
Полная версия
Телейдоскоп событий
БЕДНЫЙ САША
Скромность, которая происходит от слабости, не достоинство
Абай Кунанбаев
«Бедный Саша», – говорила о нём моя матушка. Всегда и от души. «Бедным Сашей» называла Александра Слепцова и моя тёща. И напрасно я пытался объяснить каждой по отдельности, что Александр сам волен выбирать свою судьбу. Ведь все мы, просыпаясь, каждый день думаем о том, как нам поступать, куда идти, что делать. И жизнь наша, в конце концов, зависит от принятых нами решений, даже если вмешивается – его величество СЛУЧАЙ. Но всё было напрасно, до конца своих дней пожилые женщины жалели «бедного Сашу», возможно, всегда помня, каким он был. Когда-то!
Родился Александр Слепцов в тихой и работящей семье. У Слепцовых был большой дом, покрытый новой черепицей, и в глубине большого двора стоял флигель, состоявший из двух комнат. Сашин брат был на четыре года старше и постоянно поучал его, как ходить, плавать, ругаться, стрелять для него сигареты из отцовского пиджака. Родители не могли нарадоваться такой крепкой дружбе сынишек. Сашенька был гораздо сообразительнее старшего брата, лучше учился, прилежней себя вел. Просто пример для подражания. Правда был робок, но кто сказал, что это плохо? Или предосудительно? Но парню так хотелось быть значимым, заметным. ЛИЧНОСТЬЮ! Район железнодорожного вокзала небольшого депрессивного городка изобиловал странными личностями, имеющими за плечами сроки заключения. Они рассказывали удивительные истории, а мы все внимали им, иногда замерев от восторга. Ну прям, как Александр, слегка приоткрыв рот. Вокруг бурлили такие разные, весьма яркие приключения, и он стоит рядом с очевидцами, а ему уготована эта скучная одноцветная жизнь.
Хоть я и был моложе Слепцова на год, всё же входил в компанию парней, друживших со «старшими», носителями сроков и историй. Сашенька в этот круг не входил. Робел. Иногда его идущего по улице останавливали, требовали объяснить ход решения теоремы из геометрии. Он старательно писал небольшой палочкой по земле формулы, пояснял хохочущим ребятам. И он прекрасно понимал, что над ним просто прикалываются, зло подшучивают, но… Робел Александр, не мог просто послать сверстников, возможно, получив пару-тройку тумаков, а, возможно, и нет, ведь свой же.
Любил Сашенька рассказывать о боях городских, когда стенка на стенку. Все удивлялись, где он этого наслушался. Враньё ведь всё! Но он обижался, клялся, что правда это, что ему лично рассказывал авторитет по кличке «Бытя» или Ваня, по кличке «Зуб». И не удобно было уже ставить под сомнение сказанное. Но не мог же он сам это придумать. Может по пьяни и шепнули ему. Однажды рассказал Александр нам, как Юра Гнида, по кличке «Веня» оскорбил идущего своей дорогой старшого, по кличке «Лях». Разгневался Лях, подпрыгнул и двумя ногами ударил Веню прямо в грудь. Забил тому дыхание, а сам молча ушел. Долго Александр приводил в чувство Веню, плохо тому было. Слушали мы такое и диву давались – верить или нет? Но он клялся, слегка выкатив свои круглые глаза, руки прикладывал к груди. Как не поверить. Через много лет были мы с «Ляхом» в студенческом стройотряде. Спросил я его про историю с Веней и сложным ударом сдвоенными ногами. Удивился «Лях», в миру Николай Ляхов. Не имеет он таких приемов в наличии. Просто тогда, в юности, рассердил его наглый Веня, который был моложе на три года, и Николай, подойдя к нему, что есть силы ударил своей ногой, обутой в серьёзный ботинок, тому по ноге. Вот и вся история.
Стал совершеннолетним наш Александр. Хоть и учился хорошо, и десятилетку окончил с неплохим средним баллом в аттестате, но решил идти учиться на сварщика. А вдруг в техникум не получится поступить – стыда не оберёшься. Одновременно подросло и мнение, что пора уже становиться значимым. Мужчина он, в конце концов, или кто? Кстати, девчонок он по-прежнему обходил десятой дорогой. Робел! Зато стал выпивать.
Как-то зимой был он с компанией на танцах во дворце культуры. Из летней площадки, к холодам, мероприятие перекочевало в ДК имени Кирова. Деньги платишь и танцуй. Выпил для храбрости наш Саша, и, когда завязалась на выходе драка, решил поучаствовать. Ничего не понял в темноте, только в ухо заехали и нос разбили. Стали все расходиться, увидел Александр чужую шапку на снегу, подобрал её и понес. Тут их всех и задержали! Следы драки – участие, шапка чужая в руках – грабёж. А шапка редкая, норковая. Слишком дорогая. В городе большая редкость по тем временам. Уверен, не хотел он красть шапку, глупо. Чужую норковую шапку носить в маленьком городке на пятьдесят тысяч жителей в то время – это как в областном городе украсть в соседнем подъезде автомобиль Мазерати (Maserati) и разъезжать с умным видом. Ему бы покаяться, объяснить, что ни копейки никогда ни у кого не брал, написать доказательство теоремы из геометрии, но гордыня взяла верх, а она – глупости подруга. Всё было нелепо в этом. И общество знало Александра, и школа знала. Техническое училище просило за Александра. Но… Впаяли «бедному Саше» три года, которые он отсидел от звонка до звонка. По истечении срока вышел немного другой Александр. Нет, внешне он был похож на того, курчавые волосы цвета солнечного песка, светло голубые, слегка на выкате, глаза, отсутствие роста волос на лице. Но появился кем-то перебитый нос, причем вогнутый вовнутрь, манера махать руками, держа пальцы врастопырку. И манера много пить и говорить.
Сашенька получил то, к чему стремился. Стал значимым! Он мог часами рассказывать о жизни ТАМ, его пальцы в эти моменты становились автономными, рот искривлялся, слегка передавая тюремный жаргон. Но постепенно от него уставали, и он всё чаще оставался один. Алкоголь позволил ему забыть каким милым и наивным был его мир тогда, когда он был молод и робок. Спиртное закрыло перед ним, пока ещё не «бедным Сашей» дверь в будущее. Тяжелую глухую дверь, выполненную из металла. С решёткой.
Однажды он, по привычке, выпивал со старой компанией. Пришли ребята из центральной части города, тоже выпили. Завязалась словесная перепалка, перешедшая в драку. Кто-то ударил ножом чужого парня, и тот помер на следующий день в больнице. Все получили различные сроки, но у Александра был рецидив. Он получил пять лет, совершенно не участвуя в драке. Жизнь опять была поставлена на паузу тут. Но не там! Из заключения вышел тихий сломленный человек.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.