
Полная версия
ЧВК «Вагнер». Летопись: Африка
Перед инструкторами ЧВК «Вагнер», уже наладившими поток обучения сирийских военнослужащих в составе подразделения «Охотники на ИГИЛ», не ставились боевые задачи в Судане, что позволяло сосредоточиться именно на процедуре подготовки кадров. Более того, по признанию участников событий, инструкторы находились в Судане практически без оружия: вооружены были только караульные посты на тренировочной базе «музыкантов» под Хартумом. Впрочем, как отметил впоследствии инструктор с позывным Брест, задача была «приближенной к боевой», и тому было сразу несколько причин.
Во-первых, инструкторы «оркестра» продолжали сохранять инкогнито и не выносили в публичную плоскость информацию о деятельности своих подразделений. Как мы помним, это было связано с позицией руководителя ЧВК «Вагнер» Евгения Викторовича Пригожина: нельзя было подставлять компанию под удар западных СМИ и прочих недоброжелателей. Поэтому, когда летом 2018 года либеральные журналисты озаботились поисками «музыкантов» в Африке и направили соответствующий запрос в пресс-службу компании «Конкорд» Евгения Пригожина, их ждал однозначный ответ: компания «Конкорд» не работает на территории этих стран и информацией о нахождении сотрудников компании не обладает.
Во-вторых, появление русских инструкторов в Африке было сопряжено с серьезной акклиматизацией. Несмотря на то что в глазах обывателя Судан ничем не отличается от той же Сирии в силу представлений о Ближнем Востоке в целом, климат в государстве на берегах Нила разительно отличается от стран Леванта. Север Судана – это пустынное плато, на котором температура воздуха достигает 50 °C; в свою очередь, на субэкваториальном юге превалируют места с высокой влажностью. Именно здесь бойцы ЧВК «Вагнер» впервые познакомились с различными тонкостями жизни в африканском климате – в том числе с повальным распространением малярии.
Из книги Кирилла Романовского «Восемь лет с „Вагнером“: Тени войны» (М.: ИД «Ленинград», издательство АСТ, 2024):
Ездил на границу с ЦАР, в принципе, то же самое, только больше зелени и малярия. Не знаю, как и почему, нас там было 32 или 36 человек, и из всего нашего коллектива четверо ни разу не заболели, не переболели малярией, и я один из этих четверых. (Смеется.) Повезло, а то кто-то два раза, кто-то три, кто-то одиннадцать, кого-то дома настигает. Меня – ни разу.
Впрочем, тонкости африканского климата не идут ни в какое сравнение с главной проблемой «музыкантов» на направлении – а именно с повально низким уровнем подготовки местных кадров из состава Вооруженных сил Судана. Многие из инструкторов ЧВК «Вагнер» вспоминали впоследствии, что суданские военные плохо учились и никак не могли уяснить простые команды и последовательность действий. Собственно, ролик про «камбулю» появился не на пустом месте: подобные ситуации были в ходе работы ЧВК «Вагнер» в Судане сплошь и рядом.

Бойцы ВС Судана
ФОТО: Аббас Джума
В частных беседах инструкторы отмечали, что процесс обучения суданских солдат во многом напоминал работу вожатых в пионерском лагере – с поправкой на то, что своих воспитанников они обучали тому, с какой стороны нужно держать автомат Калашникова и как правильно заряжать пулеметную ленту. Так, на еще одном популярном видео того периода хорошо видно, как темнокожий боец заправляет ленту задом наперед, то есть развернутой пулями в направлении самого стрелка, и пытается при этом захлопнуть незакрывающуюся крышку.
Аббас Джума, журналист-международник:
Недели уходят только на организационные вопросы и налаживание связей. Все очень медленно, тягомотно. Люди никуда не спешат. Ничего не хотят. Тут любят говорить «букра» (завтра). Если на вашу просьбу отвечают: «Букра ИншаАллах» – шансы добиться чего-то многократно снижаются. Ну а если вам скажут: «Баад букра ИншаАллах» (послезавтра, если будет на то воля Аллаха), то знайте: рассчитывать не на что!
Несмотря на все применяемые меры, инструкторы группы «Вагнера» отмечали крайне низкий уровень подготовки военных Судана, их низкую обучаемость и откровенную лень в выполнении команд на тренировочном полигоне. Российские специалисты ввели даже свою систему наказаний, чтобы проучить нерадивых солдат ВС Судана. Так, если кто-либо из темнокожих бойцов заснет на позициях в ожидании команды инструктора (этому способствовал жаркий климат, на котором солдат могло легко разморить), инструктор менял у спящего солдата автомат на деревянную палку, после чего давал команду на начало занятий и наблюдал недоумение в глазах суданца, который тщетно пытался понять, куда пропало его оружие.
Из книги Кирилла Романовского «Восемь лет с „Вагнером“: Тени войны» (М.: ИД «Ленинград», издательство АСТ, 2024):
Сам Судан – страна говно и все в говне, других слов нет. Гражданские, что про них можно сказать: черные – они и есть черные. Проводили обучение какого-то там войска, привозили, скажем так, абитуриентов, курсантов, я не знаю, как их назвать – это просто стадо. Как могли, так и обучали, вернее, как они могли, так они и обучались. Ну и давали им знания, а остались они у них или нет, я не знаю. Может, оно (обучение) им просто не нужно было, это надо было кем-то там вышестоящим. А самим бойцам, кому интересно – тот да, тот, как говорится, и через переводчика зае*ет. А остальным, то есть большинству… да ему до лампочки.

Владимир Путин и Омар аль-Башир
ФОТО: Администрация Президента РФ
Необходимо, впрочем, отметить, что как минимум две части суданских бойцов были неплохо обучены и подготовлены инструкторами ЧВК «Вагнер». Во-первых, неплохую подготовку и выучку показали сотрудники правоохранительных органов, которых специалисты «оркестра» обучали опыту разгона антиправительственных демонстраций – напомним, что в группу «Вагнера» приходили специалисты не только из армейских подразделений, но и бывшие сотрудники МВД. Второй же группой, неплохо усвоившей уроки «музыкантов», стал суданский спецназ – Силы быстрого реагирования (СБР). Данное подразделение создавалось Омаром аль-Баширом в 2013 году как регулярное воинское подразделение, подчинявшееся Службе безопасности и разведки Судана. Особенность же СБР заключалась в том, что подразделение создавалось на базе проправительственного парамилитарного ополчения «Джанджавид»[1]. Имея опыт в партизанских действиях, но не имея полноценного знания о боевых действиях, командиры суданского спецназа быстро уяснили, что у русских специалистов можно получить необходимые знания и узнать о реальном боевом опыте.

ГАЗ-3308 «Егерь-2» с установленным 12,7-мм пулеметом ДШКМ, предположительно принадлежавший ЧВК «Вагнер» в Судане
ФОТО: Милитарист @infantmilitario
Вместе с Ратибором обучением суданского спецназа занимались и другие известные руководители ЧВК «Вагнер». В частности, командиром второго взвода 1ШО в Судане был Михаил Приходько (позывной Майкл), бывший сотрудник отряда спецназначения УФСИН «Кречет» по Удмуртской Республике. К тому моменту Майкл прошел Чечню в составе спецназа, а также занимался охраной кораблей в морских операциях вокруг Африканского Рога против сомалийских пиратов, то есть знал страны Африки и их некоторую специфику. После своего прихода в ЧВК «Вагнер» в 2017 году в рамках сирийской кампании «оркестра» Приходько успешно выполнял боевые задачи вместе со своим взводом на передовой против боевиков ИГИЛ. А уже в Судане Майкл успешно вел обучение суданских бойцов СБР, передавая им опыт и знания русского воинства – естественно, со скидкой на условия местности и возможности самих темнокожих солдат.
Брест, офицер запаса спецназа Внутренних войск МВД Республики Беларусь, инструктор ЧВК «Вагнер», автор Telegram-канала «Отечество» (@otechestvo_BY):
Майкл был командиром второго взвода 1ШО… Не припомню другого взвода (из всей бригады), который так же регулярно поднимался на зарядку в режиме длительной командировки (на БД не до этого). Сошлись на почве общего понимания и подхода к организации боевой подготовки и затем не раз еще работали в одном строю.

Военные грузовики «Урал-4320», предположительно принадлежавшие ЧВК «Вагнер», на улицах Хартума
ФОТО: Directorate 4 @directorate4
В самом скором времени суданским воспитанникам «оркестра» предстояло применить полученные знания на практике. Мрачное пророчество Омара аль-Башира, сказанное им в 2017 году, все же сбылось: поняв, что Хартум стремительно становится зоной российских внешнеполитических интересов и военно-стратегического партнерства, Соединенные Штаты начинают проводить свой излюбленный маневр – подготовку полноценной «цветной революции».
Невидимая рука рынка
Появление инструкторов из ЧВК «Вагнер» в Судане не на шутку встревожило западное военно-политическое сообщество. Фактическое возвращение России в африканский регион после 30 лет отсутствия показывало Западу, что Москва вновь претендует на свое законное место в системе геополитических отношений, которое сильно пошатнулось после падения СССР. Активные переговоры Омара аль-Башира с Россией вполне могли повторить сирийский сценарий, при том что Москва и Хартум продолжали переговоры о создании на берегу Красного моря базы Военно-морского флота РФ. Все это в конечном счете нервировало Запад, который всеми силами пытался надавить на правительство Омара аль-Башира и остановить русскую экспансию в Африке.
Однако для того, чтобы препятствовать взаимодействию двух стран, западным игрокам требовался значимый повод, и в раздираемом внутренними противоречиями Судане этот повод нашелся достаточно быстро. Корнем противоречий стали внушительные экономические проблемы в Судане: из-за потери ключевых нефтяных месторождений с отделением Южного Судана, отмены государственных субсидий и санкционной политики Запада к 2018 году девальвация суданского фунта достигла 80 %. Спусковым крючком нового обострения в Судане стали гражданские волнения, начавшиеся в декабре 2018 года после повышения цен на хлеб и товары первой необходимости – тогда стоимость продуктов выросла в один момент на 70 %.

Дети на уличных протестах в Хартуме
ФОТО: Кирилл Романовский

Уличные протесты в Хартуме
ФОТО: Кирилл Романовский
Как только движение приобрело массовый характер, практически сразу на митингах в Хартуме стали звучать политические требования. По классической схеме «цветной революции», в толпе начинают все сильнее раздаваться голоса, призывающие правительство уйти в отставку, а в суданских соцсетях стартует активная кампания с посылом «Аль-Башир должен уйти» – естественно, не без помощи западных медиатехнологов и политиков, которые во все горло начинают пропаганду против официальной власти в стране. Среди бенефициаров кризиса тогда назывались Великобритания и Саудовская Аравия, что косвенно подтверждается местонахождением источников в Сети, которые продвигают идеи «суданской революции». Так, согласно данным СМИ, освещением протестов в Сети занимались представители суданской общины в Великобритании: скрываясь под личиной «активистов», они призвали суданцев, проживающих в других странах, протестовать перед посольствами и «оказывать поддержку повстанцам извне».
Ответом официального Хартума стали силовые меры в подавлении кризиса – власти страны отключили в Судане доступ к Интернету, а также начали разгон протестующих после того, как от протестов против повышения цен митинги переросли в антиправительственные выступления. Однако в условиях внутренней нестабильности в Судане эти меры привели к еще большей интенсификации протестов, что привело к жертвам среди гражданских и силовиков и разгулу насилия в Хартуме и других крупных городах. К 21 декабря 2018 года общее количество погибших насчитывало до 15 человек, были сожжены несколько офисов правящей партии «Национальный конгресс». Как отмечал пресс-секретарь суданского правительства, министр информации Судана Бишара Джума Арор, изначально мирные демонстрации «отклонились от своего курса» и переросли в настоящие акты вандализма.

Суданцы на «Марше миллионов» в Хартуме
ФОТО: Кирилл Романовский
Вакханалия на улицах Хартума, Ад-Дамазина и Атбары продлилась более трех месяцев. 22 февраля 2019 года правительство пошло на частичные уступки протестующим: в своем обращении к гражданам Судана Омар аль-Башир объявил о роспуске правительства и введении на территории страны чрезвычайного положения сроком на один год. Кроме того, аль-Башир сообщил о приостановке введения в силу поправок в основной закон страны, которые позволили бы ему баллотироваться на новый срок в 2020 году. И хотя аль-Башир не снимал свою кандидатуру с грядущих президентских выборов (которым не суждено было случиться), другие группы военно-политических элит Судана поняли: жесткий и волевой президент Судана, прогнувшись под требования толпы, не сможет удержать власть…
На этом месте кто-либо из читателей может спросить: «А что же инструкторы из группы „Вагнера“? Неужели они не принимали участие в подавлении протестов в Судане?» Сами «музыканты» отвечают на этот вопрос прямо: подразделения 1-го и 4-го штурмовых отрядов в событиях в Хартуме задействованы не были. Несмотря на то что западные СМИ на волне демонстраций в Судане пытались разогнать информационную кампанию против русских инструкторов, все их утверждения не были основаны на каких-либо конкретных свидетельствах, а строились исключительно на предположениях.

Боец Сил быстрого реагирования (СБР) Судана во время митингов в Хартуме
ФОТО: Кирилл Романовский
Из книги Кирилла Романовского «Восемь лет с „Вагнером“» (М.: ИД «Ленинград», издательство АСТ, 2024):
Про нас тогда в Интернете писали какую-то ахинею – что мы якобы участвовали в геноциде суданского народа. Такого не было вообще. Мы даже в подавлении бунтов не участвовали – мы же просто помощь оказываем, военное сотрудничество налаживаем, с военными взаимодействуем.
Когда в январе 2019 года журналисты британской газеты The Times заявили о том, что бойцы ЧВК «Вагнер» якобы участвовали в мирных демонстрациях в Судане, глава МИД Судана Ахмад Биляль Осман выступил с официальным опровержением этих данных, отметив, что «ситуация не настолько плоха, чтобы требовать вмешательства», а полицейские силы Судана справляются самостоятельно.
Вместе с тем тогда же последовало и первое официальное сообщение о присутствии в стране «российских инструкторов». 23 января 2019 года представители российского МИДа подтвердили, что в Судане действуют «представители российских частных охранных фирм», деятельность которых не связана с государственными органами РФ. Вслед за дипломатами присутствие российских специалистов отметил и пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков: отвечая на вопросы журналистов, он подчеркнул, что инструкторы из РФ работают в Судане на основе двусторонних соглашений на законной основе, однако не стал приводить подробности, в частности, об их численности. Как мы знаем сейчас, общая численность группы инструкторов из состава ЧВК «Вагнер» в Судане составляла не более двух штурмовых отрядов.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
«Дьявольские всадники» (араб.).