
Полная версия
Мыльный Пузырь, или Приключения в Кукольном городке
Они хорошенько осмотрели все вокруг крыльца и действительно не нашли самого главного инструмента строителя.
– Тогда попробуем заколотить его камнем, – предложил Бумжик. – В подвале… А?.. Там нам никто не увидит.
Наконец, Чечолка согласилась. Они выбрали самый большой гвоздь и, подпрыгивая от радости, спустились по лесенке в подвал. Входная дверь не закрывалась на замок, потому что хранить в чуланах было пока нечего.
– А где же его можно вбить? – разочарованно произнесла девочка, оглядываясь по сторонам. Стены здесь оказались сделанными из кирпича, и вокруг не было ни дощечки.
Бумжик расстроился еще сильнее: мальчишкам всегда хочется показать себя настоящими героями. А тут такая неудача!
Обойдя весь подвал, он не отыскал ни одной деревяшки.
– Что же нам с ним делать? – спросила Чечолка. – Положим обратно в ящик?
Но в тот самый момент ребята услышали голоса вернувшихся после обеда рабочих.
– Нет, – замотал головой Бумжик. Он представил себе, как будет вытаскивать из кармана украденный гвоздь и под укоризненным взглядом строителей класть его на место… Мальчику сделалось страшно стыдно, и он снова замотал головой:
– Нет… Давай лучше спрячем.
Чечолка подумала немного и согласилась.
– А куда?
Они во второй раз осмотрели все чуланы и в одном месте нашли зарешеченной отверстие, по которому влажный теплый воздух должен подниматься наверх – для проветривания подвала.
– Вот сюда!
Бумжик сунул гвоздь сквозь решетку, и только шляпка осталась торчать снаружи. Но в полутьме заметить ее было трудно, потому что решетка тоже имела серый цвет.
– Когда начнем ходить в школу – заберем, – сказал мальчик, и Чечолка кивнула.
Они двинулись к выходу из подвала и, улучшив момент, незаметно выбрались наверх. Ящик с гвоздями уже исчез. Мастер Запонка забрался на стропила под крышей и оттуда доносились гулкие удары его молотка.
– Эй, пострелята, уходите-ка отсюда! – услышали дети голос рабочего. – Кто вас пустил?.. Здесь очень опасно!
Они вышли со стройплощадки грустные и уже не слышали, как сердился на себя самого Запонка. Ему не хватило всего одного гвоздя, чтобы надежно укрепить крышу. Вчера он подсчитал нужное количество, за ночь наделал их – и вот – поди ж ты! Видно, ошибся при счете…
А что, без одного нельзя, спросите вы? Знаете, что в таком случае ответил бы мастер? Крышу можно соорудить и вовсе без гвоздей, но если подует ветер, ее разметет, как хворост. Один гвоздь – невелика важность, только при урагане даже такая мелочь будет иметь значение.
ГЛАВА 7
о том, как Мыльный Пузырь повстречался с мастером Запонкой
В один из вечеров вышел мастер Запонка на крыльцо дома подышать свежим воздухом. Солнце только-только село за горизонт, и с другого края неба поднималась большущая луна в окружении мерцающих звезд.
Поднял Запонка лицо, полюбовался надвигающейся ночью и вдруг подумал:
«А откуда, интересно, берутся звезды? Ведь их так много, и каждый вечер они разные: то ярче сделаются, то цвет изменят…Кто же их выпускает на удивление всему миру, а потом снова собирает в мешок? Слышал я, будто это осколки Солнца. Пройдет оно от края до края неба свой путь, ударится о горизонт – и разбивается на мелкие кусочки. Самый большой называется Луной…»
Мастер так увлекся, что не заметил, как начал думать вслух. Он сидел на крыльце своего домика и говорил вполголоса, но оказалось, кто-то все равно подслушал его. Из темноты донеслось насмешливое:
– Это враки и небывальщина. Те, кто вам такое сказал, ничего не смыслят не только в астрономии и астрологии, но даже в геометрии и географии.
Запонка вздрогнул. Он всмотрелся в наступающий мрак, но никого не увидел. Тогда, подумав немного над ответом невидимки, решил, что должен обидеться, если не получит объяснение.
– Я слышал это от кукол, которых уважают все соседи. И им нет никакой нужды придумывать небылицы, – проговорил мастер.
– Что же, значит, их просто неправильно научили, – важно согласился голос. – Я давно летаю по свету и с каждым днем убеждаюсь, как мало вокруг настоящего знания.
– Это правда, – вздохнул тогда Запонка. – Когда-то давно волшебник Докус показал некоторым куклам, как надо читать и писать, но до сих пор это умеют делать не все. Да и школу мы открыли только сегодня.
– Вот-вот, – обрадовался невидимый гость. – Я так и думал… Истинное знание всегда видно издалека… Мой учитель – Мудрейший Кучеряга – говорил порою: «Если хотите, чтобы вас не только слушали, но и услышали – говорите правду!»
Вы спросите, как же так получилось, что Мыльный Пузырь (а ведь именно он вел беседу с мастером на крыльце кукольного домика), пусть даже слетевший с рук волшебника и родившийся после открытия замечательного заклинания, сумел убедить Зайчиху, что она плохая воспитательница? А еще спастись от Паука и обмануть его? Даже мастеру Запонке показаться очень умным собеседником!
Я объясню. Дело в том, что одним и тем же куском мыла волшебник Докус пользовался целый месяц и даже дольше. Все это время он, вечерами выходя во двор, спорил с ученым вороном о своих колдовских премудростях, а иной раз и сам с собой разговаривал – водится такая привычка за некоторыми рассеянными людьми.
Обмылочек все слышал и запоминал, не зная еще, пригодится ему это или нет.
Скажу вам по секрету, работа волшебника требует очень больших знаний. Потому и в астрономии с астрологией, и в геометрии с географией и еще в десятке других наук Докус разбирался очень хорошо.
Конечно, не мог Мыльный Пузырь за какой-то месяц выучить столько же. Просто он понабрался умных слов, иногда мог и сказать их с толком и к месту. Но если заставить его объяснить, что он такое говорит, Пузырь ни за что не сумел бы.
Но ведь Запонка-то об это не догадывался!
Он сидел, изумленный речами гостя, и только изредка поддакивал ему.
– За тридевять земель отсюда стоит огромный волшебный замок. Там живет ужасный Дракон. Но охраняет он не простые сокровища, которых в замке видимо-невидимо, а небольшой сундук…
– Осо-обенный? – спросил зачарованный мастер.
– Еще какой! – отозвался голос. – Лежат в нем три книги. Всякий может почитать их. Но, коли не успеешь за одну ночь – тут Дракон и съест тебя на месте…
– А как же он узнает, прочел я или нет? – удивился Запонка, и с горечью подумал, что уж он-то наверняка не одолеет сразу три книги: ведь за всю жизнь он не сумел выкроить время даже для одной.
– Дракон задает сложные загадки. Прочитавший книги становится мудрейшим из мудрых, ученейшим из ученых, для него ответить на вопросы – пара пустяков. К тому же, – голос невидимки сделался насмешливым, – глупцы и бестолковые люди обычно много говорят и ничего не смыслят в науках…
Запонка прикусил язык. Чего доброго, еще подумает гость, что мастер – самый бестолковый и глупый в городе… Лучше уж не болтать лишнего…
– Если бы у меня было время, – продолжал Мыльный Пузырь из темноты, – я рассказал бы тебе о том, откуда берутся звезды, и кто рассыпает их по небу. Это очень интересно, хотя даже Великий Кучеряга не знает все до конца. А ведь он самый первый из тех, кто залез в сундук и сумел прочитать три книги!.. Да, о чем я говорил?
– О… звездах, – еще сильнее растерялся Запонка.
– Ага!.. Так ты, наверно, никогда не пробовал их сосчитать?
– Н-нет…
– А созвездия? Слышал ли ты о созвездиях?
Мастер только вздохнул: ничегошеньки-то он не слышал.
А сколько всего ему хотелось бы узнать!
Например, если Земля плоская, то на чем она лежит? Вот тарелку можно поставить на стол или спустить на пол… А Землю?
Почему птицы летают, а куклы, как ни стараются изо всех сил махать руками, не могут даже на вершок от дороги оторваться?
И еще: откуда берется время? Если оно идет, значит, у него есть ноги и можно ждать, что завтра или через неделю оно появится и в Кукольном городке?
Да и это не все!.. Но высказать разом так много вопросов значило показать себя слишком необразованным. А Запонке было стыдно.
– Может быть, вы… э-э… выйдете, и мы… гм… познакомимся, – наконец проговорил он, запинаясь.
– А я уже перед вами! – ответил голос.
– П-простите… но я никого не вижу…
– Дело в том, что я… как бы это сказать… черного цвета. Поэтому меня незаметно в темноте. У вас есть фонарь над крыльцом?
– Конечно! Я сейчас его зажгу! – И мастер торопливо засветил свой большой дворовый фонарь. Только тогда он увидел Мыльного Пузыря.
Наверно, вы думаете, что Запонка сильно удивился, узнав, что столько времени разговаривал с темным шаром, на котором глаза-то различить можно лишь с трудом, не то, что рот и щеки? Нет, совсем не удивился. Ведь в стране, где он жил, иной раз умел говорить и фонарный столб. Правда, не все столбы оказывались такими, иначе от их трескучей болтовни невозможно было бы выйти на улицу. И к счастью, в нашу историю они не попадут…
– Очень приятно. – Запонка хотел пожать новому знакомому руку, но тот испуганно отлетел на три шага:
– Нет-нет!.. Я не люблю этого…
Наверно, вы сами уже догадались, почему. Просто Мыльный Пузырь боялся лопнуть.
Они еще немного побеседовали, потом мастер пригласил гостя в дом на ночлег, но тот отказался:
– Я нашел себе прекрасное местечко…
И они распрощались, уговорившись встретиться на другой день.
Запонка лег в постель, но до самой глубокой ночи виделись ему удивительные страны, огромные дворцы с волшебными сундуками и ужасные Драконы, сидящие на страже.
А Пузырь устроился на чердаке новой школы. Там было тепло и не дул ветер – лучшего и не придумаешь.
ГЛАВА 8
в которой Спаржик узнает удивительные вещи
Спаржик совсем выбился из сил. Только вставало солнце, он торопился к друзьям, знакомым и ухаживал за их садами. Сделает все побыстрее – и назад. Даже обедать иной раз забывал, так его раззадорило!
Вы, конечно, помните, что случилось. Он нашел среди старых вещей непонятную книжку, которую не сумел прочитать даже доктор Тампонкин.
Тампонкина Спаржик очень уважал: ведь тот знал целых два языка! Одним пользовался в разговоре, а другим – когда выписывал своим больным рецепты.
И если уж не разобрал доктор ни слова – значит, мудреной оказалась книга.
– Кто вас только выдумал! – глядя сквозь купленные толстые очки на буковки, говорил садовник. – Никак не прочитать!.. Может, вы какие-нибудь неправильные?
Вначале он обрадовался такой мысли! Ведь если слова в книжке неправильные, то и понять их невозможно. Но посмотрел на удивительные чертежи, которых много было на каждой странице – и снова задумался. Нет, не станут умные люди трудиться над тем, что потом окажется бесполезным. Видно, не хватает просто знаний бедному Спарнику. Эх, если бы научиться читать!..
– Узнал бы я тогда, какие плоды растут на краю земли. Говорят, огромные, что твой дом!.. Да-а, – протянул садовник мечтательно. – А мои груши, наверно, не хуже… Хоть и не так велики, зато сладкие, как сахар… И сочные!
Он почесал затылок, повертел в руках книжку и продолжал думать:
– Вот бы съездить туда да привезти несколько диковинных деревьев. Пусть маленьких, но чтобы росли на них не простые яблоки или вишни, а… – Спаржик даже слова не нашел, так ему хотелось необыкновенного.
– Я бы вначале разобрался, в чем дело. Если груши меньше, чем дом, значит, с деревом что-то случилось. Может быть, оно заболело, и его надо лечить. А может, просто капризничает…
Спаржик сидел на садовой веранде, у которой была не достроена крыша, с заветной книжкой в руках и думал, что находится в саду один. Каково же было его удивление, когда после прозвучавших слов из-за густой кроны вишневого дерева появился круглый и темный шар со строго нахмуренными бровями. Мыльный Пузырь подбоченился и добавил:
– В таком случае их нужно строго наказать…
– К-как? – шепотом спросил садовник. Он растерялся от неожиданности. Кроме того, гость произвел на него большое впечатление – даже спрашивать, кто он такой, Спаржик сразу побоялся.
– Не отпускать на прогулку по воскресеньям.
– Так они… – Закончить фразу хозяин не успел: голова у него закружилась, и он все-таки потерял сознание, упав в крапиву. Правда, через секунду очнулся и договорил: – … не могут гулять!
– Деревья, которые растут в моем саду, могут! – отозвался Пузырь, подлетевший теперь ближе к садовнику. – Когда я разрешаю… Но чаще им приходится просто стоять на одном месте и молча расти. В огороде посажено столько всего, что не успеешь с каждым листиком словом перемолвиться – уже наступает вечер. Поэтому я стараюсь с ними много не болтать…
– Чудеса-а! – пропел Спаржик, подпрыгнув от радости. Ему сразу захотелось расспросить незнакомца еще: похоже, что тот видел много по-настоящему необыкновенного.
– Ничего особенного, – отозвался Мыльный Пузырь. – У нас есть кое-что поинтереснее.
– Что? – У садовника разгорелись глаза: наконец-то он услышит то, о чем мечтал всю жизнь.
– Лающие скамейки, например…
– Эх!
– Дома, насвистывающие песенки…
– Ух!
– Самоходные горы и железные реки…
– И-их!..
– А еще: летающие стулья, каменные одеяла, черные звезды, говорящие рыбы, слоны величиной с блоху…
– Где же находится ваш город? – восхищенно спросил Спаржик.
– На краю света.
– А можно ли туда добраться?.. Страсть как хочется посмотреть на все диковины. Хоть одним глазком!..
– Если одолеешь по пути двадцать морей, девятнадцать гор, восемнадцать рек, семнадцать ущелий, шестнадцать лесов дремучих, пятнадцать болот шипучих, четырнадцать канав широких, тринадцать луж глубоких… и еще много других опасностей – тогда и доберешься до самого широкого, глубокого, страшного и шипучего океана. Переплыви через него – там и будет край света.
– Ой, как далеко! – огорчился садовник. – Мне за целую жизнь не добраться!
– Не огорчайся. Я уже побывал там и могу рассказать, если тебе очень захочется послушать…
– Захочется! Мне захочется! – торопливо закивал головой Спаржик и даже подскочил от радости. Еще бы! Не каждому доводится повстречать странника, повидавшего весь мир!
И вдруг садовник подпрыгнул еще раз – на этот раз от неожиданности. Дело в том, что в голову ему пришла изумительная мысль. А что, если такой умный гость знает разные языки и сможет прочесть его загадочную книжку?
ГЛАВА 9 о том, как Спаржик почувствовал себя счастливым
– Послушайте! – воскликнул садовник. – У меня есть одна книжка, которую не может прочитать никто в нашем городке. Вот она!.. Не посмотрите ли вы ее?
– Почему же не посмотреть, – самодовольно ответил Мыльный Пузырь. Он уже почувствовал себя самым умным среди кукол. – Мне совсем не трудно, если вы положите ее на стол и будете перелистывать страницы. У нас, Пузырей, для этого всегда имеются помощники. Своего я, правда, оставил недалеко отсюда – за двумя горами и десятью реками… Он объелся недоспелой сливы, и у него заболел живот. Я дожидаюсь его в вашем городе…
Пузырь подлетел к Спаржику ближе, а тот открыл книгу.
– Так-так… Значит, говоришь, никто не может прочитать?
– Да… Даже доктор Тампонкин сказал, что это не латинус.
– Фи! Латинус… Сейчас на латинусе не пишут ни одной книги. Весь мир уже забыл его… А ваш Тампонкин просто отстал от времени…
В другой раз, может, Спаржику стало бы обидно за своего приятеля. Но ведь доктор действительно не прочел ни одного слова из целой книги. А гость, кажется, нисколько не испугался непонятных буквочек. Вдруг возьмет – и одолеет? Вот какая большая голова! К тому же темная… Сразу видно, что набита мозгами, иначе просвечивалась бы насквозь, как обыкновенный мыльный пузырь.
– Эге! – произнес торжественно Пузырь и взвился ввысь. – Знаком, знаком мне этот язык…
– Правда? – изумился Спаржик.
– Да. Ох, и сложен он, скажу по секрету!
– Но вы разберете?.. – Садовник тоже вскочил со стула.
Гость неторопливо опустился над столом и ответил:
– Конечно.
И тут Спаржик не выдержал. Радость так переполнила его, что он закричал во весь голос:
– Ур-ра-а!..
В этот момент калитка сада скрипнула, и на тропинке, ведущей к дому, появился мастер Запонка.
Запонка и Спаржик тоже были большими приятелями. Они жили на одной улице и часто встречались в булочной пекаря Куралесика. Приветствовали друг друга, интересовались, как здоровье, как идут дела, а потом торопливо расходились: один, например, на Цветочный бульвар чинить покосившийся забор, другой – в Сиреневый переулок окучивать подросшую капусту.
Реже удавалось им заскочить к соседу в гости, и тогда они пили чай с замечательным вареньем, которое у Спаржика никогда не переводилось. Специально для таких случаев мастер Запонка сделал два одинаковых самовара: один – приятелю, второй – себе. И уж такие они вышли красивые, что любоваться на них приходили даже другие куклы.
Так вот, радостный крик садовника «Ур-ра-а!» Запонка услышал возле самой калитки. Он удивился, потому что давно не видел приятеля таким веселым.
«Интересно, что это его так раззадорило?» – подумал мастер, пробираясь между колючими кустами, заполонившими сад. Они уже захватывали дорожку и вскоре, наверно, должны были закрыть ее.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.