
Полная версия
Коты Великого Города
– Итак, рассказываю уже в сотый раз, но вдруг поможет, – начал Азиз. – Десять дней назад вызывает меня начальник, Кемаль-бей, и говорит, что в отдел поступают жалобы от иностранцев. Восемнадцать человек. Мол, в квартале Вефа они подверглись нападению призрака. Правда, выяснилось, что это и не нападение совсем: просто прямо перед носом вырастает фигура. Вроде женская. Бормочет что-то непонятное, и вдруг исчезает.
– Но зачем же тогда полиция?
– Несколько человек оступились от неожиданности, одна сломала руку, другой – лодыжку. Англичанке показалось, что у неё украли кошелёк. Потом она его нашла. У одной немки случился сердечный приступ. А сколько денег на переводчиков уходит! Наши сотрудники говорят на иностранных языках, конечно, но тут такая экзотика! Выяснилось, что китаец разговаривает на каком-то диалекте, так еле нашли, кто эту абракадабру разберёт. Ещё бразильский португальский, как тебе? Вот Кемаль-бей и велел мне в штатском тут походить, посмотреть, что к чему, себя не раскрывать, поработать под прикрытием… Глупо, да? А что ещё делать? Все случаи произошли на этой улице, а также около вон того перекрёстка, и на углу следующего квартала. Кемаль-бей думал, что это дело рук каких-нибудь этих… Знаешь, которые считают, что слишком много тут иностранок в коротких юбках появилось13.
– Понятно. Но потом оказалось, что это не так, да?
– Да. От вас пришла информация, что призрак… Тьфу, шайтан, даже говорить про это как-то стрёмно… В-общем, он является и перед местными.
–Точно. Конечно, местные не всегда его призраком называют. Чаще говорят, что джинн. Но это если они очень верующие. А некоторые ябанджи говорят, что дух. Но призрак, джинн или дух, описания все похожи. И место его появления. Примерно здесь, где мы сидим, хотя пару раз показался почти у мечети. Местным тоже что-то бормочет, но всё равно непонятно. Жена владельца вон того овощного магазина, кстати, ногу подвернула, когда от призрака отпрыгнула. Но местные думают, что и не потустороннее это вовсе, а дело рук конкурентов. Мол, конкуренты хотят отвадить людей от квартала Вефа. Типа, тут небезопасно.
– Ну, тут и правда…
Они осмотрелись. В квартале Вефа было, по меньшей мере, два места, которые привлекали как туристов, так и своих. Первым было старинное заведение «Вефа бозаджысы», где уже больше сотни лет делали бозу14 по старинным османским рецептам. Но главным, конечно, была мечеть Сулеймание – великое творение зодчего Синана, – во дворе которой находились тюрбе Султана Сулеймана и его супруги, Хюррем Султан. Всё это великолепие успешно соседствовало как со Стамбульским университетом и прекрасным парком, так и с совершенно трущобными переулочками.
– И как мы поймаем этого призрака? Хоть бы знать, что он бормочет-то? Мы думали, что ябанджи его не понимают, потому что по-турецки не говорят, а и местные, оказывается, ничего разобрать не могут. И что теперь? – тоскливо спросил Азиз. – Может, ну его, это прикрытие? Допросить пару местных, дело и пойдёт!
Коты внимательно посмотрели на него и перевели взгляд на Метина.
– А тебе не кажется, что коты нас слушают? – вдруг спросил Метин. Коты тут же отвернулись.
– Вот шайтан… Да нет, померещилось. У нас уже просто глюки.
Из лавки вышел Эмир-бей и решительно подошёл к столику.
– Уважаемые, – твёрдо сказал он. – Вам ещё что-нибудь угодно?
Азиз понял намёк, вздохнул и достал из кармана полицейский жетон.
– Давайте зайдём внутрь, – предложил он вытаращившему глаза Эмир-бею.
Мужчины зашли в лавку, а за ними туда же втянулись и коты. Метин фыркнул, Азиз тоже улыбнулся.
Через пятнадцать минут парни вышли из лавки и уныло побрели в сторону овощного магазина, куда им порекомендовал зайти Эмир-бей. Один кот тоже пошёл следом, а другой остался внутри.
Коты, разумеется, были ихтибарчи. Они уже поняли проблему, но решили разузнать кое-что ещё. Люди не очень-то откровенничают с полицией, поэтому один кот остался посмотреть, что будет делать хозяин лавки после ухода Метина и Азиза. Ихтибарчи рассчитывали, что Эмир-бей начнёт кому-нибудь звонить или скажет своему помощнику: «Вот лопухи-то, да им сроду не узнать, что это Ахмет/Мехмет/Джевдет призрака изображает, чтобы сюда меньше девиц с непокрытой головой таскалось». Эмир-бей и правда заговорил с помощником, но тон его был совсем другим:
– А ещё говорят, что полиция бездействует. А эти парни, оказывается, призрака ловят, дай им Всевышний здоровья! Хоть бы нашли, какой негодяй этим занимается, иначе всему бизнесу конец!
– А может, это и вправду джинн? Призраков у нас вроде не бывает, – боязливо спросил помощник. – Это в европейских старинных домах всякие водятся.
– А мы на какой стороне Босфора, по-твоему? На европейской! Да только и не призрак это совсем. Это обалдуй какой-нибудь развлекается, людей пугает. А народ из дома боится выйти вечером. Призрак ли, джинн ли, дух или ещё что, а в полиции ему побывать не мешало бы!
Увы, расспросы Азиза и Метина ни к чему не привели. И ихтибарчи узнали только, что жители квартала Вефа ждут-не дождутся, когда наступит избавление от призрака, распугивающего потенциальных покупателей.
– Всё, сил нет, – сказал Метин. – По домам? После десяти этот призрак тут не появляется.
– До завтра, – отвечал Азиз.
И они отправились по домам. А вот у ихтибарчи ещё было дел по горло.
Они со всех лап помчались дворами и переулками к Цистерне Базилика – путь неблизкий для небольших животных. За Цистерной была небольшая полянка, где уже начиналось ежевечернее собрание разведчиков-ихтибарчи и кабулганов – котов, способных превращаться в людей, чтобы заменить приболевших или обременённых проблемами симитчи, почтальонов, водителей трамваев, полицейских, паромщиков – всех тех, кто ежедневно приводит в движение жизнь города на семи холмах и двух континентах.
Поскольку ихтибарчи и кабулганы общались мыслями, на полянке, с точки зрения человека или Обычного кота или кошки, стояла тишина. Но в головах сидевших на полянке котов гудели мысли собратьев. Полосатые разведчики цвета копчёной скумбрии рассказывали о проблемах квартала Вефа. Их внимательно слушали штук тридцать разведчиков и кабулганов, самыми крупными из которых были два кота: Серый и Рыжий.
– Но ведь эти полицейские не больны, выйти на службу могут, – заметил Белое Пятно, начальник над кабулганами и ихтибарчи района Фатих. – Пусть и делают свою работу. Тем более, призрак… Джинн, может? Скорее всего, развлекается так кто-то.
– Да, но если бы помочь полиции… Например, призрак намечает жертву, не обращая внимания на двух или трёх котов. И тут они превращаются в здоровых амбалов и ловят призрака.
Серый кот скептически хмыкнул. А вот Рыжий вдруг представил, как он превращается в супер-полицейского в шикарной форме. Он плохо различал форму разных подразделений, поэтому в его голове возник образ здорового двухметрового человека в оранжево-черном комбинезоне туристической полиции – нет, лучше черно-красном, как у «Дельфинов»!15 – но в бронежилете и в шлеме как у Робокопа. Рыжий видел такой на каком-то плакате. И вот этот герой ногой хрясь! Призрак брык! Нет, Призрак пусть вначале отбивается! Бац Робокопа в бок! И тут Рыжий и впрямь получил пинок в бок. Он вздрогнул. Пнул его, определённо, Серый. Остальные смотрели на Рыжего как-то странно.
– Ты не отключился от общей телепатической сети, – тихо сказал Серый.
Рыжий был готов провалиться прямо в Цистерну Базилика. Все стали свидетелями его дурацких фантазий! Ужас… Но голос Белого Пятна прозвучал торжественно:
– Не надо стыдиться благородных порывов. Призрак и правда приносит много вреда, так что отправляйся завтра в Вефа и действуй! Серый, ты тоже. Дерзайте!
После собрания Серый не мог успокоиться.
– Втянул нас в какую-то авантюру! Махал тут лапами как этот… Джеппи Чан!
Рыжий начал хохотать, что в кошачьей ипостаси было делом нелёгким.
– Джеки! Джеки Чан!
– Ой, дорогой, у меня голова кружится, – прозвучал женский голос. – Мне вдруг показалось, что котик смеётся. Мне страшно.
– Ты устала, – откликнулся спутник девушки встревоженным голосом. – Он, наверное, просто чихнул. Давай скорее возьмём такси.
Ни за что на свете молодой человек не признался бы, что он тоже видел, как рыжий кот расхохотался.
– Тебе надо на занятия по самообладанию походить, – сказал Серый укоризненно.
Кабулганы подсмотрели у людей интересную штуку: выходные дни. Правда, они решили, что отдыхать целых два дня – слишком долго. Поэтому один из двух свободных дней надо было посвящать совершенствованию навыков. Строго говоря, у кабулганов и так не каждый день находилась миссия. Поэтому можно было тренироваться прыгать через заборы, превращаться в разных людей, практиковать самообладание или ходить на совещания по адекватной оценке способностей. Последнее было особенно актуальным: появлялись новые профессии, и следовало точно понимать, сумеет ли кабулган заменить, например, айтишника. Не сумеет, разве что имитировать деятельность. А вот заболевших учительниц турецкого языка с блеском заменяла скромная кошечка Хромая Лапка. Причём когда она была человеком, то вовсе не хромала!
Так, болтая о всякой всячине, Серый и Рыжий добрались до своего любимого тупичка за отелем «Альбатрос Айя-София» и устроились там на ночлег, чтобы с утра отправиться в квартал Вефа бодрыми и готовыми действовать. Конечно, с утра призрак там не появится, но следовало внимательно изучить квартал на предмет устройства засады, а ближе к вечеру разыскать Азиза и Метина, чьи портреты ихтибарчи телепатически послали Серому и Рыжему. Поскольку понять природу видения никому не удавалось, решили называть таинственное явление призраком.
Утром в Вефа было полно студентов, спешащих на учёбу. Тут же суетились лавочники, открывающие свои магазинчики. Шли к мечети Сулеймание первые туристы.
Серый и Рыжий почти до самого вечера исследовали все закоулочки, а до прихода Азиза с Метином решили поваляться на солнышке, заглянувшем в один из тупичков.
– Дурацкая идея с засадой, – бормотал Серый. – Эти два идиота уже не первый день тут гёзлеме едят, и ничего не высидели.
– И что ты предлагаешь?
– Ловля на живца! Как рыбаки на Босфоре, видал? Давай ты превратишься в приметного иностранца, а когда призрак перед тобой выскочит, ты превратишься в своего этого… Котла…
– Чана!!!
– Да хоть в кого угодно, и я тоже превращусь, и тут-то мы его изловим!
Рыжему идея понравилась. А то сбивать лапы по всему кварталу утомительно, да и малоэффективно.
– Давай потренируемся до сумерек, – сказал Серый. Он всегда уделял много внимания подготовке.
Рыжий встал, приосанился, и Серый в ужасе шарахнулся к стене дома. Прямо перед ним возвышалась рослая девица в красных сапожках и сарафане, на голове у неё красовалась какая-то огромная островерхая корона, из-под которой на плечо была закинута толстая коса. Девица была ярко накрашена.
– Ч-ч-что это? – еле выдавил из себя Серый.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Продавец симитов
2
Турецкий алкогольный напиток, анисовая водка. Смешивается с водой, отчего напиток приобретает молочный цвет.
3
Усыпальница
4
Мать султанов Мехмеда IV и Ибрагима I.
5
Иностранец
6
По мусульманской традиции, похороны должны пройти в течение суток со дня смерти, желательно до захода солнца.
7
Королева Елизавета Первая
8
Мать султана Мехмета Третьего
9
Бывший султанский дворец в Стамбуле, в наше время – музей.
10
Относящиеся к периоду правления династии Османов с 1299 по 1924 гг. (Собственно Империя – с 1453 года до 1922 года).
11
Традиционная турецкая лепёшка с начинкой, выпекаемая на сухой сковороде
12
В 2016 на площади Султанахмет произошёл крупный теракт
13
Мусульмане полагают, что девушки должны покрывать голову и носить длинные юбки. Однако в последнее время мусульманские девушки носят и европейскую одежду. Турция – светское государство, поэтому на улицах Стамбула можно увидеть самые разнообразные наряды, от европейских до традиционных.
14
Традиционный османский напиток, получаемый путём брожения проса или булгура
15
Специальное полицейское подразделение, обеспечивающее стабильность в государстве. Также имеют функции отряда быстрого реагирования. Их эмблемой является дельфин.