
Полная версия
Давай дружить

Дарья Косаговская
Давай дружить
Глава 1
– Что ты там копаешься? Торопись, не то вы с матерью опоздаете!
– Не опоздаем. Мы никогда не опаздываем. – Саша отважно воевала с колготками.
– Собирайся и помалкивай! – бабушка отвесила внучке подзатыльник, та привычно ойкнула.
– Почему мне обязательно ходить в школу? – пробормотала Саша и поправила очки, – я уже прочитала весь учебник по окружающему миру, и энциклопедию, все книги по чтению…
– Потому, что так надо, упрямица.
Саша справилась с колготками, надела юбочку и блузочку, поежилась. Школьная форма была очень неудобной. Бабушка хотела еще отчитать внучку, но в комнату зашла мама.
– Сашенька, пойдем. Пора получать знания.
– Иду, мам. – девочка послушно поплелась в коридор.
Они пришли за десять минут до звонка. Мама ушла готовить класс, а Саша направилась на свой урок. Будет окружающий мир.
Саша не соврала бабушке, когда сказала, что прочитала весь учебник. Читать его было интересно, а вот на уроке скучно. Светлана Пална устраивает какое-то представление, общаясь с учениками, как с младшей группой детского сада. Саша уже давно выросла из такого. Как никак второй класс!
Рисование в тетради помогало скоротать время урока. Саша выводила корабль на клетчатой странице, когда в нее прилетел комочек бумаги. Девочка дернулась в сторону атакующих. За соседней партой хихикали двое мальчишек, тыкая пальцами, чтобы Саша открыла послание. Вряд ли это будет карта сокровищ, но девочка все равно от любопытства разгладила бумажку на парте.
“Сашка-потеряшка, где твой папка, замаражка? ”, – прочитала она послание. Глаза защипало от обиды. Саша тяжело задышала, чувствуя, как уши начинают краснеть. Она скомкала бумажку и запустила в хулиганов. Те начали гримасничать и только громче смеяться. Тогда Саша кинула в обидчиков ручкой.
– Не трогай, она заразная! – издевательски ржали младшеклашки. – Сашка-замарашка! Сашка-какашка!
– А вы… Вы – глупые, невоспитанные мальчишки, которые даже не знают, что такое Сириус. – Саша хмурилась, крепко сжав челюсти, чтобы они не заметили, что подбородок у нее дрожит.
– Ууу… Сириус! Это все знают, дура. Это дядя Гарри Поттера. Ой, у очкарика тоже не было папки! – довольные своей шуткой, мальчишки дали друг другу пять.
– Сириус – это самая яркая звезда! – подбородок задрожал еще сильнее.
– Заучка! Очкастая заучка!
Красные уши девочки предвещали большой пожар. Полыхнуло. Саша со всей злости зашвырнула в обидчиков учебником. И попала одному точно в лоб. Ярость восьмилетки сразу утихла. Внешне Саша была спокойна, но внутри… Звучал победный рог, поднялся флаг, на груди красовался значок за отвагу.
– Светлааана Паааална! – завыл мальчик, нарушая момент триумфа, – Сашка учебником кидается!
– Они первые начали! – грозно нахмурив бровки, ответила Саша.
– Леша с Тимуром кинули в тебя учебник? – седая сухая учительница подошла к Сашиной парте. Она очень напоминала девочке бабушку.
– Н-нет. Они обзывались.
– Саша. Все всегда можно решить словами. Можно сказать, что тебе обидно, и они перестанут. Да, мальчики?
Хулиганы активно закивали головами на цыплячих шеях. Саша снова тяжело задышала. Даже учительница на их стороне!
– Я должна принять меры, Саша. Это уже не первый раз, когда ты дерешься. Ты же девочка!
– Если я девочка, я должна терпеть этих глупых мальчишек! – Саша смотрела прямо в глаза учительнице. Та плотно сжала губы, от уголков которых опускались до подбородка жесткие морщины. Саша подумала, что она похожа на злого Щелкунчика. Того и гляди разгрызет своими челюстями ученицу.
– Я вынуждена рассказать матери о твоем поведении. И проводить вас к директору.
Саша насупилась, представляя, как расстроится мама, отругает. А если узнает бабушка… Ужас, что будет! Может, и сладкого лишит. Дурацкие мальчишки! Она же не виновата!
Всю дорогу до кабинета директора Саша молчала и смотрела на носки туфелек. Бантики она от них оторвала на второй день, теперь там красовались ошметки клея. Бабушка за это отвесила болючий подзатыльник, но Саша ни о чем не жалела.
Учительница зашла в класс за мамой Саши. Та только опустила разочарованный взгляд на дочь и обратилась к Светлане Павловне:
– Что она опять натворила?
– Снова дерется. Кинула учебником в одноклассника. Говорит, они обзывались.
– Я поговорю с ней дома.
– Нет, Надежда Викторовна, я вынуждена обратиться к директору. Это далеко не первый раз, когда ваша дочь дерется. Видимо, разговоров дома недостаточно, чтобы поведение девочки изменилось.
Саше хотелось завопить: “Я здесь!” Взрослые ее не замечали. Она почувствовала себя еще меньше, размером с муравья. Раздавят и не заметят.
Светлана Павловна постучала в кабинет директора и, дождавшись ленивого “Да?” из-за двери, все трое зашли.
– Мария Васильевна, можно вас отвлечь?
– Уже отвлекли. В чем дело?
– Моя ученица на уроке устроила драку. Это не первый раз, поэтому я вынуждена доложить вам.
– Хорошо… – поцокала языком директриса. Саше она напоминала большую жабу, такая же расплывшаяся и бородавчатая. Обычных жаб девочка не боялась, но эта… Схватит своим толстым языком и проглотит ученика, как букашку. – Светочка, расскажи-ка подробнее.
Пока учительница докладывала о случившемся, мама Саши рассматривала узоры советского ковра на полу. Только когда Светлану Павловну отпустили обратно к детям, Надя подняла глаза на директрису.
– Хорошо… – повторила Мария Васильевна. – Саша. Ты же умная девочка, знаешь, что драться нехорошо?
– Они первые начали! – девочка снова сжала зубы так, что отдавалось в висках.
– Открою тебе тайну: девочки умнее мальчиков. – директриса хитро покачала головой, и ее подбородки колыхнулись. – И тебе нужно быть умнее. Мальчишки так заигрывают. В таком юном возрасте они иначе не умеют.
– Они не заигрывают. Они обзываются!
– Саша. – шикнула мама.
– Ничего, Надь. На этот раз мы ограничимся разговором. Но, советую, тебе еще раз объяснить своей дочери, что бить одноклассников нельзя. В этой школе такое недопустимо. Если ситуация не изменится, я посоветовала бы тебе подыскать для дочери спецшколу.
– Да-да, Мария Васильевна. Нам не нужна другая школа! Я обязательно поговорю с Сашей! Дома. Она больше не будет так себя вести. – Саша заметила, что мать покраснела пятнами. Больно кольнуло в груди: мама ее стыдится! Подбородок снова задрожал.
За ними закрылась дверь кабинета, и Надя тут же потащила ребенка за руку по коридору. Отойдя на приличное расстояние, чтобы не было слышно в кабинетах, мать наклонилась к дочери и зашептала:
– Зачем ты меня позоришь? Саша, мне работать с этими людьми! Что они обо мне будут думать, если у меня такая невоспитанная дочь?
– Это те мальчишки невоспитанные! – упрямо повторяла девочка. – Они обзываются и кидаются обидными бумажками!
– Бумажки – не учебник. А ты могла покалечить того мальчика. И что, мне оплачивать ему лечение? Мать у тебя не миллионерша.
– Прости, мам. – выдавила из себя Саша.
– Ты же моя милая нежная девочка, – смягчилась Надя. – Такой девочке, как ты, не идет драться, дочка.
– Да, мам, – покорно кивнула Саша и сжала зубы крепче.
Мама поцеловала Сашу в макушку и проводила в класс. Пока она шла до своей парты, одноклассники шушукались и оглядывались на нее. Но, стоило учительнице повысить голос, как все затихли. Только у Леши с Тимуром будто иммунитет был от строгости учительницы. Они посмеивались и шептали Саше очередные обзывалки, но она перестала их слышать. Ее мысли были уже далеко от урока, от мальчишек и директрисы-жабы.
Девочка мысленно бороздила океан под парусом. Смотрела в подзорную трубу из вороньего гнезда, высматривала остров, где туземцы, вероятно, жарят очередного путешественника. Она еще успеет спасти остальных, уже видно берег, а кортик уверенно лежит на бедре… Но звонок на перемену не дал ей спасти команду.
Глава 2
Прозвенел звонок с последнего урока, и второклашки разбежались гулять, играть в догонялки на школьном дворе. А Саша отправилась в библиотеку, где обычно ждала маму до конца ее рабочего дня.
– Теть Люб, здравствуйте, – Саша улыбнулась пожилой библиотекарше.
– А, Сашенька, как на уроках? – женщина улыбнулась в ответ.
– Ну… Нас с мамой отвели к директрисе, – девочка призналась и тут же потупилась, – но я ничего не делала, это все глупые мальчишки! Они дразнятся, что у меня папы нет. У всех есть, а у меня нет. – Саша нахмурилась, подбородок дрогнул. – Ну… Я кинула в них учебником.
– Папы такие люди, то есть, то нет. – покачала головой тетя Люба. – Взрослые тоже бывают глупыми да и не со всем в жизни могут справиться. Дети в этом никогда не виноваты. А мальчишки? Те аж до тридцати глупые, Сашенька. Что уж взять с восьмилеток? Давай, подними руку, – девочка не поняла, зачем, но сделала, как сказала тетя Люба, – а теперь резко вниз! Ну их!
– Ну их! – Саша засмеялась. – У меня есть быстроходный корабль, я скроюсь от них за горизонтом.
– Знаешь, Сашенька, у меня есть для тебя еще одна хорошая книга. Как раз про быстроходный корабль и пиратов. – подмигнула тетя Люба.
– Они ищут проклятые сокровища? – глаза девочки заблестели.
– Не проклятые, но сокровища.
Библиотекарша взяла с полки заранее подготовленную для Саши книгу. Роберт Льюис Стивенсон, “Остров сокровищ.”
– Спасибо, теть Люб.
Саша устроилась в дальнем уголке и принялась за уроки, но книга на краю стола так и шептала страницами: “Иди ко мне, Саша. Приключения зовут!” Девочка быстро расправилась с заданиями по математике и окружающему миру и откликнулась на зов.
Нужно примерить на себя одежду пирата, чтобы найти пиратские сокровища. Научиться мыслить, как пират, драться, как пират, лгать, как пират. И вот уже юная пиратка умело балансирует на фальшборте, взбирается в воронье гнездо и накалывает бунтовщиков на свой кортик.
– Саша, – окликнула мама, – дочка, уже почти пять. Пойдем домой.
Девочка нехотя закрыла книгу, попрощалась с тетей Любой и пошла одеваться. Мама ее не торопила. Домой они шли всегда одним и тем же маршрутом.
– А почему мы всегда идем этой дорогой, мам?
– Так лучше запомнишь.
– Но я уже запомнила.
– Вот и молодец, – отмахнулась мама. – Сейчас придем, а там бабушка нам ужин приготовила.
– Курицу?
– Нет, гречку с гуляшом.
– Фу. – состроила гримасу девочка. – Ненавижу гречку.
– Ну, гречка полезная, Саша.
– Все равно ненавижу. Почему нельзя приготовить макароны с курицей?
– Курицу хочешь?
– Очень, – девочка подняла глаза на маму. Та улыбнулась.
– Куплю курицу. – пообещала Надя. Саша кивнула, мама не обманывала ее.
Дома пахло тушеным мясом и кипяченым бельем. Бабушка давно вышла на пенсию и занималась домом. Однако и воспитанием внучки она занималась с не меньшим энтузиазмом, чем надраиванием кафеля или чисткой морковки. Но Саша хотела бы, чтобы бабушка уделяла ей меньше внимания.
– Давайте за стол, а то гуляш стынет! – скомандовала бабушка.
– Идем, мам. Только руки помоем, – отозвалась Надя.
– Такой хороший получился! Мясо свежее, жирненькое.
Бабушка нахваливала ужин, но от описания жирненького волокнистого мяса у Саши аппетита становилось все меньше. Однако есть придется, если не хочет получить еще один подзатыльник.
Девочка сморщилась от вида коричневой еды на тарелке. Но под холодным взглядом бабушки она послушно взяла вилку. Саша ковырялась в тарелке, формируя холмики из гречки и устанавливая сторожевые башни из кусочков свинины. В животе жалобно урчало, и девочка сдалась, положила одну мясную башню в рот. Оказалось не так плохо, как она ожидала, и девочка съела еще две башни. К гречке так и не притронулась.
– Как твои хулиганы? – задала вопрос бабушка, и Саша вздрогнула. Мама же не могла ей так быстро рассказать? Тревога оказалась ложной, вопрос был адресован маме. Сашу не замечали. Когда бабушка с мамой, до Саши ей дела мало. Вот бы всегда так!
– Ох, мам. Сегодня опять устроили мне балаган на уроке. Сил на них не наберешься. Но, подростки, что с них взять, – пожаловалась Надя.
– А строже с ними надо! К директору на ковер таскать, родителям сообщать, пусть ремня им всыпят.
Саша снова вздрогнула. В голове сложилась история: бабушка узнает, что Сашу отводили к директору, лупит ее ремнем и лишает сладкого на неделю. От таких мыслей Саше страшно захотелось печенья. Пока бабушка не узнала, надо съесть побольше. Но незаметно ускользнуть из кухни не получилось, бабушка остановила за воротник.
– Ну что за капризуля! Я тут у плиты крутилась, готовила, а ты нос воротишь! – бабушка чуть повысила голос, но сдержалась.
– Я не голодная, – соврала Саша и вывернулась из узловатых пальцев бабушки. Та страдальчески вздохнула и отвернулась от ребенка.
Воспользовавшись моментом, маленькая пиратка стащила из вазочки печенье, сколько смогла унести, и спряталась под стол в комнате, которая служила всем троим спальней, гостиной, детской и кабинетом.
Там у нее был свой маленький мир, но большого ей и не надо. Ее мирок был спрятан от грустной реальности однушки покрывалом, на полу в углу стояла настольная лампа, она освещала ей путь по книжным морям.
В подстольном мире не слышно, как мама ругает один и нахваливает другой класс. Не слышно хриплых покашливаний и холодного бабушкиного голоса. У них там свой мир взрослых. Пока они не вынесли его с кухни, можно…
Драться на шпагах, палить из мушкетов, раскапывать остров в поисках заветного клада. И не будет взрослых, чтобы сказать, что Саше пока спать.
– Саша, давай укладывайся. Уже десять. – мама ворвалась в подстольный мир, отодвинув покрывало.
– Еще пять минуточек!
– Нет, доченька. Умываться, чистить зубы и в кровать.
– Я только страницу дочитаю, пожалуйста. – выпрашивала девочка. Мама сжала губы и кивнула. И пока Надя снова не пришла звать дочку спать, она успела прочитать еще три страницы.
Саша ворочалась с бока на бок под глубокое сопение мамы и похрапывание бабушки, никак не могла уснуть.
Девочка рассматривала узоры ковра на стене, в свете уличного фонаря они корчили страшные рожи. Раньше она изучала календарь, висящий рядом, но уже запомнила все даты по дням недели на сентябрь 1992 года. Периодически она посматривала, как часовая стрелка стремится к утру. Хотелось, чтобы оно подольше не наступало, а с ним и школа, и глупые мальчишки, и злая учительница. Но когда из-за занавесок стал пробиваться рассвет, сон все-таки победил уставшего ребенка.
Глава 3
Осеннее солнце ударило в лицо Саше, но она даже не отвернулась. Сон держал крепко. Надя кружила вокруг ребенка, стараясь разбудить то лаской, то уговорами.
– Ну давай, соня. Нам в школу пора, – потрепала по плечу мама.
– Да что ты нежничаешь, Надь. Избаловала девчонку.
– Ну не стаскивать же ее с кровати за ноги?
– Хм. – бабушка выразила свое мнение одним звуком и вышла из комнаты.
Саша с трудом разлепила глаза, села маленьким растрепанным совенком и повертела головой.
– Иди умываться, Сашенька. Бабушка нам уже кашу сварила.
– А можно, не буду?
– Завтракать нужно, дочь. Иначе сил не будет.
– Угу, – промычала Саша и поплелась в ванную.
Овсянка. Колготки. Дорога до школы. Мальчишки. Саша дождалась звонка с последнего урока и побежала в библиотеку. Но по дороге ее поймала мама.
– Саш, сегодня тебя бабушка заберет. Мы с классом едем в музей.
– А можно мне с тобой? – девочка глянула на маму из-за стекол очков, блики добавили блеска надежде в глазах. Саша любила музеи.
– Тебе там скучно будет. Это музей про ученых.
– А почему твоим ученикам не скучно?
– Потому что. Они старше. У них программа. Возьму тебя в следующий раз в планетарий.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.