bannerbanner
По праву Силы. Северный шаманизм. Духи и предки. Воплощение в себя настоящую
По праву Силы. Северный шаманизм. Духи и предки. Воплощение в себя настоящую

Полная версия

По праву Силы. Северный шаманизм. Духи и предки. Воплощение в себя настоящую

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Исследователи много раз описывали разные свидетельства шаманской болезни.

Кто-то видел духов в виде прекрасных женщин (мужчин), которые предлагали будущему шаману остаться с ними, и тот, влюбленный и очарованный, принимал их дары. Иногда они угрожали и преследовали: «Не будешь нас любить – пропадешь». Кто-то переживал болезнь, схожую с эпилепсией, и в припадках видел духов, слышал их голоса.

Кто-то болел тяжелой горячкой или мучался мигренями. Кому-то являлись предки.

Кто-то погружался в очень тяжелое душевное состояние. Резко менялась личность, будто рассыпалась прахом, человек ощущал себя потерянно и выстраивал себя заново.

Все эти описания сходятся в одном: в итоге будущий шаман отдавался на волю духов и проходил инициацию. Один или под руководством наставника, он переживал процесс полной трансформации. Для этих переживаний характерны образы смерти. Когда тело рвут животные, глаза клюют птицы. Видения шаманской инициации красочны, пугающи, очень схожи независимо от традиции. Шаманская болезнь – это не просто кризис. Это процесс, в котором человек теряет себя, чтобы стать проводником силы. В европейской культуре исступление ассоциируется с религиозным экстазом, пророчеством, творческим вдохновением. У шаманов это состояние – основа пути.

Само слово «шаман» по одной из версий перевода – «исступленный». Исступление – состояние крайнего психического возбуждения. Мирча Элиаде называет шаманизм «техникой экстаза», собственно, объявляя экстатическое переживание объединяющим признаком шаманской практики у самых разных народов и культур. Исступление – это состояние, в котором человек разрывает границы между мирами. Оно неподвластно логике, его нельзя объяснить рационально. В шаманском трансе нет страха, нет сомнений – только чистая, живая сила. Элиаде писал, что шаманы – это «люди, живущие на грани», те, кто способен войти в исступление и вернуться обратно. Они как канатоходцы между мирами.

Часто шаманскую болезнь путают с психическими расстройствами. И действительно, между ними есть много общего: шаманы могут слышать голоса, видеть образы, которые не проявлены в реальном мире, терять контроль над телом или казаться слишком странными в своей работе. Многих людей шаманский транс пугает.

Разница между шаманом и психически больным человеком в том, что шаман умеет управлять своими состояниями. Да, шаман в работе бывает похож на безумца. Но это управляемое безумие. Если шаман не может контролировать свое исступление, он погибает или сходит с ума по-настоящему. Если может – становится проводником силы.

Когда человек переживает шаманскую болезнь, он умирает. Не физически, но на уровне души: старое тело как будто разрушено, разум и душа спустились во тьму, все прежние опоры исчезают. После возвращения оттуда, из самой глубокой точки этого кризиса, человек становится другим. После этого шаман уже не такой, как все. Он видит иначе, чувствует иначе, говорит иначе. Он не может вернуться в обычную жизнь, потому что теперь он принадлежит сразу двум мирам.

Завершается процесс болезни инициацией – с помощью духов или, если повезет, наставника; человек переживает процесс ритуальной смерти. После нее он становится шаманом, начинает проводить обряды, говорить с духами постоянно.

Здесь стоит сделать небольшое отступление и поговорить о таком понятии, как инициация.

Инициация

В классическом понятии этого слова инициация принадлежит к так называемым «обрядам перехода», которые призваны определить и обозначить смену социального статуса в том или ином виде. Бракосочетание, совершеннолетие, признание вашего профессионализма – вы как будто становитесь «новой» личностью, имеющей иные права, обязанности, статус. Говоря об инициации, мы подразумеваем такую смену статуса либо в рамках какого-то общества, либо внутри религиозной группы. С самых древних времен известны посвящения охотников. Проходящие порог юноши становились мужчинами, принося первую добычу, проводя время в одиноких испытаниях. Это не символическое изменение – это разрыв между прежним и новым, который уже не зарастет. Воины проходили инициации через кровь. Чтобы стать настоящим воином, ты должен был убить, выпить кровь врага, пережить рану, умереть на поле битвы и вернуться. Женщины проходили инициации через боль рождения, через обряды, связанные с лунной кровью, через ритуалы.


Смерть и перерождение – ключевой мотив инициации. Ты не можешь просто пойти и стать кем-то. Ты должен перестать быть собой. В этом смысл.


В магических традициях инициация – это момент, когда твоя старая реальность рушится. Это не просто «посвящение». Это когда ты проходишь через такой кризис, что твой мозг не может больше воспринимать мир как раньше. Ты видишь то, чего раньше не видел. Ты не можешь вернуться назад, даже если захочешь.

В эзотерических традициях магическая инициация может быть искусственно созданной – ритуалом, в котором ты переживаешь трансформацию. Но настоящие инициации редко бывают добровольными.

Инициации шамана бывают разные. В бурятском шаманизме кандидат бегает в трансе часами, а потом в полном шаманском облачении лезет на березу. В тувинском шаманизме, который я приняла только этим летом, кандидат в шаманы должен показать способность вызывать транс, а также явить старшим шаманам своих предков.

Я до сих пор помню, как пила дождевую воду, которая мешалась с моими слезами, когда за спиной я почувствовала своих предков-шаманов и особенно свою далекую бабушку, с чьим духом я связана больше всего. Я камлала, плакала и кричала: я очень, очень тебя люблю!

С меня сходило ощущение неприкаянности, среди моих предков были, были такие же, как я, и как же полно я чувствовала их в тот момент!

Шаманизм северной традиции, в который я изначально и пришла, не имеет каких-то четких ритуалов посвящения. Я ритуально умирала, меня вешали, подобно Одину, хоть и в мягкой форме, я проводила ритуал сейдра на полторы тысячи людей во время своего фестиваля «Жатва». Всего у меня за плечами шесть инициаций разной степени сложности.

Традиционный и базовый шаманизм

Теперь, думаю, мы можем переходить к теме традиционного и базового шаманизма.

Традиционным считается шаман, который получил свой дар от предков, по наследству или пережил шаманскую болезнь по воле духов. Шаман традиционный, в отличие от практика базового (или городского) шаманизма, не имеет возможности отказаться от своей судьбы. Если он не принимает дар, то сходит с ума, спивается и очень часто заканчивает свою жизнь печально. И, конечно же, шаман такого типа опирается на какую-либо исторически существующую традицию как на основной источник знаний и путей своей практики.


Самих же традиций очень много. Есть сибирский шаманизм, тувинский, алтайский, бурят-монгольский, северный, есть шаманы племен африканского континента, есть шаманские практики в глубинах племен, которых так и не коснулась современная цивилизация.


Когда мне начинают доказывать, что эти шаманы, а те – нет, потому что то и это не совпадает, допустим, с тувинской традицией шаманизма, я молчу. Не мне указывать людям на то, как огромен мир. Не мне рассказывать, насколько разнообразна шаманская практика и как бывает отлична друг от друга по местности.

Базовый шаманизм – термин, который в 90-е годы XX века ввел Майкл Харнер. Еще это течение называется «неошаманизм», или «городской шаманизм». Речь идет о практиках, которые доступны любому обычному человеку. Это шаманские техники дыхания, медитации, общения с духами и предками. Многие из тех, кто выбирает для себя этот путь сознательно, становятся блестящими и признанными шаманами, упорно работая над собой.

Давайте рассмотрим ключевые различия этих подходов.

Традиционный шаман идет через шаманскую болезнь. Его выбирают духи, и отказаться от своего пути он, как правило, не может. Его дар очень сильно привязан к культурному и историческому контексту предков, к их вере.

Базовый шаманизм предполагает, что этот путь доступен любому человеку, который захочет его изучать. Но не в таком объеме. Культура и религия значения не имеют. Человек может ощущать контакт с духами, призыв от них, но если откажется, это не приведет его к болезни и безумию.

Традиционный шаман живет, опутанный десятками, а потом и сотнями правил и положений, нарушение которых приведет к плохим для шамана последствиям. Практик базового шаманизма иногда получает от духов ограничения, но отказ от них не приведет к фатальным последствиям.

Традиционный шаман постепенно отходит от мирской жизни. Это не значит, что он сходит с ума и удаляется в горы отшельничать, но сохранить мирскую работу практически невозможно. Шаманизм и духи занимают центральное место в жизни, и по-другому просто не выходит.

Практик базового шаманизма может заниматься чем угодно, он свободен в своем выборе. Может, он решит посвятить этому всю жизнь, а может, будет практиковать только по выходным.

Во время шаманской болезни личность традиционного шамана, как правило, резко и радикально меняется. Хочешь ты того или нет, ты сгоришь в болезни и выйдешь кем-то другим. В базовом шаманизме этого нет и не будет, изменение личности происходит постепенно, сообразно углублению в практику, или не происходит вовсе.

Пожалуй, я перечислила все основные различия. Себя как шамана я нашла в наследии предков по линии отца, и мой проход через шаманскую болезнь действительно радикально изменил мою жизнь, личность, даже стиль мышления.


Глава 3

Кто такой шаман и для чего он нужен

Само слово «шаман» пришло к нам из санскрита. Вы также можете встретить названия: кам, баксы, тадебей, нойда и т. д. Кам и шаман – самые распространенные из них. Шаманизм – древнейшая духовная практика, некоторые говорят – религия, но это не так. Нет у шаманизма единой мифологической базы, которая необходима для религии. Нет какой-либо правильной системы камлания, стандартов ритуала. Именно поэтому обучение шаманской практике различается от учителя к учителю.

Следы первых шаманов уходят очень глубоко – к охотничьим культам времен палеолита. Древний человек еще не сепарирован от мира, коллективное сознание преобладает над индивидуальным. Выживание племени превыше всего. Нужна удача на охоте.

Первый шаман пробует свои силы, чтобы племя пережило зиму.

Наскальные рисунки той эпохи повествуют нам об охотничьих ритуалах, так человечество получает танец. Есть теория, и мне она отзывается, что театр, песня, танец, ритм – все это выросло из шаманизма.

Шаман – человек, который в экстатическом (измененном, трансовом) состоянии сознания разговаривает с духами. Камлание – ритуал такого общения, шаман достигает экстаза, его душа свободно странствует по всем мирам. Для чего это нужно?

Задач у шамана исторически много. Обращение к духам о выполнении просьб людей, лечение больных, возвращение потерянной души, проводы умерших в загробный мир, защита от злых духов… В каких-то случаях он делает также имянаречение, выступает свидетелем клятв, выполняет функции психолога, священнослужителя…

Конечно, именно к шаману люди обращались как к прорицателю. Практически в каждой шаманской традиции вы можете найти специфические методы самых разных гаданий. Впрочем, об этом я расскажу подробнее дальше.

Пока вернемся к личности шамана. Во-первых, я хочу разрушить одну из иллюзий, которая проникла в массы вместе с модой на восточные духовные учения. Она гласит, что шаман – хороший, просветленный человек, который не имеет в себе ничего человеческого. Он встает в шесть утра, делает приветствие Солнцу, живет на высоких вибрациях и так далее.

Нет. Это категорически не соответствует действительности. Шаманизм имеет хтонические, древнейшие корни. Я видела очень сильных тувинских шаманов, которые страдают от алкоголизма, видела неимоверно большого хакасского шамана, который клеветал на коллег. И ничего им за это не делалось.

Да, духи могут оставить шамана, если он перешел некую черту в своем моральном разложении. Но где находится эта черта – вопрос сугубо индивидуальный. За годы практики я так и не нашла на него ответа. Зато совершенно точно убедилась в том, что ставить знак равенства между словами «шаман» и «хороший человек» – плохая идея.

Однако я поддерживаю тех, кто считает, что мир меняется и мы должны ему соответствовать. С глубоким чувством родства я читала недавно книгу верховного шамана Тывы и России – он призывает шаманов творить хорошие дела, не делать людям зла. Когда я проходила у него посвящение, он благословлял меня на дела добрые, на помощь людям и природе.

Мы живем в современном мире. Эзотерики называют себя «помогающими практиками». Я за то, чтобы духовные практики были этичными. Гарантия безопасности для клиента в пространстве специалиста. Личная терапия специалиста тоже, считаю, вещь значимая. Хорошие границы нужны практику, потому что сплошь и рядом мы видим родительские переносы. Соответствие того, что специалист говорит, тому, как он при этом живет.

Это поле для огромного диалога, и, возможно, не мне его начинать. Я просто высказываю свое мнение: эзотерика может быть прекрасным инструментом самопознания и расширения своих горизонтов, а может быть страшным ядом, губительным для психики.

Следующая иллюзия, морок, созданный вокруг шаманизма, – что шаман занимается исключительно сложными философскими вопросами. Что это такой учитель, который сыплет малопонятной, но красивой квантовой мудростью бытия. Но нет, задачи шамана – очень прикладные.

Если шаман выступает только в роли духовного учителя, который решает вопросы экзистенциального порядка, это про неошаманизм как раз будет. Или про попытку создать какую-то религию.

В шаманизме нет никакой высшей цели. Она отсутствует, понимаете? Шаман владеет искусством ходить в иные миры только и исключительно для решения прикладных задач племени в целом или одного соплеменника в частности. Для этих странствий не нужны боги, не нужны никакие сторонние высшие силы. Есть шаман и есть духи.

Нужно вызвать дождь, чтобы поля от засухи не погибли и зимой была еда. В бубен стучу, в транс ухожу, с духами говорю, дождь вызываю.

Да, кстати, я – за родство шаманских практик с психоанализом. К шаману часто идут как к психологу, и этого не избежать. Просто нужно понимать, что в основе шаманизма так или иначе лежат не сложные духовные учения, а конкретные задачи, которые нужно решать.

Именно этим и отличается традиционный шаманизм от базового. Неизбежностью прикладных задач. Отсутствием попыток сделать какую-то религию.


Шаманизм – практическая, прикладная вещь, несмотря на множество очень глубоких смыслов.


Как это выражается в моей личной практике?

У меня очень часто просят дать имянаречение. В северную традицию. Я иду к духам севера и прошу имени для того, кто хочет пойти этой дорогой.


Полтора года назад я проводила похороны. Очень красивый юноша по имени Олег не вернулся домой, погиб на чужой земле, если мне не изменяет память, на Бали. Он был последователем севера, и нас, шаманов, тогда позвали проводить его. Никто не хотел сверхаутентичных древних ритуалов. Нужны были последователи традиции, которые при этом владеют шаманской практикой.

Когда мы развеивали пепел, мне пришлось поднимать ветер, чтобы он разлетелся. Первый порыв был прямо мне в лицо; то, что осталось от мальчика, заполнило мои глаза, рот, и мне бы кричать от ужаса. Но нет, у меня не было ни одной эмоции. Я знала, что все происходит правильно, так должно быть. Я провожаю этого красивого парня, и он целует меня на прощание.

Оказывается, я больше не боюсь мертвых тел, и смерти не боюсь тоже.


Нередко в моей практике происходят ритуалы возвращения души. Несмотря на страшное звучание, «потеря души» – весьма рядовой «диагноз» шамана. Под этим подразумевается, что человека оставила часть его жизненной силы. Депрессивные состояния тоже видятся шаману отсутствием части души. Практически во всех шаманских традициях у человека несколько душ, одна из них может уйти, оттого что чувствует невыносимую боль.

Концепция базового шаманизма называет основной причиной «потери души» травматическое событие. Я полностью согласна с этим, потому что глазами шамана многократно видела причины и следствия тех или иных человеческих состояний.

Зависимости от алкоголя тоже видятся шаману как стремление «залить» то место, где во внутренней структуре зияет пустота.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Тем, кто интересуется подробнее, прежде всего я советую, конечно же, работу Мирчи Элиаде «Шаманизм. Архаические техники экстаза». – Здесь и далее прим. авт.

2

Про традиционный и базовый шаманизм будет подробнее чуть дальше в этой же главе.

3

Сейдр – один из видов северного колдовства, о нем я более подробно расскажу дальше.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2