
Полная версия
МАТУШКА

Игумен Гурий (Покровский)
МАТУШКА
"Не любите мира, ни того,
что в мире: кто любит мир,
в том нет любви Отчей.
Ибо все, что в мире: похоть плоти,
похоть очей и гордость житейская,
не есть от Отца, но от мира сего.
И мир проходит, и похоть его,
а исполняющий волю Божию
пребывает вовек."
(1Ин. 15–17)
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
Монахиня Рахиль (в миру Кулясова Вера Семеновна) родилась в селе Новая Федоровка Старошайговского района Мордовской АССР в 1926 г. в верующей семье. Родители ее были крестьянами.
В колхоз не вступали, считали грехом. Жили бедно. Отец ее, Кулясов Семен Сергеевич, чтобы как-то прокормить семью, уехал в г. Петрозаводск, где устроился рабочим на железную дорогу. Хотел перевезти с собою семью, но вскоре был мобилизован на Финскую войну, с которой вернулся в с. Новую Федоровку.
В 1941 году был вновь мобилизован и погиб на фронте; мать, Кулясова Анастасия Михайловна, была очень доброй и верующей женщиной, скончалась в 1962 г.
В 1939-м у них родилась сестра матушки, Анна (а перед ней была ещё одна сестрёнка, тоже Анна, умершая младенцем).
С ранних лет матушка и сестра ее Анна были воспитаны матерью в христианском благочестии и богобоязненности. К посту и молитве они были приучены с детства. О своем детстве матушка так рассказывала: когда была маленькой девочкой, ей хотелось погулять, побегать с подружками, а мама ее заставляет молиться и читать псалтырь. Вот, говорит, то, то и то прочтешь – потом на улицу. Ей не хочется читать, а мама и говорит: «Дитятко, сейчас тебе не хочется молиться, но, когда вырастешь, тебе Господь будет очень нужен, и вот тогда тебе все это пригодится». Так и получилось, что всю взрослую жизнь она провела в уповании на Господа, в чтении св. Писания и в молитвах… Про пост детский рассказывала так: захотелось ей однажды молока в пятницу, попросила: мама, я молока хочу. А мама ее уговаривает: потерпи Вера, уже вечер. Но все-таки упросила. Была у них коза, подоили, и поела молока. А утром пошли доить, а коза околела. Вот так, говорит, один разок поела в пятницу молока и остались совсем без козы. С тех пор пост хранила строго.
Школу матушка окончила 5 или 7 классов, потом помогала по хозяйству матери. Замуж по молодости не вышла, и потому делом ее жизни стала молитва.
ВЕРА И ИСПОВЕДНИЧЕСТВО
Сельский храм св. вмч. Димитрия Солунского в с. Новая Федоровка был разрушен до основания в 1932 г. В церковные праздники на богослужения приходилось ходить пешком за 30–40 километров в Горьковскую (Нижегородскую) область в с. Азрапино (в простонародье известно как Жарапино) или в село Усад. Там храмы не закрывались. Перед Пасхой иногда уходили в храм в с. Усад на всю страстную седмицу. Останавливались на проживание у местных верующих, ежедневно посещая храм утром и вечером. Постились до Великого Четверга, причащались Св. Христовых Таин, потом была постная трапеза два раза в день, и вновь постились до Светлого Христова Воскресения.
По воскресным дням и праздникам, когда не получалось сходить в храм, верующие собирались на беседы о духовной жизни у них в доме. В доме у них было много старинных икон и церковных книг.
Кроме храма, верующие посещали старцев. Жил в то время в наших краях затворником один блаженный. К нему приходили за каким-либо советом или попросить помолиться. Однажды собрались верующие, с ними была и матушка, и пошли к нему со своими вопросами, а также оказать ему помощь продуктами.
Он, как всегда, принял продукты, ответил каждому на их вопросы, а матушке сказал: «А ты всю Русь объедешь». Она не поняла, думает, как всю Русь объедешь, если денег у них не хватает даже на одежду и на пропитание. Лишь только спустя годы, когда Господь призвал ее на страдание за веру, когда прошла тюрьмы и сибирскую ссылку, она вспомнила его слова. Да и со мной ей пришлось, уже будучи монахиней, служить во многих храмах нашей матушки-Руси.
В конце 50-х – начале 60-х гг., в «хрущевские гонения на верующих», их семью за нехождение голосовать на выборах за советскую власть и за то, что в доме у них собирались верующие, всячески преследовали, угрожали. Вспоминаю рассказ матушки, как однажды в очередной раз пришли к ним в день выборов представители власти, милиция и активисты, выбили окна в доме, сапогами били по иконам, пригрозили судом и оставили в мороз в доме с разбитыми окнами. Придя после всего этого в себя, они ушли к соседям, которые их приютили и обогрели. В это время к ним пришла навестить их дальняя родственница, думая, что они дома. И вот когда она зашла в их дом, то увидела, что окна в доме выбиты, а посреди комнаты стоит в сиянии, в свете «ярче солнечного», Пресвятая Богородица. Испугавшись, она прибежала к соседям, у которых в это время находились матушка с сестрой Анной и их мамой Анастасией, рассказала им всем о чудном видении в их доме Пресвятой Богородицы. Они возрадовались и возблагодарили Бога и Матерь Божию за такое чудесное утешение.
А в 1961 г. матушку за очередное неголосование на выборах и тем самым за религиозное влияние на окружающих осудили и посадили в тюрьму. Затем тюремное заключение заменили на ссылку в Сибирь, в г. Енисейск Красноярского края. Со смирением она приняла волю Божию, взяла крест свой и без колебаний последовала за Христом. Тяжело было расставаться с больной мамой, понимала, что её больше не увидит, тяжело было расставаться с сестрицей Анной, но поступиться своей верой в Господа она не могла. (В детстве я в октябрята не вступал, но помню, все же учительница уговорила меня как-то надеть звездочку с Лениным так, чтобы домой с ней не ходить, а снимать и оставлять в школе. Я уговорам поддался, но как-то однажды забыл снять и пришел домой со звездочкой. Матушка заплакала, рассказала, как она терпела за Господа не только насмешки, но и расставание навсегда со своей мамой, побои, голод, тюрьму и ссылку. На следующее утро я отнес звездочку в школу, отдал учительнице и сказал, что я ее больше никогда не надену.) Мама матушки, Анастасия Михайловна, во время войны оставшаяся вдовой, которая и так часто болела, после ее ареста совсем слегла от горя и вскоре, оставшись на попечении младшей дочери Анны, умерла.
Много скорбей претерпела матушка на этапах и пересылках. Более 10 этапов, и всюду издевательства от властей. Запомнилось мне, рассказывала она: кресты с них срывали, били без разбору и кулаками, и ружьями, травили собаками; насмешки от неверующих людей, которые шли с ними одним этапом; а впоследствии карцеры и обливания водой на морозе за то, что не работала в Божьи праздники. Тут и вспомнила матушка наставления своей матери, которыми она ее, еще маленькую девочку, обучала молитве, говоря, что придет время, когда Господь ей будет очень нужен.
Впоследствии, когда к ней кто-нибудь обращался в искушениях за советом, она поддерживала такими словами: что всегда все надо терпеть, молиться и уповать на Бога, что всегда надо быть верными Господу Иисусу Христу и Его Святой Церкви. Учила всех прощать и за всех молиться Богу, по слову Евангелия: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных…» (Матф. 5:43–45).
Говорила, что только когда претерпишь все искушения до конца, сохранив верность Спасителю и Его Евангелию, тогда и Господь станет навсегда твоим Защитником, твоим Богом … и не только в этой жизни, но и в Жизни будущего века. Учила более всего дорожить молитвой, потому что все земные приобретения со временем окажутся ненужными, и только молитва сохранится на веки вечные.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.



