
Полная версия
Я-Концепция – тайна объективной действительности
Данный интегральный опыт впитывается каждой личностью индивидуально, что в свою очередь позволяет эффективно конструировать на самом высоком уровне своего личного перцептивного опыта свой индивидуальный взгляд на мир или, иными словами, сказать – «точку зрения».
Один из крупнейших физиологов 19 века сэр Чарльз Скотт Шеррингтон (выдающийся английский нейрофизиолог, лауреат Нобелевской премии) говорил – «что если не понятно, как психика возникает из деятельности (работы) головного мозга, то, естественно, столь же мало понятно, как она может оказывать какое-либо влияние на поведение живого существа, управление которым осуществляется посредством нервной системы».
В 2005 году на свет вышла статья Фрэнсиса Крика и Кристофа Коха, в которой обобщалось предположение относительно того, что клауструм (лат. claustrum) – тонкая нерегулярная структура, пластинка серого вещества, которая прилегает или присоединяется к внутреннему слою новой коры (неокортекса) в центре головного мозга, прежде всего под областями инсулярной коры (островка) – может являться одной из частиц, которая играет определенную роль в функционировании сознания человека.
Незадолго до своей кончины, Френсис Крик дал интервью директору исследовательского центра высшей нервной деятельности (англ. Center for Brain and Cognition) Рамачандрану Вилейануру: «Рама, я думаю, что секрет сознания заключается в клауструм (лат. claustrum), не так ли? Иначе зачем эта крошечная структура подключена к столь многим структурам мозга»!?
Несмотря на то обстоятельство, что ученые применяют самые передовые методики и технические средства, никому еще не удалось ответить на вопрос – «как серые клетки способны превращать потоки разрозненной информации от сенсорных систем и органов, в яркие внутренние переживания, образы, восприятие и т. д.
Один из тех, кого смело можно отнести в разряд первых научных деятелей, которые рискнули смело выступить с предположением того, что центр возникновения и функционирования сознания человека находиться непосредственно в головном мозге, выдвинул в середине 19 века величайший электрофизиолог Дюбуа-Реймон (1818—1896).
Индивидуальное мировоззрение Дюбуа-Реймона, способно продемонстрировать нам, наглядно, одного из самых ярких представителей так называемого «Механического Направления». В письме своему другу Дюбуа-Реймон писал: «что в организме действуют исключительно физико-химические законы; если с их помощью не все можно объяснить, то необходимо, используя физико-математические методы, либо найти способ их действия, либо принять, что существуют новые силы материи, равные по ценности физико-химическим силам».
Однако, с индивидуальными научными выводами и предположениями не соглашался живший в тоже самое время с Реймоном, другой знаменитый и выдающийся физиолог по имени Карл Фридрих Вильгельм Людвиг (Ludwig, 1816—1895), возглавлявший в 1869—1895 годах новый физиологический институт в Лейпциге, который стал крупнейшим мировым центром в области экспериментальной физиологии.
Людвиг, как основатель научной школы писал – «что ни одна из существующих теорий нервной деятельности, включая и электрическую теорию нервных токов Дюбуа-Реймона, не может ничего сказать о том, как вследствие деятельности нервов становятся возможны акты ощущения».
В данном контексте считаю особо важным отметить тот факт, что в вышеприведенном высказывании речь идет «даже» не о сложнейших актах (функционирования процессов, свойств и др.) сознания, а о куда более простых и примитивных житейских ощущений. По существу, можно сказать, что если у человека будет отсутствовать сознание, то ничего он чувствовать и ощущать не сможет.
В конечном итоге и сам Дюбуа-Реймон обобщил такой вывод: «Как мы сознаем – мы не знаем и никогда не узнаем. И как бы мы ни углублялись в дебри внутримозговой нейродинамики, моста в царство сознания мы не перебросим». Более того, Реймон также пришел к далеко не утешительным выводам для детерминизма, которые повествовали о том, что, по существу, невозможно объяснить феномен «Сознания» человека материальными причинно-следственными связями. Реймон также признал – «что здесь человеческий ум наталкивается на „мировую загадку“, разрешить которую он никогда не сможет».
А. И. Введенский (философ, профессор Московского университета) в 1914 году сформулировал и обобщил закон «отсутствия объективных признаков одушевленности». Согласно этому закону предполагалось, что роль психики, в общей системе регуляции процессов поведения человека является абсолютно неуловимой и также добавлял, что не существует никакого рационального и мыслимого моста между фактической деятельностью головного мозга, и областями психических, а также Душевных явлений, включая сознание человека.
Лауреаты Нобелевской премии, крупнейшие специалисты по нейрофизиологии Торстен Визел и Давид Хьюбел признали – «что для того, чтобы стало возможным научно утверждать фактическую связь головного мозга и сознания человека, нужно для начала понять, что именно считывает и декодирует всю получаемую и вырабатываемую в следствии деятельности информацию, которая приходит от сенсорных систем и органов человека. Проведя большое количество исследований и экспериментов, ученные признали – «что это сделать невозможно»!
Профессор МГУ, великий отечественный ученный Николай Иванович Кобозев (физико-химик, профессор химического факультета Московского университета им. М. В. Ломоносова) в одной из своей монографии продемонстрировал то – «что ответственными за процессы мышления и памяти не могут быть ни клетки, ни молекулы, ни даже атомы!»
Также хотелось бы обобщить сведения, которые способны доказать отсутствие связи между работой головного мозга и сознанием человека даже людям, далеким от науки.
Давайте на минуточку предположим, что фундаментальное «Я» (сознание) человека является не чем иным, как результатом деятельности головного мозга и ЦНС, в частности. Нейрофизиологами уже давно, с большой точностью установлено, что человек фактически способен жить полноценной жизнью всего с наличием одного полушария головного мозга и при всем этом иметь абсолютно ясное сознание!
К примеру, давайте возьмем человека, который вынужден жить, по той или иной причине, только лишь с одним правым полушарием головного мозга, у которого безусловно присутствует «Я» (сознание). На основании этого можно сделать логический вывод – «что «Я» человека, по существу, отсутствует в левом полушарии головного мозга.
А теперь давайте вместе с вами взглянем на другой пример, в котором мы сможем увидеть человека, у которого функционирует только левое полушарие головного мозга и также, как и в первом случае, у данного человека тоже имеется и четко выражено собственное «Я». Следовательно, мы можем сделать абсолютно законный вывод относительно того, что фундаментальное «Я» человека отсутствует (не находиться) в правом полушарии головного мозга.
И тут мы четко можем увидеть закономерность, которая нам указывает на то, что «Сознание Человека» фактически остается (функционирует) несмотря на то, какое полушарие головного мозга удаляется или вышло из функционального процесса по тем или иным причинам. Это прямо говорит и свидетельствует о том, что у человека отсутствует область в головном мозге, которая отвечает за наличие и функционирование «Сознания» человека, ибо как показывают многие нозологии, травмы и др., вся эта практика показала и фактически подтвердила то, что ни в правом, ни в левом полушарии нет структур, которые отвечают за функционирование «Сознания» человека и это, хочу особо заметить – «факт»!
Все эти факты подталкивают нас к тому, чтобы мы смело могли сделать закономерный вывод о том, что наличие и функционирование сознания человека никак не связано с определенными областями головного мозга. И тут может возникнуть законный вопрос – «может ли сознание человека становится делимым, когда происходит фактическая потеря части мозга!?» Но в тоже самое время научные факты не подтверждают данное предположение…
Профессор, доктор медицинских наук, архиепископ Симферопольский и Крымский Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (в миру – святитель Лука Крымский) описывал один очень интересный случай: «У молодого раненого я вскрыл огромный абсцесс (около 50 кубич. см, гноя), который, несомненно, разрушил всю левую лобную долю, и решительно никаких дефектов психики после этой операции я не наблюдал. То же самое я могу сказать о другом больном, оперированном по поводу огромной кисты мозговых оболочек. При широком вскрытии черепа я с удивлением увидел, что почти вся правая половина его пуста, а все левое полушарие мозга сдавлено, почти до невозможности его различить».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.