
Полная версия
Обычаи и ритуалы древних славян
Про крылья, кроме одной сказки, ничего не говорится, но летать Горыныч умеет. А еще он извергает пламя. Воды он не боится: в некоторых сказках Змей Горыныч живет в воде, спит на камне в море.
Между героем и Змеем есть связь: Горыныч знает, что погибнет от руки героя, так предсказано. Да и не просто так Горыныч хочет проглотить героя. Во время обряда посвящения подростки проходили через избу, построенную в виде животного, – символическое поглощение животным. Там они обретали магические свойства, даруемые этим животным (например, начинали понимать язык птиц, зверей и рыб), потом выбирались наружу.
Но времена менялись, обряды уходили в прошлое, и быть сожранным никому уже не хотелось. Даже символически. Поэтому герой вступает в битву с Горынычем.
Змей образовался из нескольких существ: пресмыкающееся плюс птица. А многоголовость – увеличенная способность к пожиранию. От автора: любим мы все преувеличивать.
Упыри
Упырь (от праслав. *ǫpirь, ст-слав. Ѫпырь) – заложный покойник, встающий по ночам из могилы. Он пьет кровь людей и животных, от этого его лицо и глаза краснеют.
От автора: поэтому кровь пить не рекомендуется, как и крепкий чай – портится цвет лица.
Считалось, что упыри могут напасть на человека везде:
«…во дни и в нощи, на пути,
при реках и берегах, морях и реках,
и езерах, и источниках водных,
при горах и холмах, и песках,
и на распутиях, и водах, и при косогорах,
и дебрях, и лесах, и во болотах,
и при полях, и огородах… истоках и кладезях.
И во всяком построении:
жилом, дворцом и недворном, полевом и степном,
и в храмех божиих, и молитвенных домах,
и при распутий часовенок…»
(Виноградов Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы. Живая старина, 1909, вып. 2, с. 48.)
Для предотвращения заложных покойников их тела не хоронили, а оставляли где-нибудь на пустыре и забрасывали сучьями (заложили). Могли и осиновый кол в грудь вонзить для надежности, конечности отрезать, сухожилия под коленями подрезать, ноги связать. А иногда просто сжигали тела. Специальным для поминовения таких умерших считался Семик – четверг на седьмой неделе после Пасхи.
Лихорадки
Лихорадки (лихоманки, трясавицы) – духи болезни в образе женщин. Они вызывают то жар, то озноб. Лихорадок много (7, 9, 12, 77), их облик меняется. В заговорах они называются дочерями Ирода.
Лихорадка означает желающая зла. Названий лихорадок много: тресея, отпея, гладея, аввареуша, храпуша, пухлея, желтея, авея, немея, глухея, каркуша и другие. Но обычно эти имена были под запретом, лихорадок называли иносказательно: добруха, кумоха, сестрица, тетка, гостьюшка, гостейка.
Среди лихорадок выделяют старшую, которая прикована к железному стулу двенадцатью цепями. Как порвет все цепи, так болеющий человек умрет. Некоторые ученые считают, что лихорадки произошли от русалок-берегинь.
Сибирская запись заговора от лихорадки:
«Святой угодник Исай, епископ Ростовский, чудотворец, грядущий в мир, увидел огненный столб; из-под этого столба идут семь дев простоволосых, видением зело страшных: 1-ая черная, 2-я красная, 3-я зеленая, 4-я водяная, 5-я желтая, 6-я огневая, 7-я аки лев рыкает на человеки. Вопроси святой Исай, епископ Ростовский:
– Что вы за девы?
Окаянницы отвеща:
– Мы дщери Ирода; мать наша Окукера учила нас мучить род православный.
Рече св. Исай ко святым архангелам Михаилу и Гавриилу:
– Возьмите вы, архангелы, железный прут и бейте сих проклятых девок и давайте им по 3000 раз и бейте на каждый день, час и минуту по чреву поганому и по хребту гнилому, чтобы они ничем не могли вредить роду православному.
Ирече Исай:
– Прогоняю вас, Иродовых девок, от раба Божия [имя рек] четырьмя евангелистами – Лукой, Марком, Матвеем и Иваном, по сей молитве и словам; заклинаю и прогоняю вместо грому, вместо молнии, вместо честного животворящаго креста Господня.
Заговор этот пишется на бумажке, тщательно свертывается, завертывается тряпкой, зашивается и носится вместе с крестом, в качестве предохранительного средства от лихорадки (Овчинников, 1916б, с. 239; с пометой, что заговор сообщен собирателю секретарем Иркутских общеобразовательных курсов М.Н. Борисовым).
Коровья смерть
Коровья смерть (Скотья смерть, Черная немочь) – олицетворение болезни рогатого скота. Считалось, что в день Агафьи Коровницы (18-го февраля) Коровья смерть под видом кошки, собаки или коровы пытается проникнуть в деревню. Иногда она приходила в образе старой женщины с граблями в руках. В ее котомке хранятся болезни.
Сама она проникнуть не может, ей надо прийти или приехать с кем-то. Опахивание, которое делали осенью, всю зиму держит Коровью смерть в лесах, где она скитается по болотам и оврагам. Но ближе к весне она пытается пробраться в деревню. Тогда в день Агафьи Коровницы или в день святого Власия (24-го февраля), который заменил Велеса, делается повторное опахивание.
Сначала выбиралась «повещалка». Она предупреждала женщин, что будет проводиться обряд, и мужчин – чтобы не выходили из дома. Ночью она била в сковороду и выходила из деревни. За ней шли женщины: кто с ухватом, кто с серпом. За деревней вдова раздевалась, на нее надевали хомут без шлеи и подвозили соху. При свете зажженных лучин трижды опахивали деревню. При этом кричали: «Смерть, смерь коровья – не губи нашу скотину; мы зароем тебя с кошкой, собакой и кочетом в землю!»
Ну и закапывали живьем кошку, собаку и петуха. Иногда даже с людьми, заподозренными в злом умысле. Если кто-то попадался навстречу процессии, то его били и даже убивали, потому что верили, что в этом существе прячется Коровья смерть.
При опахивании пели специальные песни, сопровождая их стуканьем кос и ухватов:
«Идет Власий святой
Со ладаном, с книгою, со свечой
А вдовица со горячей кочергой,
А где это видано,
И где это слыхано,
Чтобы девки пашню пахали,
А бабы рассевали, —
Помилуй нас, Боже!»
Затем пели еще:
«Смерть, смерть, выйди вон
Из нашего села,
Изо всякого двора;
Нас идет девять девок, девять баб,
Девять маленьких ребят;
Три солдатки, три вдовы,
Три замужние жены».
В качестве защиты от Коровьей смерти использовался живой огонь (добытый трением). Весь остальной огонь гасился (а кто не погасил – тем окна били), а после появления живого огня от него разводился огонь в печах во всех домах. Через живой огонь прогоняли скот, окуривая его дымом. Еще делали перегон скота через ров, тканье обыденного – вытканного за день – холста.
В Нижегородской губернии крестьяне загоняли весь скот на один двор, запирали ворота и караулили до утра. На рассвете разбирали своих коров. Если оставалась лишняя, ее принимали за черную немочь. Корову взваливали на поленницу и сжигали живьем.
Моровая дева
Моровая дева (моровая язва) – персонификация повальной болезни: оспы, чумы и других. Представляли деву в образе высокой (или на ходулях) худой женщины в белых одеждах с растрепанными волосами. По преданиям, она ездит по миру на повозке или заставляет человека носить ее на плечах.
Она проходила по селу, заходила в дома и махала красным платком, навевая болезнь.
От моровой девы проводили обряд «запуги». Вот такой обряд сделали в селе Покровском Череповецкого уезда Новгородской губернии:
«Когда холера подошла близко, в трех деревнях, лежавших в сторону зараженного села, была сделана следующая «запуга» холеры: в полночь собираются девушки деревни, исключая потерявших невинность (в противном случае «запуга» не действует…), берут из овина «колосники» (жерди, на которые ставят в овин снопы для просушки) и из них добывают живой огонь, зажигают им вставленную в фонарь свечу от Христовой заутрени; потом выносят за деревню соху, сами раздеваются донога; одна берется за ручки сохи, другая держит на сохе фонарь со свечкой, а все остальные впрягаются в соху и проводят борозду вокруг всей деревни.
Во время совершения «запуги» никто из жителей деревни не должен выходить на улицу, все должны сидеть дома и молиться Богу. Если в это время пройдет или проедет чужой человек, совершение «запуги» прекращается, пока он удалится, и потом начинается прокладывание новой борозды параллельно начатой раньше до помехи. В заколдованный круг холера не пройдет. Но холера к счастью не пришла, «не пустил лесной хозяин», да испугалась она и «запуги».
Двоедушник
Двоедушник – человек с двумя душами: одна человеческая, вторая демоническая. В дневное время двоедушник ничем не отличался от других людей. А ночью он засыпал так крепко, что не могли разбудить даже из пушки.
Во время сна двоедушник находится вне своего тела. Он может сохранить свой облик или принять вид животного. В этом состоянии двоедушник может нанести вред людям, даже не желая этого. Душа покидает и возвращается в тело в виде мухи или мыши. Двоедушника можно разбудить, перевернув его: положив голову на место ног. Но тогда он проболеет две недели: ведь покинувшая тело во время сна душа не в состоянии вернуться.
Двоедушника можно определить так: у него красная шея, или у него две макушки, или он родился с зубами, или разговаривает сам с собой. От автора: а чего бы не поговорить с хорошим человеком?
После смерти двоедушника нормальная душа улетает на небо, а демоническая становится упырем. Поэтому двоедушника хоронят с предосторожностью: несут к могиле не по дороге, а по обочине. Или кладут в гроб разные предметы, чтобы он играл с ними, а не вредил людям. Ну, или просто отрубают голову.
Безымень
Безымень – на Руси призрак-двойник. Безымень – привидение, двойник; безымень, по народному поверью, во всем походит на человека, но, по безличью, носит личину, а своего лица у него нет. (Толковый словарь В. И. Даля). Увидеть его – к смерти.
Также Безыменем называли дух умершего неестественной смертью, утонувшего или самоубийцы. Колдуны обращались к помощи Безыменя, желая навести на кого-то порчу, призывая всех «умерших, убитых, заблудших, некрещеных и безыменных» встать и повредить определенному человеку.
Этого двойника можно вызвать и увидеть во время святочных гаданий на суженого перед зеркалом.
Истинное лицо сказок
Кем была баба-Яга на самом деле, чем являлась ее избушка? Почему условием многих волшебных сказок было добывание жены в ином мире? И что за испытания проходил герой в сказках? Попытаемся разобраться, что зашифровано в сказочных историях.
Гуси-лебеди
Краткое содержание: родители уезжают на ярмарку и наказывают старшей дочери, чтобы она со двора не уходила, брата одного не оставляла. Родители уезжают, а сестра нарушает запрет и убегает играть с подружками, оставляя брата одного. Налетают гуси-лебеди и похищают брата. Сестра возвращается, обнаруживает пропажу и идет в лес на поиски.
В лесу она поочередно встречает печь, яблоню и молочную реку, кисельные берега и просит их о помощи. Они согласны помочь, но в ответ она должна съесть их дары (пирожки, яблоко, кисель с молоком). Сестра отказывается, они ей не помогают. Затем она встречает ежика, тот указывает, где находится изба бабы-яги.
Сестра находит брата и забирает его. Баба-яга отправляет гусей-лебедей в погоню. Дети поочередно прячутся при помощи молочной реки, кисельные берега, яблони и печи, отведав в благодарность их угощение. Гуси-лебеди улетают ни с чем, дети возвращаются домой.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.