bannerbanner
Центроград
Центроград

Полная версия

Центроград

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Сергей Белов

Центроград

Глава 1

Глава 1. Знакомство начинается


Проводница заглянула в открытую дверь купе спального вагона. Пассажир уже поднялся, хотя было ещё раннее утро, и сидел за столиком, глядя в окно. Она прошла в купе и протянула ему билет.

– Скоро станция Таёжная. – Милая улыбка появилась на её лице. – Приятного дня.

– Спасибо. – Антон Басов спрятал возвращенный билет в портмоне. – Не найдётся ли у вас стакан чая?

Через минуту стакан горячего и ароматного чая уже стоял на столе. Антон отхлебнул пару глотков и уставился в окно, обдумывая, в который уже раз, план действий в командировке.

Это была его не первая командировка, но в такое место его отправили в первый раз. Обычно туда ездили люди подбирающиеся к пятидесятилетнему возрасту, но на этот раз доверили ему. Хотя и в его возрасте, скоро уже почти тридцать пять стукнет, подумалось Антону, есть чем гордиться. Что ж, не боги горшки обжигают – удачно вспомнилась пословица, – и он стал проверять, всё ли он собрал.

Уложив все свои вещи в чемодан на колёсиках, Антон опять уставился в окно, дожидаясь прибытия поезда на станцию. «Хорошо бы было на самолёте сюда прилететь, – подумалось ему, – но аэропорт только для важных персон предназначен. Ну и ладно. Зато можно полюбоваться красивыми таёжными пейзажами Западной Сибири».

Ждать прибытия на станцию пришлось не долго. Через десять минут Басов уже стоял на перроне, с чемоданом и дипломатом, прощаясь с проводницей. Он взглянул на часы – следующий его поезд будет через полчаса, и он решил, не спеша, пройтись до нужной платформы, внимательно, профессиональная привычка, оглядеть новую для него местность.

Первое что бросилось в глаза, это было небольшое количество железнодорожных путей, хотя станция и называлась узловой. Да и сама станция, небольшая, одноэтажная, не соответствовала такому статусу. Впрочем, хотя она и была из далёкого исторического прошлого, но оставляла приятное впечатление, – чего-то милого и уютного. «Символ спокойной провинциальной жизни» – сделал вывод Антон. Он зашёл в здание, чтобы спросить, как пройти на пятую платформу. Интерьер внутри был уже из близкого пошлого – отделка, мебель, информационное табло были уже привычного современного вида.

Касса ещё была открыта, видимо специально для того, чтобы отвечать на вопросы прибывших с поезда пассажиров. Не поднимая головы, она произносила одну и туже фразу громким голосом, надеясь, видимо, что и остальные в очереди её услышат:

– Пятая платформа налево от выхода сто метров. Через переход.

Несколько человек потянулись к выходу и дружно, повернув налево, отправились к переходу. Басов осмотрелся – привокзальная площадь была в идеальном порядке. Тротуары были выложены плитками и обрамлены бордюрами; круглая площадь, с отходящей от неё дорогой, покрыта ровным современным покрытием; почти весь периметр площади был засажен цветами; фонарные столбы с широкими светильниками завершали ландшафтный дизайн. Возле небольшой крытой остановки стоял микроавтобус, с уже заведенным двигателем. «Наверно для обслуживающего персонала и жителей ближайшего городка, – подумал Басов. – Обычно около маленькой станции есть жилые дома, а здесь только здание. Видимо снесли все постройки при строительстве центра».

Он отправился вслед за пассажирами, направившихся в сторону перехода. Странно было идти по уложенному тротуару среди высоченных сосен, соседствующих с фонарными столбами. И слушать стук каблуков и перестук колёсиков чемодана среди умиротворяющей тишины.

Стеклянный переход через железнодорожные пути услужливо подставил ступеньки эскалатора. Поднявшись, Антон замедлил шаг, чтобы посмотреть по сторонам. Слева виднелось здание вокзала и железнодорожные пути, соединенные стрелками. Справа была широкая просека двухколейной электрифицированной железной дороги. И вдали, над верхушками деревьев, виден был угол крыши здания.

Сойдя с эскалатора, сразу попав внутрь маленького, новенького, как говорится – «с иголочки», вокзала, Басов направился к стойке регистрации, около которой образовалась маленькая очередь. Протянув билет и паспорт, он ответил на дежурные вопросы администратора, прошел металлодетектор, подождал пару секунд, пока появится из интроскопа чемодан с дипломатом, и вышел на платформу.

И тут случилось маленькое происшествие. Слева послышались стук подошв бегущих людей и Басов посмотрел в ту сторону. На краю платформы, около высокой ограды, стоял мужчина, рядом с которым стояли двое подростков, и поднимал с путей женщину. Но не успел он выпрямиться, как рядом уже стояли четыре человека в форме, которые сразу их окружили и стали сопровождать, подхватив мужчину под руки, в здание вокзала. «Что это было, – удивился Антон. – Надо будет порасспросить у людей».

На одноколейном пути уже стоял состав из двух пассажирских вагонов, двух платформ с укрытым грузом и рефрижератором. Два электровоза расположились по обоим концам состава. Зайдя в пассажирский вагон Басов оставил чемодан, по подсказке проводницы, в специальном багажном отсеке, прошёл в салон и сел в удобное самолётное кресло. И через пять минут поезд тронулся в путь. Поезд почти неслышно набрал ход и за окнами сплошной стеной понеслась тайга. Антон прикрыл глаза, откинулся на спинку кресла и приказал себе проснуться через двадцать минут…

Он проснулся чуть раньше – из-за скрежета колёс на повороте. Басов открыл глаз и удивился – за окнами было уже темно. Но присмотревшись, он понял, что поезд едет в туннеле – небольшие светильники освещали его стены. Впереди раздался протяжный гудок локомотива и неожиданно в глаза ударил дневной свет. Басов невольно прикрыл глаза. А когда он их открыл, тут же прижался лицом к окну – они приближались к Центрограду!

Впереди справа высилась громада города-дома. Басов, конечно же, видел его на фотографиях и картинах, но не представлял, что он вызовет у него такое необычное восхищение.

Взору предстал, в несколько десятков этажей, дом, в форме куба. Стены бежевого цвета были дополнены орнаментом из геометрических фигур, придававший дому стильный вид. Окна группировались, видимо, по какой-то внутренней структуре и были разнообразных форм и размеров. По южной стороне здания выступали, до половины здания, полукруглые, огромные, высотой в несколько этажей, занимая треть фасада, балконы, за застеклёнными окнами которых виднелись деревья. На восточной стороне, к которой направлялся поезд, тоже были балконы, но обычные, на один или два дверных проёма, ассиметрично разбросанные по всей поверхности стены. Выделался своими размерами длинный оконный пролёт, посередине здания, на четверть длины стены и два этажа, с тонированной поверхностью. Поверху здания виднелись антенны, разного размера и конструкций, и метеорологических установок, едва различимых из окна вагона. И по верху стены огромными буквами было написано слово: «ЦЕНТОРГРАД».

Поезд подъезжал к зданию и, постепенно, тайга отступала всё дальше от пути. Послышался стук колес проезжавших через стрелки и Басов заметил, как в сторону протянулась железнодорожная ветка, терявшаяся среди сосен. Впереди показались четыре тоннеля внизу стены, около которых светились зелёным семафоры. Антон почувствовал лёгкий толчок и с удивлением увидел, как по соседним рельсам, в соседние тоннели, движутся платформы и рефрижератор. И все они, почти одновременно, въехали в тоннели.

Глава 2

За окнами проплыл рядсветильников и поезд въехал на станцию. Двери автоматически открылись; раздался мелодичный звон, и приятный женский голос поприветствовал их из динамиков.

– Добро пожаловать в Центроград. – Люди стали неспешно покидать вагоны. – Уважаемые гости, обменяйте ваши билеты на экскурсионные карты в автоматах. Вы получите путеводитель по городу и точный маршрут, как добраться до нужного вам отдела. Ещё вы получите бейджик, который нужно прикрепить к лацкану костюма. Также в карте указан маршрут для поиска вашего гостиничного номера.

Когда Басов покинул вагон, к нескольким автоматам стоящих вдоль стены на нешироком перроне, уже выстроились маленькие очереди. «Не первый раз уже здесь» – подумал он. Попрощавшись с проводницей, он не стал спешить и огляделся.

Высокий потолок изображал голубое небо с нарисованными на нем облаками. Но первое впечатление оказалось обманчивым. Он заметил медленное движение на потолке и через пару секунд понял, что на потолок проецируется изображение настоящего, реального на этот момент, неба. Постояв немного, на душе стало как-то приятно, он даже почувствовал легкое дуновение ветерка, свежего таёжного воздуха, словно он был на природе.

Пока он наслаждался, очереди около автоматов исчезли и переместились к лифтам. Антон подошёл к автомату, достал из портмоне билет и поместил его в щель, над которой крупными буквами, в большой стрелке, направленной на приёмник, было написано: «Билет». Автомат втянул его в себя, немного подумал и из другой щели, с надписью – «Маршрутная карта», – выдал ламинированную карточку. Басов вытянул карту и тут же, прямо перед глазами, в панели автомата, открылась шторка, за которой в небольшой нише лежал бейджик. Басов достал его и сразу прикрепил к костюму. Затем, направившись в сторону лифтов, на ходу стал рассматривать маршрутную карточку.

На лицевой стороне, где была его фамилия, имя и отчество, был список пронумерованных зон, разрешенных для посещения. Также название того отдела, в который он был командирован. Наконец, в самом низу, название гостиницы, которую ему забронировали, номер комнаты и цвет двери лифта и букву. На обратной стороне сверху была только одна надпись: «Информация». «Придётся расспросить кого-нибудь, как ей пользоваться» – подумал Басов и положил её во внутренний карман пиджака.

Он прошёл к лифтам, нашёл по букве и цвету двери нужный лифт и присоединялся к группе из трёх человек. Почти тут же открылась дверь лифта и они прошли внутрь. Перед тем, как зайти в кабину, Басов оглянулся на перрон, – проекторы уже не работали. А с дальнего конца платформы несколько разных роботов-пылесосов начали свою работу.

Просторный лифт был оснащён сенсорной панелью и небольшим экраном над ним. Один из пассажиров уверено, видимо был здесь не в первый раз, нажал нужную кнопку, но дверь лифта оставалась открытой. Внезапно из динамик раздался мужской голос:

– Прикрепите, пожалуйста, бейджики на одежду.

Тут же засуетился третий мужчина, торопливо доставая из кармана выданный жетон. Виновато улыбнувшись, он прикрепил его на пиджак. Двери немедленно закрылись, и лифт плавно пошел вверх, отмечая каждый этаж на своём табло. На пятом этаже лифт остановился и, открыв двери, сообщил:

– Санитарный отдел.

Первым вышел гражданин забывший пристегнуть жетон. Лифт отправился дальше.

– Он что сам знает кому куда надо? – удивлённо спросил Басов своего попутчика.

– Да. Данные с маршрутной карты попадает в информационную сеть лифтов и, если нет других запросов, довозит туда куда нужно.

– А мысли эта сеть не читает?

– Нет, до этого пока не дошло, – усмехнулся попутчик. – Но работы в этом направлении ведутся.

Когда и этот попутчик вышел на нужном этаже, динамик ожил и спросил уже приятным женским голосом:

– Вас отвезти в гостиницу или в отдел коммуникаций?

– Давайте в гостиницу, – Антон уже в поезде составил себе первоначальный маршрут. И доложил об этом системе. – Чего мотаться по отделам с чемоданом.

Гостиница оказалась на тринадцатом этаже. Выйдя из лифта, он увидел прямо перед собой информационный стенд, с подробным описанием, что находиться на этаже, расположение помещений с их нумерацией, эвакуационный план. Быстро определив, в какую сторону ему двигаться, Басов направился к своей временной резиденции. Подойдя к забронированному номеру, он остановился напротив двери, огляделся по сторонам, по привычке, и потянулся к ручке, На двери, на маленьком экране, появилось сообщение: «Добро пожаловать Антон Петрович». Басов нажал на ручку двери – он поддалась и распахнулась.

Гостиничный номер был, как он и просил в заявке на посещение правительственного центра, одноместным. Кровать, первой попавшаяся ему на глаза из всей обстановки, порадовала его, – была широкой, в отличии то некоторых гостиниц. Остальная мебель – тумбочка, стол, шкаф, кресло – были стандартными. На столе одиноко красовался радиотелефон с маленьким экраном и сенсорными кнопками. На стене устроилась телевизионная панель. Он заглянул в совмещённый санузел – белая сантехника удачно сочеталась с синим кафелем. Он вернулся в комнату и задумался, что-то было необычно в этой комнате.

В дверь постучали и, после приглашения войти, на пороге показался человек в служебной, темно-зеленой, с жёлтыми полосами на рукавах, форме.

– Новиков, Виктор Николаевич, – представился он. – Начальник сервисного отдела. Здравствуйте Антон Петрович.

– Добрый день. Чем обязан? – так быстро гостей в свой номер Басов не ждал.

– Рутинный обход новых постояльцев. Знакомство, инструктаж, ответы на вопросы.

Антон Петрович задумался на несколько секунд.

– Да пока вопросов не накопилось.

Глава 3

Глава 3. Инструктаж


Начальник отдела понимающе улыбнулся.

– Давайте для начала я расскажу, как пользоваться маршрутной карточкой. – Он подошёл к небольшому, размером с книгу, прибору, закреплённому на стене рядом с дверью. – Разрешите вашу карточку.

Басов вынул карточку и передал её служащему. Когда карта была помещена в щель сбоку прибора, передняя панель засветилась с приветствием командировочному. Затем появилась надпись, продублированная приятным женским голосом, – «Назовите цель маршрута».

– Офис начальника информационного отдела, – сказал Басов, удивившись полной схожестью женских голосов здесь и помощника у себя дома. – Как похожи голоса, – пробормотал он в сторону прибора.

– Это сделано для удобства посетителей. Чтобы чувствовали себя как дома. – Служащий вынул карточку из прибора. – Теперь не заблудитесь. В нужные моменты она подскажет, в какую сторону идти и каким лифтом воспользоваться. Кроме того, если будет нужно, человек может попросить показать на карточке графическую схему маршрута.

Он развернул карточку стороной, где было слово «Информация» и попросил:

– Скажите – «показать маршрут».

– Показать маршрут, – послушно повторил Басов.

На экране появилась ломаная линия, с указаниями, в определённых местах, в каком направлении двигаться и каким лифтом пользоваться.

– Если у человека плохое зрение, надо лишь сказать: «Увеличить», и, как это уже давно делается, пальцем подвигать экран в нужную сторону.

– Странно. Вы сказали слово «увеличить», но карточка не среагировала на ваш приказ.

– Карточка настроена на ваш голос. И будет слушаться только вас. И, желательно, чтобы карточка была при вас постоянно. Исключая некоторые ситуации, конечно же. Если же, вдруг, передумали куда-то идти, то скажите: «Отмена». Впрочем, люди к нам приезжают толковые, так что всё время карточкой они не пользуются. Пользуются своей памятью.

– Спасибо. Сервис у вас налажен хорошо. – Басов огляделся по сторонам. – Вспомнил, что меня удивило, когда я зашёл в номер. По-моему гостиничный блок находится где-то посередине вашего здания. А в номере есть окно на улицу. Как это устроено?

– Это не окно, а экран, который работает только тогда, когда постоялец в номере. Да, он показывает, с помощью видео камеры, вид, якобы, за окном. Не все любят замкнутые пространства. И просто создаем привычную обстановку для постояльцев. Для постоянно живущих здесь работников, от президента до уборщиц, жилые помещения размещены по периметру здания. И окна у них настоящие.

Басов подошёл к окну – всё выглядело натурально.

– А если захочется свежим воздухом подышать?

– У нас отличная вентиляция. Но если захочется настоящей природы, то есть две возможности исполнить своё желание. Первая – отправиться в ближайшую оранжерею. Наверно видели их, когда подъезжали на поезде. Там и растения есть, и ветерок гуляет, и беседки со скамейками есть. В первой оранжерее, кроме всего прочего, есть бассейн с раздевалками и душем. Всё как положено.

– А другая возможность? Подождать пока вернусь домой?

Служащий рассмеялся.

– По выходным, как положено по трудовому кодексу, у нас есть выходные дни, организуется специальный поезд в зону отдыха, на день или с ночёвкой. Услуга платная – проезд и питание, но недорого, вполне по карману наших работников и командировочных.

– Что ж, обязательно воспользуюсь вашими рекомендациями. Спасибо за разъяснения. Теперь можно отправляться по делам.

Они вышли в коридор, дошли до блока лифтов и разошлись по своим направлениям. Басов зашёл в лифт, в кабине он был один, и, хотел было назвать пункт назначения, но его опередил информатор лифта:

– Отдел коммуникаций.

Дверь закрылась, и лифт неслышно поехал вниз.

После того, как Басов вышел из лифта, оказавшись в просторном фойе, со множеством дверей по периметру, из нагрудного кармана скомандовали: «Направо. Офис номер четыреста пятнадцать».

В офисе, пройдя через просторное помещение с работающими за компьютерами сотрудниками, он дошёл до двери с надписью «Начальник отдела коммуникаций» и, с разрешения секретарши, зашёл в кабинет. Навстречу ему поднялся коренастый, средних лет мужчина, с весёлым взглядом и роскошной кудрявой шевелюрой. В табличке на столе Басов прочитал – «Геллер Арнольд Карлович».

– Добрый день Арнольд Карлович!

– Добро пожаловать, Антон Петрович! – расплылся в широкой улыбке хозяин кабинета и с удовольствием, словно встретил дорогого гостя, пожал Басову руку.

После того, как они расселись, словно извиняясь, хозяин кабинета сказал:

– Ничего вам не предлагаю из напитков, так как здесь это не принято. Для работников есть питьевая вода. И пятнадцатиминутный перерыв для чаепития в буфете. Давайте обговорим план вашей работы и затем пройдём в буфет, он же столовая, тем более скоро будет перерыв на обед.

Пока хозяин доставал необходимые бумаги из сейфа, Басов оглядел кабинет: «Ничего особенного. Скромная и деловая обстановка». На стенах несколько небольших картин с необычными рисунками. Компьютер, коммутатор, органайзер. Привлекло внимание и широкое окно, за которым видена была бескрайняя тайга.

– Вот ведь какое дело – информационные технологии на каждом шагу, а без бумажных документов никуда. Хотя должен сказать, что их количество значительно сократилось, по сравнению с предыдущими годами. – Он достал из папки листок и протянул его Басову. – Посмотрите заявку и, если всё в порядке, распишитесь.

Антон Петрович пробежал текст глазами – всё было в точности такое, когда он изучал такой же документ у себя на работе. Взяв услужливо протянутую ему ручку, он подписал его и вернул заказчику. Геллер уложил лист в папку и протянул другой.

– Вот список помещений, с указанием их функциональным предназначением, в которых необходимо провести модернизацию цифрового оборудования, в соответствии с планом усовершенствования центрального аппарата правительства. Для посещения этих офисов на вашу маршрутную карту отправлены коды, позволяющие вам проходить через контрольные посты. Давайте пройдём к секретарше.

Они вышли из кабинета, и подошли к стойке, за которой на возвышении сидела девушка, уткнувшаяся в какие-то бумаги.

– Полина, дайте нашему прикомандированному папку номер 1248М-Д.

Девушка протянула Басову папку с его именем и названием предстоящих работ. Он заглянул в неё, – в ней находилась пачка пронумерованных листов, оформленных в соответствии с правилами внутренних служебных документов.

– Учёт и контроль? – улыбнулся Басов.

– На том и держится земля русская! Пока без этого никак. – Словно извиняясь, развёл руки Геллер. – Пока верните папку. И давайте пойдем, пообедаем. И ещё. Сотовый телефон сдайте на хранение Полине. В нашем здании не всем полагается носить их с собой. И у нас хорошие стационарные телефоны во всех помещениях.

Басов послушно отдал гаджет секретарше.

Глава 4

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу