
Полная версия
Непознанное. Ignotum
Я подумала, что родители всего мира волнуются вместе с детьми. Вспомнила свой разговор с Аней в начале беседы.
– Ты красива, здорова. Это уже очень много, и добавила:
«Каждое мгновение жизни – это ещё одна возможность», попытавшись высказыванием Габриэля Гарсиа Маркеса усилить своё напутствие.
«Возвращается боль, потому что ей некуда деться…».Возвращается вечер, вбегая на круги своя,В дом знакомый, где трудно сегодня согреться,Где погашен камин, и мерцает немая свеча.Одиночества плен, он грозит отовсюду,Будь то шумный вокзал, будь то улиц столичных толпа,Хлещет свет фонарей, манит строчкой рекламное «чудо»,Но шагает со мной поглотившая мир тишина.Тишина, ты сегодня плохой собеседник.Образ мрачен, скупы и тягучи слова,Даже боль, как смертельно уставший наездник,Отпустила на волю коня удила.Одиночество, сколько же маяться, битьсяСуждено, тобой избранным, в клетке пустой,Отпусти, может быть, желторотая птицаДожидается друга с живою водой.Запылает камин, загорятся все свечи,Засияют все звезды, осветится ночь.Добрый аист, прознав, как рождаются дети,Принесет на рассвете им сына и дочь.Грустной сказке уже никогда не случиться,Не погасят камин, не загасят свечу,Всем, кто ищет любовь, заклинаю влюбиться.И храни ее Бог, в тишине прошепчу.Это было со мной
По четвергам на стадионе «Буревестник» Куйбышева собирался практически весь состав альпинистской секции, и старшие разрядники проводили лекции по истории и теории альпинизма, практические занятия с основными видами снаряжения. В выходные дни проводились практические занятия на снежно-ледовых и скальных склонах в районе г. Лысой и г. Верблюд. Дважды в неделю в районе набережной – общефизические тренировки. Удивительно доброжелательная атмосфера, шутки, розыгрыши, гитара и коллективное исполнение песен из репертуара бардов, привлекали большое количество студентов к занятиям альпинизмом.
В начале лета подводились итоги тренировочной работы и отбирались спортсмены, которым вручались путевки в альпинистские лагеря на Памир, на Тянь-Шань, на Кавказ. Начинающие альпинисты, прошедшие годичную подготовку в составе секции, были к приезду в альплагерь полностью готовы к совершению первого восхождения. Столь серьезное отношение привело к практически безаварийному существованию секции на протяжении десяти лет.

Это было со мной? Разве я шла тернистой тропой к перевалу?Все иначе и нет рюкзака за спиной, мы сидим в чайхане у чинары,Вспоминаем романтику гор, красоту ледников, стынь рассветов,Изумрудную тайну озер и вершины, слепящие светом.Это было со мной. Наш любимый «Верблюд»,Гордо, вставший над волжским обрывом,Первый друг-альпинист, первый скальный маршрут…Плен гитарной тоски, и все живы.Это было со мной. Суматоха дорог,То Кавказ, то Тянь-Шань, как случится.Все во власти всесильных небесных богов.И сияние счастья на лицах.Первый раз самолет. Майский выезд. Чимган.«Единичка»… летим до Ташкента.«Взлетных» впрок набираем в карман.И шлифуем маршрута «легенду».Приземлились. Спустились по трапу. И ах!Запах роз, южной ночи истома.Дальше все как во сне, получили багаж,Ждет автобус, и вот уже домаУ друзей, пригласивших к себе на ночлег.Накормили, и спать уложили…Альпинистское братство, поверьте, навек —Сколько песен про это сложили.А наутро, встречай сумасшедших, Ташкент.Азиатский базар – это чудо.Незнакомый лагман и горячий лаваш,Хлебный город, торговля повсюду.А друзья нам готовы дарить и дарить:Медресе Кукельдаш, вот музей Ильича,Вход бесплатный, прохладно и можно помытьРуки, голову, даже есть чай.Да, вот так почитали вождя в СССР,Площадь Ленина, памятник, сквер,Знал любой гражданин, коммунист,Альпинист, комсомолец, спортсмен, пионер.И потом, возвращаясь из альплагерей,Посещая транзитом Ташкент,Знали мы, где всегда есть вода,есть «кондишн», где светло и работает фен.Продолжаем прогулку: вечерний Ташкент,Ждет бульвар «Голубых куполов»,А на нём популярнейшая чайхана,Посетим? Все заходим без слов.
Поэтическим слогом я описала сборы на Большой Чимга́н – очень крупный куполообразный горный массив в Западном Тянь – Шане Наиболее высокая точка массива известна под названием вершины Большой Чимган и имеет высоту 3309 м. Расположен в 80 км к востоку от Ташкента. Совершившим восхождение на Большой Чимган присваивали квалификацию «Альпинист СССР».
Дружной компанией новичков мы отправились на сборы. Среди нас были ребята, получившие «Значок» летом: Владимир Попов, Анатолий Суслов, Вячеслав Анисимов. Дмитрий Кривко, Александр Леонтьев, Люба Абалымова, Люда Коробова и я, ехали в горы впервые.
Ташкент встретил обилием роз, солнца, гостеприимством лавок, рынков. «Ташкент – город хлебный» – лагман, манты, лепёшки, плов в изобилии – оставили шипы любви к Азии и Востоку на всю жизнь.
Ночью наслаждались прогулкой по пустынному Ташкенту. Дима Кривко и Александр Леонтьев не выпускали из рук гитару, на ходу распевая весёлые песни. В разгаре упоения очарованием южной ночи, не сразу заметили милицейскую машину, которая преградила нам дорогу.
Патрульные пригласили занять места в УАЗике и доставили группу в ближайший участок для выяснения личности. Выяснив цель прогулки, офицеры Комиссии по делам несовершеннолетних отпустили загулявшую молодёжь, предупредив о нормах правопорядка: не нарушать покой жителей громким пеньем.
На другой день поздно вечером выехали в ущелье Чимган, чтобы двигаться по дороге ночью, когда риск камнепадов минимален. Заселились в полной темноте в домики, расстелив спальники на полу.
Рассветное солнце осветило снежные вершины гор. Великолепие горной панорамы – картина, врезавшаяся в память на долгие годы. Первая встреча с горами оказалась великолепным сюрпризом.
И хотя для меня альпинизм остался воспоминанием после Эльбруса, многие продолжили занятия этим сложным видом спорта. Анисимов Вячеслав продолжил восхождение, получив звание КМС Альпинизма за восхождение на пик Энгельса.
Рассказывая о восхождении на пик Энгельса, Слава не поленился отметить и обилие импортного фарфора в населённых пунктах Азиатских регионов.
Привожу небольшую, рассказанную им историю
«В селении Лянгар мы решили прикупить в местном сельмаге шикарные недорогие чешские пиалы. Искупавшись по незнанию в каскаде радоновых ванн, находящихся над селением, мы почувствовали ужасную слабость, по сравнению с которой «горняшка» была, как легкий насморк. Передозировка, однако. Кстати о ваннах: в первый раз мы искупались в одной из них вечером в день приезда, и я нечаянно обронил в неё обручальное кольцо. Кто знает, может, для того чтобы вернуться в этот район снова. Но не вышло, выручил наш капитан, у которого видимо повышенный нюх на золото. Как сказочная Алёнушка, привязав к себе булыжник, он опустился на дно и смог через несколько минут нашарить в тине моё рифленое кольцо, с которым я мысленно уже попрощался. Тем самым, он продлил почти до бесконечности мои супружеские узы и лишил меня возможности снова вернуться в тот район. Конечно, мы не верили в эти приметы, просто некоторые факты проясняются только сейчас.
Была среди нашего коллектива Люба Абалымова, которая почти не сделала спортивных восхождений из-за глупой травмы руки на осыпи. Ее несчастный вид вызывал чувство жалости и трое из нас, несмотря на отвратительное самочувствие, поддались на ее просьбу и в заключение совершили еще одно восхождение на пик Бабеля 5-А к. трудности».
Алма-Атинские изыски
Альпинистские сборы завершены. Последние, перед вылетом, дни гуляем по заповедным уголкам прекрасного города. Днём светит яркое солнце, а шапки вершин Заилийского Алатау дарят драгоценные воспоминания, напоминают о том, что совсем недалеко от города, затаился сказочный мир снегов и льдов, непредсказуемый и опасный. Мир, в который хочется возвращаться опять и опять, превозмогая физическую усталость, одолевая ледниковые провалы и трещины, и предвкушая упоительную радость покорителя вершин. Город Алма-Ата расположен в котловине у подножья Заилийского Алатау, хребта горной системы Тянь-Шань.
В Алма – Ате нас приютил инструктор. Небольшая двухкомнатная квартира вместила группу из 10 человек. Группа – это четыре девушки и шесть парней.
Первый вечер после окончания сборов решили посвятить посещению центральных бань Алма-Аты, привести себя в порядок после кочевой жизни в спартанских условиях метеостанции. В центре комнаты стоял биллиардный стол. Здесь проводили досуг метеорологи. Кухня располагалась в небольшом, плохо отапливаем помещении, спали на полу под столом, счастливчикам удавалось на ночь укладываться спать на биллиардный стол.
Свободные часы каждый проводил по своему усмотрению. Зная, что Казахстан относится к регионам, пользующимся особым положением хлопковой Мекки СССР, мы решили пробежаться по центральным универмагом. Здесь можно встретить товар, который в Куйбышеве появляется крайне редко и в малых количествах, в основном оседает на базах, затем распределяется между торговыми работниками и представителями, так называемой, городской элиты. На шопинг со мной отправился иркутский альпинист Саша Дашков, абсолютно равнодушный к дефицитным товаром, но увлеченный мной. В отделе фарфора мы сразу же рассмотрели тарелки для вторых блюд из японского фарфора. Я решила взять шесть штук для сервировки праздничного стола. Увидев округлившиеся глаза Сашки, он искренне считал, что двух будет более чем достаточно, купила три. До сих пор использую их, как каждодневную посуду. То есть, пятьдесят четыре года со времени приобретения они сохраняют свою функциональность. Несколько поблекли от применения активных средств для мытья в посудомоечной машине. Посуда из японского фарфора оказалась не только красивой, но и практичной. Затем предложила приятелю погулять по городу. На его беду на пути нам попался выставочный центр Алма-Атинского Дома моды. «Зайдём» – сказала я». К моему удивлению Саша согласился и на эту провокацию. В те времена спортивный костюм легко мог не пройти дресс – код мероприятия, но так как на нас были модные и дефицитные по тем временам олимпийки, вошли в зал и заняли места у подиума. Начался показ, и мы погрузились в атмосферу далёкую от той, в которой находились все предшествующие дни. В тот день тест на совместимость мы прошли на пять баллов.
Вспоминая юношеские годы, я улыбаюсь и восхищаюсь своей непоколебимой уверенности, – следовать девизу: «Делай то, что считаешь нужным и не думай о том, что подумают окружающие. Твои поступки, это твоё личное дело, если не затрагивают ни чьих интересов и не вторгаются в их личное пространство. Жаль, что потом чаще срабатывал общепринятый стереотип следования дреес-коду коллективного мышления в стиле поведения в обществе.
P.S. Но беря в руки, те три тарелки, слышу явственно голос мамы: «Оля, почему только три, положено хотя бы шесть?». Её взгляд выражал недоумение и грусть. Видимо, уже тогда она поняла, что жить на полную катушку и не отказывать себе в лишнем, у дочери не получится.

Заилийский Алатау
Сборы в Заилийском Алатау Куйбышевской секции альпинизма «Буревестник». Дни студенческих каникул 1972 год. Восхождение на пик Ленинского комсомола.
Они стояли в аэропорту Алма-Аты напротив друг друга и молчали. Сквозь огромное окно зала ожидания был виден самолет, готовившийся принять на борт пассажиров рейса «Алма-Ата – Куйбышев».
Неизбежное расставание после альпинистских сборов, которые проходили в горах Заилийского Алатау, хотелось хотя бы чуть-чуть отсрочить. Эта задача невыполнима, так как самолёты улетают в срок. Её в Куйбышев, потом через два часа его в Иркутск.
Остальные участники сборов сидят на креслах в зале, оживлённо о чём-то говорят, слышны возгласы, сопровождающие рассказы о ситуациях, происходящих на восхождениях. Гитара, небрежно прислонённая к большому рюкзаку, напомнила о романтике вечерних посиделок после восхождений и тренировок. Никто из ребят не просил хозяина гитары сыграть что-нибудь на прощанье. Было что-то в облике этих двух, не позволяющее вторгаться в их мир.
– «Когда мы встретимся?», нарушил тишину высокий светловолосый парень в штормовке, наброшенной поверх синего спортивного костюма.
Стройная голубоглазая девушка, больше похожая на гимнастку, чем на покорительницу вершин, легкомысленно ответила с беспечной интонацией, которая не соответствовала грусти, поселившейся в её глазах.
– «А ты думаешь, что нам стоит встречаться?»
– «Да!» уверенно ответил парень. «А как иначе? Летом я поеду в „Дугобу“ на сборы. Ваши ребята тоже приезжают туда. Это реальная возможность встретиться летом. В июне сессия, а в августе едем на Памир. Пять месяцев пролетят незаметно. Я буду с нетерпением ждать этой встречи».
Девушка изобразила на лице недоумение.
– «Ты уверен, что я изменю свои планы. Мне больше по душе Кавказ».
– «Альпинисты из Иркутска редко выбираются на Кавказ. К нам ближе Памир, Памиро – Алай и Тянь – Шань, тем более уровень моих квалификационных маршрутов предполагает слаженную, сильную группу. У нас в иркутской секции альпинизма таких ребят много. Мы вместе тренируемся весь год. Февральские сборы – подготовка к летним восхождениям. Летом я буду закрывать 1 разряд и стремиться к выполнению норм КМС.
– «Ну вот, горы для тебя важнее нашей встречи. Поэтому она вряд ли состоится». Девушка лукавила, парень ей очень нравился. И она даже представить себе не могла, что они больше не встретятся. Более того, она впервые поймала себя на мысли, что, пожалуй, за него она могла бы выйти замуж. Сердце тоскливо сжималось от сознания, что сегодня они расстаются надолго. В душе рождались противоречивые чувства: невозможность поверить в радость обретенного состояния влюбленности и грусть от того, что расстояние между Куйбышевом и Иркутском нелегко преодолевается.
– «Смогу ли я уехать в холодный провинциальный Иркутск?» Именно эти прагматичные мысли и заставляли её отвечать безразличным тоном на признание парня.
Объявили посадку на самолёт, врач группы, Олег Храмов, давно влюбленный в девушку, подошёл проститься с Александром, так звали парня, и пригласил Ольгу пройти на посадку.
Всё, что происходило потом, Ольгу не интересовало. Она отрешённо погрузилась в воспоминания, прокручивая дни сборов.
Вынужденная посадка самолёта у озера Балхаш. Возможность выйти в город, то, что в иной ситуации было принято безоговорочно, оставили девушку без внимания. Возвращение друзей, их обсуждение возникшей ситуации, воспринималось сквозь пелену, дымку, скрывшую реальность.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.