bannerbanner
Карточный домик
Карточный домик

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Сергей Громов

Карточный домик

Олег закончил совещание и отпустил сотрудников по рабочим местам. Решил попить кофе, не беспокоя свою секретаршу. Включил кофемашину и, пока она работала, просматривал бумаги, стоя возле неё. Раздался звонок из приёмной, с сожалением оторвавшись от бумаг, а времени сегодня было и так мало, ответил:

– Галина! Слушаю тебя.

– Олег Викторович, тут к вам на приём Андрей Николаевич просится, сказал по делу, не терпящему отлагательств.

– Слушай, скажи, что я его приму через пять минут.

– Хорошо.

Олег задумался, зачем он вдруг понадобился Андрею? Он с ним был знаком уже давно, можно сказать, они были друзьями. Сложилось так, что и в университете учились вместе, на одном курсе. И, если честно говорить, то Олег вылезал в учёбе только за счёт Андрея. Но жизнь распорядилась так, что Олег, по окончании учёбы, устроился на хорошую должность. Там, прогнувшись перед руководством, быстро стал начальником отдела, а затем и заместителем директора. Именно тогда он и привёл в фирму на должность инженера Андрея. Это было жестом дружбы и своеобразным возвратом долга за помощь во время учёбы. Олег искренне верил, что талантливый и умный Андрей быстро освоится и пойдёт вверх. Но всё пошло не так. Андрей был блестящим специалистом. Он генерировал идеи, находил нестандартные решения сложнейших задач, его чертежи были безупречны, а расчёты точны. Но он был инженером до кончиков пальцев. Его стихией были схемы и формулы, а не отчёты, совещания и тонкая игра с начальством. Он говорил то, что думал, не задумываясь о последствиях, и терпеть не мог лесть и офисные интриги. Олег же, напротив, в этой сфере чувствовал себя как рыба в воде. Он мастерски подавал идеи Андрея как свои собственные на совете директоров, умело брал на себя ответственность за успехи и ловко перекладывал вину за промахи на других. Он быстро шагал по карьерной лестнице. Сначала стал заместителем директора, затем директором. Его кабинет стал больше, у него появилась симпатичная секретарша. Андрей за все эти годы поднялся лишь до старшего инженера. Он по-прежнему был тем самым «мозгом», который двигал вперёд ключевые проекты компании, в то время как Олег получал за них премии и похвалы. Их дружба постепенно становилась всё более формальной. Общие темы исчерпались, остались лишь воспоминания о студенчестве, да редкие разговоры о работе, в которых Олег занимал позицию снисходительного покровителя.

Было ещё одно. Жена Андрея Татьяна стала его любовницей. Олег понимал подлость своего поступка, но она ему нравилась с университета, но тогда он выбрал свою сегодняшнюю жену Лизу. Расставаться с которой не хотел. У них росло двое детей и, как бы то ни было, он их любил. И вот этот звонок, дело, не терпящее отлагательств. У Олега защемило в груди нехорошее смутное предчувствие. Он допил кофе, поставил чашку и медленно прошёлся по кабинету. Что могло случиться? Андрей никогда не настаивал на срочных встречах. Может, у него проблемы в семье? Нужна помощь? Или он наконец-то что-то понял, и сегодняшняя встреча с Олега и Татьяны сорвётся. А он только вчера отправил свою жену Лизу к родителям.

Ровно через пять минут дверь в кабинет открылась. На пороге стоял Андрей. Он выглядел, как обычно, спокойный, собранный, лишь в глазах читалась непривычная твёрдость. Олег, показывая на кресло, сказал:

– Андрей, проходи, присаживайся, может, кофе? Галина сказала, дело срочное. Что-то случилось?

– Олег Викторович, ты определись: или кофе, или разговор о срочном?

– Андрей, что ты так официально? Мы же друзья. Кофе я, всё-таки, сделаю.

Через несколько минут Олег поставил на журнальный столик возле кресла, где сидел Андрей, две чашки кофе и вазу с конфетами. Андрей кивнул, и сказал:

– Ты же знаешь, я сладкое не употребляю.

– Знаю, а я употребляю. Не хочешь, не ешь. Пей кофе и рассказывай, что случилось.

– Случилось то, что должно было случиться давно, Олег.

– Ты давай конкретику.

– Я узнал, что моя жена изменяет мне.

Олег, присев в кресло напортив Андрея, отхлебнул кофе, делая вид, что это его удивило, спросил:

– Татьяна? Изменяет? С кем?

– А ты не догадываешься? Скажу так, сегодня в двенадцать дня у неё очередное свидание. На работе она уже предупредила, что её с обеда не будет, что она по делам идёт к заказчику.

– А на самом деле куда идёт?

– А мне это уже не интересно. Я всё решил, да и ты точно знаешь, куда она идёт. Что до меня. Я увольняюсь.

– Уходишь? Куда? Тебя переманил кто-то? Смелый шаг. Но я уверен, мы можем обсудить условия твоего сохранения. Зарплата, премии. Я всегда ценил твою работу.

– Ценил? Ты пользовался мною. И в конце концов забрался в койку моей жены. И мне надоело быть теневым рабочим в твоём успешном театре. Я не ухожу к конкурентам.

– Не говори ерунды, я никуда не забирался. И куда ты можешь уйти?

– Я открываю свою компанию. Небольшую инжиниринговую фирму. Уже есть первый проект и заинтересованные инвесторы. Как раз тот проект, который ты отверг на прошлом совещании как малоперспективный. Оказывается, перспективы у него очень даже есть. А вот это – фотографии твоих встреч с Татьяной. Снято у тебя на даче.

Олег почувствовал, как земля уходит из-под ног. Он действительно забраковал ту идею, потому что она требовала слишком много усилий и не сулила быстрой отдачи. А фотографии его любовных утех с Татьяной выбили почву из-под его ног. Он ответил:

– Андрей, это же авантюра! Бросить налаженную жизнь, стабильность. Мы друзья! Мы можем всё решить. А фотографии – это наверняка фейк. Их надо проверить на подлинность. Наверняка фотомонтаж. Тем более, что получены они незаконно.

– Олег, мы перестали быть друзьями, когда ты впервые присвоил себе мою идею и получил за неё повышение. А насчёт стабильности скажу так, твоя стабильность построена на моих идеях. И этот фундамент сейчас уходит из-под твоих ног. Ухожу не только я. Со мной уходят ещё три лучших инженера из моего отдела.

Олег быстро взвесил всё и сказал:

– Андрей, прошу, только Лизе ничего не говори.

– Лизе? Чего не говорить?

– Я встретился с Татьяной всего три раза. Я понимаю, что это было подло с моей стороны. Но наши встречи с этой минуты прекращаются. Прошу, не уходи. Я обещаю тебе, что с нового квартала, переведу тебя на должность заместителя директора.

Олег понимал, уход Андрея был для него нокаутом. Его потеря была болезненной, но вместе с ним и потеря ключевых специалистов – это катастрофа, которую сразу заметят учредители. Голос Олега дрогнул и он спросил:

– Ты уничтожаешь меня? Это твоя месть?

– Нет, мне это не нужно. Что касается Лизы, это она мне рассказала о твоей связи с Татьяной. И это она сделала видеозаписи с твоей дачи. Вернее сказать, со своей дачи. Ты даже не знаешь, что дом и дача принадлежат ей? Сейчас она уехала к родителям не на один день. Будет там, пока не завершится бракоразводной процесс.

– Какой процесс?

– Бракоразводный. Заявление на развод она подала за день до отъезда, вместе со мной. У нас с ней один адвокат. И ваши встречи с Татьяной продолжались не один день.

Андрей поставил чашку на стол, поднялся и направился к выходу. Но потом что-то вспомнив вернулся, сказал:

– Заявление на увольнение на столе, а вот это на прощание.

Андрей развернулся и нанёс Олегу мощный удар в челюсть, от которого тот рухнул в мягкое кресло.

Когда Олег очнулся, в кабинете никого не было. Кофе в его чашке остыл. Он смотрел на идеальную поверхность журнального столика, за которым так любил сидеть, и чувствовал, как почва уходит из-под ног. Его карьера, такой прочный и величественный замок, оказалась карточным домиком. И самый кирпичик, на котором всё держалось, только что спокойно покинул его кабинет. Голова кружилась и болела челюсть. Вызвал секретаршу, она вошла и Олег спросил:

– Андрей Николаевич давно ушёл?

– Да минут десять назад. Сказал, что вы велели к вам никого не пускать.

– А кто-нибудь приходил?

– Нет, никого не было. Только кадровичка заходила, заявления на увольнения забрала.

– Кто уволился?

– Из производственно-технического отдела три инженера. Ваш заместитель заявления им подписал.

– Вот ещё одно заявление, Андрей Николаевич оставил. Отнеси в кадры.

Андрей, после того, как вышел из кабинета и пояснил секретарше, что директор просил его не беспокоить, прошёл в свой кабинет и набрал телефон Лизы. Она ответила сразу:

– Лиза, всё в порядке. Я подал заявление на увольнение и озвучил причину.

– А чего мне не договариваешь?

– Ну, не удержался я, стукнул его легонько.

– А он тебя в полицию не сдаст?

– Не знаю. Всё может быть.

Лиза на другом конце провода вздохнула, но в её голосе слышалась скорее усталая улыбка, чем упрёк, и она спросила:

– Легонько? По твоим меркам легонько – это он на ногах остался?

– Нет, он в кресло рухнул. Но, думаю, очнулся быстро. Криков не было.

– Значит, совесть ещё не окончательно сожрана карьерой. Хотя бы не позвал охрану. А что он? Обещал золотые горы? Просил остаться?

– Как мы с тобой и предполагали, сначала отрицал всё, говорил про фейки и фотомонтаж. Потом предложил сделать меня замом. А в конце умолял ничего тебе не говорить. Было жалко смотреть.

– Ему сейчас не себя жалеть надо, а детей своих. И думать, как он будет объяснять им, почему папа больше не живёт с мамой. Хотя, он, наверное, уже придумал, как свалить всё на меня. Я же ушла первая, значит, я во всём и виновата.

Андрей помолчал, глядя в окно на серый городской пейзаж. Его собственный кабинет был маленьким и скромным, без видов на центр, но сейчас он казался ему самым свободным местом на земле. Он задумчиво сказал:

– Ты знаешь, Лиза, что самое странное? Мне его не жалко. И злорадства никакого нет. Просто какая-то пустота. Как будто я тащил на спине тяжёлый чемодан, а сегодня открыл его, а он полный камней. И я просто оставил его там, в том кабинете. И стало легко.

– Я понимаю. Ты свой долг ему отдал сполна. И даже переплатил. Слишком много.

Она помолчала, и Андрей услышал, как на заднем фоне щебечут дети. Лиза осторожно спросила:

– А что с Таней? Ты ей уже всё сказал?

– Нет. И не буду. Она в двенадцать уходит на своё свидание. Пусть идёт. Вернётся, найдёт мои вещи собранными и записку о том, что я знаю всё, и что мы закончили. Ключ от её квартиры на столе. Дальше это уже дело её и её адвоката.

– Жёстко.

– Честно. Я не собираюсь устраивать истерики и выслушивать её оправдания. Я не Олег, мне не нужен театр. Я просто ухожу.

– Ты прав. Просто странно. Столько лет мы все были вместе. Учились, дружили, женились, а теперь рухнуло всё и сразу.

– Это было гнилое всё. И рухнуло оно не сразу, а очень медленно и мучительно. Сегодня просто закончилось терпение. Как у тебя, так и у меня.

В трубке послышались гудки другого звонка на телефоне Лизы.

– Андрей, подожди секунду. Это секретарша с работы Олега. Беру трубку.

Андрей слышал, как Лиза переключила звонок, его сердце на мгновение ёкнуло. Но через минуту Лиза вернулась.

– Всё в порядке. Это Галина, секретарша. Вежливо поинтересовалась, не знаю ли я, где Олег Викторович. Он перестал отвечать на внутренний, а у него, якобы, через полчаса важное совещание с учредителями. Хотя на деле, у него свидание с Татьяной.

Андрей представил эту картину, невольно усмехнулся, спросил:

– Скажешь секретарше, где он?

– Нет. Я сказала, что не в курсе его рабочих планов и что по всем вопросам надо обращаться к нему или к его заместителю. Мои дела с этой фирмой окончены.

– Правильно. А что ты сейчас будешь делать?

– Помогу маме собирать малину для пирога. А потом надо ехать, устраивать детей в школу. Время быстро пролетит, и наступит первое сентября. А ты, чем займёшься?

– Надо фирму открывать новую.

– Да ты, как вроде, всё подготовил.

– Я за это и не волнуюсь. Но помню, что людей сорвал с работы и мне им скоро зарплату платить.

– А жена не отсудит у тебя половину твоей фирмы?

– Нет, по документам это предприятие открыл мой отец.

– То есть, совет моего адвоката тебе пригодился?

– Да. Это был дельный совет.

– Думаешь, Татьяна позарится на твоё предприятие?

– Ну, она же позарилась на твоего мужа.

Андрей и Лиза завершили разговор. Он собрал последние личные вещи со стола. Старую кружку, подаренную Олегом, оставил на столе. После чего вышел из кабинета, уже навсегда, не оглядываясь.

Олег сидел в своём кабинете, пытаясь собраться с мыслями и не реагируя на звонки телефона. Горький привкус остывшего кофе смешивался с металлическим привкусом крови на губе. Мир, который он так тщательно выстраивал годами, рухнул за пять минут беседы с Андреем. Он поднял телефон и набрал номер Лизы. Абонент был занят. Он попытался дозвониться снова, но снова гудки. В отчаянии он швырнул телефон на диван. Через несколько минут аппарат на столе зазвонил – внутренний номер секретарши.

– Олег Викторович, у вас Лиза Викторовна на линии. Соединить?

Сердце Олега ёкнуло. Он глубоко вздохнул, стараясь вернуть голосу твёрдость.

– Да, Галина, соединяй.

Щелчок, в трубке повисла тяжёлая, ледяная тишина. Олег первым нарушил молчание:

– Лиза? Ты где? Когда вернёшься? Нам нужно поговорить.

– Нам не о чем говорить, Олег. Все документы уже поданы. Мой адвокат свяжется с твоим.

– Какие документы?! О какой подаче документов речь? Лиза, это какое-то безумие! Остановись и вернись домой! Мы всё обсудим. Дети, нам о них надо думать.

– Не трогай детей, не смей использовать их в своих играх. Они единственное, что мешает мне высказать тебе всё, что я о тебе думаю.

– Я не играю! Я их люблю! И тебя люблю! Это всё какая-то ошибка, чья-то интрига! Андрей, он всё выдумал! У него кризис какой-то, он с ума сошёл от ревности!

– Олег, хватит. Я сама сделала эти записи. Я видела всё и слышала каждое слово, из ваших кроватных бесед. Ты даже на своей даче, которая записана на меня, не смог удержаться, чтобы не обсуждать со своей любовницей мои недостатки. Это было очень познавательно.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу