Полная версия
Жизнь в Духе
Рюне Боргсо
Жизнь в Духе
© Издание на русском языке. ЧУ Издательский центр «Золотые страницы», 2017 г.
Предисловие
Долгий путь мне потребовалось пройти, чтобы встретиться с Богом и исполниться Святым Духом. На протяжении всех школьных лет мне хотелось чего-то глубокого в своей жизни. Время от времени я пытался вникнуть в христианство, но поскольку я не получал убедительных ответов на свои вопросы, я продолжал вести обычную мирскую жизнь до тех пор, пока однажды в июле 1988 года не оказался на богослужении в Христианском центре в Осло.
В конце богослужения проповедник пригласил всех желающих выйти вперед, чтобы принять Иисуса своим Господом и стать христианами. Я пытался побороть свое желание, потому что знал, что мне придется в значительной степени изменить свою жизнь. Тем не менее именно этого я искал долгое время и понимал, что выбора у меня нет. Я вышел вперед вместе с пятнадцатью другими кающимися и произнес молитву о спасении.
Мой приятель по имени Тронд, который познакомил меня со Христом и пригласил в церковь, сказал после служения, что мне нужно креститься Святым Духом. Я понял, что среди прочего это означает заговорить на иных языках, то есть, по моему представлению, вступить в секту, поэтому меня это не очень воодушевило. Но все же мы договорились, что я приду к нему через несколько дней, чтобы принять крещение Святым Духом.
В доме у Тронда мы смотрели видеозапись богослужения, на котором проповедник из США в белом костюме молился за людей и они падали на пол. Я подумал, что все это выглядит странно. Тронд предложил помолиться за меня о крещении Святым Духом, и я согласился, хотя сильно сомневался. Во время нашей совместной молитвы я решил, что буду принимать ответ с открытым сердцем.
Я сел на диван, наклонившись вперед и держа ладони открытыми. Мы помолились, чтобы Дух Святой наполнил меня. Вдруг у меня появились странные ощущения: в руках и ногах начала пульсировать кровь, почувствовалось мягкое покалывание. Затем то же самое началось в голове. Это было очень приятное ощущение.
Внезапно словно небо открылось и из него хлынули потоки. Мощная волна любви стала омывать меня. Я, будто пьяный, сполз на пол. Теплая и мягкая сила проистекала через меня – не было сомнений в том, что это был Бог.
Даже не задумываясь, я стал молиться на каком-то странном языке, вырывающемся из меня. Бог явил Себя реальным и прекрасным! Я был шокирован, когда понял, что Он действительно есть и обращает внимание на такого ничтожного человека, как я. В голове была единственная мысль: «Это Бог! Он есть, и Он заботится обо мне».
Прошло не менее сорока пяти минут, прежде чем я вернулся к реальности и присел на диван, чувствуя счастье и легкость. Я крепко обнял Тронда, хотя еще несколько часов назад даже и не подумал бы сделать это. Внутри меня произошло что-то удивительное. С того момента Бог перестал быть чем-то непонятным, через Своего Духа Он стал совершенно реальным для меня. Внутри меня бурлила живая вода, и я постоянно бормотал на языках.
Так начался мой путь с Духом Святым. Он и по сей день явно присутствует в моей жизни, и путешествие с Ним продолжается. Сегодня оно настолько же увлекательно, как и прежде. Пожалуй, оно стало даже более захватывающим, поскольку сейчас я лучше знаю Его как Личность, чем в первые годы христианской жизни. И личные отношения с Ним являются фундаментом моей увлекательной жизни, в которой благодаря Ему небеса опускаются на землю.
Удачи! Я надеюсь, что вы тоже сможете начать свое увлекательное путешествие в Его мир.
Рюне БоргсоВведение
Дорогой читатель, добро пожаловать в путешествие, в котором мы вместе сможем лучше познавать Святого Духа. Ведь мы должны понимать, кто Он и как Он действует в нас и через нас, чтобы сверхъестественная реальность христианской жизни стала к нам ближе.
Сегодня многие христиане жаждут понимать и переживать сверхъестественные проявления и дары Духа. Кто-то, может быть, испытывал их долгое время назад или слышал о них, но не видит их в своей жизни. Господь хочет изменить это.
В частности, молодые люди, возможно, слышали о дарах Духа, но не видели их на практике и не знают, как ими пользоваться. Быть может, они никогда не переживали атмосферу, наполненную прекрасным присутствием Святого Духа.
Кроме того, существует опасность, что прекрасное присутствие и сверхъестественные дела Святого Духа заменяют другие яркие впечатления, возникающие благодаря сильным эмоциональным переживаниям и особой атмосфере.
Нам нужны прекрасные церковные богослужения с современными элементами, понятными людям. Но атмосфера должна быть полна силы и присутствия Святого Духа, чтобы Он мог служить людям свободно, являя сверхъестественные евангельские чудеса и знамения.
Давайте познавать Его. Давайте, как пророк Иезекииль, углубляться в реку (Иез. 47:1–12). Давайте будем народом, который знает, как нести сверхъестественную силу и присутствие Бога окружающим нас людям.
Всем нам, верующим в Иисуса Христа, дано предложение – вступить в жизнь Духа и Его дела. Давайте воспользуемся им.
1. Обещание о Помощнике
«Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам…»
Ин. 16:7Была Пасха. Иисус со Своими учениками, спустившись с Элеон-ской горы, вошел в Иерусалим в воскресенье за неделю до великого праздника. Вокруг Него и Его осленка собрались люди, которые поклонялись Ему как грядущему Царю, Сыну Давида. Ученики подумали, что, наконец-то, произойдет чудо: престол Давида восстановится, и обетования исполнятся.
Но этого не случилось. На Иисуса обрушились с критикой враждебно настроенные книжники и фарисеи. Ученики увидели ненависть в их глазах. Распятие, о котором предупреждал их Иисус, произойдет быстрее, чем они думали. И теперь, когда они собрались за столом и Иисус объявил, что это их последняя Пасха вместе, они опечалились. Учитель вскоре должен был оставить их.
Они пожертвовали ради Него всем и теперь оказались в смятении. Иуда серьезно засомневался в Господе. Возможно, он разочаровался в том, что Иисус не оправдал его ожиданий, и поэтому решил предать Его. Однако Иисус почувствовал это в духе и, передавая Иуде кусок хлеба, предложил ему последний шанс покаяться – общение с Собой.
Иуду же не заботили отношения с Учителем. Он беспокоился о своей родине, захваченной римскими оккупантами. У Иуды был свой взгляд на Иисуса как Мессию и Искупителя, поэтому он решился на предательство.
Иисус готовил Своих учеников к тому, что с Ним вот-вот случится, и предупреждал, что один из них предаст Его. Петр, находившийся поодаль от Него, кивнул Иоанну, намекая, чтобы он спросил у Иисуса, кто Его предаст. Иисус же ответил, что один из них, обмакивающий с Ним хлеб.
Дела Иисуса
Сидя за столом с учениками на юге Иерусалима в верхней горнице, в той, которая позже стала важным местом встречи учеников, Иисус учил их о том, что будет:
«Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам». Ин. 14:11
Эти слова Иисус сказал обескураженным ученикам, поощряя их смотреть на Его дела, в то время как они старались понять, что происходит. Во всем Ветхом Завете сверхъестественные чудеса и знамения сопровождали послания пророков. Жизнь Иисуса, Его хождение по земле также были исполнены Божьей любовью и состраданием к людям, сверхъестественной силой чудес и знамений.
«Как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним». Деян. 10:38
Иисус доказал, что Он и был Тем Мессией, Которого ждали, но на этом не остановился. Готовясь уйти, Он должен был донести до Своих учеников истину о том, что три года с Ним, пролетевшие как освежающий ветер, – это не конец, но начало чего-то нового. Иисус оставлял позади Себя сверхъестественную жизнь в присутствии и помазании Святого Духа, в котором Он ходил Сам. Иисус явил пример жизни, которую им предстояло продолжить. Поэтому Он сказал:
«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду». Ин. 14:12
Верно ли они Его услышали? Те же самые дела? Ученики, вероятно, смотрели на Него в тот момент и думали: «Как Он может говорить такие слова?» – ведь Иисус был Мессией, Помазанником!
Но наступил новый порядок вещей. Дух Святой должен был совершить Свое дело в верующих в Иисуса после Его воскресения. Им была доступна та же сила и та же жизнь в Духе Святом. Дела Иисуса не были предназначены для того, чтобы восхищать учеников – они были примером для их будущей жизни и служения. Буквально через несколько недель они станут Телом Христа на земле и будут совершать те же дела, какие творил их Учитель и Господь. Иисус был призван только в Израиль, ученики понесут те же знания и силу по всему миру, до края земли.
Дух Святой в жизни Иисуса
Когда настало время Иисусу прийти на землю, Дух Святой был с Ним:
«Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого». Мф. 1:18
Дух Святой сошел на юную девушку из Галилеи, избранную Вечным Богом, чтобы родить Его Сына. Она должна была соединить божественное с земным, человеческим, стать инструментом Бога в Его воплощении на земле. Этой простой, но верной девушке требовалась подготовка Святого Духа. Она заплатила высокую цену за своего ребенка. Когда обнаружилась беременность, Иосиф, обрученный с ней муж, не захотел жениться на ней. Но Бог помог ему понять, что она носит во чреве Мессию, и поэтому он может на ней жениться. Мария была под защитой. Иосиф не прикасался к ней до рождения Иисуса (см. Мф. 1:25).
Крещение Иисуса
Дух Святой вел Иисуса в день Его крещения, когда Он явился народу Израиля. На протяжении веков они жили с обетованиями о восстановлении народа через Мессию.
«Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд…» Ис. 42:1
На Нем был Дух Святой, чтобы восстановить Израиль и принести справедливость народам. Мессия означает Помазанник. Поэтому крещение Иисуса у Иоанна Крестителя извещало людей о важном событии. Пришел Человек, Которого они ждали.
После крещения, когда Иисус вышел из воды, небеса открылись перед глазами всех собравшихся народов. Дух Святой сошел на Иисуса в виде голубя и помазал Его, как и обещал. Затем послышался голос с неба: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3:21–22). Бог дал подтверждение, что Иисус – Его возлюбленный Сын, как сказал пророк Исаия: «к которому благоволит душа Моя» (Ис. 42:1).
После крещения Дух Святой повел Иисуса в пустыню, где Он был искушаем дьяволом (Мф. 4:1). Иисус встретил сатану будучи в посте и молитве, а Дух в это время совершал свою часть: давал Иисусу слово, чтобы победить искушения. После этого Иисус вернулся в Израиль. «И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране» (Лк. 4:14).
Так началось сверхъестественное служение Иисуса, которое Он Сам описывает, цитируя пророка Исаию: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18–19).
Дух Святой был на Иисусе. Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек…» (Флп. 2:7). Хотя Иисус был полностью Бог, когда Он ходил по земле, эти стихи показывают, что Он принял на Себя образ человека и полностью зависел от водительства и силы Святого Духа, как любой другой человек на земле. Именно поэтому мы можем брать пример со своего Учителя, глядя на то, как Дух Святой был на Нем и действовал через Его жизнь.
Иисусу нужно было вставать рано утром, чтобы искать Божьего лица. Порой в молитве Он вел интенсивную битву. «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение…» (Евр. 5:7).
Иисус не мог переживать свободу и помазание Святого Духа как что-то само собой разумеющееся. Ему нужно было платить цену в молитве и послушании, как и любому другому человеку. Но Дух Святой был рядом, чтобы помогать Иисусу, и Он точно так же рядом с нами.
Пророк Исаия пророчествовал об Иисусе: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия…» (Ис. 11:1–2).
Сверхъестественное снаряжение Иисуса для служения приносило результаты и являло Божьи дела. Он Сам говорил, что ничего не делает от Себя, но только то, что видит у Отца (Ин. 5:19). Он был ведом Духом.
Дух вел Иисуса на высоту Его служения на земле: примирение, смерть и воскресение. На кресте Иисус испытал физическую боль от пыток, причиняемых римскими солдатами. Кости Его рассыпались (см. Пс. 21:17), мучительная боль пронзала Его тело, каждый вдох причинял нестерпимые страдания. Но помимо этого Он испытал духовные муки: «А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). Впервые Дух Святой оставил Иисуса. На месте уничижения Божий Сын испытал глубочайшие последствия греха – вечное разделение от общения с Богом.
Пришествие Духа
Иисус готовил учеников к Своему пути страданий, чтобы позднее Дух Святой мог сойти на них. Но они были в отчаянии. При взгляде на крест все казалось безнадежным. В те времена распятие предназначалось только самым отъявленным преступникам. Это наказание было придумано в качестве пугающего примера и предупреждения для других людей. Крест был местом стыда и унижения, непонятным для учеников, которые наблюдали за Иисусом со стороны.
Однако после воскресения они обрели новую надежду.
«Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1:6)
Возможно, они считали, что распятие и воскресение послужат убеждением для народа, что надо уверовать в Иисуса. Но Он думал не об этом:
«Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Деян. 1:7–8
Времена и сроки – это время года или период. Ученики не могли понять, как долго они продлятся. Бог решает, насколько длинными они будут. Иисус хотел, чтобы ученики сосредоточились на обещании о том, что произойдет. Он еще во время Пасхи пытался объяснить им обетование Духа.
После этих слов Иисус был взят на небо с Элеонской горы за Иерусалимом на глазах у оставшихся в изумлении учеников, которые стали искать Его. Можно только представить, что происходило в их головах. Они по-прежнему не понимали послание о Святом Духе, что они будут в мире как Иисус, совершать те же дела, которые Он делал, с той же силой, какая была у Него. Они все еще ждали, что Иисус станет царем в их народе и политическим освободителем, но Он снова исчез. Ангелы явились и спросили их, почему они смотрят в небо, напомнив, что Иисус вернется тем же путем, каким ушел.
Ученики пришли в Иерусалим и на следующий день собрались в верхней горнице. Десять дней спустя обетование исполнилось. В день Пятидесятницы Дух Святой ворвался в комнату как ураган, и с того дня все изменилось. В тот день родилась церковь.
2. Общение со Святым Духом
«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами».
2 Кор. 13:13Параклетос
Священное Писание дает нам несколько имен Святого Духа. Он назван Духом Христа, Духом Божьим и Духом истины. Во Втором послании к Коринфянам Павел молится о коринфской церкви следующими словами: «общение Святого Духа да будет со всеми вами» (2 Кор. 13:13). У нас должны быть очень близкие отношения с Духом Святым (греч. Койнония). Почему? Потому что личность Его удивительна. Он есть любовь (Рим. 5:5).
Библия наделяет Его чертами характера, присущими только личности. Его можно оскорбить (см. Ис. 63:10). Он может печалиться (см. Еф. 4:30) и любить (см. Рим. 15:30). У Него есть желания (см. Рим. 8:27). Он молится о нас (см. Рим. 8:26), ведет нас (см. Мф. 4:1), дает жизнь (см. Иоан. 6:63) и наполняет нас (см. Деян. 2:4). Иисус, представляя Его Своим ученикам, использовал греческое слово параклетос, что означает помощник.
«Я попрошу Отца, и Он даст вам другого Утешителя (Заступника), Который будет с вами навсегда». Ин. 14:16
Слово параклетос имеет несколько значений. Дословно оно переводится как «некто стоящий рядом и готовый помочь». Он помощник, адвокат, защищающий нас на суде, тот, кто вдохновляет, придает сил и утешает. Всегда хорошо иметь друга, у которого больше навыков и знаний, чем у нас самих. Если мы не подкованы технически, здорово иметь друга, способного заменить предохранитель в машине или починить кран на кухне. Когда не хватает сил донести что-то тяжелое, хорошо, когда есть кто-то, кто поможет справиться с ношей. Когда вам нужен ответ на какой-то сложный вопрос, совет мудрого друга бесценен.
Писание показывает нам, что Дух Святой – это Личность и Бог. Качества, которыми наделен только Бог, также присущи Духу Святому. Он вечный, вне времени (см. Евр. 9:14). Он всемогущий (см. Иов 33:4). Он в основе всего творения (см. Пс. 103:30). Его сила и власть безграничны. Он всеведущий (см. Ис. 40:13, 1 Кор. 2:10–12) и вездесущий (см. Пс. 138:7–8). Иными словами, Его могущество и сила не знают границ, и Он повсюду с вами, где бы вы ни были и в каких обстоятельствах бы ни оказались. Поэтому нет ситуаций слишком незначительных или, наоборот, слишком трудных для Духа Святого, и Он не бывает слишком занят, чтобы помочь разобраться с любой, пусть даже маленькой, проблемой.
Например, когда я нервничаю перед выходом из дома, пытаясь найти ключи, и ума не приложу, где их оставил, я делаю секундную паузу, закрываю глаза и прошу Духа Святого помочь мне. Много раз в таких случаях мне приходила мысль, где посмотреть, и именно там я находил свои ключи.
Несколько лет назад наша дочь потеряла телефон. Она была в гостях у своих двоюродных родственников, когда вдруг телефон исчез. Она никак не могла объяснить, как и где он пропал.
Месяц спустя мы снова были у них дома, и тогда я сказал дочери, что мы могли бы поискать ее телефон еще раз.
Она сказала:
– Бесполезно, пап, мы везде посмотрели. Вся семья искала даже после того, как мы ушли.
А я ответил:
– Ну давай хотя бы попробуем.
Мы пошли в комнату, где она в последний раз держала телефон в руках. Мы посмотрели под каждой диванной подушкой, проверили под всей мебелью.
И тут, окончательно расстроившись, дочь говорит:
– Почему Бог так с нами поступает? Он бы мог просто показать нам, где этот телефон.
Я подумал:
– О, нет! Так нельзя. Бог теперь виноват.
Я подошел к окну и молча стоял, молясь: «Господи, что мне делать?» В ответ я услышал: «Спроси ее, где она видела свой телефон в последний раз». О, как я люблю этот тихий голос, голос Духа Святого, который спокойно звучал внутри меня!
– Селин, где ты в последний раз видела свой телефон? – спросил я дочь.
– Вон там, я сидела в кресле, он лежал у меня на коленях. Когда я встала, его не было.
Мы проверяли в том месте много раз, убрали все подушки и внимательно осмотрели кресло. Я наклонился и прощупал ткань на кресле. Внутри что-то лежало.
Я сказал Селин:
– Попробуй-ка, сможешь ли ты нащупать его в обивке под креслом?
Она быстро просунула руку вниз под сиденье и вытащила ее уже со своим драгоценным телефоном. Лицо ее просияло.
– Это Бог сказал мне посмотреть здесь, – с улыбкой облегчения сказал я дочери.
Символ веры
На протяжении всей истории церкви верующим порой не хватало понимания сущности Духа Святого. По сравнению с Отцом и Сыном, Он предстает чем-то неясным и неопределенным в Библии, поэтому теологи часто занижают Его важность. Есть великие литературные труды, формулирующие основные тезисы христианской теологии, которые системно и детально описывают Отца и Сына, но Дух Святой остается как бы в стороне. Это привело к тому, что Дух Святой не получил должного места во многих христианских традициях.
Иногда Его представляли как взаимосвязь между Отцом и Сыном, проистекающую друг ко другу и объединяющую их в совершенной любви. Это действительно так, но это еще не все. Он не просто олицетворяет взаимоотношения, Он Личность, индивидуальная часть Божества.
В некоторых христианских кругах Его стали считать неким присутствием, силой или энергией. Но это тоже очень ограниченное определение. Если мы хотим, чтобы наше христианство и дары были здоровыми, нам необходимо иметь отношения с Духом, представленном в Библии. Нам нужно поднять Его на должный уровень, увидеть Его таким, какой Он есть в действительности, увидеть ту роль, которая Ему отведена.
Никейский символ веры – большое подспорье в данном вопросе. Третий пункт говорит о нашей вере в Духа Святого:
«Верую в Святого Духа, Господа и даятеля жизни,исходящего от Отца и Сына,прославленного вместе с Отцом и Сыном, говорящего через пророков».Никейский символ веры был принят в начале четвертого века, когда традиционная христианская вера нуждалась в определении и четкой формулировке. Символ веры был сводом основных тезисов вероучения, которое исповедовала Вселенская Церковь. На примере пункта о Духе Святом мы рассмотрим, как в христианстве понимают Его сущность.
Дух Святой – Бог и источник жизни
Дух Святой – Бог. Греческим словом Куриос, что значит Бог, в Новом Завете называют Отца, Сына и Духа Святого.
«Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода». 2 Кор. 3:17
Ученик Фома исповедовал воскресшего Христа «Господь мой и Бог мой» (см. Ин. 20:28), так же и мы исповедуем Духа Святого как нашего Господа и Бога.
Дух Святой – даятель жизни, а не просто ее носитель. Иисус сказал, что, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сын имеет жизнь в Самом Себе (Ин. 5:26), и мы верим, что Дух Святой также имеет жизнь в Самом Себе. Мы ценим Его так же высоко, как Отца и Сына. Жизнь Господа сходит от Него так же обильно, как от Отца и Сына. Мы ищем Его лица и находим жизнь от Господа в Нем.
Дух Святой – это не просто канал для получения божественной жизни, но Он ее источник. Он был в творении с первого мгновения, как сказано в первых двух стихах Библии:
«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Быт. 1:1–2
Дух Святой существует дольше, чем творение, Он – часть Святой Троицы. Позднее в процессе творения, когда человек стал живой душой, именно Дух Святой дал ему жизнь (Быт. 2:7). Человек изначально задуман и сотворен для жизни с Духом Святым.
Исходит от Отца и Сына
Дух Святой всецело соединен с остальными Личностями Троицы. Он исходит от Отца и Сына и выступает посредником между Ними и нами, а также соединяет нас с Ними (Ин. 14:23, 15:26). Именно Он приносит Божье присутствие и опускает небеса на землю, Он следит за тем, чтобы реальность неба насаждалась на земле.
Прославлен и превознесен вместе с Отцом и Сыном
Он должен быть прославлен наравне с Отцом и Сыном. Это значит, что мы с великой смелостью можем обращаться к Духу Святому в молитве. Он общается и проводит с нами столько же времени, сколько Отец и Сын. Это чрезвычайно важно, если мы хотим быть частью всего, что Он имеет для нас. Если мы не познаем Духа Святого как отдельную Личность и Друга, мы не сможем понять Его водительство.
Говорил через пророков
Он говорит на протяжении всей истории (Евр. 1:1). Именно Он сообщает о Божьих планах и возвещает о делах Иисуса как Церкви в целом, так и каждому из нас в отдельности на протяжении всей истории человечества.
Познать Святого Духа
Когда Иисус на Тайной Вечере говорил Своим ученикам о Святом Духе, Он подчеркивал общение с Личностью.