
Полная версия
Робинзоны Юрского периода

Мария Арнаутова
Робинзоны Юрского периода
Авторы:
Арнаутова Мария Стрельцов Олег
Издательство:
«Планета Земля»
2025
«Робинзоны Юрского Периода»
Иллюстрированная приключенческая повесть
с *Примечаниями
для детей и взрослых детей
Часть 1
Океан Времени.

Семья Королёвых была небольшая, но дружная и умная.
Папа – Виталий Анатольевич – работал ведущим инженером в Конструкторском Бюро, Мама – Нина Ахатовна – преподавала в Консерватории по классу фортепьяно, а их Сын Коля учился в пятом классе средней школы. Жили они в Академическом районе города Москвы, на улице *Вавилова.
Все были плотно заняты своими делами и друг другом.
Родителей интересовали успехи сына, а Коля, в свою очередь, подолгу расспрашивал по вечерам папу и маму про всякие взрослые важные вещи. Как студенты сдают экзамены? Многих ли студентов мама оставила на осень за то, что им медведь на ухо наступил? Когда же папа, наконец, получит грант на сложный международный проект?
И вроде все шло к тому, что будет *грант в конце августа, как раз когда у родителей намечался отпуск.
Тогда Коля вернётся с дачи, будет вместе с мамой собирать вещи в Большой Отпускной Чемодан. Надо будет не забыть набор юного следопыта – лупу, фонарик и маленький бинокль!
И прощай прохладная Москва!
И здравствуй щедрый, виноградный и гранатовый Узбекистан!
Папа, Мама и Сын полетят в далёкий голубой город мечты *Самарканд смотреть на *Регистан и *Шахи-Зинда, изучать астрономические приспособления Улугбека и покупать рис и урюк на огромном, шумном и ярком самаркандском базаре, чтобы готовить восхитительный узбекский фруктовый плов…

Они и дома, в Москве, тоже готовили плов каждую субботу, причем папа и мама готовили его по очереди, а Коля всегда помогал. Так что он хорошо знал, что нужно для этого блюда и где достать компоненты. Нужны лучший для плова рис – благородная *девзира, *хлопковое масло, *зерна барбариса…
Коля знал всех продавцов Дорогомиловского рынка, которые завидев его в рядах специй, ласково улыбались и всегда клали добавку – как истинному знатоку!
Но вы же понимаете, что готовить узбекский плов в настоящем казане, на дворе бабушкиного сада на окраине Самарканда, помешивая его специальной деревянной лопаткой, подкладывая под казан вяленую розовую *древесину саксаула – это же совсем, совсем другое дело!
В конце августа после узбекского плова на семейном столе обязательно появится металлическое блюдо с серо-зеленой, огромной, полной сладкого сока *дыней Вахарман!
Дедушка тожественно возьмет узкий длинный нож, резанёт дыню вдоль, и сок душистой волной выльется на блюдо! И все с наслаждением вдохнут неземной благодатный запах праздника Вахарман.
Именно так в Узбекистане называют день Сахарной Дыни 25-го августа.

Но до августа еще далеко, на дворе стоял весёлый черемуховый месяц Май, было раннее утро субботы.
Коля проснулся с радостной улыбкой – на сегодня назначен поход с папой в *Дарвиновский Музей.
А после Музея можно будет зайти в любимую пельменную на Вавилова, совсем недалеко от дома. Там готовят лучшие в мире пельмени со сметаной и любимый Колей лимонный напиток – в граненых стаканах, холодный, неимоверно вкусный.
Надо будет уломать папу на два стакана!

Итак, наступил этот долгожданный день. Папа и мальчик в очередной раз отправились посмотреть экспозицию зала, посвящённую середине *Мезозойской эре.
Это было папино хобби, но Коля тоже очень увлёкся, и для 5-го класса имел отличные знания в области истории, биологии и геологии.

*Юра – один из самых интересных периодов *Мезозоя. Это была эра динозавров, всем известных гигантов, которые процветали на Земле 150 миллионов лет назад. Мальчик знал уже много разных древних зверей и растений и разбирался в их родословной.
Сегодня они направлялись на 3-й этаж Дарвиновского музея, где были экспонаты Юрского периода.
В новогодние каникулы папа и мальчик вместе смотрели знаменитый голливудский фильм «Парк юрского периода» и были в восторге. Сначала, правда, Коле было немного страшно, поскольку были показаны сцены из жизни хищников.
Но потом, естественно-научный интерес возобладал, и мальчик начал добывать информацию из книг, из разговоров с папой, из учебных лекций.
Они, как всегда, взяли *аудиогиды.
В стеклянных витринах были выставлены образцы окаменевших растений и скелеты древних животных. Они не просто читали таблички и слушали аудиогид, но ещё и по интернету в папином телефоне тут же добывали дополнительные сведения. В результате картина древней жизни становилась более полной.
Таким образом, они за пару часов изучили всего несколько объектов, а зал был огромный!
Мальчик уже подустал, да и папа был не прочь где-нибудь присесть.
И тут они увидели около окна в конце зала небольшой закуток, отгороженный серой ширмой. Ширма была чуть приоткрыта, перед ней стояла пара уютных табуреточек. Они присели и вознамерились минут десять отдохнуть и побеседовать.

За серой ширмой угадывался довольно большой предмет размером с автомобиль. Край занавеса был немного задран, обнажая блестящий лакированный бок какой-то здоровенной штуковины.
Мальчик есть мальчик!
Всем детям интересно в таких случаях приоткрыть завесу тайны, что Коля незамедлительно и сделал!
В результате серая ткань упала. Их глазам представилась блестящая чёрная штуковина со стеклянным верхом.
– Вот это да! – воскликнул Коля, – какая красота!
Папа тут же указал табличку, укреплённую на дверце машины:
«Руками не трогать. Автомат для виртуального шоу „Юрский период“».
И тут они оба вспомнили, что примерно полгода назад, в то время, когда они изучали экспонаты, посвящённые *Палеозою, они видели в вестибюле объявление, в котором говорилось о том, что Дарвиновский музей готовит уникальное *виртуальное шоу, посвящённое юрскому периоду Мезозойской Эры.
«Вы будете использовать специальные капсулы, в которых вы сможете преодолеть время и наблюдать *голограмму парка юрского периода», – говорилось в объявлении.
Папа и Коля тогда восхитились и решили непременно посетить это шоу. Но, к сожалению, музей отложил *3D-инсталляцию на неопределённое время.
И вот они явно наблюдают одну из этих капсул!
Колина рука потянулась наверх, и он нежно нажал на ручку дверцы.
Дверь распахнулась бесшумно и мягко, и открылось нечто похожее на кабину современного автомобиля. Только вместо потолка была стеклянная голубая полусфера. Перед сидениями была огромная приборная панель с большим количеством разных кнопок и рычажков.
Мальчик на цыпочках подошёл и заглянул внутрь капсулы. Папа мягко отстранил его, и сказал:
– Николай, это строго запрещено. Мы не можем туда залезть. Вот откроется голографическая инсталляция, тогда мы заплатим деньги музею и сходим, посмотрим это удивительное шоу с Парком Юрского Периода.
– Да неужели мы не можем туда залезть хотя бы на одну минуточку?!
Папа понял, что мальчик сейчас заплачет.
И тут Виталия Анатольевича охватил мальчишеский азарт. И он сказал шепотом, воровато оглянувшись:
– Ну ладно. Мы потихонечку, буквально на минуту, ничего не будем трогать руками, просто посидим внутри этой штуки и представим себе, что мы реально переместились во времени в Юрский период. Только тихо, и никому ни слова, хорошо?
Мальчик энергично закивал головой:
– Хорошо, хорошо!!!
Они обошли машину с двух сторон, каждый со своей. Сделали шаг наверх и вперёд. И оказались внутри капсулы.
– Ух ты, как здорово! – воскликнул мальчик. – Какая красота!
Папа придержал мальчика рукой и сказал:
– Николай, мы договорились: ничего не трогать! Ровно через минуту мы отсюда выйдем.
–– Договорились, – выдохнул Коля.
Когда папа называл мальчика Николаем, это значило, что всё очень серьёзно. Есть Договор, который нарушать его нельзя! В противном случае папа мог рассердиться, и дальше последовали бы какие-нибудь воспитательные меры. Например, папа мог отказать в походе в пельменную. А Коля очень хотел туда попасть сегодня!
Коля сделал большие глаза, кивнув головой, ответил:
–Да, конечно, конечно, я всё понял!
А дальше произошло то, что не могло не произойти…
Коля сидел напротив огромной приборной панели. Посередине, прямо перед ним красовалась огромная красная кнопка.
Колина рука сама поднялась, протянулась и вдруг… нажала на эту кнопку!
Папа попытался что-то исправить, но уже было поздно. Безнадёжно поздно! Всё, что Виталий Анатольевич успел сделать, это быстро застегнуть спасательный ремень. Сначала на сыне, потом на самом себе.
И дальше он потерял контроль над ситуацией…
Раздался низкий гул, и машина-капсула начала вибрировать. Вокруг них замелькали какие-то яркие точки, словно они неслись против метеоритного потока в бескрайнем Космосе.

Потом закружилась голова, всё вокруг опять замелькало, загудело и затряслось.
Было такое ощущение, что они катятся кубарем с горки всё быстрее, быстрее, быстрее…
Гул нарастал вокруг, мелькали огни, было чувство, что капсула со страшной скоростью пробивается сквозь что-то плотное. Всё, что они могли сделать, это держать друг друга за руки. Может быть, кто-то из них что-то и говорил, но они не слышали друг друга и только чувствовали крепкое рукопожатие.
Вдруг всё прекратилось.
Папа посмотрел на Колю с укором.
– Николай, что ты наделал?
Коля потупил глаза, шмыгнул носом и принялся сбивчиво объяснять, что только потрогать хотел круглую кнопку, а нажал – совершенно случайно!
–– Я думал, что она не работает, что она отключена от электричества…
Коля робко посмотрел на папу, подумал, что на самом деле всё хорошо и папа его простит на этот раз.
Вот сейчас они откроют дверцу и спокойненько выйдут из капсулы. Никто и не заметит!
Папа и сам был рад, что наконец-то кончилось это кружение, завывания и странная тряска.
Всё было тихо.
–– Сидеть-то в капсуле бесполезно, – пробормотал папа, – дождёмся, что люди придут. Служители музея поймают, скажут всем о том, что мы натворили. А дальше будет большой штраф, а может быть, даже и суд… Мама расстроится…
– Может, нам удастся потихонечку открыть дверь и из этой капсулы как-нибудь незаметно убежать? – шёпотом подсказал Коля.
Все мужчины, даже взрослые папы – это всё равно мальчишки. Когда наступает критическая ситуация, мыслят они ровно так же, как маленькие пацаны: рискованно и проказливо.
Виталий Анатольевич потихонечку нажал на ручку двери и мягко толкнул её. Дверь приоткрылась.
Но никакой серой музейной стены, никакой ширмы и никаких табуреточек напротив папиной двери не было!
Коля и папа во все глаза смотрели на зелёную солнечную лесную лужайку.
Вкусно пахло грибами. Раздавались громкие гортанные птичьи крики.
– Может, это дятлы? – сказал тихонько Коля.
Недавно они с папой были в подмосковном лесу и изучали голоса птиц. Там и они слышали *пёстрого дятла – да, было очень похоже! Но слишком громко для дятла, пожалуй…
Папа с настороженно выглянул из капсулы, потом приоткрыл дверь чуть пошире.
– И где мы? – спросил Коля, – где мы находимся?
Глаза папы выдавали тревогу. Он не спешил покидать капсулу.
Тем временем, растительность напротив их капсулы зашевелилась.
Вдруг показалась маленькая головка, похожая на птичью, но на длинной зелёной гибкой шейке и с зубастой пастью. Существо чуть приблизилось и вытянуло шейку, пытаясь заглянуть внутрь машины.
– Као – као, – сказало существо. Тут из травы вынырнуло ещё несколько сородичей зеленого малыша.
– Као! Као – као – као! – загалдели они.
– Ах ты, Господи! – сказал Колин папа. – Что ж такое творится? До чего они же очень похожи на *компсогнатусов! Это же древние предки наших птиц!
– Как это предки? Как это древние? Да неужели же мы…?! – воскликнул Коля.
– Похоже на то, – многозначительно ответил папа.
И папа шикнул на мелких пришельцев.
–– Кии – кии – кии – ииии! – завизжали зеленые зверушки и кинулись врассыпную. Длинные хвосты – противовесы замелькали среди непривычной растительности.
– Что за трава такая странная здесь растёт, пап? – спросил Коля.
«Трава» и правда не напоминала дачный луг… Невысокая, щетинистая, ветвящаяся как оленьи рожки!
– Да это *плаун! – догадался Коля, – смотри у него и шишечки жёлтенькие! Как в учебнике ботаники прямо!
– Точно, – отозвался папа, – а вот еще интересное растеньице – и он указал на небольшой симпатичный кустик, похожий на плаун и мох одновременно, – это, Коля, *селагинелла, нет никаких сомнений.
– Плауна и в лесу на даче сколько хочешь, но странно то, что обычной луговой травы и цветов нет. Нет привычных растений, пап, – рассуждал Коля.
– Верно, – озирая доступные окрестности изучающим взглядом, ответил папа, – боюсь, что до наших привычных цветов и трав еще миллионов пятьдесят лет должно пройти, Коля….
Капсула стояла, слегка накренившись на Колину сторону на краю леса. Лес состоял из необычных деревьев. Нет, то есть деревья как деревья: стволы и ветки на месте. Но… по виду – чистые папоротники, но очень большие, в несколько раз выше папы!
Лес из гигантских *древовидных папоротников стоял плотной стеной, между мохнатыми стволами лежали обросшие мхом упавшие деревья – настоящий лесной бурелом.
Прямо напротив папиной двери стояло огромной дерево – прямое, толстенное, покрытое бугристой корой, уходившее ровной стрелой в небо. На концах веток красовались здоровенные круглые шипастые шишки.
– Паап? – прошептал Коля, – да это ж *араукария! Мы ж гуляли недавно в *Ботаническом саду – там такая же была, но маленькая. Она росла в оранжерее, а рядом была картинка со с взрослым деревом – я шишки эти запомнил!
Папа взял Колю за руку и очень внимательно посмотрел на него.
– Похоже, что мы с тобой, сынок, в этой удивительной Капсуле переместились как в Машине Времени в середину Мезозойской эры!

И папа тихо прикрыл дверцу, потому что там, за дверцей, могли быть не только безобидные крохотные динозавры размером с кошку. Там мог быть кое-кто и покрупнее.
Коля вцепился руками в рукоятки кресла и во все глаза смотрел на папу. Оба они лихорадочно пытались сообразить, как такое могло случиться и что теперь им делать.
– Погоди, Коля, я должен подумать, – продолжал папа, – если эта штуковина действительно переместила нас на 150 миллионов лет назад, то она работает как Машина Времени!
– Точно, – восхищённым шёпотом ответил Коля, – как же они могли оставить работающую Машину Времени в Музее? Да ещё на видном месте?
– Коля, Коля, – сказал папа, – они не предполагали, что мы с тобой такие хулиганы! Они никак не ожидали, что один мальчик возьмёт и нажмёт на запретную кнопку! Может быть, это опытный экземпляр, не готовый к эксплуатации. Гадать на эту тему сейчас бесполезно. Чтобы иметь шансы вернуться обратно, каким образом мы сюда переместились.
– Как Машина работает, папа? В чём её секрет?
– По крайней мере, Николай, ты ставишь правильные вопросы, – грустно сказал папа, изучая приборную панель, —так, так, … что тут у нас?
Папа поворачивал ручки, разглядывал кнопки и клавиши, изучал приборы.
Наконец, он наткнулся в правой части приборной панели на небольшой отсек с крышкой, на котором сверху был нарисован Красный Кристалл.
– Красный Кристалл, – задумался папа, – чтобы это значило? Ты знаешь, Николай, одно время я интересовался механизмами *искривления пространства-времени. Ну, когда изучал физику в институте. Давно это было. Помню, на лекции наш профессор Иванов рассказывал, как в юности работал в закрытом конструкторском бюро, создавая Машину Времени по заданию Правительства. Им тогда удалось создать такой механизм! Они применили специальные *пьезоэлектрические кристаллы кварца, способные искривлять пространство-время и сокращать его в миллионы раз за счёт образования *кротовых нор.
– Ты мне рассказывал про кротовую нору! – сказал Коля, – если взять лист бумаги и просто сложить его, то тогда расстояние от точки А до точки Б станет равным нулю и можно будет достичь её почти мгновенно!
– Всё правильно, – сказал папа. – Молодец! Движущая сила этой машины – кристалл кварца, содержащий *редкоземельный элемент иттербий, который позволяет кристаллу изменять поток времени в ограниченном пространстве за счёт создания кротовой норы, величиной как раз с такую вот капсулу!
–– В любом случае, это совсем не похоже на музейное шоу! Это похоже на мезозойский лес! Но ты понимаешь, мы сами виноваты. Не надо было совершать того, что мы сделали.
– Да, – сказал Коля, – это я очень хорошо понимаю. А ещё я очень хорошо понимаю, что нас ждёт дома мама, и если мы не придём к ужину, то она будет страшно волноваться…
– Надо действовать!
И Виталий Анатольевич аккуратно, но решительно приподнял крышку с рисунком Кристалла. Внутри они, к своему ужасу, увидели испорченный, раздробленный на острые осколки Красный Кристалл.
Катастрофа с Кристаллом произошла в результате сильнейшей тряски, которую они только что пережили.

– Коля, – прошептал папа, – у нас огромные проблемы. Такие, что даже трудно представить. Ты видишь этот Кристалл? Он переместил нас в юрский период, но по дороге разрушился. Без него у нас никаких шансов вернуться обратно!
Глаза мальчика наполнились слезами.
– Папочка, – тихонько пискнул он, – как же так? Что же мы будем делать?
– Первое Правило Кризисной Ситуации, – ответил отец, – не паниковать. Успокоиться. Всё обдумать и принять верное решение. Допустим, произошло перемещение только во времени. Тогда мы примерно мы находимся на месте современной Москва.
– Логично, – ответил Коля.
– В юрском периоде на *месте современной Москвы было огромное море и большое количество островов. Возможно, мы находимся на континенте и недалеко берег древнего мелководного моря. Возможно, мы скоро увидим море.
– Как же нам убедиться в этом? – спросил Коля.
– Как-как, – ответил папа, внимательно глядя на соседнюю араукарию, – залезть на дерево! Вот на это! – папа чуть-чуть пошире приоткрыл дверь и проследил глазами толстый ствол, который устремлялся в небо.
– Араукария, ты прав! – сказал отец, – такому дереву несколько сотен лет! Метров, наверно, пятьдесят – отсюда трудно оценить. Но с макушки или даже с середины ствола я смогу увидеть, что вокруг.
– Папочка, я боюсь один! – воскликнул Коля.
– Ну, а я не боюсь! – весело сказал папа, – соберись, Николай! Действовать надо быстро и решительно.
Папа смело выскочил на поляну и в три прыжка достиг огромной араукарии и начал карабкаться вверх. Дерево было колючим, кора на нём была очень грубой, но папа быстро поднимался, используя трещины коры, а потом толстые ветки в качестве опоры.

Коля остался один. Он чуть-чуть прикрыл дверь, так, чтобы наблюдать за папой. Со стороны зелёной поляны на него смотрел маленький весёлый жёлтый глаз.
– Ишь ты! – пробормотал Коля, —мелкий динозаврик! Похоже, это компсогнатус!
Коле стало любопытно. Он чуть-чуть пошире приоткрыл дверцу и тогда маленький гость вышел из зарослей и залез на подножку капсулы. Теперь Коля видел его целиком: длинный хвост, длинная шейка, сильные ноги, небольшие передние конечности с короткими когтистыми пальчиками, белые, остренькие зубки, большие глаза. Зверь был чуть побольше кошки. Он медленно раскачивался на задних лапах, балансируя хвостом.
–Коа! – чирикнул динозаврик.
– Кушать хочешь? – догадался Коля.
– Коа-коа, кииии! – ответил малыш.
Коля полез в карман и нашёл там несколько орехов. Он щедро протянул малышу грецкий орех. Малыш немедленно разгрыз его и с хрустом съел.
– Так, – сказал Коля, – отлично! А что ты ещё умеешь делать?
Малыш сказал:
– Коа, ко – ко, коа! – и чуть присел.
– Ага, – улыбнулся Коля, – отлично! Сели, встали!
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.