bannerbanner
Маленький негодный дятел
Маленький негодный дятел

Полная версия

Маленький негодный дятел

Язык: Русский
Год издания: 2025
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

В тот день в небольшом классе с высокими окнами струился мягкий дневной свет. На деревянных мольбертах перед каждым учеником закреплены большие листы бумаги. Тема урока – натюрморт с элементами текстуры. В центре комнаты, на столе, стояла композиция: стеклянная ваза с полевыми цветами, грубо обожжённый керамический кувшин и несколько яблок, разбросанных по льняной скатерти.

Преподаватель, мужчина лет сорока с вечно испачканными углём руками, начал урок с объяснения:

– Сегодня мы будем изучать, как передавать фактуры. Обратите внимание, как свет падает на кувшин, подчёркивая его шероховатость, а гладкая поверхность яблок словно притягивает отражения. А ещё попробуем поработать с контрастами.

Учащиеся взяли мягкие карандаши, уголь и пастель, чтобы наметить основные формы.

– Не бойтесь делать штриховку в разных направлениях, – говорил преподаватель, проходя между мольбертами. – Важно уловить ритм линии.

Некоторые ученики уже переходили к деталям. На этом уроке ему особенно приходилось делить своё внимание между двумя ученицами. Айко, нахмурившись, пыталась уловить сложные формы натюрморта. Она сидела напротив стола с кувшином, сосредоточенно выводя линии, но всё, что получалось на бумаге, казалось ей неправильным. Она стирала и снова начинала, время от времени отводя взгляд в сторону, словно пытаясь скрыть своё разочарование.

– Не дави так сильно на карандаш, – мягко подсказал преподаватель, наклоняясь к её мольберту. – Пусть линии будут лёгкими, словно ты только намечаешь будущее изображение. Попробуй почувствовать форму, прежде чем её рисовать.

В это время Ника, миловидная девочка с длинной русой косой, уже заканчивала работать над вазой. Её рисунок выглядел так, словно та вот-вот выйдет из листа. Ника рисовала быстро, уверенно, и линии у неё получались такими живыми, что преподаватель остановился рядом с ней на несколько мгновений.

– Отлично, – сказал он, кивая. – Посмотри, как ты поймала свет на этой грани. Только не торопись слишком сильно – детали тоже важны.

Ника мельком глянула на Айко и, заметив её напряжённый вид, тихо сказала:

– Если хочешь, я могу показать, как проще сделать вот эти линии.

Айко смущённо отвернулась, не зная, как ответить. Ей казалось, что у Ники всё выходит легко, а её собственные попытки выглядели жалкими. Преподаватель, заметив это, подбодрил:

– Каждый проходит через это. Главное – не бросай. Даже если кажется, что ничего не выходит, это просто часть процесса.

Айко кивнула, взяла другой карандаш и попробовала снова. Когда урок подошёл к концу, обе девочки вместе с другими учениками выставили свои работы. На рисунке Ники были яркие контрасты и чёткая детализация, которая привлекла внимание преподавателя. А рисунок Айко, хоть и далёкий от совершенства, был выполнен с такой старательностью, что в нём чувствовалась искренность.

– У вас обеих есть потенциал, – сказал преподаватель, глядя на их работы. – У кого-то талант проявляется сразу, но не забывайте: труд и упорство могут раскрыть не меньшие глубины.

Айко украдкой улыбнулась, почувствовав лёгкую надежду. Ника, слегка покраснев, сдержанно поблагодарила за похвалу, а в воздухе витало ощущение, что каждый сделал шаг вперёд.

– Тебя зовут Айко? – обратилась к ней Ника.

– Да, – сухо ответила Айко.

– А меня Ника, очень приятно! – она улыбнулась и протянула руку в качестве приветствия.

Айко, ответив на приветствие, стала разглядывать Нику. Ника была высокой и стройной, с тонкими, аккуратными чертами лица и светло-карими глазами. Длинные русые волосы были заплетены в аккуратную косу. Одета она была скромно: простая чёрная юбка и слегка выцветшая футболка. Поношенные кеды и потёртый рюкзак наводили на мысль, что её семье приходилось экономить. Но сама Ника, казалось, не обращала на это внимания – ей было важно другое.

– Знаешь, я заметила, как в перерывах ты рисуешь образы милых животных. У тебя здорово получается! – искренне произнесла Ника.

– Ты действительно так считаешь? – Айко удивилась тому, что Ника наблюдала за ней.

У неё действительно выработалась некая привычка. В свободное от школы и занятий время она часто прорисовывала образы разных животных. То были чаще кролики, котята, но порой она продумывала и разных персонажей со своими историями, словно из диснеевских сказок. Но это были персонажи Айко.

– Конечно! – восхищённо ответила Ника. – Знаешь, у меня есть двоюродная сестрёнка, она ещё маленькая и частенько просит меня нарисовать что-то миленькое, но, если честно, у меня это выходит так себе. Уверена, из тебя бы получился отличный иллюстратор! – она так легко говорила об этом.

Айко с Никой разговорились и, возвращаясь домой, узнали, что живут в соседних кварталах. Так они стали возвращаться вместе, болтая обо всём – важном и нет. На выходных Ника приходила к Айко в гости и помогала с уроками. Она была превосходна во всём. В школе она была круглой отличницей и гордостью класса, на уроках живописи часто работала быстрее других, но никогда не хвасталась своими успехами. И параллельно этому Ника занималась фигурным катанием на протяжении семи лет.

Айко часто приходила к ней на тренировки, после которых они брали по стаканчику мороженого и обсуждали насущные вопросы. Айко не пропустила ни одного соревнования и всегда болела за Нику. «Талантливый человек талантлив во всём! Это точно про тебя!» – так она говорила каждый раз, встречая её с очередной медалью. Айко восхищалась ей, но сама Ника относилась к своему дару спокойно, видя в нём скорее обязанность, чем повод для гордости.

Так прошло два года. Айко с Никой всё свободное время проводили вместе. Ника продолжала приходить к Айко и готовила ко вступительным экзаменам, предстоящим через полгода. Айко же рисовала небольшие комиксы и передавала Нике для её сестрёнки. Но самое главное – они всё так же продолжали говорить обо всём вокруг: о людях, которых встречали в школе или на улице, о фильмах, музыке, самом нелепом и самом сокровенном.

Так Айко узнала, что на самом-то деле Ника терпеть не могла фигурное катание. Тренировки её изнашивали, и порой она просто хотела сбежать. Но за этим скрывалось нечто очень важное – амбиции, но не её собственные.

Дело в том, что Ника воспитывалась у бабушки. Когда она родилась, мать бросила её, оставив на попечении бабушки, и пропала. До десяти лет Ника не знала о матери ровным счётом ничего. Бабушка лишь вскользь упоминала, что мама где-то далеко и имеет некие проблемы со здоровьем. Как Ника узнала позже, мать страдала алкоголизмом.

Тем не менее бабушка во внучке души не чаяла, растила с любовью и старалась дать лучшее. Жили они скромно, на пенсию, но всегда на столе были свежие продукты, а Ника – всегда опрятной и ухоженной. Однако, переживая, как бы внучка не оступилась и не пошла по стопам матери, бабушка с самого детства водила Нику по кружкам, занималась с ней дома и нанимала репетиторов. Она искренне верила, что очень важно быть умной, образованной и, самое главное, ответственной.

В какой-то мере Ника росла в строгости, но бабушку она любила. «Знаешь, вот выучусь на юриста, стану успешным адвокатом и обеспечу бабушке беспечную старость», – так она говорила.

Когда Нике исполнилось десять, на пороге дома заявилась мать. Ника не знала, жива ли и вовсе её мама. Но в тот день она точно знала, кем приходится ей эта женщина. Она её ненавидела. Это читалось в её взгляде.

Ника ненавидела мать за то, что та оставила её, за то, что в школе в графе «родители» было пусто, за то, что бабушка мыла полы в школьном коридоре, чтобы обеспечить их, за то, что лишила её материнских объятий и породила в ней незыблемое чувство утраты. И вот она здесь – вернулась, словно ничего и не было, словно не прошло и десяти лет. Рассказывает о том, что всё поняла, что она здесь, что она чистая, и теперь всё будет хорошо.

«Глупости», – подумала Ника. Она так и не заговорила с матерью в тот день.

Бабушкой было принято решение не торопить малышку, дать время и навещать не чаще раза в месяц. Мать Ники жила в селе, в часе езды от города, и раз в месяц приезжала к ней на выходные. Так продолжалось до пятнадцати лет.

В пятнадцать лет Ника осознала, что дыру, что разрасталась десять лет, уже не залатать, и напрочь отказалась от встреч с матерью. С того времени прошёл год. Мать периодически писала Нике, но ответа не следовало.

Айко знала, как сложно ей приходилось. Но Ника продолжала идти вперёд, раз за разом выигрывая районные, городские и областные соревнования, получала призовые деньги и помогала бабушке. Бабушка иной раз повторяла Нике, как гордится ей, и говорила, что нужно продолжать в том же духе, чтобы стать достойным человеком.

– Может, проведём выходные в загородных домиках в горах? – как-то зимним вечером предложила Айко.

– Извини… Ты ведь понимаешь, с деньгами в семье туго… – тихо произнесла Ника.

– Всё в порядке, у меня накопилась небольшая сумма, нам хватит, и родители не против… – начала Айко, но, заметив слегка поникшее лицо Ники, замолчала. Она отлично знала, что Ника не позволит себе отдыхать за чужой счёт.

– Погоди, через две недели городские соревнования! – Ника вдруг вспомнила, что призовые места включают в себя денежное вознаграждение. – Я займу первое место, получу призовые, и мы с тобой отметим мою победу там, в загородном доме! – Ника широко улыбнулась. – Решено!

– Решено! – повторила Айко. Она не смогла скрыть удивления, как быстро Ника находила решения и как уверена была в своих силах.

– Я научу тебя кататься на лыжах!

– А ты умеешь?

– Нет, – легко произнесла Ника, и девочки звонко засмеялись.

– Ты удивительна!

До соревнований оставалось десять дней, когда Ника позвонила Айко. Она попросила встретить её после тренировки и отметила, что хочет поделиться чем-то важным.

– Я решила съездить к маме на этих выходных! – резко, на одном дыхании произнесла Ника.

Несомненно, сказанное застало Айко врасплох, и она некоторое время подбирала слова.

– Вот как… Я очень рада за тебя! Уверена, тебе стоило немалых усилий принять такое решение… – Айко услышала едва уловимый звук – тихий, прерывистый. Она замерла.

По щекам Ники текли тёплые слёзы и быстро замерзали на коже. Она подняла голову и посмотрела на белёсое небо, из которого сыпался снег.

– Глупо, не правда ли? Даже смешно… – Ника вытерла лицо рукавицей, но слёзы продолжали литься. – Год назад я решила никогда с ней больше не видеться, не отвечала на звонки и письма, словно её никогда и не было… Решила, что ненавижу её… Я много, правда много думала… – Нику прервала Айко, подошедшая сзади, и тихо обняла её.

– Всё в порядке. Ты молодец, – тихо произнесла Айко.

– Я прощаю её! – Ника закатилась громким плачем. – Прощаю! И обязательно скажу ей об этом.

Однако Ника перенесла долгожданную встречу. До соревнований оставалась неделя, и тренер с бабушкой настояли не прерывать тренировки. Об этом Ника сообщила Айко по телефону, добавив:

– Но ничего, соревнования пройдут в пятницу, заберу своё золото и оттуда же выеду к маме. Уверена, её это обрадует! А потом мы поедем в горы, и я научу тебя кататься на лыжах!

В тот день Айко не смогла прийти на соревнования, но точно знала, что Ника заняла первое место и забрала золото.

«Интересно, Ника уже доехала?» – подумала Айко, возвращаясь после занятий.

Но Ника не доехала.

Произошла авария: водитель встречной машины, находясь в состоянии алкогольного опьянения, не справился с управлением и столкнулся с маршруткой, в которой находилась Ника. Об этом сообщили в новостях:

«Удар пришёлся в бок маршрутного такси, и оно опрокинулось. На момент аварии в маршрутке находилось двенадцать пассажиров. В результате ДТП двое человек погибли на месте – водитель маршрутного такси, Беспалов Иван, и молодая девушка, Благая Ника».

Время – 19:43. Родители расположились на диване и смотрели новости. Айко сидела за столом и выполняла домашнее задание, когда услышала знакомое имя. Она вскочила, стул с грохотом упал на пол.

Мать закрыла рот руками, словно боясь издать лишний звук, отец тоже вскочил и посмотрел на Айко.

– Доча… Айко… доченька… – доносились голоса родителей.

Голова шла кругом, ноги подкашивались.

– Воды, неси воды! – кричала мать.

Отпив со стакана, Айко еле дошла до своей комнаты и закрылась. Она упала на колени.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2