
Полная версия
Под Колпаком
Андрюха, ломавший об парней табуретки, был отчислен из техникума, и на другой же день призвался в ряды Российской армии. С ним я позже, будучи четверокурсником, познакомился после его восстановления. Он на 2-м, а я заканчивал техникум. Нормальный, положительный парень. Видимо, повзрослел.
Я продолжал осваивать игру на гитаре, неплохо исполняя различные роковские композиции КиШа, Сплин, БИ-2 и т. д. Во многом авторитет перед сверстниками и «старослужащими» за счёт этого и укреплялся. Ну, а что я хотел получить в свои 15 лет? Все по ниточке, по кусочку, по маленькому шажочку.
Во дворе общежития из поколения в поколение орудовали местные гопники, отбиравшие деньги у малолеток. Но за всё время так называемого становления, от меня парниши не получили и рубля. Сначала мы уходили от вопросов, опуская голову вниз. Потом, когда зажали в углу, я сказал, что мама работает одна и тех 50-ти рублей, которые мне дают на неделю, едва хватает свести концы с концами.
Немного обзаведясь знакомыми, за нас дополнительно замолвил слово старый знакомый брата – Ильдар, детинушка двухметрового роста, из общаги ранее выгнанный, промышлявший примерно тем же.
Решил я как-то приехать в общагу с вечера для утренней сдачи экзамена (сессия 1-го полугодия), а следом в дверь моей комнаты три паренька. Один из них наш общаговский, с 3-го курса, ходил вроде, никого не трогал никогда, а тут на тебе.
Но исполнителем прессинга были двое других (якобы местные):
– Сходи в магазин за водкой, вот деньги.
– Не пойду, вы чё, лоха нашли, пацаны?
Удар в дыхало. Меня сворачивает от боли.
– Ну, раз по-хорошему не хочешь, значит сходишь купишь на свои. Тебе полчаса.
Конец года, общага пустая. Податься некуда. Знакомый старшекурсник Азиз приедет утром, Юрки с Ниной (семейная пара, друзья брата Виктора) в их комнате нет.
Не успев раздеться и разуться, оставил я сумку у порога, и пошёл «счастье искать». А на улице зима, минус 30 давит.
Точно не помню, как, но добрался я пешком до своих одногруппников (не тех, что съехали с общаги, Юра и Вадим сразу на хате жили), снимавших комнату у одной из бабушек в частном секторе. Там и заночевал.
С утра сразу в технарь, экзамен сдал и в общагу. А там… дверь комнаты выбита, сумка распотрошена. Заморозка маминых пельменей, картошка и сало ребятам видимо пришлись по вкусу. Азиз приехал. Пошли к Юрке семейному. И вы знаете, я думал, будет бойня очередная, а нет. Все прошло достаточно дипломатично, на матах конечно, но заступники у меня нашлись.
Долгое время Ваня Щеголев (зашедший ко мне одним из трёх тогда) ходил и косился на меня после этих событий, но ведь, выходит, «у кого правда, тот и сильнее». Со временем мы даже выпивали в одной компании с Ваней. А весной 2006 уже на 4-м курсе я ездил с Макаром (о нем я отдельно расскажу в следующей главе) к нему в село. Картошку садили, в баню ходили, на дискотеку гоняли. В фойе местного клуба я этого Ивана и встретил.
Как оказалось, жизнь в общаге – своего рода армия с процветающей дедовщиной. Здесь тебе почёт ближе к 3-му курсу, когда 4-й курс полгода на практике дома по колхозам и лесхозам прячется.
И я не стану идеализировать себя ни в коем случае, ведь, став постарше, я точно так же нарушал границы других парней. Которые с виду вроде крепкие ребята, но страх преобладал над ними, и кто-то ходил в магазин на свои, а кто-то, посредством связанных покрывал, спускался с окна 4-го этажа, возвращался через центральный вход (мимо коменданта) с полным рюкзаком «пойла», оправдываясь опоздавшей электричкой.
За мои деяния по отношению к младшим судьба приготовила мне свои сюрпризы. За это, я думаю, уже поплатился в полном объёме.
А перед всеми, кому я создал определённый дискомфорт, искренне прошу прощения! Мне очень стыдно за своё поведение в прошлом.
Отдельное спасибо я хочу выразить Людмиле Викторовне, педагогу от Бога, которая, став заместителем директора по воспитательной работе, остановила весь этот разврат и превратила общежитие Лесотехнического техникума в «институт благородных девиц». Пусть не совсем тактично, порой даже жёстко. Но справедливо.
P.S: сестра Надя, так же, как и мы с братом, заканчивала «Лесотёр» и, к счастью, уже не видела всего того абсурда, в котором жили мы. Говорит, в общаге было тихо и спокойно. Каждый по своим комнатам в телефонах.
8. Азиз
Ребёнок, которого хоть однажды бросила семья,
остаётся сиротой до самой смерти.
Харуки Мураками
Яркая азиатско-татарская внешность, приятное исполнение песен на гитаре, лёгкая картавость – визитная карточка это парня. В общаге его не знал только ленивый. Круглый сирота Азиз стал другом нашей семьи. Сначала совместное проживание с братом Виктором, а потом и я в ту же комнату попал.
Вначале мы не были близки. Как-то сильно разговоров не получалось, ведь модных журналов я не читал, в тачках не разбирался, крутых боевиков не смотрел. Серость, что поделать…
За боевички лясы поточить – это к Радику. Я в его квартиру-видеосалон в школьное время редко попадал. Только если его мама в духе, или ещё какие-нибудь звезды сойдутся.
Азиз не скупился на критику, и сам старался поддерживать себя в тонусе. Совместные походы на пьяные посиделки с гитарой, вылазки на природу с девчонками и прочие совместные похождения сблизили нас уже ближе к его окончанию техникума. Под конец второго года знакомства, если быть точнее.
Вот вы скажете: жизнь – боль, кроссовки порвались или девушка кинула. Фигня это всё, в сравнении с тем, что приходится испытать сиротам.
Ещё вчера (условно) Азиз жил в Братске, а сегодня, после мутной истории с родителями, в результате которой отец сел в тюрьму, а матери не стало – над ним оформила опеку тётка из Пермской деревни.
Конечно, этому парню не хватало любви и ласки, и он, пока не «налюбился» вдоволь, не женился.
Вечная нехватка денег, а, точнее, жизнь на полном самообеспечении (получал пособие до окончания техникума) до сих пор отражается на его жизни – разговоры о материальном держат его в тонусе.
Да и эгоист он, конечно, тоже тот ещё.
После окончания ограничения перемещений в период пандемии коронавируса в 2020 году, возвращаясь с родины домой в одном вагоне с Азизом и его семьёй, меня «просветили» про новинки бытовой техники, ноу-хау крепёжных систем, и, конечно же, тачки:
У Антона «Мерс» по деньгам круче Витькиного «Крузака», у Прускина УАЗ люксовый (могу ошибаться, какие там у кого тачилы).
– Слушай, дружище, а у тебя права-то есть? – спрашиваю я, утомившийся от бесконечных рассказов про «чьи-то» достижения.
– Да как-то не получалось, то времени нет, то возможности.
– Да не ищи ты себе оправданий! Ты знаешь про тачки больше всех, а ездить так и не умеешь.
– Почему не умею? Умею.
– Ок, умеешь. Права получи и купи себе какое-нибудь «зубило» (ВАЗ, серии LADA)!
Через два года Азиз нашёл время в своём плотном графике и приехал ко мне. Мы тогда в отпуске посетили нашу малую родину. На MAZDA 3, не на «зубиле» каком-то.
– Красавчег!
Далее шёл рассказ от Азиза за её возможности и способности, его я опускаю… Я искренне порадовался за друга. Все правильно делает. Есть мотивация, будет и смысл жизни. Мне, к сожалению, в то время похвастаться было не чем. Кроме должности и зарплаты (о чем я говорить не люблю) я превратился в окончательного алкоголика. Собственно вечера нам не хватило, и я повел Азиза по ночному городу в поисках приключений.
А пару месяцев назад он создал чат в «телеге», объединивший большую семью выпускников того самого «Лесотёра», и постояльцев нашей легендарной общаги. Я в этом чате не задержался. Зная многих его участников лично, общаюсь я только с парой человек, ограничиваясь поздравлениями с ДР и Новым годом.
Мой отказ от алкоголя в 2023 году совсем по-другому открыл глаза на жизнь. Вечная ностальгия и откаты назад остались в прошлом. А на «грустить и реветь», жалея себя, времени совсем не осталось. Сегодня старшая дочь оканчивает 11 класс, сын – 9-й. Им нужен сильный папа, который может всё, что угодно. Сильный и надёжный, как крепость.
Азиз близко общался с моим братом Виктором и после окончания ими техникума, до самой его смерти. До сих пор поддерживает общение с его супругой. Знает лично моих племянников и племянниц. И, видимо, когда я решусь навестить своих «племяшей», знакомиться поедем вместе.
Я дорожу нашей дружбой и сейчас, но об этом не кричат.
9. Макар
Хулиганы – как политики, они сделают всё,
чтобы сохранить лицо.
Из комикса Моб Психо 100
2004–2006 годы.
Студенческое время – пожалуй, самое насыщенное время в жизни. По крайней мере у меня точно.
Если вспоминать каждый курс обучения – из месяца в месяц, из года в год, из одних событий в другие, то получится очень интересное кино. Время радости, беззаботной жизни (разве что всегда хотелось есть), первый секс, первая настоящая любовь и расставание, выбившее на полгода из колеи, верные друзья на всю жизнь, разочарования и обиды.
Макар. Наполовину русский, наполовину башкир. Этот парень сыграл особую роль в становлении моего Я. Сначала он способствовал в попытках моего унижения среди окружающих, а потом мы нашли друг друга, и эта дьявольская смесь гремела на всю общагу.
Он поступил в техникум сразу на второй курс. Так бывает с выпускниками школ после 11 класса, не поступивших в университет.
Первые полгода мы даже и не общались толком, его группа была в параллели – разные компании, взгляды и т.д. Ближе к весне 2004 года, окончательно освоившись и подчинив себе близ живущих первокурсников (в том числе проживающих с ним в одной комнате), Макар решил, что все должны быть у его ног.
Хочу магнитофон или что-то другое – заберу, верну как-нибудь…
Примерно так же случилось и со мной. Радик, будучи более мягким (в данном случае отзывчивый на просьбы и безотказный) приучил его ходить в комнату к нам как к себе домой, точнее, как к быдлу, у которого можно только взять то, что нужно. Вернуть? Нет не слышали…
Меня это крайне не устраивало, и я дал ему замечание, касаемо его потребительского отношения.
Интересен тот факт, что мы даже не поругались. Просто перестали общаться, а меня попытались зачморить, видимо, ожидая, что я заберу документы и сбегу. Причём делал это Макар чужими руками, технично, хладнокровно – так, будто ничего не происходит.
Меня не особо напрягало происходящее, ведь, повторюсь, компании у нас были разные. И в общагу я уже ездил как домой.
Разговор, который почему-то вывел на тему болезней причинных мест Макар, вышел в начале 3-го курса. Выяснилось, что нам обоим необходима консультация хорошего врача, но каждый стыдится этого и держит в себе.
В общем, стали мы закадычными корешами, да такими, что, благодаря нашим проделкам, на 4-м курсе я остался без комнаты в общаге, а если быть точнее – Людмила Викторовна провела грамотную аттестацию проживающих с комиссией, как полагается. Итоги комиссии – отказать в предоставлении проживания в общежитии.
Мы тогда с моей девушкой были вынуждены искать жилье у бабушек в частном секторе. Периодические вылазки в общагу я устраивал. На обед – святое дело сходить, а однажды отпраздновали день рождения у Макара, да так отпраздновали, что сил уйти до бабульки не хватило.
Способности игры на гитаре помогли мне во втором семестре 4 курса. В техникуме решили создать вокально-инструментальный ансамбль (о котором уже писал ранее), куда меня и позвали, взамен предложив вернуться в общежитие.
И вот мы снова вместе. Вот придурки, каких свет не видел…
Что мы с ним только не вытворяли. Гогот стоял целыми днями, чудили как могли. А однажды из соседской комнаты пузатый телевизор катали кинескопом по полу этажа! Ладно бы пьяные были, так ведь нет, вполне себе трезвые и здоровые (может, не совсем конечно) ребята.
Кульминацией была сдача государственных экзаменов. Нет бы посидеть на бережке да спать пойти, и дела-то до нас никому уже не было. Но, The Show Must Go On…
Устроили на 4-м и 5-м этажах такой погром, что даже вспоминать стрёмно.
Так, а к чему же эта длинная прелюдия? Да к тому, что самая главная способность Макара – выходить из воды абсолютно сухим. И во всех упомянутых ситуациях все оставались в дураках. В полных дураках. Кого-то выгоняли из общаги, кого-то из техникума. Некоторые получили условные сроки и административные штрафы.
Макар? А он гений, тут не поспоришь. Он даже в отличие от меня пить умеет. Чуть захмелел – чаю с молоком нальёт, в себя приходит. Опять разговоры водит…
Он и техникум закончил на 4 и 5, хотя практически не понимал ни в одной дисциплине.
Хорошо у него получалось жить и не тратить ни копейки из выделенных мамой денег, продавать/покупать шмотки, телефоны.
Во взрослой жизни стал риелтором (пошёл по стопам старшего брата), дом построил. Мы долго не общались, но благодаря тому, что моя сим-карта была оформлена на его имя, нас с супругой позвали на его свадьбу.
Я один из немногих, кто был в его доме в студенческое время. В армию его провожал даже. Старенький бедный дом, дедушку помню его без ног (мировой мужик), мама – очень приятная женщина. Но, видимо, потаскала их жизнь, раз вернулись из Башкирии к отцу-инвалиду…
Мотивация, однако, сильнейший рычаг в жизни. Остаётся каждому найти эту мотивацию, сохранив элементарные нормы морали и совести.
Последний раз мы общались по телефону в 2022 году. В период кризиса семейных отношений я позвонил ему поплакаться и поделиться, что развожусь. Поддержки я не получил, мало того, после этих слов Макар сказал – перезвоню (весь период нашего знакомства он идеализировал мои отношения с супругой). Но так и не перезвонил. И перестал выходить на связь.
А что я? Не мог сам позже позвонить что ли?
А вы знаете, я не хочу. Я сейчас вообще стараюсь избегать негатива. Может быть, он просто раньше повзрослел?
10. Казаки-разбойники
Чтобы нести ответственность,
мало иметь сильные плечи и руки, нужен разум.
Гарри Симанович
2005 год.
До совершеннолетия приходилось перебиваться разными способами заработка. После первого курса в летние каникулы – первая запись в трудовой книжке: «Плотник 2 разряда», второй курс – инженерная графика и десятки чертежей на заказ. Третий курс – курсовые работы. Восемнадцатилетие открывает новые возможности, но нельзя пренебрегать ответственностью. С парнем, который предложил поработать охранником в игровых клубах, мы жили в одной общаге, с ним же ранее на первом курсе выезжали на покраску металлоконструкций строящегося завода на «Русском поле» (через 10 лет я стал работником этого предприятия).
Собеседование у атамана местного казачества прошло успешно, выдана форма, удостоверение казака (как такого трудоустройства не предполагалось). Алексей (атаман) собирал нас вечерами на футбол, устраивал вылазки в походы (я так на них и не попал). В общем, формировалось новое общество…с оглядкой назад, в 90-е. Мне ставили смены пару раз в неделю по полсуток (в ночь) и в выходные на сутки. Все бы ничего, но учебу никто не отменял – домашнее задание, чертежи, эскизы.
Моя напарница (администратор) казалась вполне себе приличной девушкой, также явно нуждающейся в заработке. По моей простоте душевной ей удалось войти в мое доверие, и в очередную ночную смену (близился месяц работы, зарплата уже мысленно была расписана) она усыпила меня. Нет, обошлось без снотворного, просто глубокой ночью, когда посетителей не предвещалось, а уроки были сделаны, мне предложили подремать на стульях.
– Рома, просыпайся! – кричала, как потерпевшая, администратор, – Нас ограбили!
По уставу я информировал атамана, девушка сообщила по линии хозяина клуба «мальчикам-налетчикам». В подсобке я был как следует допрошен, и нас повезли в офис к Алексею. Первый мой заход ограничился вопросом: «Что произошло?».
– Алексей, я уснул, дверь в клуб была закрыта.
Далее, за закрытой дверью, моя горе-напарница издавала визги и крики, слышались звуки летящих стульев. Через полчаса в фойе офиса пришла молодая пара и передала сумку зарёванной, как выяснилось, воровке. После, спокойным и уверенным тоном Алексей – человек из времени постсоветского становления бизнеса, признался, что мог бы поставить на бабки нас обоих, но знает, что с меня просто нечего брать, и за сей проступок месяц я отработал бесплатно. Как придется отработать и следующий… По итогу оказалось, что сон дорого стоит, и на этом, как сейчас говорят, хайпанула и другая девочка, желающая работать только с одним мальчиком. Театр лицемерия стал поводом для моей очередной воспитательной порки. Ни за что (как вы поняли, теперь было удобно лгать, что я продолжаю спать на работе) меня сняли с работы в клубе, выплатив 500 рублей. За 2,5 месяца работы я получил 500 рублей.
После, когда все поутихло и желающих так работать было не очень много, меня пригласили обратно. От предложения я отказался, навсегда решив, что связываться с такими мутными схемами заработка я более не стану.
С Алексеем же я часто виделся по пути в техникум, пацаны очень удивлялись моим рукопожатиям с ним (авторитет и здоровый мужик).
Последний раз я видел его в 2017 году в кафе. Со своей красавицей супругой я возвращался с юбилея моего руководителя.
Память хорошая у обоих, хотя столько воды утекло… Но в мутных схемах участвовать не стоит.
11. Фёдор Владимирович
С осознанием собственного потенциала и уверенностью
в своих силах можно построить лучший мир.
Далай Лама ХIV
2006–2007 годы.
Диплом о среднем специальном образовании по квалификации «Техник» на руках. До осеннего призыва в армию еще четыре месяца. Молодых специалистов с подобным образованием в поселке нет, кто-то после «учаги» ушел в армию, а кто-то осел в Перми, продолжив обучение в ВУЗах.
В полной уверенности устройства на работу я направился на родной завод, где добывается и перерабатывается гипсовый камень (тем более, что опыт работы на заводе в летние каникулы уже имелся).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.