bannerbanner
Сашка и Лёшка
Сашка и Лёшка

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Сабина Босая

Сашка и Лёшка

Тайна старого фасада

Тайна старого фасада



– Лёша, ну Лёш, а кто в этом доме жил? Расскажи, – Сашка дёргала за рукав брата, идя по улице Светланской, указывая на большой трёхэтажный дом.

– Такие огромные окна! Тут, наверное, жила принцесса, и она очень любила солнечный свет. А на втором этаже был большой зал, где она устраивала балы и танцевала, танцевала.

Говоря это, Сашка закружилась на тротуаре, словно и сама попала на тот бал.

– А когда приезжали гости, они сразу ахали от восторга: какой у неё чудесный замок! Какие высокие башенки с величественными шпилями, утопающими в небе! Стены украшены волшебными каменными цветами и каменными масками людей. И ещё – мордочками каких-то странных, загадочных зверей, которые, наверное, и удивляли, и немного пугали тех, кто приходил сюда впервые.

– А теперь здесь магазин… – немного грустно сказала Сашка, – а раньше всё было совсем иначе, да?

– Саша, никто в нём не жил, – ответил Лёшка, уткнувшись в телефон.

– Ну как это – никто? – удивилась Сашка. – Он же такой старый…

– Подожди… – пробурчал брат, быстро пролистывая сайты.

– Ну Лёёёш… Ну брось ты этот телефон, расскажи сам!

– Сейчас, минуту… – он продолжал листать экран, – я посмотрю, чтобы не наврать.

Сашка вздохнула и замолчала.

Наконец Лёшка поднял глаза, сделал серьёзное лицо и важно произнёс:

– Вот, нашёл! – он театрально нахмурил брови и прищурился. – Хочешь знать, для чего построили этот дом?

– Хочу, хочу! – обрадовалась Сашка, хлопая в ладоши. Лёшка подхватил сестру на руки, подкинул и усадил на бетонный выступ у огромного окна.

– Ну слушай тогда! – он стал важно расхаживать по тротуару из стороны в сторону. А Сашка затаив дыхание ждала…

– Так вот, здание это было построено в конце XIX века…, – начал рассказ Лёшка.

– Так давно, – прошептала Сашка, закрыла глаза и представила, как за спиной Лёшки прогуливаются дамы. Их изящные шляпы украшены букетами цветов и кружевными лентами. Из-под подола их длинных пушистых платьев выглядывали элегантные сапожки. Лёгкий ветерок доносит смешанные ароматы сирени и магнолии, в которых слышится горечь черёмухи и вишни, переплетающиеся с солёным дыханием моря.

Чёткий стук копыт, проезжавших мимо экипажей, отдаётся гулким эхом от каменных стен дома. Глухие крики извозчиков смешиваются с деловитой суетой улицы. А где-то вдали раздаётся детский смех – лёгкий, радостный и беззаботный.

– Как красивоо… выдохнула Сашка, сжав руки от восторга в кулачки.

– Саша, ты меня слушаешь? – Лёшка остановился, нахмурившись, посмотрел на сестру.

– Да, да, конечно, – открыв глаза, Сашка постаралась повторить услышанное, – ты рассказал, что купец Кунст и моряк Альберс познакомились в Шанхае. И решили заняться торговлей во Владивостокском порту. Поэтому они и построили здесь небольшой торговый дом. Компания стала очень успешной и спустя время на месте старого здания был спроектирован, архитектором Георгом Ю… Ю… Юн…

– Юнгхендель, – подсказал Лёшка, сам подглядывая в телефон.

– Да, да, Юнгхенделем большооой торговый дом, который должен был стать лучшим во всём мире.

– Совершенно верно, Саша. Но я думаю, что он должен был стать не просто лучшим торговым домом, а ещё и хранилищем капитала компании, которая к тому времени обладала несметными богатствами. И всем этим управлял Адольф Даттан преданный бухгалтер, а позднее совладелец торгового дома. Наверняка это он, обладая научными знаниями и верой в мистику, придумал украсить дом маскаронами.

– Макаронами? – Сашка непонимающе захлопала глазами.

– Да нет же, Саш, маскаронами. Это такие бетонные маски. Видишь, какие страшные? – Лёшка показал на стену, где замерли каменные мордочки странных существ. – Они должны были защищать дом от злых людей, недругов и духов.

– Так ты хочешь сказать, что они здесь прятали свои сокровища? – Сашка задумчиво нахмурилась.

– Конечно! – Лёшка подался вперёд и зашептал. – Должны же они были где-то хранить золотые монеты.

Он на секунду замолчал, сам удивляясь своей догадке.

– А Адольф Даттан был не только компаньоном компании, но и настоящим хранителем. Он один знал, как попасть в подземелье под этим домом.

– Правда? – Сашка даже перестала моргать.

– Ну, конечно. Представь только: по ночам корабли подплывали к пристани, а матросы вносили тяжёлые морские ящики. Снаружи вроде бы чай и фарфор, а внутри – золото. Много золота. А потом сам Адольф Даттан и перемещал всё богатство в хранилище, поэтому-то в доме и был лифт. Кстати, первый лифт в городе.

– Лёш, ты выдумщик, – рассмеялась Сашка.

– Не хочешь и не верь, – Лёшка смущённо пожал плечами, сам удивляясь, что поверил в свою выдумку. – А вот знаешь, что точно правда было?! – многозначительно поднимая указательный палец вверх, спорил Лёшка.

– Что? – недоверчиво глядя на него, спросила сестра.

–Лифт правда был! И этот дом был одним из первых в городе, в котором появилось электричество. Представляешь, Сашка, э-лек-три-че-ство?! Нигде во всём городе не было, а тут по вечерам зажигался свет – у них была собственная маленькая электростанция. А на вершине центральной башни сиял шар – ослепительный, как солнце, – и его можно было разглядеть за много километров, – задыхаясь от восторга закончил рассказ Лёшка.

Сашка закрыла глаза и представила как город, уже который день затянутый плотным, почти осязаемым туманом, медленно погружался в ночь. Улицы тонули в кромешной темноте. Лишь редкие керосиновые фонари, будто усталые светлячки, расплываясь мутными жёлтыми пятнами мерцали на стенах домов. В окнах то тут, то там дрожали крохотные огоньки лампад – слабые, будто и сами не верящие, что способны разогнать темноту.

И вдруг в этой кромешной тьме величественно и царственно вспыхивают лампочки на всех этажах торгового дома «Кунст и Альберс».

Яркий свет льётся из огромных окон, и на мгновение кажется, что от города отступила сама ночь, ослеплённая этой внезапной роскошью.

– Так вот, Сашка, отвечая на твой вопрос: никто в этом доме не жил. Из года в год этот дом не менял своего назначения: после того, как компания прекратила свою деятельность в доме располагался Владивостокский универмаг. А сейчас это памятник архитектуры, но по-прежнему является торговым домом.

– И всё равно, вот что я тебе скажу, сестрёнка, – Лёшка нагнулся к уху Сашки прикрывая рот ладошкой, и едва слышно прошептал, – сторожа рассказывают, будто бы ночью дом просыпается, по нему ходят продавцы, шуршат бумажные пакеты, по этажам бродит запах далёких стран – корицы, свежего шёлка, морских ящиков. А ещё они видят Адольфа Даттана. Знаешь, зачем он приходит?

– Ннн-нет… – немного испуганно проговорила Сашка.

– Ну он же хранитель! Как ты не понимаешь? Он приходит проверить всё ли золото на месте. Вот! – выдохнул Лёшка.

– Какая удивительная история! – Сашка рассмеялась, спрыгнула с выступа у окна, и прикоснулась ладошкой к стене огромного здания.

– Лёш, вот все говорят, что время уходит и его нельзя вернуть.

А мне кажется оно не уходит, оно просто прячется в мелких трещинках кирпича и в старинных вывесках, в тенях на узких улочках и в скрипе металлических навесов.

Но оно любит, когда мы про него вспоминаем, и с радостью возвращает нам свои истории. Так что вполне может быть, что оно открыло тебе свою тайну.

Она улыбнулась, взяла брата за руку и сказала:

– Идём дальше. – И они продолжили прогулку.


Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу