
Полная версия
Я осознан, что дальше? От практики медитации к пробужденной жизни
Чтобы найти воду и чудеса ума, нужно копать глубже. Я вынес это из моего пятилетнего ретрита. Хотя за эти годы я пережил множество трансформационных опытов, практики передавались так быстро, что даже за пять лет я не смог погрузиться в них так глубоко, как мне хотелось. И лишь по окончании ретрита, после глубокого изучения практик, которые откликались во мне, я обнаружил хранящиеся в них сокровища.
Еще одна опасность передачи огромного количества практик – в том, что вы можете начать переходить от одной практики к другой, не вникая глубоко в их суть. Например, вы можете заниматься практикой осознанности и вдруг обнаружить, что вам стало скучно. И вместо того, чтобы в контексте этой практики работать со своей скукой, вы все бросите и уйдете в другую практику (например, открытого осознавания или обратной медитации). Это самообман. Это разбавляет силу обеих практик. Вы обесцениваете не только медитацию, с которой начали, но и практику, в которую убегаете. Оставайтесь верны своей медитации. Вы можете, конечно, заниматься разными практиками в разных сессиях, но нельзя метаться от одной практики к другой во время одной сессии.
Тренировка или открытие?
На медитацию можно смотреть с двух различных позиций. Более относительный и традиционный способ заключается в том, что медитация приручает, а затем тренирует ум. Как и в любой другой дисциплине, чем больше вы занимаетесь, тем лучше у вас получается и тем больше вы получаете результатов. Это совершенно обоснованный взгляд на медитацию. Но этот взгляд ограничен двойственностью. Выглядит так, будто результаты находятся где-то там, в будущем, и вы должны упорно трудиться, чтобы их достичь.
Второй способ восприятия медитации менее распространен. Этот более абсолютный подход основан на традициях недвойственной мудрости и поэтому в западном мире для многих непривычен[17]. С этой древней точки зрения многие качества, которые, казалось бы, развивает медитация, уже являются врожденными качествами естественного ума. Медитация служит их раскрытию. Чтобы золотые качества медитативного ума засияли, достаточно устранить привнесенные пороки, очистив качества от пыли. Согласно этим традициям, мы просто забыли, что уже обладаем всеми этими природными чудесными дарами. Медитация служит пробуждению нашей памяти.
Древнегреческий философ Платон выдвинул учение о «припоминании» (др. – греч. ана́мнезис): то, что мы называем обучением, на самом деле является припоминанием фактов, которые были нам известны еще до нашего воплощения в человеческой форме. С этой точки зрения получаемые впоследствии результаты уже находятся внутри нас и всегда там были. Нам нужно лишь обнаружить их. Тибетский учитель Кхенчен Трангу Ринпоче говорит: «Пороки постепенно искореняются, а качества постепенно проявляются, поскольку потенциал преодоления наших проблем является врожденным, а не внешним по отношению к нам»[18].
Шар Кхентрул Джампел Лодро говорит: «Вообще-то, это совершенство достигается постепенно. Однако, по большому счету, эти качества уже совершенны: нам просто нужно убрать облака, чтобы солнце смогло сиять во всем своем великолепии»[19].
Хотя медитация имеет много общего с другими дисциплинами, в этом смысле она уникальна. Я концертирующий пианист и опытный теннисист. Я могу часами сидеть за клавиатурой или до посинения играть на корте, но ни в одной из этих дисциплин я не стану лучше. Однако, если мне покажут, как правильно сидеть на подушке для медитации, я стану лучшим в медитации. Когда меня спрашивают, чем мы занимаемся в моем центре медитации, я иногда отвечаю: «Мы ничем не занимаемся. Но мы делаем это действительно хорошо». Это шуточное изречение будет использоваться, когда мы будем говорить о некоторых изощренных видах медитации. Коротко говоря, ничего не нужно приобретать, нужно от всего освобождаться. Как сказал христианский мистик Майстер Экхарт, «душа растет не путем сложения, а путем вычитания»[20].
Знание об этих противоположных подходах к медитации помогает нам понять, как достигаются результаты[21]. Относительный путь – это в основном путь усилия и тренировки, а абсолютный путь – в основном путь расслабления и детренировки[22]. Почему это важно? Во-первых, это помогает нам расслабиться. Иногда во время медитации люди слишком стараются, и эти усилия могут привести к обратному результату. Во-вторых, хотя поначалу медитация может казаться чем-то надуманным и даже искусственным, на самом деле это самое естественное занятие. Медитация лишь поначалу кажется искусственной из-за всех тех искусственных вещей, которые накопились на протяжении всей нашей жизни, чтобы заслонять чудеса естественного ума.
Что касается медитации осознанности, то, когда вы начинаете медитировать, вы идете против огромной силы всех своих бессмысленных привычек, всего своего предыдущего тренинга рассеянности. Вас так долго и до такой степени незаметно приучали к рассеянности и неосознанности, что теперь это кажется естественным. Но это не естественно. Неосознанность – это абсолютно искусственное явление. Это перекручивание и запутывание естественного ума. На самом деле осознанность – вот что естественно. А медитация – это раскручивание и распутывание, проявляющее эту радикальную истину. Мастер медитации Миларепа говорил: «Когда я понимаю, что результат находится внутри меня, я забываю обо всех результатах, для достижения которых нужно стремиться и напрягаться».
Многие из нас любят покупать натуральные пищевые продукты, не содержащие искусственных ингредиентов. Так вот, медитация – это самый органичный продукт, который вы когда-либо приобретали. Это возвращение к природе, к природе своего собственного ума. Как только вы освоите ее, медитация станет самым естественным для вас занятием. Это похоже на возвращение домой.
Вот третья причина, почему полезно знать о менее распространенном подходе к медитации: он помогает объяснить быстрое достижение результатов[23]. Поскольку вы занимаетесь практикой, которая находится в гармонии с тем, как все обстоит на самом деле, после преодоления первоначального сопротивления вы удивитесь тому, как быстро прогрессируете. Вместо того чтобы всю жизнь плыть против течения, вы наконец расслабляетесь и позволяете естественному потоку привести вас туда, куда вы действительно хотели попасть все это время.
Успешная медитация
Второй и менее распространенный подход к медитации предлагает множество альтернативных взглядов на то, что такое результативная практика. Одно из условий успешной медитации, особенно в бесформенных практиках (таких как открытое осознавание), – не стремиться к успеху. Отбросьте любые ожидания. В мире медитации ожидание – это зачастую преднамеренное разочарование. Для успешного ретрита такой подход жизненно важен. Если вы входите в ретрит, ожидая определенных результатов, вы настраиваете себя на неудовлетворенность. Лучше всегда быть открытым и проявлять любопытство. Будьте как ребенок. Позвольте произойти всему, что происходит, и не произойти всему, что не происходит. Относитесь ко всему спокойно и невозмутимо.
Когда я начал свой пятилетний ретрит, у меня не было никаких ожиданий, и это создало пространство для всевозможных плодотворных опытов. Другие участники ретрита признавались мне, что все оказалось совсем не таким, как они ожидали, и они уехали разочарованными. Ученый и медитатор Роджер Уолш пишет: «Рано или поздно опытные созерцатели сталкиваются с глубоким парадоксом: высшая цель их поиска достигается путем выхода за пределы всех побуждений и освобождения от них, включая даже желание достичь цели своего поиска»[24].
Цели и ожидания подразумевают стремление к результату, а стремления любого уровня непродуктивны. Об этом говорится в индуистской традиции: «Когда не остается никаких желаний, ты возвращаешься к своему естественному состоянию». Дзэн предупреждает: «Быть привязанным к идее просветления – значит сбиться с пути. Просто позволяй всему идти своим чередом». С этим соглашается и тибетский буддизм: «Если хочешь испытать естественный ум, то можешь сделать это, лишь не желая этого». Почему стремление приводит к обратному результату? Потому что любой уровень желания предполагает сжатие, а секрет успеха – в раскрытии. Недуалистическая традиция кашмирского шиваизма предлагает «метод без метода» (санскр. анупайя
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Англ. spiritual bypassing. – Здесь и далее в сносках прим. ред.
2
Дхарма – многозначное санскритское слово, которое происходит от корня, означающего «держать» или «поддерживать», и переводится как «учение», «истина», «порядок реальности» или «космический закон».
3
Будьте осторожны при поиске сообщества или инструктора. Хотя есть много благородных сообществ, учителей и людей с прекрасными намерениями, по мере того как медитация становится бизнесом, шарлатанов и культов становится все больше. Вот несколько кратких рекомендаций по поиску учителя.
Не торопитесь и задавайте сложные вопросы. Если сообщество или учитель не принимают этого, будьте осторожны. Приветствует ли сообщество других учителей и даже другие традиции или оно закрыто для внешних потоков мудрости? Если «другое» не приветствуется, это может быть сигналом тревоги. Являются ли ученики в сообществе по-настоящему добрыми, внимательными и заботливыми? Или же во внутреннем кругу есть атмосфера групповщины? Если да, будьте осторожны. Будьте осторожны с переносом и контрпереносом – то есть с тем, как мы проецируем наши надежды и мечты на человека или организацию и как они, в свою очередь, проецируют их на нас. Важны ли для этого учителя или сообщества общественная работа и помощь другим? Если нет, спросите почему. Являются ли они частью устоявшейся традиции или линии передачи? «Новые» и «независимые» учителя и сообщества могут быть аутентичными, но далеко не всегда. Наконец, хотя медитация – дело серьезное, юмор не чужд глубокой внутренней работе. Есть ли в учителе и сообществе энергия легкости, игривости и радости – или все предельно серьезны и чрезмерно «духовны»?
4
Буддийская сутра (сутта на пали), в которой подробнее всего обсуждается осознанность, – это знаменитая «Сатипаттхана-сутра», или «Рассуждение об основах осознанности». Весь текст, The Way of Mindfulness: The Satipatthana Sutta and Its Commentary, by Soma Thera, доступен в Интернете на accesstoinsight.org/lib/authors/soma/wayof.html. Другая классическая презентация осознанности – Висуддхимагга: Путь очищения Бхадантачарии Буддхагхоши в переводе с пали бхиккху Ньяньямоли.
5
Robert E. Buswell Jr. and Donald S. Lopez Jr., The Princeton Dictionary of Buddhism (Princeton, NJ: Princeton University Press, 2014), 831.
6
Англ. Mindfulness-Based Stress Reduction.
7
Это тонкий, но важный нюанс, когда мы добираемся до более высоких уровней медитации, но есть только настоящий момент. Даже мысли могут возникнуть только в настоящий момент. Мы вернемся к этой теме в нашем обсуждении открытого осознавания (см. «Недуалистическое мышление» в главе 6).
8
То, что на русский принято переводить как «осознанность», на оригинальном английском называется mindfulness. Вот этимология этого слова: mind – «ум, сознание», fully – «полностью», «осознанный» (букв. «в полном уме») – mindful.
9
Англ. awareness.
10
Нейробиолог Ричард Дэвидсон использует для этой способности ума, то есть для того, что мы называем «осознаванием», термин метаосознавание. Это еще один пример того, как легко все запутать.
11
Б. Алан Уоллес пишет: «Современное психологическое описание осознанности, которое явно основано на описаниях осознанности, представленных в современной традиции Випассаны (созерцательного прозрения) буддизма Тхеравады, существенно отличается от индо-тибетской буддийской версии. Подход современной Випассаны рассматривает осознанность как неразличающее «чистое осознавание» от момента к моменту; индо-тибетская же традиция характеризует осознанность как сохранение в уме объекта внимания, состояние незабывания, неотвлечения и неблуждания». – B. Alan Wallace, The Attention Revolution: Unlocking the Power of the Focused Mind (Boston: Wisdom Publication, 2006), 60. Бханте Гунаратана в своей книге Mindfulness in Plain English (Somerville, MA: Wisdom Publications, 2019) определяет ее как «чистое внимание… осознавание настоящего времени… Она всегда остается в настоящем… Когда вы вспоминаете своего учителя во втором классе, это память. Когда вы затем осознаёте, что вспоминаете своего учителя во втором классе, это осознанность». Буддхагхоша, учитель традиции Тхеравады, пишет: «Качество [сати] не колеблется; ее свойство не теряется; ее проявление – охрана… Ее следует рассматривать как привратника, поскольку она охраняет врата глаз». Учитель медитации Асанга определил осознанность как «незабывчивость ума по отношению к знакомому объекту». А его знаменитый брат Васубандху определил ее как умение «не терять объект ума». См. больше: Wallace, Attention Revolution, 59–63.
12
Заманчиво заявить, что осознанность – это нейтральная технология, но на самом деле нейтральных технологий не бывает. Любая технология зависит от контекста. Осознанность возникла вместе с сотериологической мотивацией. Пожалуй, ближе всего к нейтральному аспекту ума, тесно связанному с осознанностью, находится внимание, но даже внимание часто направляется бессознательными процессами и нагружено контекстно-зависимыми намерениями. Дело в том, что осознанность – это один из инструментов в наборе, в котором также есть такой инструмент, как внимание, которое может работать с любым умом. Это сродни нейтральности полезной для тела физической растяжки. Растяжка кажется нейтральным упражнением, сугубо физиологическим и анатомическим событием. Но когда кто-то добавляет к этому упражнению ярлык «йога», оно уже не является нейтральным. Христианские фундаменталисты яростно выступают против введения йоги в школы, заявляя, что она тайно прививает неокрепшим детским умам восточные религиозные идеологии. Говоря о буддизме, но с аргументом, который применим к любому взгляду на ум, философ Эван Томпсон пишет: «Буддийские теории ума [действуют] так, как будто они являются ценностно-нейтральными описаниями, но на самом деле они основаны на ценностных суждениях о том, как развивать или формировать ум для реализации высшей буддийской цели – нирваны. С философской точки зрения теории являются нормативными (поскольку они основаны на этических ценностных суждениях) и сотериологическими (поскольку они связаны со “спасением” или “освобождением”). Буддийские теории ума теряют смысл, если их извлечь из буддийских нормативных и сотериологических рамок… [Кроме того], медитация осознанности – это социальная практика, положительная или отрицательная ценность которой зависит от социальных фактов за пределами мозга». – Thompson, Why I Am Not a Buddhist, 13, 19. Короче говоря, ничто, даже сама наука, не является абсолютно нейтральным и, следовательно, объективным.
13
Andrew Olendzki, “What Mindfulness Is (Not),” Lion’s Roar, June 15, 2017.
14
См. Sarah Shaw, Mindfulness: Where It Comes From and What It Means (Boulder, CO: Shambhala, 2020). В школе Сарвастивада-Абхидхармы осознанность – один из пяти определяющих ментальных факторов, которые должны помогать уму в установлении его объектов. Остальные четыре – стремление, решимость, концентрация и мудрость (или познание). Эти пять определяющих факторов сопровождают благотворные состояния ума, причем если присутствует один, то присутствуют все.
15
См. David Loy and Ronald Purser, “Beyond McMindfulness,” HuffPost, последнее обновление 31 августа 2013 г., huffpost.com/entry/beyond-mcmindfulness_b_3519289.
16
Ваджраяна – это третья и, пожалуй, высшая из трех ян, или «колесниц», осуществляющих трансформацию. Первая – Хинаяна, или «Узкая колесница» (политически некорректный термин, который часто переводят как «Малая колесница»). Более популярное название этой «колесницы» – Тхеравада, или «Путь старейшин». Вторая колесница – это Махаяна, «Великая (или Широкая) колесница», а за ней идет Ваджраяна. Каждая последующая яна превосходит, но включает в себя предшественницу: Махаяна выходит за пределы Хинаяны, но включает в себя ее; Ваджраяна превосходит Махаяну, но включает ее. В сущности, Ваджраяна на самом деле является подмножеством Махаяны: воззрения в обеих янах одинаковы, но методы трансформации отличаются.
17
С этим недвойственным подходом резонируют Махамудра и Дзогчен в буддийской традиции; недвойственная Шива-тантра, или кашмирский шиваизм, в индуистской традиции; некоторые аспекты мистического ислама, или суфизма; традиция Кедума в мистическом иудаизме; и некоторые варианты гностического христианства.
18
Khenchen Thrangu Rinpoche, Medicine Buddha Teachings (Auckland, NZ: Shenpen Osel & Chokyi Ghatsal Publications), 8.
19
Shar Khentrul Jamphel Lodrö, The Realm of Shambhala: A Complete Vision for Humanity’s Perfection (Boulder, CO: Shambhala Publications, 2021), 7.
20
Ученый и философ Бернардо Каструп, описывая то, что происходит после смерти, точно отражает то, что происходит в медитации при жизни: «Ментальный процесс, который мы называем физической смертью, “делает бессознательное более сознательным”, потому что устраняет источник запутывания, а именно эгоическую петлю… [Этот процесс] заставляет нас вспомнить все, что мы уже знаем, но не можем припомнить. С точки зрения эго это может показаться получением всевозможных новых ответов. Но это не даст уму никакого фундаментального прозрения. Ощущение новизны при этом – всего лишь иллюзия эго, проходящего через растворение. Как только эго исчезнет и все будет забыто, чувство новизны исчезнет». – Bernardo Kastrup, Why Materialism Is Baloney: How True Skeptics Know There Is No Death and Fathom Answers to Life, the Universe, and Everything (Hampshire, UK: Iff Books, 2014), 182–183.
21
Кто-то возразит, что невозможно достигать результаты, применяя оба подхода. Но это всего лишь ловушка бинарного способа мышления, подхода к реальности «да – нет» или «черное – белое», основанного на аристотелевых законах мышления. Лауреат Нобелевской премии по физике Нильс Бор, пытаясь примириться с тем, что свет проявляется и как частицы, и как волны, разработал свой «принцип дополнительности», который в настоящее время широко принят как в естественных науках, так и в философии. Он заменяет мышление «или – или» мышлением «и», что создает пространство для кажущихся противоречий. Психолог Карл Юнг говорил о conjunctio tremendum, парадоксальном союзе кажущихся противоречивыми истин. Мир никогда не бывает таким аккуратным, каким его изображает концептуальный ум. Чтобы правильно видеть мир, мы должны открыть свой ум и начать мыслить по-другому.
22
Исследования нейробиолога Ричарда Дэвидсона и его коллег показывают, что младенцы проявляют изначальную доброту – благородное качество ума, которое в недвойственных традициях провозглашается врожденным. См. больше на centerhealthyminds.org/join-the-movement/the-science-of-a-happy-mind.
23
Уменьшение «мигания внимания», корня отвлечения, начинается всего с семнадцати минут осознанности; изменения в мозге были продемонстрированы с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии всего за двадцать четыре часа медитации; «всего десять минут осознанности преодолели вред, наносимый концентрации многозадачностью… Всего восемь минут осознанности на некоторое время уменьшили блуждание ума. Около десяти часов осознанности в течение двухнедельного периода укрепили внимание и рабочую память». См. Daniel Goleman and Richard J. Davidson, Altered Traits: Science Reveals How Meditation Changes Your Mind, Brain, and Body, 123–145.
24
Roger Walsh, Maslow’s Hierarchy of Needs, Expanded and Upleveled, черновик рукописи журнальной статьи.