Полная версия
Завет в Крови Иисуса. Красная нить Библии
Стен Нильсон
Завет в Крови Иисуса. Красная нить Библии
© Издание на русском языке. ЧУ Издательский центр «Золотые страницы», 2013 г.
Предисловие
Когда Божья любовь взывала в Едемском саду, человека не оказалось на обычном месте встречи. Наш разум не в состоянии постичь, сколь мучительным было для Бога то утро.
Чем сильнее и чище чувство – тем глубже скорбь.
Когда истинная любовь кричала: «Где ты?» – космос, не знавший до этого боли, отзывался каждым нервом.
Жених потерял свою невесту.
Как же поступает в таком случае страдающий влюбленный? Он дает соблазнителю понять, что отвоюет свою невесту любой ценой, чего бы это ни стоило.
Какой же ценой?
Открыть ее нам – это и есть задача Библии, та «красная нить», которая проходит сквозь все книги Писания.
С крестом в сердце ищет Жених свою коварную и грешную невесту. И добивается Своего!
Нет ничего невозможного для любви, которая сострадает.
Введение
Превосходно сознавать, что получил, наконец, возможность расплатиться со старым долгом – долгом благодарности!
С самого раннего детства Божий дом был моим вторым домом. Сначала в детском сознании просто отпечатывалось то, что говорили взрослые. Позднее я услышал фразу, которая запала мне глубоко в сердце. Она «застряла» во мне на всю жизнь. Много раз за более чем восемьдесят прожитых лет размышлял я над услышанным, и мое сердце требовало объяснений. Те слова были произнесены морским капитаном с огромной седой бородой. Его звали Ленквист. Он был проповедником-методистом в церкви моего детства.
Этот человек действительно умел проповедовать Божье Слово и отдавал проповеди все свободное от плавания время. Он всегда говорил об одном и том же и делал это самым проникновенным образом. Поэтому мне и запомнилось его выражение – «красная нить».
Слова капитана звучат во мне все эти годы. И как десятилетиями желал я, чтобы проповедь дядюшки Ленквиста раскрыла передо мной свою тайну! Когда я начал понимать, что речь идет о главной теме Библии, я решил во что бы то ни стало найти эту нить. Начав читать Пятикнижие Моисея и дойдя до третьей по счету книги Чисел, неподготовленный человек попадает как бы в бесконечный лабиринт. Он чувствует нужду в каком-то путеводителе. Обычные проповеди мало чем помогают в этом путешествии, так же как церковные тексты или собрания «пробуждения», проводимые в определенных рамках, – все они не дают той ясности, которую я искал.
Может быть, теологические курсы и факультеты помогают найти ответ? Отнюдь нет. Знаний они, конечно, прибавляют, но вовсе не проливают свет на то, что составляет, по мнению дядюшки Ленквиста, саму суть Писания. Для него все до одной книги Библии были пронизаны «красной нитью», от начала до конца.
Итак, я продолжал поиски.
Когда я приехал в Индию в качестве миссионера, для меня стало особенно важным понять и суметь объяснить «народу, сидящему во тьме», в чем заключается полный смысл Библии.
Я выписал из Европы тонны христианской литературы лучшего качества. Эти книги во многом помогли мне. Однако я никак не мог найти то, что искал.
Красная книжица Кэньона
Но вот однажды в мои руки попала маленькая красная книжица, написанная одним методистским пастором, основателем Библейской школы. Его имя – Е. В. Кэньон, а книга называлась «Завет в Крови». Ее текст словно кричал о том, чему так долго я не мог найти объяснения. Не припомню ни одной другой книги, которая оказала бы на меня такое сильное влияние. Я увидел красную нить. Я увидел ее так же ясно, как видел ее и проповедовал о ней капитан Ленквист.
Продолжая углубляться в изучение предмета, я заметил, что Кэньон, который в свою очередь опирался на исследовательскую работу доктора Х. С. Трумбла, в своем евангелизационном рвении пропустил многое из того, что относится к «красной нити». Тем не менее его брошюра послужила точкой опоры в моих поисках, и я знаю также, что она зажгла многих проповедников желанием нести весть о завете, скрепленном Кровью Христа.
Некоторым из них я очень благодарен. В том числе Ричарду Букеру, написавшему «Чудо красной нити». Этот труд попал в мои руки во время работы над книгой, лежащей сейчас перед вами. Особенно важной для меня оказалась глава о Скинии и жертвеннике. Существенно помогла мне книга африканца Тео Вулмаранса «Завет в Крови». Кроме того, современные евангелисты, такие, как Родней Ллойд и Кеннет Коуплэнд, дали мне ценную информацию через свои проповеди на кассетах.
Я думаю, что эта книга угодна Богу. Немало верующих охвачены желанием найти «красную нить», которую мне удалось проследить. Я старался выражать свои мысли в простой, популярной форме, доступной большинству читателей Библии.
Поэтому я сердечно благодарю Бога за слово, сказанное через капитана С. А. Ленквиста. То семя проросло в сердце подростка, сидевшего в самом дальнем углу методистской церкви в двадцатые годы двадцатого века.
1. Отметь эту красную нить!
Маленькая книжица Кэньона первой открыла мне глаза на то в Библии, что касается завета в Крови. Но позднее я прочел две книги Вильгельма Берглинга о Скинии в пустыне. Они оказались очень интересными и позволили мне увидеть полную картину завета Бога со Своим народом. Скиния земная была точной копией небесной Скинии. Чего еще было желать человеку?
В безграничности Скинии завета, в ее детальном сходстве со Скинией небесной я, наконец, ясно увидел Божий план распространения Царства Небесного на земле. План уже готов. Скрытое значение всех деталей мы можем извлечь из Писания.
Образ Бога настолько ясен, что Его легко узнать в зримом облике Сына Человеческого. Иисус указал иудеям на Себя Самого, когда сказал: «Вы исследуете Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о мне» (Иоан. 5:39).
Правильно понять скрытый образ
Невозможно отыскать образ Иисуса Христа в Ветхом Завете, если не копать по-настоящему глубоко. Те иудеи не искали Бога от чистого сердца. Религиозные традиции, мирская политика и личная гордость сделали их настолько близорукими, что они не разглядели Божье лицо, Божий характер в Том, Кто стоял перед ними.
Иисус сказал: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете. Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете? Не думайте, что я буду обвинять вас перед Отцом: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо, если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал обо Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» (Иоан. 5:43, 45-47).
У нас есть все основания всерьез отнестись к словам Иисуса. Они всегда актуальны и считаются прописными библейскими истинами. Но обратите внимание: Иисус сказал, что Моисей, написавший пять первых книг Библии, писал о Нем!
Тем, кто не может поверить, что Бог сказал о Себе Самом через Моисея, трудно верить в Иисуса как в Сына Божьего и Спасителя мира.
Без понимания скрытого учения Ветхого Завета даже тем, кто искренне следует за Христом, трудно узнать Христа в Писании. Воскресший Иисус дал откровение о Себе нескольким ученикам: «Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе моисеевом и в пророках, и в псалмах» (Лук. 24:44).
В этих словах Иисус вновь прямо говорит о том, что Ветхий Завет повествует о Нем. Ученики по-прежнему оставались в недоумении. В синагогах они ничего подобного не слыхали. Но сказано, что Иисус отверз им ум к уразумению Писаний: «Так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Лук. 24:45-47).
Таким образом, Иисус объединяет Ветхий Завет с Новым. Ветхий Завет повествует о том, что случится в Новом. Новый Завет – это и есть то, что должно было случиться.
Библия – это рассказ о том, как Бог через завет, скрепленный Кровью, восстановил контакт со Своими потерянными, обманутыми детьми через новый, лучший завет.
Завет в Крови – это и есть «красная нить», которая пронизывает Писание от сотворения мира до последней страницы книги Откровения.
Такой вывод следует также из сказанного Иисусом в Нагорной проповеди: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матф. 5:17).
Необходимо проповедать заново
Нелегко сразу разглядеть причину, по которой народ израильский несколько столетий был заблудшей овцой, отторженной от Отчего дома, – им не хватало знаний.
Мы знаем по собственному опыту: чтобы человек разучился правильно реагировать на посещение Духа достаточно гораздо меньшего времени, проведенного без должного обучения Божьему Слову, чем долгие века еврейской истории! Даже если представители одного поколения будут пренебрегать Писанием, последствия не замедлят проявиться уже при жизни их детей.
Чтобы мир был завоеван для Царства Божьего, каждое поколение должно услышать Благую Весть. Иначе мы не сможем узнавать новые волны духовного обновления, посылаемые на землю Господом. Религиозное противодействие извращает сознание людей и препятствует пониманию истины Божьего Слова. Чтобы Писание было понято, Господь нуждается в Своих служителях в каждом поколении (Иоан. 20:22).
В наше время история повторяется: ученики Христа бредут в смущении по дороге в Еммаус. Но прекрасно то, что наш Господь никогда не оставляет нас без помощи. Он дает нам увидеть свое невежество, а потом открывает нам истину, точно так же, как Своим ученикам, шедшим в Еммаус: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лук. 24:25-27).
Это был тот случай, когда Иисус открыл людям тайну «красной нити» Писания, и эта истина затронула их сердца. По-прежнему как мир, погрязший в грехах, так и Церковь, забывшая Божью силу, нуждаются в проповеди пробуждения, способной зажигать сердца. Духу Святому трудно завоевывать души, когда нет проповедующего. «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения» (Осия 4:6).
Бог дал нам материал, чтобы мы могли понять духовную связь между самыми разнообразными книгами Ветхого Завета, полными тайн и иносказаний, и увидеть, какое они имеют значение в свете Нового Завета. Нам необходимо отыскать «красную нить» и следовать за нею.
Начало ее здесь: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их». Это была шкура жертвенного животного, отдавшего свою жизнь вместо тех, кто согрешил. А другой конец «нити» мы находим в последней книге Библии. «И поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи, Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь Святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся перед Тобою, ибо открылись суды Твои» (Откр. 15:3-4).
Возможность обнаружить «красную нить»
Я молюсь о том, чтобы Бог через Помощника нашего, Духа Святого, дал мне возможность обнажить перед вами эту «красную нить» от начала до конца. Одна из тех вещей, что мы, люди, действительно умеем делать, так это разделять и расчленять. Тем не менее эта способность может быть полезной и позволит добросовестным людям усердно искать и находить массу подобий и таким образом систематизировать свои знания. Именно так обстоит дело с теми, кто любит Бога: чем больше они критически анализируют действительность, тем больше познают. Их радует возможность отыскать мельчайшие грани полноценного бриллианта Божьей святости.
Я верю, что Дух Святой поможет мне раскрыть перед вами значение Завета, скрепленного Кровью, именно в том свете, который очень важно заметить и постичь. Я учитываю также, что читающие эту книгу уже кое-что отметили для себя ранее по данной теме и теперь жаждут углубить свои знания.
2. Первоначальный союз
Прежде всего давайте отметим, что Ветхий Завет и Новый Завет можно определить как Старый договор и Новый договор. В Библии говорится также и о других союзах, но все они подчинены основным – Старому и Новому. В Послании к Евреям 8:6 сказано, что Бог предусмотрел лучший завет, «который утвержден на лучших обетованиях», потому что его участник Иисус Христос.
Но, чтобы понять разницу, необходимо изучить сначала старый договор. Почему второй лучше первого? Почему Новый Завет важнее и превосходнее Ветхого?
Что же такое кровный союз?
Давайте исследуем оба завета, чтобы понять разницу между ними. И прежде всего уясним себе, что означает само слово «завет». Мы употребляем его в современной интерпретации как «союз», «договор», и оно означает соглашение между двумя людьми или группами. Заключение союза (завета) накладывает те или иные обязательства. Договор может быть заключен в устной форме или зафиксирован в документе, подписанном обеими сторонами.
Но в Библии говорится о кровном союзе, о завете, скрепленном пролитием крови. Есть ли разница между нашим представлением о таком союзе и его библейским значением? И да, и нет.
В Ветхом Завете употребляется еврейское слово «берит». Буквально оно означает «разрезать», «делать надрез» так, чтобы из него текла кровь. Этому должно быть какое-то объяснение, причина. И мы находим его, вспомнив, что произошло в Едемском саду после того, как люди согрешили против Бога. Господь позволил невинному животному умереть вместо них. Ибо последствие греха – смерть. Согрешить против Бога – значит потерять жизнь.
Шкура жертвенных животных «прикрыла» духовную наготу согрешивших, и через пролитие крови невинных животных первым людям было дано прощение «в кредит». Этот момент и стал началом кровного союза между Богом и человеком. Он сопровождался обещанием, что «семя жены… поразит змея в голову». На языке восточных народов это означает, что у змея будет отобрана корона правителя. Иначе говоря, речь шла о том, чтобы лишить дьявола власти.
Значение завета падшие люди понимали с самого начала: мы видим, например, Каина и Авеля, приносящих жертвы в подтверждение союза. «Авель… принес от первородных стада своего… и презрел Господь на Авеля и на дар его.» Но Бог не принял «плоды земли», принесенные Каином. Почему? Потому что только кровь, пролитая взамен крови грешника, могла покрыть грех человека. Каин знал об этом, но проявил непослушание. Он надменно решил, что дела его собственных рук – достаточная жертва Богу.
Таким образом, мы видим, что с сотворения мира завет всегда представлял собой кровный союз. Заменить кровь не могли никакие, даже самые добрые дела человека.
И так было во все времена, во всех примитивных религиях, имевших хоть какое-то отношение к иудаизму или даже не имевших такого отношения вовсе. Но в примитивных религиях кровный союз – это лишь искаженная копия того, что однажды было дано людям Господом, а затем обновлено через завет с Авраамом. Сатана взял за правило извращать всякую истину, исходящую от Бога.
По сведениям доктора Х. Клэй Трумбла, кровный договор практикуется в Китае, Индии, Африке и на многих островах Индийского океана. Американские индейцы заключают кровные союзы до сегодня. В примитивных религиях союзы имеют различную форму, но все они, однако, являются отражением первоначального библейского факта.
Права и обязанности
Доктор Ливингстон и мистер Стенли проработали в Африке много лет, и ни разу им не приходилось слышать о случае нарушения кровного договора, заключался ли он между двумя людьми или между целыми племенами. Ибо человек не может нарушить договор, скрепленный кровью, без того, чтобы ужасные последствия не постигли несколько поколений его семьи.
Стенли рассказывает в своей биографии, что он заключил сто двадцать союзов с различными африканскими племенами и каждый раз он должен был делать глубокий порез на теле. Это значит, что на его руках сохранялись видимые следы – по числу заключенных им союзов. Чаще всего в рану втирается какая-нибудь краска, чтобы хорошо заметный памятный знак свидетельствовал о том, что человек вошел в кровный союз с сильными людьми.
Заключившие союз со Стенли взяли на себя обязательство отдать за него, если потребуется, свою жизнь. Они должны были защищать его во всех опасных ситуациях, так что он мог путешествовать по Африке безо всякого страха. Чтобы обезопасить себя, Стэнли достаточно было показать рубцы на руках, свидетельствовавшие о том, что он состоит в кровном союзе с сотней вождей разных племен! Враг прекрасно понимал, какие последствия ожидают его и всю его семью, если он хоть чем-нибудь повредит миссионеру.
Если же кто-то нарушал в Африке кровный договор, то его собственная мать или жена, или другой близкий родственник должны были убить его. Возмездия было не избежать. Так свято соблюдался союз, скрепленный кровью, примитивными языческими народами.
Кровный договор не может быть аннулирован. Иначе же самого клятвопреступника и его семью ожидает смерть. Ибо дети, внуки и другие потомки до нескольких поколений обязаны соблюдать договор с родственниками и потомками человека, впервые его заключившего. Вследствие кровного союза партнеры брали на себя ответственность друг за друга. И это относилось ко всем случаям, безо всяких исключений. Таким образом сотрудничество, ответственность, взаимовыручка возводились в неизменный закон.
Заключаемый кровный договор предполагал три основные обязанности сторон. Прежде всего защиту от врагов. Многие малочисленные слабые племена Африки давно были бы уничтожены, если бы не охрана кровного союза, заключенного с сильнейшими соседями. Поэтому при столкновении даже с небольшим войском противник должен был учитывать предстоящие осложнения отношений с другими, может быть, даже несколькими, превосходящими его по силе, племенами. Война против одного племени означала войну против всех его союзников. Вторая обязанность участников завета – поддержка друг друга в повседневных делах. Вместо того, чтобы отчаянно конкурировать, союзники должны были поддерживать друг друга и помогать вести торговые дела. И третья составляющая завета – глубокая личная дружба. Если два человека любили друг друга так же, как Давид и Ионафан, они могли заключить союз и объявить себя «побратимами», то есть стать столь же близки, как единокровные братья.
Ветхий Завет повествует о многих людях, заключивших друг с другом такой завет. Все они отдавали себе отчет в том, какие права и обязанности налагает на них союз, скрепленный кровью.
Как заключался союз
При заключении кровного договора совершались различные ритуалы. Поговорим здесь о некоторых из них. Подобные традиции существуют до сих пор у различных примитивных народов.
Вступавшие в союз делали порез на ладони и затем пожимали друг другу руки, чтобы их кровь при рукопожатии смешивалась. С этого момента они становились побратимами. Не отсюда ли началось рукопожатие? Этот знак дружелюбия, действительно, берет свое начало со времен заключения кровных союзов между людьми, которых связывала неразрывная дружба.
Я сам наблюдал, например, в Индии, что люди остерегаются пожимать руку кому попало. Для меня было удивительно видеть, как один человек отказался замечать руку, протянутую ему доктором Стэнли Джонсом, и тем более пожимать ее. А это происходило на вечере, устроенном в честь самого доктора Джонса.
Рукопожатие среди народов, практикующих кровные союзы, налагает определенные обязанности и имеет гораздо большее значение, чем для нас сегодня.
Есть еще один ритуал, о котором мы читаем в Ветхом Завете: участники союза делали надрез на правом запястье, а потом друзья соприкасались руками так, чтобы дать крови перемешаться. Такой ритуал в некоторых местах соблюдают до сих пор.
И третий вариант. Крови давали капать из раны в чашу с вином и затем из нее пили оба побратима.
Подобный ритуал, конечно, не практиковался среди библейского народа. Существует мнение, что он развился в каннибализм (людоедство) с его мрачными, демоническими идеями. Каннибалы верят, что если съешь руку человека, то получишь силу, которой обладала эта рука, а если ногу – то ноги станут крепче. Съесть сердце другого человека – значит продлить свою жизнь. И до сих пор существует суеверие, что, съедая ту или иную часть тела животного, человек получает дополнительную силу в соответствующей части своего тела. Но глубочайшее значение кровного договора на самом деле состоит в том, что каждый из союзников посвящает свою жизнь другому. Двое становятся одним целым.
Бывало также, что в ритуалах кровь животных заменяла человеческую. Это практиковалось и в Ветхом Завете. Мы видим в книге Чисел (3 гл.), что Бог принимал подобные жертвоприношения, и в таком случае кровь животных заменяла кровь грешников, покрывая грехи людей.
Заключение кровного союза в Ветхом Завете
Давайте рассмотрим случаи кровных союзов, практиковавшихся еврейским народом. Откроем 15-ю главу книги Бытия. Мы уже отметили, что слово «завет» произошло от еврейского слова «берит» – «надрезать до крови». Мы подчеркнули также, что даже небиблейские кровные договоры, которые заключаются до сего дня, представляют собой наиболее прочные и надежные союзы, которые когда-либо знало человечество. Подобный договор не может быть аннулирован. Побратимы клятвенно обещают отдать свою жизнь друг за друга, поддерживать и охранять друг друга до тех пор, пока смерть не разлучит их.
Факты Ветхого Завета говорят о том, что брак также является кровным союзом (см. Малах. 2:14-16; Притчи 2:17).
В старинных символических обрядах мы можем усмотреть отголоски кровного союза. Жених и невеста, например, вместе разрезают свадебный торт и кормят им друг друга, как бы показывая этим: я вхожу в тебя, а ты в меня; мы оба теперь будем одним целым. Этот символический акт становится реальностью во время первой брачной ночи, сопровождаемой пролитием крови невесты. Обручальное кольцо на безымянном пальце – это символ неразрывной связи. Считается, что именно этот палец находится в прямом контакте с сердцем человека. И поскольку сердце имеет наиважнейшее значение для жизни тела, оно стало символом любви. Когда мы говорим «сердце», мы имеем в виду именно внутреннюю, сокровенную сущность человека. Когда мы «отдаем свое сердце», это значит, что мы любим, не требуя ничего взамен. Наша жизнь принадлежит любимому навеки и без остатка.
Особый ритуал
Евреи, заключая кровный союз, совершали определенный ритуал, перешедший затем и в другие народы. Этот ритуал состоял из нескольких церемониальных фаз.
Прежде всего двое заключавших союз обменивались плащами. Плащ символизировал самого человека, и такой обмен означал: «Я отдаю свою жизнь и все, чем владею, в твое распоряжение».
После этого мужчины менялись ремнями. В те времена ремень служил не для поддержания брюк, а для ношения оружия – ножа, колчана или меча. Так что символически они отдавали друг другу все, что служило средством безопасности и самозащиты. Таким образом они как бы говорили: «Тот, кто нападет на тебя, нападает на меня. Я обязуюсь сражаться на твоей стороне. Я буду помогать тебе и охранять тебя в минуту опасности, не жалея сил».
Следующая церемония включала пролитие крови. Животное разрезалось вдоль всего тела на две равные части. Их клали хребтом друг к другу, оставляя между ними место, на котором входящие в союз также становились спиной друг к другу. Затем они проходили вокруг рассеченного животного, описывая таким образом восьмерку – символ вечности. Затем они вновь встречались в центре, но уже лицом к лицу. Этот ритуал имел следующее значение: умереть для себя самого и жить для другого до самой смерти. Кроме того, участники завета показывали на окровавленное животное и говорили: «Так пусть поступит со мною Бог, если я когда-нибудь нарушу договор. Пусть меня разрубят на куски и бросят на съедение хищным птицам, если я нарушу этот святой союз». Эту тайную клятву произносят и доныне.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».