bannerbanner
Практическая психосоматика. Метод, который помог более чем 500 000 пациентам
Практическая психосоматика. Метод, который помог более чем 500 000 пациентам

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Итак, цепочка очень простая: по какой-то причине мозг отдает команду, активируются соответствующие центры вегетативной нервной системы, и уже спустя миллисекунды приток крови к определенным тканям снижается. Можно практически с полной уверенностью сказать, что причина симптомов кроется именно в недостаче кислорода. Такие выводы соответствуют наблюдениям двух немецких исследователей, в 1975 году сообщивших о легкой кислородной недостаточности в ядрах мышечных клеток пациентов, страдающих от болей в спине, а также исследованиям, которые в 1980-х опубликовала в медицинской литературе группа шведских ученых.

Так как эти рассуждения объясняли симптомы, в дальнейшем я стал отталкиваться от мысли, что кислородная недостаточность приводит к боли. К тому же, даже если позже окажется, что к боли приводит некий другой запускаемый мозгом процесс, для исцеления все равно будет нужно воздействие на мозг, а не на местные ткани.

Таким образом, я говорил пациентам, что их спины в полном порядке. Я объяснял, что при их заболевании необходимо лечить разум, а не тело. Осознанность, понимание, знания – вот волшебные лекарства, способные избавить человека от этого недуга.

В 1979 году я начал проводить групповые лекции о психологических и физиологических особенностях СМН. Раз информация – ключ к выздоровлению, необходимо как можно быстрее довести ее до людей. Впоследствии эти лекции стали фундаментом моей лечебной программы. Как ни странно, с их помощью полное выздоровление наступает у 80–90 % пациентов.

Лучше всего мой взгляд на проблему в начале 80-х демонстрирует письмо, которое я написал Расселу Бейкеру, журналисту New York Times, заметку которого под названием «Куда делась язва желудка?» прочел в номере от 16 августа 1981 года. Вот что я написал ему 23 сентября 1981 года:


«Дорогой мистер Бейкер!

Полагаю, вам, как человеку заинтересованному, будут любопытны истинные причины уменьшения числа больных язвой желудка, о котором вы не так давно писали. Язвы желудка и двенадцатиперстной кишки относятся к семейству заболеваний, связанных, как вы верно подметили, с огромным напряжением. Другие члены этой коварной семьи – колит, синдром раздраженной толстой кишки, головная боль напряженного типа, сезонные аллергии (и то – это лишь самые распространенные). Однако есть еще один, который остался незамеченным, а скорее успешно прятался под „чужой личиной“ и постепенно занял место вездесущей язвы. Чуть позже я расскажу занятную историю о том, как произошла эта смена ролей. Речь идет о всем известной боли в спине, шее и плечах. Многие годы считалось, что причина этого недуга – нарушения в позвоночнике, однако это заблуждение, которое, как дымовая завеса, сбивает с толку исследователей и врачей. На самом деле причина болей в спине кроется в той же части нервной системы, в которой зарождается виновник злополучной язвы – напряжение.

Я уже публиковал свои взгляды на эту серьезную проблему в медицинской литературе. Тем не менее замечу, что в отличие от язвы, которая порой приводит к кровотечениям, разрывам тканей и другим проблемам, даже самые сильные боли в спине, шее и плечах отражают относительно безобидный процесс. Все эти заболевания относятся к психосоматическим, так как являются результатом одного и того же процесса: психическое напряжение вызывает физические симптомы. Сердечные приступы – проявления более серьезных психосоматических процессов и ни в коем случае не сопоставимы с язвой желудка и двенадцатиперстной кишки.

А теперь обещанная история о том, как одно заболевание заменило другое. Для начала отмечу, что цель физического проявления напряжения – обмануть. Человеческий мозг решил, что ощущать напряжение, то есть совершенно нормальную реакцию на общую напряженность, – не очень приятно. Это порицается обществом сильнее, чем быть не в порядке „физически“. Итак, мозг отдает несколько команд, и вуаля – у человека начинает болеть живот или спина. Так вот, мучившая стольких людей язва сдала позиции, ведь все начали понимать, что это обманка, признак напряжения, столь порицаемого обществом.

Всем известная боль в спине всегда была тем, чем является и сейчас: проявлением напряженности – просто до прихода современной медицины ее особо не замечали. „То, что нужно, – сказал мозг. – Боль в спине занимает последнюю строчку в списке „физических“ заболеваний, так что лучшего заменителя для язвы не найти“. Вот так язва желудка и двенадцатиперстной кишки уступила почетное место тайного знаменоносца в армии людей, страдающих от напряжения.

Поэтому практически у каждого есть своя история о боли в спине. За последние 20 лет спина западного человека познала самые разные виды боли, а язва, наоборот, – с каждым годом встречается все реже. Занимательная история, не правда ли?»


А несколько дней спустя я получил ответное письмо, которое привожу здесь с согласия мистера Бейкера:


«Дорогой доктор Сарно!

То, что вы рассказали, удивительно и многое объясняет о моей „боли в спине“. Боль приходит через четыре-пять часов работы за печатной машинкой. Заметил, что она особенно сильна, когда я недоволен текстом.

На прошлой неделе сын попросил помочь в переезде, и я предупредил, что из-за спины, скорее всего, меня хватит только на несколько часов. Дело спорилось: я снова и снова поднимал и переносил вещи, дышал свежим загородным воздухом и ни о чем не думал. Через десять часов заметил, что спина не болит с самого утра.

Искренне ваш,

Рассел Бейкер»


В 1981 году я полагал, что физические симптомы заменяют чувство тревоги. Позже я пересмотрел идею, что помогло мне лучше понять проблему, а значит, и эффективнее лечить людей. Вот эта небольшая, но крайне важная поправка: неосознанные эмоции приводят к физическим симптомам.

И, разумеется, язва желудка и двенадцатиперстной кишки не исчезли полностью, просто теперь их причиной считают бактерии в желудке. На мой взгляд, различные язвы вызваны стрессом, а бактерии – лишь часть процесса. Эти заболевания встречаются намного реже, чем раньше, и уж точно не столь распространены, как боли в спине, шее и плечах.

В 1982 году прошел первый опрос пациентов. Среди тех, кто проходил курс лечения с 1978 по 1981 год, мы случайным образом отобрали 177 человек и попросили их рассказать о том, испытывают ли они боль. 76 % сообщили, что живут полноценной жизнью и не испытывают прежних симптомов. О частичном улучшении заявили 14 человек, а результаты 28 (16 %) были признаны неудовлетворительными.

Относительно выбранной группы есть два важных замечания:

– перед тем, как обратиться ко мне, большинство пациентов долгое время мучились от болей, проходили различные курсы лечения, некоторым даже делали операции, но боль все равно осталась;

– я не обследовал никого из них до того, как они записывались на прием.


С 1987 года я беседовал с обращавшимися ко мне людьми, чтобы выяснить, подходят ли они для программы. Большинство из тех, кто страдает от болей в спине, шее и плечах, отвергают концепт заболевания, вызванного эмоциями. Значит, наша лечебная программа для них бесполезна, ведь принятие диагноза – ключ к выздоровлению. Теперь я принимаю около половины тех, кто ко мне обращается. Когда меня критикуют за такую избирательность, я напоминаю, что, как и хирург, который отказывается оперировать неоперабельного больного, я выбираю работать только с пациентами, у которых велика вероятность положительного исхода. И этот подход выгоден не только мне: таким образом пациенты избавлены от ненужных расходов и разочарований.

Несмотря на то что до 1987 года предварительная оценка испытуемых отсутствовала, второй опрос бывших пациентов, проведенный в 1987 году, показал увеличение эффективности программы по сравнению с результатами первого. На этот раз мы значительно усложнили свою задачу и провели опрос только среди пациентов с межпозвоночной грыжей, подтвержденной компьютерной томографией. Такие нарушения чаще всего приводят к хирургическому вмешательству, хотя наш опыт свидетельствует о том, что к боли они приводят редко. Выборка состояла из 109 случайных пациентов. В период от года до трех лет после лечения 96 человек (88 %) полностью избавились от болевых симптомов и жили полноценной жизнью, у 11 были частичные улучшения, и состояние только двоих никак не изменилось – значительный прогресс по сравнению с результатами опроса 1982 года.

В чем же причина столь ощутимого улучшения результатов? Я научился более доходчиво рассказывать о природе СМН, поэтому больше людей стали принимать этот диагноз. Помимо этого, в 1985 году я перестал назначать физиотерапию. Хотя все терапевты отлично понимали природу заболевания, с которым работали, и честно поддерживали идею, что к боли приводят психические факторы, некоторые пациенты чрезмерно сосредотачивались на физическом лечении, делая вид, будто воспринимают материал лекций, которые я вел. Иногда у таких пациентов наступал эффект плацебо, который основан на слепой вере и иногда приводит ко временным улучшениям. К тому же, предписывая пациентам два-три раза в неделю посещать физиотерапию, мы постепенно переводили их внимание на тело, в то время как для успешного лечения требовалось как раз уйти от физиологического аспекта к психическому. Таким образом, негативное влияние физиотерапии сильно перевешивало ее положительный эффект. На мой взгляд, это сыграло важную роль в улучшении статистики.

Хотя третий опрос не проводился, я уверен, что теперь результаты программы будут еще лучше, чем в 1987 году. Этому сопутствует не только избирательный подход, но и то, что я значительно глубже понимаю природу СМН.

Во время совместной работы над медицинской статьей мой коллега, психоаналитик Стэнли Коэн, предположил, что физические симптомы – скорее не выражение тревожности, как я считал многие годы, а результат того, что в психоанализе называют защитным механизмом. Вопреки названию, цель защитного механизма (в нашем случае физических симптомов) – не оберегать, а переводить внимание на тело, чтобы человек не осознал или не встретился с неосознанными (подавленными) чувствами.

Этот новый взгляд на роль подавления стал важной вехой в путешествии, в которое я пустился около 15 лет назад. Он не только идеально вписывался в диагноз, но и объяснял, почему людям становилось легче, когда они узнавали и принимали причины своего состояния. Я понял, как житель любого маленького городка может прочесть одну из моих книг о СМН и полностью избавиться от боли, не пройдя осмотр или даже не поговорив со мной: когда пациент узнавал истину, выработанная мозгом линия поведения нарушалась. Наконец тайна стала явью.

Пусть мы с самого начала знали, что именно мозг запускает СМН, мы не понимали, зачем он это делает. Теперь же было очевидно, что симптомы должны отвести внимание человека от запрятанных эмоций, а стоило раскрыть эту шпионскую игру, как боль исчезала (что многократно показывали наши наблюдения). Хотя эти идеи о связи разума и тела – результат двадцатичетырехлетней клинической практики, на самом деле они – лишь отправная точка для этой книги.

Хотя мои наблюдения и являются результатом работы с болями в спине, шее и плечах, на мой взгляд, они относятся и к другим заболеваниям. Уверен, с психосоматическими симптомами знаком каждый. Вряд ли найдется много людей, не испытавших в течение жизни хотя бы одно такое проявление, ведь они отражают эволюцию психики современного человека. Но что особенно важно, эти симптомы наглядно демонстрируют связь тела и разума.

Невозможно изучать человеческие заболевания и не учитывать роль психики. Мой опыт работы с болевыми синдромами ярко показал заблуждения специалистов, отвергающих влияние эмоций на физические заболевания. В одних случаях эмоции играют второстепенную роль, в других – первую. Поэтому игнорировать столь важный компонент заболевания – все равно, что отрицать роль микроорганизмов в человеческих болезнях.

От каких же чудовищных эмоций мозг «защищает» человека, подвергая его тело сильной боли и тяжелым неврологическим симптомам? Ответ на этот вопрос важен для понимания не только болевых синдромов, но и целого ряда других психосоматических заболеваний.

В подсознании постоянно бушуют конфликты, порожденные разными элементами человеческой психики. В этих противостояниях рождаются невыносимые чувства, которые необходимо подавить. Так как эти тяжелые переживания стремятся быть замеченными, психика вынуждена находить способы их подавления. Психосоматический симптом – как раз один из них. Из этой книги вы узнаете природу и содержание этих нежелательных эмоций, а также поймете, почему разум маскирует эмоциональные переживания физической болью.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Проект HOPE, или Project HOPE (Health Opportunities for People Everywhere, «Возможности для здоровья для людей повсюду»),– международная неправительственная организация здравоохранения и гуманитарной помощи, действующая с 1958 года.– Здесь и далее прим. ред.

2

Pain in America: Exploring Challenges to Relief – 14 февраля 2012.

3

All the Rage: Saved by Sarno (2016) – документальный фильм от студий Vimeo и Amazon Prime Video

4

Речь идет о книге Healing Back Pain. The Mind-Body Connection, выпущенной в 1991 году издательством Warner Books. В переводе на русский язык была выпущена издательством «София» в 2010 году под названием «Лечим боли в спине».

5

Неврологическое заболевание, вызванное сдавливанием срединного нерва в области запястного канала.

6

Фибромиалгия выражается хронической симметричной болью в мышцах, но не всегда признается специалистами из-за отсутствия воспалений и повреждений внутренних органов.

7

Tension Myositis Syndrome, известный как синдром мионеврального (нервно-мышечного) напряжения, или синдром разума и тела, – название заболевания, связанного с физической болью от бессознательных эмоций, данное самим Джоном Сарно и принятое в альтернативной медицине.

8

Хроническое заболевание, проявляющееся болью, тугоподвижностью и болезненностью мышц, сухожилий и суставов.

9

Воспаление мышцы и фасции (оболочки, окружающей мышцу) в месте их соединения

10

Воспаление фиброзной соединительной ткани.

11

Патология, при которой человек страдает от постоянной боли в мышцах, а также ощущает хроническую усталость..

12

Специалисты, которые с помощью мануальных методов воздействуют на позвоночник и суставы, чтобы устранить боль, улучшить подвижность и восстановить общее здоровье организма.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2