
Полная версия
ТЕНИ ХАЙНЕГЕНА
Беспорядочные образы проносились в голове. *Это был не просто разговор, и упоминание об Аннет было намеренным. Вряд ли это совпадение и бравада старого преподавателя, грезящего об ушедших временах. Стоит быть с ним предельно внимательным. Предостережение? Намек? Или угроза?*
Мозг Итана перебирал мысли.
– Это место, эти коридоры… – Он поднял голову вверх, осматриваясь. – Пыльные потолки, паутина, выцветшие обои. Арки и колонны, старые кабинеты и залы. Запах мела и сырости… и университет, хранящий тайны. Чувствовала ли ты то же самое? Или я просто параноик с предвзятым отношением к миру?
Он отвлекся. В коридоре эхом послышались шаги. Громкий стук быстро разносился, отдаваясь в перепонках. Итан замер, затаив дыхание. Мысли резко растворились, он не успел среагировать.
– Черт, я отвлекся, – он бросил косой взгляд за спину. – Слишком дорогая ошибка…
Она возникла внезапно. Высокая, на каблуках, в светлых очках с квадратной линзой, блеснув отблеском ярких блондинистых волос. В бежевом пальто и коричневых брюках, с маленькими часами на левой руке.
В нос резко ударил аромат лёгких духов, исходивший от нее.
– *Ваниль?* – подумал Итан, пряча кровоточащую руку в сторону и едва заметно пятясь.
– Эй, тебе плохо? Парень? – спросила она спокойным, почти успокаивающим голосом, подойдя к нему. – Что ты тут делаешь? Ты весь бледный. – Аромат ванили стал ближе. – Твоя рука. – Она слегка наклонилась к Итану. – Что с ней, ты поранился?
Зелёные глаза пронзительно буравили его; что-то строгое почувствовалось в их радужке.
Итан отдернул руку. Женщина была слишком близко. Она удивилась.
– Прошу прощения, это лишнее. Я в порядке, – отрезал юноша, сделав шаг назад. Едва заметная тень улыбки попыталась появиться на его лице.
*Взрослая, около тридцати. Блондинка с запахом ванили. Моя беспечность и невнимательность… и вот она за спиной. Слишком быстро. Я не успел среагировать. Стоит быть более бдительным.*
Блондинка выпрямилась.
– Это хорошо, что в порядке. – Слабая тень улыбки появилась на серьезном лице. – Трудно быть в порядке, особенно когда так сильно поранил руку, – женщина едва заметно ухмыльнулась. – Многим юношам свойственно скрывать свои истинные чувства, не говоря уже о слабостях и промахах. Советую не игнорировать ее, иначе останешься без него вовсе. Говорят, архитектору нужны все пальцы для работы.
Итан нервно сглотнул.
*Какая прямолинейная и наблюдательная…*
Спрятав руку в карман и поправив рюкзак, он кивнул.
– Да, вы правы. Пальцы мне ещё определенно пригодятся.
Блондинка нахмурилась. Едва заметные морщины показались из-под длинной светлой чёлки.
– Первокурсник, да? – спросила она, резко сменив тему и кивнув головой на кабинет Грина вдалеке. В выражении лица появился лёгкий скепсис. – Студенческий, вероятно, получил? Будь добр, покажи. Я хотела бы взглянуть на него.
Итан не ответил, внимательно рассматривая женщину. Тревога постепенно отступала. Он мог сосредоточиться. В голове друг за другом рождались логические цепочки, основанные не на панике заставленного врасплох человека, а на наблюдении и интуиции.
*Мешки под глазами, уставший, читающий взгляд. Явно не простая. Лучше с ней пока не конфликтовать. Зачем ей студенческий? Обычная преподавательская бдительность? Может, она из охраны?*
Решив не спорить, чтобы не привлекать к себе лишнее внимание, он медленно достал из файла черный студенческий билет, протянув его блондинке.
Женщина криво усмехнулась.
– Что за взгляд! Не доверяешь мне? – спросила она. – Не волнуйся, это не более чем любопытство. Мне всегда интересно знать, с кем мне придется работать в новом учебном году. Большинство из вас такие скучные и однотипные… – Взглянув на фотографию молодого человека, она ухмыльнулась. – Боже… камере ты, видимо, тоже не доверяешь, судя по твоему вредному выражению и этому несчастному лицу. Выглядишь так, будто вот-вот станешь жертвой виселицы. – Блондинка рассмеялась. – Ладно, это даже забавно. – Задержавшись на имени, она бросила на юношу быстрый взгляд. – Итан Коэл, группа А-одиннадцать. Первый курс. Куратор – Альфред Грин. Повезло. – Она резко швырнула билет в сторону Итана. – Забавный старик. Говорят, что хороший преподаватель.
Стараясь не показывать эмоций, Итан слегка приподнял брови.
*Слишком прямая. Говорит все, что думает.*
Убрав во внутренний карман пальто билет, юноша слегка приблизился. Ему стало любопытно.
– Можно вопрос? – спросил он.
– Конечно, – легко ответила блондинка. – Интересно, кто я?
Итан кивнул.
– Твой будущий преподаватель философии и студенческий психолог из кабинета двадцать два, – она показательно подняла руку, указав пальцем в потолок на второй этаж. – В этом году ты и твоя группа обязательно проведете со мной десяток часов, наслаждаясь "трудными" для вас, технарей, вопросами о дуализме и гносеологии. Не думаю, что вам будет хоть что-то интересно из этого, – наигранная мина грусти появилась на ее лице. – К сожалению, вы, архитекторы, слишком "тугие" ребята для таких необычных тем, не требующих от вас устного счета или вычисления. Трудно вам с таким работать, к сожалению. Приходится слишком сильно напрягать извилины, думая о чем-то "неопределенном". И все же…
– Мозг в колбе… – выпалил сухо Итан, прервав ее.
Он сделал это неосознанно, излишне резко. Будто бы вся критика блондинки была адресована только ему одному. Что-то ребяческое пошевелилось и задело его, как маленького ребенка, которому сказали, что он еще маленький.
Блондинка застыла. Возникла неловкая пауза.
*Идиот…* – подумал Итан, стараясь сохранять спокойствие. Глаза нервно зашевелились.
Женщина резко рассмеялась.
– Гилберт Райл? – Как мило! А ты, парень, оказывается, с "двойным дном"… Будем думать, что твой мозг – точно не в колбе. – Она улыбнулась. – Меня забавляет то, как ты резко это произнес. Мои слова задели тебя?
Она ухмыльнулась. Итан почувствовал себя растерянным. Чувство недоверия и одновременной неловкости быстро возобладали над ним. В ее словах чувствовалась колкая игра.
– Мне бы не хотелось, чтобы вы сочли меня "тугим", – ответил он быстро.
Блондинка отмахнулась.
– Не спеши. Тугой ты или, наоборот, излишне гибкий – мы проверим на парах. Во всяком случае, к этому обязывает меня учебный практикум…
Разговор прервался. В коридоре послышался скрип двери, а затем едва слышный звук туфель и тяжкий хрип.
– Ах, мисс Бонет, как вы вовремя! Я как раз услышал шум из-за двери, – старик прищурился, поправив очки. – Познакомились с Итаном, да? – произнес Грин, ярко улыбнувшись. – Чудный мальчик, неправда ли? Вы уже успели познакомиться? – Повернувшись к Итану, он замер. Блондинка едва заметно кивнула в знак приветствия.
– Ты, наверное, не знаешь, как пройти к общежитию? – Итан почувствовал что-то наигранное в голосе куратора. – Извини, я совсем забыл показать тебе путь. Я часто забываю, что многие приезжие не ориентируются по территории заведения. Тебе помочь?
Старик подошел ближе. По лицу Итана скользнула едва заметная тень холода. Блондинка улыбнулась.
– Здесь недалеко, Итан… Пойдем, я… – продолжил Грин.
– Да, крайне любопытный молодой человек, – сделав шаг вперед и встав между юношей и стариком, произнесла блондинка. – Вы слегка припоздали, мистер Грин. Он как раз спрашивал у меня дорогу через кампус. Бедный парень совсем не ориентируется в пространстве. Не думала, что у современных ребят такие проблемы с топографией.
Грин поправил очки, бросив взгляд на студента.
– Да, это верно. Институт достаточно большой и…
Блондинка перебила.
– Правильно, мистер Грин. Университет очень большой, потому я помогу Итану найти путь, – она скользко ухмыльнулась старику. – Не беспокойтесь за вашего подопечного.
Она быстро взяла юношу под руку.
– Пойдемте, мистер Коэл. В этих коридорах легко потеряться; не хватало еще, чтобы вы заблудились тут навечно.
Махнув свободной рукой Грину, блондинка потянула Итана вперед по коридору в большой зал. Озадаченный Итан удивленно посмотрел на преподавателя философии.
– Ты же не хочешь целую вечность искать общежитие, верно? – она язвительно скривилась. – Боже, расслабься и иди вперед. Ох уж этот взгляд… Сделай лицо проще.
Грин остался в коридоре, внимательно наблюдая за ними. Хрипота постепенно отдалялась.
Юноша аккуратно обернулся. Грин улыбчиво смотрел ему вслед. Итан ощущал, как взгляд старика неприятно пронзает его, а мерзкий холод начинает расползаться за спиной.
*Странный старик…* – подумал он, когда силуэт преподавателя растворился в полутьме.
Итан чувствовал себя растерянно. Мисс Бонет озадачила юношу. В голове возник диссонанс. Его логика, привыкшая искать подтекст и скрытый смысл, не могла определить мотивы странных действий преподавателя: резкое вранье, излишнюю фамильярность, стиравшую привычные границы между преподавателем и студентом, прямоту и грубость. Она казалась ему до нелепости жесткой и с трудом анализируемой. Разговор с Грином и ее вмешательство создали в нем ряд противоречий, которые он усердно старался объяснить.
*Стоит за ней понаблюдать. Может быть, она что-то знает и может быть полезной, хотя бы отчасти.* – подумал Итан, аккуратно бросая взгляд на женщину.
– А ты высокий… – протянула она медленно, когда они резко свернули за угол. – Благо, что я на каблуках… – Бонет быстро поймала его неуверенный взгляд на себе. – Ты что, в первый раз с женщиной за руку идешь? Что за паника? Расслабьтесь, мистер Коэл, ваш пубертат уже закончился. И прекратите на меня так смотреть.
Итан ухмыльнулся, проигнорировав шутку.
– Не в первый. Скорее, вы немного озадачили меня. Вы необычный преподаватель; мне кажется, на ваших парах должно быть интересно.
В воздухе стало прохладнее. Они медленно приближались к главному холлу университета.
– Может быть. Во всяком случае, там интересно мне, – ответила она.
Коридор быстро закончился, когда они прошли большую арку и спустились по ступенькам вниз.
– На этом все, мистер Коэл. Во всяком случае, пока что. Тут я тебя оставлю, – аккуратно отпустив руку, Бонет медленно отошла в сторону. – Дальше пойдешь сам: вниз по лестнице направо, – она быстро кивнула в сторону. – Там выход во внутренний двор, сад и кампус. Пройдешь мимо учебных цехов, а затем мимо хвойных. – Быстро достав из кармана пальто сигарету, она продолжила. – Увидишь справа пятиэтажное здание; это общежитие. Думаю, дальше сообразишь, что к чему.
Итан спокойно рассматривал преподавателя.
*Забавно, что я не почувствовал запаха сигарет, только ваниль… И все же, за ней стоит наблюдать. Друг она или враг? Слишком много вопросов к произошедшему за последний час.*
Итан кивнул.
– Спасибо, вы очень помогли мне.
Блондинка не ответила, лишь отмахнулась, бросив напоследок:
– Иди. Еще однажды побеседуем с тобой, Итан Коэл.
Силуэт медленно растворялся в арке. Исчезнув так же резко, как и появилась, она оставила его одного посреди большого холла старого института Верна.
*Забавно. Такое чувство, словно я теперь ее должник.*
На улице было прохладно. Холодный сентябрьский дождь ненадолго стих, оставив после себя неприятные мокрые лужи, отражавшие в своих бликах пасмурное темное небо.
Он молчал, одиноко стоя посреди широкой каменной площадки, рядом с высокими хвойными елями, внимательно рассматривая здание старого институтского общежития.
– Так вот где ты жила четыре года… – произнес с отвращением Итан, подняв глаза вверх и внимательно рассматривая мрачный фасад.
Руки его вспотели. Серые глаза застыли в ожидании.
*Кажется, твои рассказы несколько отличаются от действительности.*
Весь его взгляд был прикован к необычному зданию. Массивные контрфорсы вдоль фасада, с выступающими ребрами, напоминали крылья спящего чудовища. А старая высокая крыша с зубчатым парапетом, покрытая грязной, местами разбитой и треснувшей черепицей, ассоциировалась с кожей. Стрельчатые невысокие окна, похожие на замковые, такие же, что были в университете Верна, угнетали своей старостью. Они были абсолютно идентичными и вызывающими. На одних были занавески, на других – решетки, преимущественно на первом и пятом этажах.
Здание было затхлым, требующим внимания и особого ухода, увядающее, словно мертвец в постели в последние минуты своей жизни. Оно одновременно впечатляло Итана и вызывало внутреннее отвращение, отчужденность и тоску.
*Может быть, десять лет назад оно и впрямь было другим?*
Ему захотелось подойти к нему. Цоколь словно шептал ему и призывал к себе.
Аккуратно приблизившись и пройдя по старой мощеной дороге через садик, он замер. Рука инстинктивно потянулась вперед, к кладке.
– Необычно, – прошептал настороженно юноша. Неприятный холод чувствовался в кончиках его пальцев.
Он быстро пробежался глазами по трещинам и паутине в щелях. Фасад был сделан из серого кирпича с грубо отёсанными декоративными элементами в виде феникса – неестественными, резкими, словно птице пытались оторвать крылья.
– Какое странное место…
Он бросил взгляд на деревянные скамьи под окнами второго этажа перед садом, затем тихо прошел вдоль цоколя, аккуратно обойдя большую лужу и кучу старых строительных материалов. Неподалеку резко запахло сыростью.
*Подвал?* – подумал Итан, ощутив мерзкий аромат.
Пройдя еще вдоль цоколя под окнами, он обнаружил несколько ступеней, уходивших маршем вниз. В воздухе замерло необычное любопытство, терзавшее его сильнее прежнего. Осмотревшись и немного подождав, он спустился вниз, стараясь не шуметь.
– Только одним глазом, – прошептал он.
Подошва скользила по мокрой разбитой плитке, как по льду.
*Служебный вход*, – прочитал Итан на табличке большой металлической двери. – *Наверное, котельная или склад. Очень удобно. Но почему такой резкий запах?* Любопытство стало возобладать над ним сильнее. Он резко дернул ручку. *Ладно*, – с досадой подумал юноша. *Глупо было ожидать, что она легко откроется.*
Вдалеке послышался гром. Итан резко обернулся.
*Что ж, хватит на сегодня впечатлений. Город и без того мерзкий. Нужно поскорее заселиться и немного отдохнуть.*
Недовольно поднявшись обратно, он замер. В лицо подул осенний ветер, развевая по земле первые опавшие листья. Далеко за старыми многоэтажками беззвучно сверкали молнии. Он почувствовал, как запах озона стал наполнять округу.
– Снова… – протянул недовольно юноша, обнаружив на руке мокрые капли.
Над головой стремительно нависали черные тучи.