
Полная версия
Потешные тайны Преображенского: как Пётр I в Москве флот строил

Елена Мелентьева
Потешные тайны Преображенского: как Пётр I в Москве флот строил

Ваше Величество, это же голландское чудо!
– Ваше Величество, сюда! Здесь что-то есть! – закричал Франц Тиммерман, раздвигая паутину в углу измайловского амбара. Его голос эхом отразился от потемневших балок, где столетия пыли и паутины хранили свои тайны.
Пётр, которому едва исполнилось шестнадцать, протиснулся между грудами старого хлама: сломанные сани с облупившейся краской, сундуки с выцветшей парчой, ржавые доспехи, покрытые вековой пылью… В воздухе витал затхлый запах забытых вещей и времени.
И вдруг – он. Маленький, потрёпанный, но с гордым изгибом кормы – бот. Его корпус, покрытый многолетней грязью, всё ещё хранил следы былой красоты. Резные украшения по бортам, хоть и потускневшие, выдавали искусную работу мастера.
– Это же… английский ботик! – ахнул Тиммерман, его глаза загорелись профессиональным интересом.
– Ну и ржавое корыто… – пробормотал юный Пётр, разглядывая запылённый ботик в измайловском амбаре. В его голосе слышалось юношеское пренебрежение к старому судну.
– Это не корыто, а шедевр! – воскликнул Франц Тиммерман, голландский купец, смахнув паутину с резного носа судёнышка. Его руки, привыкшие к корабельному дереву, нежно погладили борт. – Видите эти обводы? Это же английская работа! На таком и против ветра ходить можно!

Пётр замер, его взгляд медленно скользил по изящным линиям судна. В его голове рождалась странная мысль – неужели эта старая развалина может быть чем-то большим?
– Против ветра? – переспросил он, чувствуя, как внутри просыпается что-то новое, неизведанное. Царь резко развернулся к стоявшему рядом Карштену Бранту. – Ты можешь его починить?
Старый голландец, строивший ещё для отца Петра корабли на Каспии, хитро прищурил свои выцветшие глаза:
– Если дадите три бочки пива и двух плотников – через неделю будет как новый.
– Берите пять! – засмеялся Пётр, чувствуя, как его охватывает азарт. – И начинайте сегодня!
Так, в пыльном амбаре, среди забытого хлама, среди паутины и старых вещей, родился русский флот. Маленький ботик, найденный в пыли веков, стал первой искрой, из которой разгорится великое пламя морских побед.
Отступление «Немцы»: Почему именно они?
Немецкая слобода, 1690 годВ тени аккуратных черепичных крыш, где каждый камень хранил дыхание Европы, боярин Милославский, сжимая в руках тяжёлую шубу, шептал с неприкрытым ужасом: – Ваше Величество, да они же еретики! И бороды бреют!
Пётр, облачённый в голландский камзол, вызывавший немой ужас у придворных, лишь презрительно фыркнул: – Зато пушки лить умеют. И корабли строить. А ты, дядя, можешь?
Почему «немцы»?(так тогда называли всех иностранцев)

Знания и опыт. После Смутного времени Россия, словно древняя крепость, отставшая от времени, нуждалась в обновлении. Немцы, голландцы, шотландцы стали не просто гостями – они принесли с собой ключи от европейской сокровищницы знаний:
Франц Лефорт (швейцарец) – преобразил армию, научил её новому строю
Патрик Гордон (шотландец) – возводил крепости, словно творил произведения искусства
Яков Брюс (шотландец) – изучал звёзды, создавал навигационные карты, превращая тьму в свет знаний
Дело, а не родство. В отличие от бояр, получавших чины за знатность крови, иностранцы доказывали свои навыки делом.
Тиммерман, потягивая голландское пиво, с усмешкой рассказывал: – У нас в Голландии, если капитан корабль на мель посадит – его судят. А не жалуют новым чином!
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.