Движение которых приковывает твой взор.
167. Все соединения непрочны,
И хотя они делают тебя несчастными, они не зло.
Зла в мире нет, как нет и добра,
Они помогают проявлению кармы.
168. Использовав ее, ты можешь получить пользу.
Это единственный путь, чтобы создать стремление,
Которое возникает через бодхичитту –
Сострадание ко всем разумным существам.
169. Это желание возникает естественно и легко, когда ты побеждаешь клеши,
Но его нельзя создать иным способом.
Ты можешь думать, что ты сострадаешь другим,
Но это не так.
170. Пока ты не встретишься с клешами и не победишь их,
Пока ты не используешь их энергию,
Тебе не из чего будет создать стремление к чистой земле,
И ты останешься беспомощным после смерти.
171. Никакие знания не помогут тебе тогда,
С тобой останется только бодхичитта, которую ты создал.
И если в этой жизни ты будешь избегать надежд, страхов, обид,
Твоя карма не сможет проявиться, и ты не сможешь создать бодхичитту.
172. Испугавшись и растерявшись в смерти, ты устремишься к убежищу,
Оно станет твоим путем к новому рождению.
Есть много срединных миров, подобных этому,
Ты можешь родиться в любом из них.
173. Знай, что страхи, надежды, обиды, желания обладания и контроля
Не просто делают тебя несчастным.
Они – твоя возможность родиться в лучшем мире.
Чтобы использовать их правильно, нужно побеждать клеши,
174. Если ты будешь избегать болезненных чувств,
Ты помешаешь клешам проявиться,
Карма ускользнет от тебя,
И ты лишишься ее силы.
175. Есть медленный путь и быстрый путь.
Использовать силу при отсечении клеши –
Это самое лучшее.
Результатом будет бодхичитта и стремление к чистой земле.
176. Там не будет обид, страхов,
Там не нужны будут надежды, потому что все, что ты пожелаешь,
Будет осуществляться мгновенно.
Там незачем контролировать, потому что нет страха.
177. В чистой земле исчезнет желание обладания, которое порождает похоть и алчность,
Потому что там обладание станет простым и быстрым,
Там исчезнут не только преграды, но и ограничения,
И все, что создает страдания, лишения этого мира, исчезнет.
178. Все страдания этого мира там исчезнут,
Но здесь они нужны, чтобы проявилась карма,
И ты мог завладеть ее силой
И родиться там, где страданий не будет.
179. Не думай, что твои страхи, обиды и надежды – препятствия на твоем пути,
Они созданы не кармой, а твоей нынешней жизнью.
Они помогают твоей карме проявиться,
Чтобы ты мог использовать ее клеши как путь.
180. Отсекая их от мнимых причин,
Ты создашь стремление к чистой земле,
И когда ты умрешь, это стремление останется с тобой,
И ты родишься в высшем мире.
181. Родиться после смерти в высшем мире так же просто,
Как моргнуть глазом.
Смерть – драгоценность, исполняющая все желания.
Используй свою жизнь, и ты используешь смерть.
…………………………………………………………………………………………………………………………
КОММЕНТАРИИ
1.
Ты здесь, потому что сам захотел этого,
Когда пришел конец твоей прежней жизни, и ты умер,
Ты родился здесь и живешь, повинуясь своей карме,
Созданной тобой в прежних жизнях.
Мир людей на планете Земля может тебе нравиться или не нравиться, но ты родился здесь по собственному выбору. И у тебя была другая возможность – родиться в мире лучшем, чем этот мир.
После смерти ты всегда попадаешь туда, куда ты стремишься.
Если ты захочешь остаться в мире людей, ты снова родишься в нем.
В момент расставания возникает грусть, сожаление, желание остаться. Это желание происходит от привязанности, которая может возникнуть даже за несколько дней. А что говорить о целой жизни.
Еще одна причина, по которой ты хочешь остаться в мире людей – это страх потери.
Потеря вызывает острый страх и желание вернуть потерянное. Так женщина, замечающая свое старение, не может смириться с необратимой потерей молодости и стремится всеми силами вернуть ее, прибегая к любым средствам.
Вот почему в момент смерти почти каждый не хочет умирать. Это означает стремление остаться с людьми.
Но смерть – это не потеря. Смерть – это великое обретение.
В смерти ты ничего не теряешь, твоя жизнь останется с тобой в твоей кармической памяти.
Промежуточное время между концом жизни и новым рождением называют бардо. От того, что произойдет с тобой в бардо, будет зависеть, где ты родишься.
Смерть подобна сну, где ты будешь испытывать страх и смятение. И только от тебя будет зависеть, куда ты выйдешь из этого сна – вверх к высшим мирам, сюда, в мир людей или в низшие миры.
2.
Ты родился человеком и живешь в мире людей,
Подчиняясь карме, которую ты создал,
Но ты можешь создать стремление
И родиться в лучшем мире.
То, что ты живешь в мире людей, означает, что ты стремился жить здесь. Возможно, ты мечтал не о такой судьбе и не о таком положении. Этого тебе не было дано предвидеть. Ясно лишь то, что ты стремился прожить эту свою жизнь здесь. Сюда ты стремился в смерти, закончив свою предыдущую жизнь.
Принадлежность к высшему сословию, успех, везение, богатство – стремление к ним удерживает в мире людей и определяет рождения в срединном мире.
Мир людей на Земле – это мир сословий. Одни рождаются в высших сословиях, другие в низших.
Одним от рождения предоставлены все условия для безбедной жизни, все возможности для развития своих способностей и удовлетворения своих желаний.
Среди них есть умные и глупые, талантливые и бездарные. И если у такого человека проявится какой-то талант, он может свободно развивать его в благоприятных условиях. Он становится знаменит, прославлен, и добавляет к своему происхождению собственные заслуги.
Другие рождаются в условиях, когда им приходится бороться за жизнь, преодолевая неблагоприятные обстоятельства, борясь с трудностями, терпя лишения. И если у такого человека проявится талант, он развивается в неблагоприятных условиях и обычно гибнет. Мало у кого хватает сил, чтобы реализовать свой талант в полной мере так, чтобы снискать известность, славу и богатство.
Чем определяются обстоятельства рождения?
Каждый человек рождается на той или иной семейной линии, следуя своему кармическому пути. Но это не значит, что рождение в том или ином сословии зависит только от человека.
Вселенная – это мир связей причин и следствий. Ты живешь не только в пространстве, но и во времени.
Каждое следствие имеет причину. Каждая причина имеет следствие. Переход причины в следствие – это время.
Всю полноту связей причин и следствий ты постичь не в состоянии.
Те связи причин и следствий, которые ты еще не понимаешь, ты называешь случаем.
Представь себе соцветье цветка. Все семена созревают в едином лоне, они ничем не отличаются друг от друга и находятся все вместе. Но вот подул ветер, и семена разлетелись. Одни попали на благоприятную почву, где для их прорастания и жизни есть все условия. Другие попали на скудную землю, и им придется бороться за жизнь.
Первые цветы будут цвести пышным цветом, а вторые – едва смогут поднять голову над землей. Есть и такие, что прорастут, но будут раздавлены колесом или сожжены пожаром.
Могут ли повлиять семена на то, где оказаться, в какой почве и в каких условиях прорасти? Нет, не могут. Это случай.
Но все в этой вселенной имеет свою причину. Даже дуновение ветерка не происходит без причин. Этих причин настолько много, что ты не можешь предвидеть и рассчитать их все, а больше половины не знаешь, поэтому называешь это случаем.
В действительности дуновение ветерка происходит в силу множества движений во Вселенной и, в частности, на планете Земля, которые происходили в прошлом и происходят сейчас.
Семена не могут повлиять на них и подчиняются им, поэтому ты говоришь, что они разлетаются случайно. Так же и люди рождаются на Земле независимо от их воли, но следуя своему кармическому пути.
Ты не можешь выбрать, в каком сословии тебе родиться, но ты можешь выбрать, на какой планете состоится твоя жизнь.
Наличие сословий – признак низкого развития человечества. Есть более развитые планеты, где нет сословий.
Если после смерти ты снова родишься в мире людей на Земле, ты не знаешь, в каком сословии ты родишься. Это произойдет помимо твоей воли, как помимо воли семян их разносит ветер.
От тебя зависит, родиться тебе в мире людей или в высшем мире, где нет сословий, и все находятся в благоприятных обстоятельствах, никому не приходится бороться за жизнь, и все потребности удовлетворены. Где у каждого есть все условия, чтобы свободно развивать свои способности и таланты.
На высших планетах все рождаются в высшем сословии, и оно намного более высокое, благополучное и привилегированное, чем любое из тех, что есть на Земле.
По сравнению с высшими планетами вся планета Земля – низшее сословие, независимо от различий между людьми.
И если ты не можешь повлиять на то, в каком сословии ты родишься в мире людей, то ты можешь выбрать, в каком сословии ты родишься во Вселенной – на высшей планете или на планете Земля. Это зависит от тебя.
Тебе не нравится этот мир? Но это был твой выбор. Теперь у тебя есть возможность выбрать другой мир.
3.
Знай, что эта твоя жизнь не первая и не последняя,
Как человек ты состоишь из плоти,
невидимого тела энергий и тонкого ума.
Твой тонкий ум следует от жизни к жизни.
Тонкий ум – это то, что называют духом.
Дух сообщается с душой и телом, но не ограничивается ими и не привязан к ним. Он присутствует в трехмерном пространстве, но не ограничивается им.
Дух может мгновенно перенестись в любую точку трехмерного пространства Вселенной.
Он одновременно здесь, где находятся твои тело и душа, и повсюду, поскольку Вселенная имеет больше чем три измерения.
Душа человека состоит из сознания, подсознания и древнего ума, который разделяет все на приятное и неприятное и реагирует на опасность, командуя бежать или драться.
Дух сообщается с душой каналом связи, поэтому ты можешь ощущать его как пустоту и свет. В момент смерти он отделяется от души и тела, которые отмирают.
Душа содержит память об этой жизни, но это временный сосуд, который разрушается вместе с телом.
Но хотя душа разрушается, память об этой жизни сохраняется в духе, или тонком уме.
Дух содержит всю полноту кармической памяти, включая эту и все предыдущие жизни. Он не разрушается при смерти и воплощается в новом теле с новой душой здесь, на планете Земля, или на другой планете Вселенной.
Когда ты родишься в чистой земле, тебе будет доступна кармическая память, и ты будешь помнить все свои прежние рождения, включая и нынешнюю жизнь.
В смерти, когда ты будешь находиться между прожитой жизнью и новым рождением, твои видения будут порождениями кармической памяти всех предыдущих рождений.
Видения в смерти подобны сновидениям, но есть отличие. Твои сны – это порождение нынешней жизни, а видения смерти – порождение всех прожитых тобой прежде жизней.
4.
Ты можешь направить движение тонкого ума, изменив свою карму,
И тогда ты родишься в ином мире.
Знай, что мир людей, в котором ты живешь – не единственный мир,
И есть много миров снизу и сверху.
В мире людей есть представление о рае, попадание в который представляется как прыжок. А низвержение в ад представляют как падение.
Эти представления возникают у тех, чье сознание ограничено одной жизнью, и они не знают, что многие жизни предшествовали их нынешней жизни и многие последуют за ней.
Нынешняя жизнь – лишь один из этапов и звено в этой цепи.
Эта цепь называется кармическим путем. Восхождение и нисхождение по нему – это рождения в высших или низших мирах.
Или пребывание на одном уровне – бесчисленные рождения на Земле, в мире людей.
Как вверх, так и вниз от Земли тянется череда миров – планет. Вверх она приводит к чистой земле, вниз – к миру чистой негативной энергии в самой примитивной ее форме.
Первое – это рай, второе – это ад.
Если говорить о чистилище, то чистилище – это и есть Земля и подобные ей переходные миры.
Ты можешь бояться падения в ад и страшиться смерти или ожидать вознесения в рай и жаждать смерти.
В действительности смерть – это выбор между движением вверх – к раю, или вниз – к аду, или для возвращений на Землю и рождений среди людей.
5.
Высшие миры ступенями восходят к чистой земле,
Где есть только покой и наслаждения.
Низшие миры нисходят к адским мирам,
Где есть только страдания и войны.
Земля относится к переходным мирам, но это не единственная планета срединного мира. Он называется срединным, потому что находится между низшими мирами и высшими.
После смерти ты можешь родиться в одном из высших миров.
В течение жизни ты можешь предчувствовать эти миры и ощущать свой дух как пустоту и свет.