
Полная версия
Феномены вины и раскаяния: 3 научные статьи о школьной и духовной литературе

Irina Tkachuk
Феномены вины и раскаяния: 3 научные статьи о школьной и духовной литературе
Феномен вины рассматривается в литературных произведениях – как часто повторяющийся тип реакции героев произведения – как выбор автора литературного произведения. Мы исследуем данный феномен в контексте жизненного пути личности как устойчивый паттерн, сложившийся под влиянием литературных произведений.
Глава 1
ФЕНОМЕН ВИНЫ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫВ палитре чувств и эмоций мы можем встретить, в переживании какой – либо социокультурной ситуации – вину. Для кого-то вина – это продуктивный фактор и выступает мотивом для развития, для кого-то вина – разрушительна и связана с травмирующим тревожным расстройством. Понимая, что феномен вины возникает вследствие взаимодействия и взаимовлияния субъектов в социокультурном пространстве, мы можем исследовать феномен вины во взаимодействии героев в литературных произведениях, а также в воздействии литературного произведения на читателя. Рассмотрим, как влияет на формирование личности феномен вины, представленный в различных литературных произведениях.
Литература формировала жизненные стратегии многих поколений россиян. Можно предположить, что литературные произведения и герои литературных произведений, а также критическая литература, изучаемая в контексте литературного произведения, из поколения в поколение формировали одинаковый тип реагирования на феномен вины. Например, в программе дошкольного и школьного образования по предмету «Литература» есть много произведений, в которых представлен феномен вины, а герои выступают в роли жертвы, агрессора или свидетеля/наблюдателя/спасателя в трагической ситуации, связанной с виной. Практически все герои такого литературного произведения испытывают вину, находясь в какой – либо из этих ролей; либо читатель находится в роли трагичного наблюдателя, переживая травму свидетеля, психологически присоединяясь к действиям героев. Как правило, фабула литературного произведения связана с виной: герой произведения обходит вину, испытывает вину или спасается от настигнувшего его сквозь время чувства вины. Интересно, что читатели, сопереживая героям, сами испытывают вину, настраивая – как камертон – свои эмоциональные представления о себе и своих поступках – герою литературного произведения. Таким образом, феномен «вина» выступает эквивалентом таких понятий, как контролёр, мерило, точка отсчёта – совести и актуальному социуму. Предположим что феномен вины для большинства россиян наполнен русской трагедией, объединяющей многие поколения. Феномен «вина» имеет устойчивую ассоциацию со словами «виновный» и «обвинён», то есть с неодобряемым и осуждаемым положением человека в обществе. Однако, находиться в состоянии вины в российском обществе – это одновременно и привычно, как будто неизбежно, но в тоже время – это слабость и уязвимость положения вызывает желание выйти из вины.
Рассмотрим литературные произведения, в которых представлен феномен вины. Понимая, что феномен вины содержит негативный оттенок и как будто очерняет человека, портит репутацию, искажает социальную перцепцию, делая его «плохим» для себя или других, человек может использовать такой приём уклонения от вины, как перенос: «Людские ссоры не длились бы так долго, если бы вся вина была на одной стороне» [3]; ещё такой приём, как викитим – блейминг (жертва сама виновата либо жертва испытывает вину за то, что не смогла избежать наказания: «В трагическом – простой вины (die einfache Schuld) возможность вины переходит в действительную вину» [7]; а также принятие: «Поэтому я принял всю вину на себя, я cделал вид, что не Тебеньков говорил мне вчера колкости, но я, по своей необдуманности и неопытности, был виною происшедшего скандала» [4]; у Достоевского вина выступает сама как наказание: «Они мучаются от своей «виновности» в чем-то и перед кем-то, мучаются угрызениями совести, часто, даже безо всякого основания, преувеличивают и даже сами выдумывают на себя разные вины и преступления» [2]; уклонение от вины: «Человеку свойственно убавлять свою вину виной других [1]»; непринятие вины: «В ее душе не было упреков; она не дерзала вопрошать Бога, зачем не пощадил, не пожалел, не сберег, зачем наказал свыше вины, если и была вина?» [5].
Таким образом, мы видим, как авторы литературных произведений через героев решают вопрос взаимодействия субъектов в контексте феномена вины, воспринимая вину – как некомфортное и «не хорошее для личности в глазах социума» состояние. Можем предположить, что подобные паттерны могут быть усвоены личностью в системе чтения программной литературы, а также подкрепляться типами реагирования на вину в рамках традиции в семье.
Важно понимать, что независимо от положения и роли, каждый испытывает одинаковое чувство вины. Момент вхождения в вину может быть различным, но качество переживаний – одинаковое: растерянность, опустошение, страдание, неизбежность, умирание. В данном случае вина очень напоминает экзистенциональные переживания – несоответствие своих действий или своего положения, или себя – замыслу Бога, Абсолюта. Мы отмечаем, что в таком случае, именно вина является эквивалентом баланса и адаптивности, точки отсчёта для раскаяния, своеобразным мотивом для развития личности.
Каждый индивид находится, по выражению российского культуролога А. Я. Флиера, в «персональной культурной тюрьме», являясь рабом предписаний культуры» [6]. В процессе жизни мы, находясь в рамках предписаний культуры, ориентируемся на социальные и культурные нормы, приемлемые в данном обществе. Переживание вины может стать мощным мотивом и ресурсом для дальнейшего построения стратегий личностного роста. Также, корректируя детские паттерны: выбирая для чтения позитивную литературу, общаясь с доброжелательными людьми, наслаждаясь здоровым образом жизни и формированием благополучия – мы можем минимизировать чувство вины, научиться отслеживать давление вины на принятие решений и помогать другим руководствоваться спокойной уверенной стратегией развития. Взаимодействие субъектов в социокультурном пространстве может стать продуктивнее, сформировать позитивные культурные модели поведения в социуме.
Литература:
1.Гейнце, Н. Э. Ермак Тимофеевич / Н. Э. Гейнце. – Москва : Вече, 2021. – 320 с. – (Всемирная история в романах). – ISBN: 978-5-4484-2786-2.
2.Достоевский, Ф. М. Братья Карамазовы : роман в 4 ч. с эпилогом / Ф. М. Достоевский. – Москва : Худож. лит., 1973. – 815 с. – (Библиотека всемирной литературы. Литература 19 века).
3.Ларошфуко, Ф. Суждения и афоризмы : пер. с фр. / Ф. Ларошфуко, Б. Паскаль, Ж. Лабрюйер. – Москва : Политиздат, 1990. – 384 с. – (Личность. Мораль. Воспитание).
4.Салтыков-Щедрин, М. Е. Собрание сочинений / М. Е. Салтыков-Щедрин. – Москва : Правда, 1988. – Т. 5 : Благонамеренные речи. – 575 с. : ил.
5.Тургенев, И. С. Накануне : роман / И. С. Тургенев. – Москва : Детская литература, 1990. – 174 с. : ил. – (Школьная библиотека).
6.Флиер, А. Я. Культура как тюрьма / А. Я. Флиер // Флиер А. Я. Некультурные функции культуры : очерки. – Москва : МГУКИ,2008. – С. 33–51.
7.Чернышевский, Н. Г. Эстетические отношения икусства к действительности (диссертация) / Н.Г. Чернышевский. – Москва : Гослитиздат, 1955. – 224 с.
Феномен вины рассматривается как компонент литературного произведения. Мы исследуем литературные произведения школьной программы на наличие негативных событий, таких как: буллинг, смерть, суицид, убийство – как триггеров для проявления элементов феномена «вина»; говорим о выученной беспомощности, страхах и жертвенности, отражающих тип личности, которая может быть сформирована под влиянием феномена вины, представленного в трагичных школьных литературных произведениях. Мы исследуем феномен вины в литературных произведениях как аффект, влияющий на формирование стратегии личностного роста
Глава 2
ФЕНОМЕН ВИНЫ КАК КОМПОНЕНТ СТРАТЕГИИ ЛИЧНОСТИ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫВо взаимодействии процессов культуры и размышлений о культурных явлениях возникают вопросы философского уровня, порождающие феномены. В нашей статье мы рассмотрим феномен вины, который является философской категорией и одновременно наполнен энергией движения: причиняет боль, меняет поведение человека, влияет на стратегию жизненного пути индивида. Данный феномен наполнен типами реакций людей в их устойчивых формах, а также представлениями учёных об этом поведении, как адаптивном и неадаптивном [1]. Поскольку данный феномен возникает в процессе участия индивида в субъектно – объектных и субъектно – субъектных отношениях, мы предполагаем, что с «виной» человек знакомится ещё в раннем детстве, а в дошкольном и школьном периоде, феномен вины уже встроен в структуру личности. Мы предполагаем, что процесс переплетения феномена вины с тактикой и стратегией поведения индивида в социокультурном пространстве может происходить, например, под влиянием прочитанных литературных произведений. Чтение – это уникальный культурный процесс, который связан с нейропсихологическим, физиологическим и лингвистическим состоянием организма в период чтения и переживанием прочитанного литературного произведения после самого процесса чтения. Изучение литературного произведения и размышление о прочитанном могут: порождать вопросы философского уровня, менять состояние организма, влиять на тактику и стратегию жизненного пути человека.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.