
Полная версия
Без дефицитов. Как сбалансировать питание и сохранить здоровье
1. Пища – источник удовольствий и познания мира.
2. Огромную роль в питании играют традиции, привычки, социальные моменты, образ жизни.
3. Питание – это источник необходимых веществ для организма и микробиоты, его населяющего.
4. Питание – составляющая часть биологической культуры человека – свода социальных, биологических, физиологических правил, определяющих корректное поведение человека в биосфере и ноосфере.
И за счет этих принципов такой подход учитывает не только ценность питания с точки зрения его пользы для физического функционирования, но и уделяет внимание индивидуальным особенностям каждого человека, его привычкам, культуре, психологическим аспектам.
Почему это так важно в контексте обсуждения здоровья? Это открывает вариативность действий при лечении и (что еще важнее) профилактике различных заболеваний.
Наука доказала, что питание, дыхание и еще небольшое число процессов могут рассматриваться как основополагающие акты живого, а управление этими процессами – эффективный способ лечения. Направленные влияния через питание на регуляторные, трофические свойства органов, колонизационную резистентность эндогенного микробиоценоза (микробиоты) уже сейчас начали использоваться в клинической практике. [5]
Любопытно, что в разрезе болезней тоже есть понятие о комплексном подходе и многофакторной составляющей нарушения здоровья. Речь идет о том, что беда редко приходит одна. Обычно это целый букет заболеваний. И для определения такого состояния есть специальный термин – коморбидный пациент. Коморбидность (от латинского со – «вместе» и morbus – «болезнь, недуг») – сосуществование у одного пациента двух или более заболеваний, связанных между собой единым патогенетическим механизмом или совпадающих по времени.
Это не просто наличие у человека нескольких заболеваний, но и связь между ними. Например, ожирение влечет развитие сахарного диабета и нарушения работы сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и так далее.
Слово «коморбидность» в 1970 году предложил использовать эпидемиолог Алван Файнштейн, когда результаты его работы с больными острой ревматической лихорадкой показали, что исход тем хуже, чем больше заболеваний у конкретного пациента. Сейчас иногда звучит термин «мультикоморбидность», объединяющий несвязанные между собой заболевания.
Переводя это все на бытовой язык, я люблю приводить аналогию с занозой. Представьте, что заноза попала в мизинец. Самый ли это важный палец? Вроде, и нет, не особо им пользуемся. Представим, что заноза маленькая и не причиняет страданий. Но неприятно. Где будет сосредоточено внимание? Будем ли столь же эффективны, как обычно? Нет. И внимание значительно будет отвлечено на ранку. Хотя, казалось бы, микрозаноза. Или мозоль! Неприятно, да. Но и болезнью не назовешь, верно? Тем не менее, иногда идти не можешь! Это сильно влияет на качество жизни, хотя говорить о болезни еще рано.
Кстати, о качестве жизни задумывались уже с 1947 года, когда профессор Колумбийского университета США Дэвид Карновски опубликовал работу «Клиническая оценка химиотерапии при раке». Вообще, этот аспект меня удивлял еще со времен учебы в аспирантуре, где я и коллеги занимались разработкой лекарственных форм для противоопухолевого препарата. Главным критерием успеха было удлинение продолжительности жизни лабораторных животных. О качестве никто и не думал – не тот приоритет.
Но, как человек, чьи родные болели раком, я не понаслышке знаю, что слово «качество» покидает жизнь очень быстро. Поэтому считаю это важным аспектом, который медицина часто ставит на второй план. Но не потому, что не хотят. Вопрос опять же в приоритетах: когда стоит задача сохранить жизнь, не идет речь о ее качестве. Сначала спасти, потом уже будем разбираться. Только это «потом» уже не в ведении медиков, а область интересов и ответственности пациента. Но, к счастью, есть подвижки. Например, в 1970‐х годах психиатр Джордж Энгель предложил учитывать психологические аспекты заболевания и даже разработал биопсихологическую модель медицины.
Джордж Энгель предложил холистическую модель возникновения и течения психических расстройств, альтернативную общепринятому на тот период биомедицинскому подходу. Энгель доказывал, что для правильного понимания причин страданий пациента, выбора лечения, достижения готовности выполнять рекомендации врача (как при психических, так и при соматических заболеваниях) необходимо учитывать биологические, психологические и социальные аспекты болезни. [6]
Исследования в этой области тем временем продолжаются, что не может не радовать.
Специалисты предлагают разные модели и критерии оценки, но сходятся в одном: нельзя оценивать один аспект заболевания без учета остальных.
В 1982 году А. МакСуини предложил оценивать КЖ (качество жизни), основываясь на четырех аспектах (эмоциональном, социальном функционировании, повседневной активности и проведении досуга). Учет досуга удивил, а потом я вспомнила о старой доброй смехотерапии!
Исследователь Н. Венгер выделил три основных параметра для оценки КЖ: функциональная способность, восприятие, симптомы и девять подпараметров (ежедневный режим, социальная и интеллектуальная деятельность, восприятие общего здоровья, симптомов основного и сопутствующих заболеваний, экономическое положение, благосостояние, удовлетворенность жизнью).
Тут тоже акцентирую внимание на одном крайне важном аспекте. ВОСПРИЯТИЕ! Как часто мы сильно переживаем по пустякам, как говорится, принимаем близко к сердцу. Да, это особенность характера, но не значит, что это константа, которая не поддается даже малейшим изменениям.
Все течет и меняется, мы с вами – тоже, и это отличная возможность сделать свою жизнь лучше, легче, приятнее и качественнее!
Единственная постоянная в химии – перемены. Не смейтесь, источник этой фразы – американский сериал «Уроки химии» про женщину-химика, которая добилась успехов в профессии, несмотря ни на что. Посмотрите обязательно – это отличный способ переключиться.
Уверена, все слышали о плацебо: когда пустышка работает, как лекарство, потому что человек ВЕРИТ в ее действие. Поразительно, правда?
Фремингемское кардиологическое исследование тому пример. Проект стартовал в 1948 году и продолжается до сих пор. Статистика свидетельствует, что женщины, которые относят себя к группе риска сердечно-сосудистых заболеваний, болеют ими в четыре раза чаще, чем беззаботные пациентки. [7]
Кстати, такое действие наблюдается не только в плюс, но и в минус. Это называется «ноцебо»: если человек свято верит, что болен, слаб, умирает, то никто не в силах его переубедить.
Я узнала об этом эффекте из любопытной истории о Дереке Адамсе, который пытался покончить жизнь самоубийством в 2007 году, страдая от неразделенной любви. Тогда он принимал участие в исследовании антидепрессанта, 29 таблеток которого и выпил при попытке суицида. Когда начались судороги, он вызвал «скорую». Пока врачи его откачивали, они узнали, что за препарат пациент принял и позвонили его доктору. Оказалось, что Дерек был в контрольной группе, то есть таблетки – пустышки. Через 15 минут после того, как врачи рассказали ему об этом, пациент был полностью здоров.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Иван Петрович Павлов (14 (26) сентября 1849–27 февраля 1936) – русский и советский ученый, физиолог. Создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения. Основатель крупнейшей российской физиологической школы. Лауреат Нобелевской премии 1904 года за работу по физиологии пищеварения. – Прим. ред.