
Полная версия
Плац. Том 2
На нём была английская кепка с ушами, пальто тёмно-зелёного цвета и сапоги. Правой рукой он держался за поручень ограждения, в левой – погасшая курительная трубка.
– Угадали, – подтвердил Николай Ильич и напрягся. Наученный горьким опытом, он опасался случайных разговоров.
– Никак учительствуете? – допытывался мужчина.
– Не совсем, – ответил Николай Ильич уклончиво и тронул за козырёк кепку, словно пытаясь убедиться, на месте она или нет. – Разрешите представиться? Саранин Николай Ильич! – Здесь он запнулся, хотя уже твёрдо решил то, как будет представляться при случае. Стараясь скрыть неловкость и заполнить паузу, Николай Ильич кашлянул в кулак и докончил: – Торговый представитель…
«А что? Почему бы и нет? Кому какое дело, кто он вообще такой? Главное, чтобы не политический. Люди знакомятся в основном так, для порядку, чтобы потом разговор продолжить. Как иначе в дороге скуку развеять? Ведь и этому типу, по большому счёту, без разницы, кто перед ним. Хотя, – он ещё раз оглядел мужчину. – А вдруг работает в охранке? Может и вовсе, приставлен за мной наблюдать в дороге?»
– Олег Никитич Поликарпов! – ответил между тем мужчина.
– В Минусинске, стало быть, живёте? – попытался угадать Николай Ильич, вдруг успокоившись.
Хотя, на самом деле был уверен, что в сибирской глуши человеку с такой внешностью точно делать нечего. Николаю Ильичу до дурноты становилось страшно от фантазий его будущего существования в загадочном Минусинске. Он уже много был наслышан об этом городке и имел общее представление.
– Уже шестой год, – подтвердил Поликарпов.
– Чем же там изволите заниматься? – стараясь выглядеть скучным, поинтересовался Николай Ильич. На самом деле ему было страсть как интересно, чем живёт местная интеллигенция.
– Я инженер, – сообщил не без гордости Поликарпов.
– Неужели в этой глуши есть потребность в инженерах? – усомнился Николай Ильич и указал рукой в сторону берега. – С виду глушь… Извините, если обидел, – спохватился он, и виновато улыбнулся.
– Это на первый взгляд, – Поликарпов мечтательно посмотрел вдаль. – На самом деле Минусинск даже очень неплохой городок.
– По местным меркам, или как? – Николаю Ильичу очень было любопытно говорить со старожилом.
– Вы то, сами, из каких мест изволите? – спросил неожиданно новый знакомый, и тут же объяснил своё любопытство: – Интерес проявляю, чтобы легче было сравнивать.
– Из Петрограда, – объявил Николай Ильич, следя за реакцией нового знакомого.
Поликарпов обрадовался.
– Учился я там, – объяснил он с ностальгией и затаённой нежной печалью.
– И чего же вы здесь делаете? – допытывался Николай Ильич, жадно разглядывая нового знакомого.
Он всматривался в лицо инженера, пытаясь увидеть изменения, которые произошли с этим человеком, оторвавшемся, по его мнению, от цивилизации. Его внимание было тут же вознаграждено. И вот уже относительно молодой мужчина, почти ровесник, стал в его глазах выглядеть значительно старше и мужественнее. Его загар, не под стать загару столичного жителя, по большей части проводящего время в разного рода конторках… Кожа на скулах была обветренной, отчётливо просматривались мелкие морщинки от уголков глаз к вискам.
«Скорее оттого, что часто на ветру и морозе приходится бывать», – сделал вывод Николай Ильич.
– Как вам, наверное, уже известно, в этих краях идёт большая стройка, – сказал Поликарпов. – Дорогу ведём, чугунку…
– Да, конечно я слышал! – Николай Ильич часто закивал.
Он дотошно изучил всё, что касается его путешествия и ссылки и был осведомлён о строительстве. Однако ему хотелось узнать из первых уст, когда же будет закончено строительство и этот далёкий и неведомый Минусинск будет связан с остальным миром дорогой.
– Как вы знаете, до сего дня основными магистралями, связывающими центр Енисейской губернии с южными районами, является река Енисей и Ачинско-Минусинский тракт, – стал рассказывать Поликарпов. – В зимнюю пору Енисей становится недоступен для судоходства из-за льда, а тракт плохо оборудован. Да и невозможно его содержать постоянно в потребном для поездок состоянии, – он сокрушённо вздохнул. – Иногда снега здесь такие, что и шагу не сделать. Всё переметает. Весной, как водится, распутица…
– Да уж, – Николай Ильич поёжился.
– Вопрос давно обсуждался. – Поликарпов кашлянул в кулак, в котором так и продолжал держать давно погасшую трубку. – Все признавали, что строительство железнодорожной линии, которая соединит Сибирскую железную дорогу с Минусинском, весьма желательно. Основательно же взялись лишь перед самой войной, будь она неладна.
– Снова всё встало? – попытался угадать Николай Ильич.
– Нет, работы продолжаются, – успокоил Поликарпов. – Только стало труднее с финансированием. Да и работников много на фронт спровадили. Правда, вместо них пленных австрийцев прислать собираются. Но сомневаюсь, что они в этих краях полностью русского мужика заменят. Не приучен австрияк к нашим зимам.
– Холода здесь суровые, – проговорил Николай Ильич, словно уже пережил не одну зиму. – Да и вредить они будут!
Неожиданно выдвинутое предположение Николая Ильича развеселило Поликарпова.
«Наверное, слишком пафосно я это сказал, – подумал Николай Ильич раздосадовано. – Как мальчишка. Совсем не по-взрослому…»
Но причина оказалась в другом.
– Только утром сегодня мне так же сказал один знакомец, – объяснил Поликарпов и покачал головой. – Вредить-то им зачем? Неужели вы думаете, что эта проклятая война солдату и в плену нужна? Да он рад с фронта улизнуть туда, где хотя бы не стреляют и кормят…
– Нет, не думаю так, – заторопился Николай Ильич. – И с вами вполне согласен. Часто езжу в Германию и Швецию по разным делам и вижу, народ там ничем таким не отличается от нас.
Сказал и упрекнул себя: Для чего соврал? Ведь сам настаивал, что люди там культурнее и образованнее, да и живут они ко всему лучше русского мужика. Даже как-то про себя согласился с одним из русских, проживающих там, что было бы лучше войну проиграть чтобы стать частью цивилизованной Европы и жить её традициями.
– Я вот всё время думаю, это какую же надо иметь совесть, чтобы вот так вот отправлять людей на верную погибель, – продолжал, между тем, Поликарпов. – Причём заметьте, – он, словно они уже были давно знакомы, ткнул обратной стороны кулака с трубкой в грудь Николаю Ильичу, – сами они на войну разве только командовать простым солдатом идут. Гнать на убой, мордовать, муштровать…
– Мой брат офицером был, – начал было Николай Ильич, но инженер как будто его уже и не слышал.
– Придёт время, когда народ поймёт, от кого исходят все несчастья…
«Проверяет! – осенило Николая Ильича. – Как пить дать проверяет! Господи, а уж не сболтнул ли я чего лишнего?» – он стал лихорадочно перебирать в памяти их короткий разговор.
Но отдельные фразы выскальзывали, разрушая предложения. Николай Ильич не мог вспомнить, говорил ли он что-то такое, что сейчас отправит его прямиком в тюрьму, вместо ссылки.
Он сглотнул слюну.
– Сейчас я ведаю проведением земляных работ и строительством небольших мостов, – стал рассказывать Поликарпов, не замечая перемены в настроении и внешности собеседника. – Необходимо много построить. Станционных зданий одних с десяток, опять же паровозные депо нужны… На них ко всему должны и обученные работники появиться.
Но Николай Ильич уже с трудом воспринимал то, что говорил новый знакомый.
«Это же надо, расслабиться и бдительность потерять! – ужаснулся он. – На самом последнем отрезке пути! Да никак ещё что-то наговорил Поздняков, как только узнал, что меня видели в Красноярске! Вот и приставили человека из охранки».
– К-хе! – вырвалось у него.
– Что изволите? – не понял Поликарпов.
– Значит, вскорости поедем уже по чугунке? – спросил зачем-то Николай Ильич. На самом деле ответ ему сейчас был безразличен. Он говорил, а сам вглядывался в глаза Поликарпову с тем, чтобы понять, о чём он на самом деле думает.
– Увы! – Поликарпов покачал головой. – Без рельсов сейчас работы ведутся. Всё на военные нужды пускается. Движение есть только до станции Глядень, а это и ста вёрст не будет…
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.