bannerbanner
Нефть и мир. «Семь сестер» – дом, который построил Джон
Нефть и мир. «Семь сестер» – дом, который построил Джон

Полная версия

Нефть и мир. «Семь сестер» – дом, который построил Джон

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

Нефть из регионального товара, торгуемого исключительно в северных штатах, превратилась в товар глобальный. Американский Север (нефть) пришел на смену Югу (труд, солнце, земля, хлопок, кукуруза). Углеводороды пришли на смену углеводам.

Рокфеллер отмечал, что до нефти не было продукта, который охватывал бы самые отдаленные уголки цивилизованных и нецивилизованных стран, но поступал при этом из одного источника. Он был убежден в миссионерской роли Standard Oil, несущей «новый свет» в мир темноты, считал компанию источником общественного прогресса.

Одним из создателей новой (нефтяной) Erie был будущий организатор «Черной пятницы» Джей Гулд. Он входил в правление реорганизованной Erie Railroad, а в 1968 году (после войны) захватил ее, став президентом и главным собственником, оттеснив Корнелиуса Вандербильта.

Территориально становление новой модели общественных отношений происходило буквально на пятачке в предельно сжатые сроки и в очень узком круге лиц. Все было тесно переплетено и спаяно, взаимосвязано и взаимозависимо.

Erie Railroad стала для Рокфеллера манной небесной. Для удушения конкурентов он использовал систему скидок при оптовых закупках больших объемов перевозки нефти и скрытые договоренности с руководством Erie о возвратных схемах при поставках нефти другими компаниями в пределах квот Standard Oil. Транспортная логистика долгое время была главным (сейчас – обязательным) инструментом управления мировым энергетическим рынком.


Иллюстрация 6. Карта железной дороги New York & Erie, 1855 год


Война открыла Рокфеллеру дорогу к богатству, в 1863 году он станет совладельцем самого крупного (505 барр/с) нефтеперерабатывающего завода в Кливленде. Два года спустя Рокфеллер полностью выкупит его у своего партнера. Того самого Мориса Кларка, с которым, согласно официальной историографии, создавал свой первый бизнес на накопленные 800 долл. и отцовский заем. (Переход эстафеты от англичанина Кларка к американцу Рокфеллеру носит знаковый характер, ниже это станет понятно. – Л. К.). Еще через пять лет Рокфеллер учредит Standard Oil.

Гарфилду Гражданская война откроет дорогу в большую политику. Накануне войны он был избран в сенат Огайо с предвыборной программой по расширению геологической разведки в штате (нефть в Огайо позже найдут). Но с первыми выстрелами Гарфилд решает пойти на войну и собирает целый полк волонтеров.

Полк позволил Гарфилду, который не имел военного опыта, сразу получить звание полковника. Но ненадолго. Очень быстро Гарфилд стал бригадным генералом, потом генерал-майором, а потом вернулся в политику. На какие средства начинающий юрист (в недавнем прошлом преподаватель колледжа) собрал полк, официальная историография 20-го президента США умалчивает (мы расскажем об этом в главе 5. – Л. К.).

Уже через год (в 1862-м) Гарфилд был избран от Огайо в Конгресс, где служил вплоть до своего президентства. Входил в самый влиятельный Комитет по путям и средствам, утверждавший все законопроекты, касающиеся налогообложения. Возглавлял Комитет по ассигнованиям (бюджетная политика) и Комитет по финансовым услугам (второе название – Банковский комитет), осуществляющий надзор за всей финансовой отраслью, включая ценные бумаги.

Заседая в Конгрессе, Гарфилд продолжал инвестировать в нефтяные участки Огайо и Пенсильвании[22]. Скачок цен на нефть до 13,75 долл. за баррель, происшедший после войны из-за увеличения спроса, разогнал добычу. Гарфилд писал тогда своему агенту, что обсуждал вопрос нефти с коллегами, «также участвующими в этом бизнесе, вам надо знать, что форму лихорадки, которая охватила Конгресс, нельзя назвать легкой»[23].

Гражданскую войну Севера и Юга питали не права человека, не борьба с рабством (базовая версия политического мифа о свободолюбивой Америке. – Л. К.). Войну всеми своими скважинами и амбициями их владельцев питала нефть Пенсильвании.

Уникальность этой войны не в ее социальных мотивах, а в том, что это было прямое (на ландшафте) столкновение двух цивилизаций, двух моделей общественного устройства, двух главных экономических дефляторов – биологической энергии (труд человека) и минеральной (нефть). Исторически сжатое, а потому легко наблюдаемое.

«Ты охотник или дичь. или действуешь, или устало плетешься сзади»[24]

Это было время старта новой эпохи, нового мировоззрения, нового восприятия жизни и отношения к ней. Время головокружительных взлетов и стремительных падений.

Зарождалась эпоха «Великого Гэтсби». Роскошь – как привлекательный образ. Богатство – как единственный мотив и двигатель прогресса. Брызги шампанского и желтые костюмы, искры фейерверков и красный «Бьюик» [Buick], блеск бриллиантов и джазовый оркестр. Бурлеск, вихрь страстей и ураган желаний…

Это было время всевластия бирж, корпораций, трестов, синдикатов и чудовищной коррупции. Время масонов и всевозможных секретных обществ. Время Гарфилда и Рокфеллера. Преддверие Золотого (многие называют его Позолоченным) века Америки. Работала система, а не люди. Формировалась модель углеводородного мироустройства.

Гражданская война открыла двери в новый дивный мир. С 1865 (окончание войны) по 1898 год посевы пшеницы в Америке выросли на 256 %, кукурузы – на 222 %, добыча угля – на 800 %, а длина железнодорожных путей – на 567 %. Доход на душу населения в США превысил аналогичный показатель Германии и Франции в 2 раза, Великобритании – на 50 %[25].

Динамо-машина, электрическая лампочка, электрическая плавильная печь, паровая турбина, генератор, трансформатор для передачи энергии на расстояние, мартеновская печь, двигатель внутреннего сгорания, автомобиль, авиация, дизель и реконструкция (переделка) всего мирового флота… Вот далеко не полный список технологических прорывов того (во многом загадочного для историков) периода. Не все они произошли в Америке, но все они связаны с нефтью. В первую очередь, с американской (другой на мировом рынке не было) нефтью. Поэтому самую большую выгоду из второй промышленной (технологической) революции извлекла именно Америка. Не только поэтому, но поэтому – в первую очередь.

Принято считать, что основой экономического скачка были новый способ выплавки стали, рост протяженности железных дорог и появление электричества. Это безусловно так.

Были и мартеновские печи, и железные дороги, и лампочка Эдисона. Но из дорогих игрушек в промышленные технологии (экономическое масштабирование, рост прибыли и инвестиций) они превратились только благодаря нефти.

Нефть резко (скачком) подняла общественный потенциал (запас прочности), расширила прогнозный горизонт (долгосрочность инвестиций), повысила предсказуемость будущего (гарантии), снизила риски (значимость сбережений и резервов), обеспечила больший уровень финансовой свободы.

Электрификация требует неизменного (постоянного), не привязанного к гидравлике источника первичной энергии. Нефть после изобретения паровой турбины стала таким источником, породив новый тип станков, конвейер и поточную систему производства. Железным дорогам нужна постоянная загрузка – товар, создающий неизменный трафик (сельхозпродукция является сезонным товаром). Нефть стала таким товаром на начальном этапе, вдохнув новую жизнь в мировую транспортную, торговую и финансовую системы.

Гражданская война в Америке была повивальной бабкой новой социально-экономической модели. Ее зарождение, отработка и становление проходили в пределах маленького территориального образования, включавшего в себя три североамериканских штата и узкий круг интересантов (реальные отцы-основатели).

Создавались новые механизмы построения общественной иерархии. Не власть (общество, система обратных связей), а бизнес (контракт, выгода) задавал политическую повестку. В Европе формат менялся через революции. В США – под благовидным предлогом войны за права чернокожих.

Официально бороться с рабством в США перестали уже в 1877 году. Тогда элиты Севера (нефть) и Юга (зерно, хлопок) вступили в сговор, получивший название «Компромисс – 1877». Результатом сговора стали вывод армии Севера из южных штатов и восстановление режима сегрегации. Гарфилд был одним из участников и творцов компромиссной сделки.

Неофициально бороться за права чернокожих перестали еще раньше. После окончания войны элита Юга в течение пяти лет вернула себе власть в законодательных органах штатов бывшей Конфедерации. Регулярная армия не могла противостоять партизанским, по сути своей, отрядам ку-клукс-клана, Белой лиги и Красных рубашек. Суды Линча и убийства чернокожих не прекращались. Черное население голосовало под диктовку белых.

На федеральном уровне голоса выборщиков от южных штатов очень быстро стали серьезной оппозиционной силой. Возник политический феномен под названием «Сплошной Юг» (согласованное голосование на президентских выборах. – Л. К.), который просуществовал вплоть до 1964 года, когда был принят Закон о гражданских правах, упразднивший расовую сегрегацию в США.

Север не мог не учитывать голоса Юга, поэтому закрывал глаза на «самоуправство» южан в отношении чернокожих. С начала 1870-х годов принимаемые в южных штатах законы Джима Кроу (эвфемизм, заменяющий слово «ниггер») восстановили расовую сегрегацию во всех общественных учреждениях де-факто. А в 1876 году южане практически приведут к власти своего президента Сэмюэля Джонса Тилдена.

Одним из пунктов программы Тилдена было возвращение к практике золотого стандарта. Юг (сельскохозяйственные штаты) сильнее всех страдал от спекулятивных игр с бумажным долларом (гринбэки Линкольна). Для Севера, вкусившего кредитные прелести бумажных денег («золотые игры» Гулда), возврат в прошлое был неприемлем, ломал уже сложившуюся и приносившую плоды модель. Главным камнем преткновения для Севера станет намерение сторонников Тилдена прекратить Реконструкцию.

Целью политики Реконструкции, начавшейся еще в ходе войны, была заявлена борьба с рабством и ку-клукс-кланом в южных штатах. Ее содержанием была адаптация Юга к новым нормам жизни, а механизмом реализации – кадровый контроль над местными выборными комиссиями (военные администрации). Последнее обстоятельство и стало причиной политического кризиса, который привел к Вормлийскому соглашению («Компромисс – 1877»).

На выборах в ноябре 1876 года Тилден наберет большинство голосов избирателей (50,9 %), а от выборщиков за него будет подано 184 голоса. За его противника Ратерфорда Бирчарда Хейса (губернатор Огайо) проголосует меньшинство (47,9 %), а от выборщиков будет подано всего 165 голосов. Оставались еще 20 выборных голосов (4 – Флорида, 8 – Луизиана, 7 – Южная Каролина, 1 – Орегон).

Тилдену для победы достаточно было всего одного голоса, Хейсу необходимы были все двадцать. Предварительный подсчет показывал, что в трех южных штатах (Флорида, Луизиана, Южная Каролина) победил Тилден, его начали даже поздравлять с президентством. Однако утром на следующий после выборов день The New York Times вышла с неожиданным заголовком «Результаты все еще неопределенны».

В спорные штаты от «партии Севера» отправились комиссии, которые добились через местные выборные органы признания нескольких тысяч голосов недействительными. Комиссией, прибывшей в Луизиану, руководил Гарфилд. Нижняя палата Конгресса США, где к тому времени «Сплошной Юг» захватил большинство, направила туда своих наблюдателей. В итоге в Вашингтон из всех четырех штатов пришли разные списки голосовавших с разными итогами.

Сложилась патовая ситуация. Конституционного выхода из нее не было. Сенат контролировали северяне. Палату представителей – южане. Тогда Конгресс принял закон о создании Избирательной комиссии для определения судьбы спорных голосов. Комиссия из 15 человек должна была включать в себя по семь представителей противоборствующих сторон. Пятнадцатым участником планировался независимый кандидат – представитель Верховного суда Дэвид Дэвис.

Пока закон о комиссии проходил через Конгресс, Дэвиса «выкупили». Иллинойс (нефтяной штат) выдвинул его в Сенат, а заменил Дэвиса другой представитель суда (сторонник Севера). В итоге в комиссии оказалось восемь «северных» мест против семи «южных». Ровно в этом соотношении (8 к 7) комиссия и проголосовала за списки в пользу Хейса. Одним из членов комиссии был Гарфилд (голосовал за Хейса).

Парадоксальным образом «северянин» победил в самых «южных» среди южных штатов Америки. У победы, правда, есть рациональное объяснение. Флорида, Луизиана и Южная Каролина оставались последними оккупированными армией федералов штатами Юга, где ключевые политические посты занимали ставленники Севера (действовала политика Реконструкции).

Хейс получил 185 голосов выборщиков против 184, так и оставшихся у Тилдена. Но даже после вердикта Избирательной комиссии Палата представителей могла заблокировать инаугурацию нового президента, отказавшись утвердить итоги. Пришло время для сделки «Компромисс – 1877».

Бумажный стандарт

В противовес Реконструкции, которую проводил Север (нефть), возврат к своему традиционному укладу (земля) Юг называл Искуплением. В этих смысловых обозначениях спрессована логика Гражданской войны США. Они раскрывают ее природу на когнитивном уровне. В первом названии – инженерный подход, расчет, чертеж, математика. Во втором – нервная энергия, трагедия, метафизика, вера.

Понимание духа того времени (сопереживание) необходимо для содержательной оценки модели. Без эмоционального проникновения в то время осознать рационально мир, в котором мы живем сегодня, невозможно. Эмоциональное знание (субъектность, по Кьеркегору) в общественных дисциплинах дает гораздо больше понимания, чем детальное историческое исследование (хронология).

Условия и принципы формирования новой (антитеза Нового и Старого Света, Севера и Юга) американской элиты раскрывают моральные нормы, мотивы и политические установки элиты современной, которая сформирована апологетикой модели. Перед представителями новой элиты лежал огромный континент, с которым у них не было никакой истории отношений, никаких аллюзий, почтения и уважения к прошлому. Белый лист, чистое поле, территория для завоевания.

То, что заложено в фундамент, извлечь из него уже никак невозможно. Принципы действия и базовые установки модели нельзя изменить, не разрушив ее.

Понять психологию новой американской элиты, историю и условия формирования нового уклада можно на простом примере. Для этого достаточно вкратце ознакомиться с историей кладбища Лейк-Вью. Где еще (в какой стране, в каком уголке мира) кладбище может возникать (закладываться) как акционерное общество с целью извлечения прибыли?

История Лейк-Вью – это не стела Рокфеллера или мемориал Гарфилда. Это эмиссия акций, процентные скидки, выпуски новых облигаций, угрозы банкротства, антикризисные программы и дополнительные эмиссии, расширение за счет аренды и бартерные сделки (предоставление участков под захоронение в обмен на облигации)…

Лейк-Вью – это не кладбищенская история, это история Америки. История Нового Света. Во время финансового кризиса 1890-х годов антикризисную программу Лейк-Вью, сутью которой был выпуск «возвратных облигаций», снижающих годовые процентные выплаты для покрытия непогашенной задолженности, возглавлял Гарри Гарфилд – сын покойного 20-го президента США.

Севером в войне с Югом двигали не моральные принципы (борьба за свободу), а огромные потоки бумажных денег (гринбэки), обещавшие еще больше денег.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Polanyi K. The great transformation // Foreword by Robert M. MacIver. New York: Farrar & Rinehart, 1944.

2

Ibid.

3

Ibid.

4

Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М.: Иностранная литература, 1961.

5

Кант И. Критика чистого разума / пер. с нем. и предисл. Н. Лосского. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1907.

6

Либберт Э. Основы общей биологии. М.: Мир, 1982.

7

Шредингер Э. Что такое жизнь? Физический аспект живой клетки / пер. с англ. Ю. Данилова. М.; Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2002.

8

Krikke J. Till debt do us part, AsiaTimse, November 15, 2022. URL: https://asiatimes.com/2022/11/till-debt-do-us-part-2/.

9

Ibid.

10

Управление энергетической информации США. URL: https://www.eia.gov/.

11

Там же.

12

Источник: https://kartologia.ru/spisok/strana-naseleniye.html.

13

Krikke J. Till debt do us part // AsiaTimse, November 15, 2022. URL: https://asiatimes.com/2022/11/till-debt-do-us-part-2/.

14

Высчитано на основе данных British Petroleum.

15

Источник: Hughes GSR Inc.

16

Здесь и далее расчет будет проводится по калькулятору: https://www.in2013dollars.com/1860-dollars-in-2017?amount=1.

17

Все цифры взяты из публикаций местной газеты The Plain Dealer.

18

The New York Times, October 10, 1880.

19

Peskin A. Garfield: A Biography. Ohio: Kent State University Press, 1978.

20

Rockefeller J. D. Random Reminiscences of Men and Events. New York: Doubleday, Page & Company, 1909.

21

Giddens P. The American Petroleum Industry: Its Beginning in Pennsylvania! New York: Newcomen Societe, 1959.

22

Ергин Д. Добыча. М.: ДеНово, 2001.

23

Giddens P. The American Petroleum Industry: Its Beginning in Pennsylvania! New York: Newcomen Societe, 1959.

24

Фицджеральд Ф. С. Великий Гэтсби. М.: Эксмо, 2022.

25

Kennedy P. The Rise and Fall of the Great Powers. New York: Random House, 1987.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4