Полная версия
Бесишь, пиши давай!
Накидай план: что ты хочешь сказать, каков сюжет, откуда и куда будут идти твои герои. Исходя из этого, определи, сколько примерно будет глав (или рассказов, если это сборник). Напомню: каждая глава – это законченный фрагмент сюжета: кто-то откуда-то ушел и куда-то пришел. Следующая глава подхватывает предыдущую или открывает новый виток сюжета. Что такое раздел, часть, глава, абзац – смотри в Приложении в конце этой книги.
План – это фундамент истории или, если хочешь, скелет, каркас, вокруг которого строится весь текст. В общем случае схема следующая.
Начни с интриги. В начале истории должна быть какая-то загадка, что-то, что заставит читателя поднять брови и сказать: «Ого, что тут у нас?»
Введи персонажей. Познакомь читателя с твоими героями. Покажи, кто они, что их двигает, а главное, в чем их боль и желания, чего они хотят. Обычно отправной точкой становится момент, когда все плохо, нужно срочно с чем-то бороться, куда-то бежать, что-то решать, искать. Или напротив, живет мальчик под лестницей, и вдруг сова ему несет письмо, что он должен ехать в школу волшебства. В любом случае это та точка, где все меняется, и это вынуждает персонажа действовать.
Заварушка. Возникла проблема! Окуни своих персонажей в какую-то сюжетную бурю. Это может быть война, загадочное исчезновение или даже любовный треугольник.
Взлетай на волне. Разгони интригу. Добавь действия, повороты, решения. Пусть читатель забудет дышать, гадая, что будет дальше.
На пике остроты. Вот оно, самое важное. Это как взрыв фейерверка. Все самые главные вещи происходят тут, когда все карты, включая тузов в рукавах, ты выбрасываешь на стол. Это кульминация, о ней поговорим чуть ниже.
Распутывай узлы. Раскрывай все тайны, разъясняй загадки. Персонажи выходят из положения, и читатель наконец-то может выдохнуть. Тут происходит развязка.
Закат. Это финал. Сделай его таким, чтобы читатель долго помнил. Можешь оставить ему пищу для размышлений, а можешь устроить настоящий биг-бада-бум.
Вот и вся структура! По каждой точке пройдем еще подробнее, все разберем далее. Пока просто накидай эти пункты, обрисуй их, пусть и очень коротко, не важно. Это только голый скелет истории. «Мяско» и одежду он получит по ходу пьесы.
Совет: если нет никаких мыслей или они размыты по какому-то из пунктов, просто так и напиши в план: «Тут кульминация». Затем, поверь мне, в процессе работы выйдут нужные тебе решения, найдешь и свой рояль в кустах, и блестящие сюжетные решения!
Распределяй и властвуй
Следующим шагом распредели примерно одинаковое количество знаков на каждую главу. Примерно! И помни: ничего криминального нет, если их будет то намного больше, то меньше. Пока учишься, важно придерживаться каких-то правил, но все это – лишь рекомендации. Выбирай те, которые удобны тебе.
Рассказы же могут быть совершенно разными по количеству знаков – пиши столько, сколько требует каждый сюжет, а затем смотри, сколько еще произведений и какого объема нужно дописать в сборник до нужного количества авторских листов.
А вот и момент, которым часто пренебрегают, силу которого недооценивают. Организуй рабочее место. Тебе должно быть удобно и комфортно. Подложи подушки на стул. Поставь аромасвечи. Прибери на столе, или, наоборот, накидай барахла, вдруг тебе так уютнее? Важно, чтобы твое место тянуло поработать, располагало и вызывало приятные ассоциации.
Договорись с семьей, что тебе нужно это время. Посуду помоет кто-нибудь другой или ты, но позже. Уроки с детьми – тоже. Тебя оставят наедине с рукописью на пару часов. Если это невозможно – пиши в кафе, библиотеке. или коворкинге. Кому-то нужна тишина, кого-то, наоборот, подстегивает шум и движуха. Иногда писатели жертвуют и сном… Что ж, я бы хотела думать, что тебе не придется. Но писательство – это всегда жертва. Не пойти с друзьями в театр ради рукописи. Закрыться в полутемной комнате в жаркий летний день. Писать в телефоне, рискуя пальцами. Все способы идут в ход, если решено: я писатель, я пишу.
Лайфхак: начинай рукопись с любой точки сюжета, не старайся писать «цельным полотном» от начала и до конца. Начать можно хоть с последней фразы (кстати, это рабочий метод, который очень часто применяют опытные писатели). Новобранцы армии писателей частенько думают, что писать надо строго от и до, никуда не сворачивая. Не надо. Можешь мне верить.
Есть еще очень хороший способ держаться своих идей и не потерять мотивацию. Делай совместные сессии с коллегами-авторами (если их пока нет, настало самое время наладить тематическое комьюнити). Договаривайтесь в общем чате, назначайте определенное время, в которое вы одновременно садитесь и пишете. Включаете прямой эфир и вместе строчите. Очень помогает включиться в процесс и на общей волне как следует поработать.
В конце сессии делитесь результатами – у кого сколько знаков получилось, о чем ваш новый фрагмент. Чаты легко найти в Телеграме, а можно организовать и свой. Где знакомиться с коллегами? В тех же чатах, подпишись вот хоть на мой канал в Телеграм и оставь в комментариях объявление, что ищешь тех, с кем будете «коворкить». Я не против.
Помни о том, что твой план – штука гибкая. Держись его примерно, не насилуй и не выжимай из себя ничего. Не пишется – займись фрирайтингом, в процессе втянешься. То есть просто пиши все, что приходит в голову, не переживая за грамматику или структуру предложений. Фрирайтинг – это как разговор с самим собой на бумаге или в компьютере. Потом можно вернуться и улучшить то, что написал.
Хозяин своего пространства, своей идеи и своей рукописи – не кто иной, как ты. Эта простая мысль помогает не потерять настрой, и не мучить себя строгими планами. Меняй план каждую неделю, как диктует сама жизнь. Корректируй сюжет без сомнений – туда, куда он сам ведет тебя. Пусть в конце получится не так, как задумано в начале. Все равно будет классно! А не будет – есть редактура и доработка рукописи. Все впереди. Запомни архиважную вещь о творчестве: не морочь себе голову строгим соблюдением дедлайнов и намеченных планов. Получай удовольствие от того, что делаешь, иначе надолго тебя не хватит.
Не пытайся писать сразу чисто и красиво, мы уже говорили об этом. Это – только первый черновик, и он полностью в твоей власти. Черновики Пушкина видел? Но так и должно быть. Если уж сам Александр Сергеевич вычеркивал и марал, то нам зачем гнаться за чистотой с первой строчки? Ничего не исправляй и не переписывай до самого конца, пока не наберешь нужный объем. Для переписывания есть редактура, о которой поговорим в Модуле 2.
Домашнее задание
Итак, после предыдущего урока у тебя уже наверняка выбрана минимум одна тема для книги. Раскрути ее по пунктам этого урока, а именно прикинь примерный объем будущей книги и сколько в идеале у тебя может уйти времени на ее написание, сколько нужно писать знаков в день. В соответствии с этим обозначь себе обозримый, реальный дедлайн, отметь его в календаре жирным красным маркером и повесь на видном месте. Набросай краткий сюжетный план (скелет) своей истории.
Попробуй разные локации для работы и выбери то, что для тебя комфортнее всего (за письменным столом, на диване, в кресле на лоджии, в коворкинге, кафе или местной библиотеке).
Урок 4. Пирамида текста. Выстраиваем сюжетЛюбой художественный текст выстраивается своеобразной пирамидой: начало – оно же завязка, середина – развитие и кульминация, конец – финал. Это если коротко. Но нам-то нужно подробнее, поэтому изучим матчасть. Еще пирамиду текста называют аркой. Но мне нравится метафора пирамиды.
В начало, завязку входит и экспозиция – часть, предваряющая действие, повествующая, как правило, о месте, времени и условиях будущего действия. Она не обязательна, и далеко не в каждой книге современных писателей вы ее найдете. Свойственна литературе классической.
Завязка – отправная точка произведения, как все начиналось. Часть, в которой заложен конфликт всего произведения.
Развитие действия – непосредственно вырастает из завязки, это ответ на вопрос «А дальше что?». Конфликт обостряется, проблемы нарастают, сюжет обрастает подробностями.
Кульминация – верхушка «пирамидки», наивысшая точка развития сюжета, в которой конфликт максимально обострен и требует немедленного разрешения.
Развязка, она же финал. Часть, в которой конфликт подходит к своему логическому разрешению. То самое «жили они долго и счастливо», Белоснежка выходит за принца, табор уходит в небо и так далее. Финал может быть открытым или закрытым. Этому посвящен отдельный урок, сейчас не заостряйся на нем, твоя первоначальная задумка может измениться по ходу написания.
Возьмем для примера классическую народную сказку.
Экспозиция: «давным-давно в одной деревне жил да был один кузнец. Жил он небогато, и была у него дочь-красавица». Место, время, кто герой, условия жизни, его семья.
Завязка: «возвращался с войны прекрасный рыцарь и заехал в деревню. Как увидела его дочь кузнеца, так и пропала». Конфликт! Что же будет теперь с девушкой, а как отреагирует кузнец? А рыцарь – полюбит ли он ее?
Развитие действия: «остановился рыцарь у колодца коня напоить, а девица увидала, подхватила ведра и помчалась по воду. Но рыцарь остался к ее чарам равнодушен. Тогда дочь пожаловалась отцу, и тот заговорил гвоздь, и гвоздь ранил рыцаря. Он слег в горячке, и пришлось ему остановиться у кузнеца».
Кульминация: девица ухаживает за рыцарем, он в нее влюбляется и просит у кузнеца ее руки.
Развязка: кузнец кует паре колечки, благословляя на счастье.
Заключение: свадьба, пиршество, «я там был, мед-пиво пил». Если хочешь сделать открытый финал или намекнуть на вторую часть, тут может быть что-то вроде «пригласили на свадьбу знахарку из соседнего села, а ее дочь на рыцаря глаз положила».
Конечно, схема очень упрощенная, но думаю, общие принципы тебе понятны. Не у каждой книги может быть именно так выстроена линия сюжета: родился, женился, умер. Мы выбираем самые интересные моменты из всей воображаемой жизни героя и рассказываем о нем. Можно начать с того, как он женился или вообще… умер и идти в обратную сторону. Он был славный человек или, наоборот, редкий прощелыга. И раскручиваем, какие именно события привели его к смерти.
У каждой истории, какой бы сюжетный ход ты для нее ни задал, от какой точки – с рождения или смерти героя – ты бы ни пошел, всегда будет начало, середина и конец. Ты наверняка читал такие книги, после которых остается недоумение, ощущение недоговоренности. Чаще всего это растянутое начало или смятый конец, а может, и то и другое. Как этого избежать и выстроить текст, который оставит у читателя впечатление цельного и законченного? Такого, у которого сюжет нигде не провисает и нигде ничего не скомкано? Именно выстроив весь свой текст по этой пирамидке!
Когда мы примерно определили, какой толщины хотим книгу и сколько нам нужно авторских листов, в уме разделяем на равные части начало – завязку, развитие – середину и конец – финал.
Но оставь себе свободу действовать в моменте так, как тебе захотелось. Если ты точно определил, что финал будет закрытый, а потом вдруг захотелось оставить его открытым или вдруг возникло в воображении продолжение истории, так и делай. Можно и две книги написать, и целую сагу.
Очень важно держать в голове, что эта твоя пирамидка будет состоять примерно из равных частей. Только примерно, не надо стараться вогнать каждую часть в точное количество знаков и сбивать себе состояние творческого потока. Это очень условные рамки, они работают на ощущение цельности книги, читатель со счетчиком знаков не сидит.
Если мысль и фантазия бежит – отпусти их, помни, что это только черновик! Если в итоге книга выйдет больше по объему, так тому и быть: толстые книги смотрятся солиднее, читаются дольше, а читателю всегда хочется провести побольше времени в полюбившемся мире. Кроме того, у тебя впереди еще и редактура, на которой будем сливать лишнее и безжалостно резать незначительные, затянутые эпизоды. А возможно, и расписывать подробнее значимые, важные кусочки.
Главы или части? А может, поток?
Когда напишешь небольшую часть, например завязку, попробуй, требует ли текст разделения на главы. Или лучше подойдут части? А может, и вовсе без разделений, одним полотном твоя задумка будет передана лучше всего? Что такое главы, части, разделы и абзацы – смотри в Приложении.
Если сомневаешься и никак не можешь решить, пока пиши потоком, не разделяя на части и главы. Во время финальной вычитки готового черновика и редактуры этот вопрос прояснится для тебя. Тут больше всего работает авторская интуиция, а также метод поиска родственных книг.
Поиск родственных книг – так образно я называю вот что. Вспомни книгу, которая по духу и стилю напоминает твою. Если ничего на ум не приходит, сходи в книжный магазин и полистай книги в схожем с твоим жанре. Как она оформлена? Есть ли в ней главы, части или она написана единым полотном? Попробуй так же.
Полагайся на свои чувства и ощущения – нравится ли тебе твой текст в таком виде? Звучит ли он лучше и стройнее, если его поделить, или это его только портит, рвет на кусочки? И самый важный момент на любом этапе работы над книгой – доверяй себе! Внутри себя ты уже знаешь, как лучше для истории, ведь она твоя.
Есть такой любопытный совет: делать главы небольшими, такими, что можно прочитать за пятнадцать минут. Исходит эта рекомендация из соображений, что часто люди читают в метро, от работы до дома, и в среднем проводят там пятнадцать минут. И вот за это время они должны успеть прочитать главу. Как раз удобно. Может быть, эта информация тебе пригодится, и ты решишь попробовать писать именно так.
Домашнее задание
Если ты уже готов проработать свою рукопись по вышеописанным пунктам, просто возьми и сделай это. Если будущий сюжет книги еще настолько детально в твоей голове не прорисован, просто потренируйся на любом литературном произведении или даже фильме: найди и опиши, как выглядит завязка, с чего начинается развитие действия, что именно можно считать кульминацией и каков финал.
Урок 5. Знакомство с персонажамиПеред тем как знакомить читателя с героями своей истории, ты должен сам познакомиться с последними вдоль и поперек. Изучить под микроскопом. Прочувствовать. Подружиться с ними, в конце концов.
От какого лица писать
Начнем с того, от какого лица вести повествование. Этот вопрос серьезней, чем кажется. И дело тут даже не в литературных трендах. Повествование от лица главного героя (в первом лице) или от автора (в третьем лице)? У каждого подхода свои плюсы и минусы. Давай рассмотрим их.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.